ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Белгород. Кафедральный собор Спаса Преображения.

Преображенский кафедральный собор


Собор. Действует.  
Престолы:Спаса Преображения
Год постройки:не ранее 1813.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
г. Белгород, ул.Попова, 11а

Координаты:50.59839, 36.58833


Добавить фотографию
Автор: Игорь Монаков
Снято: 27 июля 2007 Добавлено: 13 января 2012
Условия использования фотографии нужно согласовать с автором.
Кафедральный собор Спаса Преображения-Белгород-г. Белгород-Белгородская область-Игорь Монаков
Общий вид с северо-востока
Игорь Монаков
27 июля 2007
Кафедральный собор Спаса Преображения-Белгород-г. Белгород-Белгородская область-Alex
Alex
30 июня 2005
Кафедральный собор Спаса Преображения-Белгород-г. Белгород-Белгородская область-Дионисий
Вид на иконостас. Справа рака с мощами святителя Иоасафа Белгородского
Дионисий
16 мая 2011
Сортировка:


Кафедральный собор Спаса Преображения - Белгород - г. Белгород - Белгородская область
Алексей Кротов
10 июля 2017
Кафедральный собор Спаса Преображения - Белгород - г. Белгород - Белгородская область
Общий вид с северо-востока
Игорь Монаков
27 июля 2007
Кафедральный собор Спаса Преображения - Белгород - г. Белгород - Белгородская область
Колокольня. Западный и северный фасады
HD Игорь Монаков
27 июля 2007
Кафедральный собор Спаса Преображения - Белгород - г. Белгород - Белгородская область
Alex
30 июня 2005
Кафедральный собор Спаса Преображения - Белгород - г. Белгород - Белгородская область
Сергей Ковров
19 апреля 2014
Кафедральный собор Спаса Преображения - Белгород - г. Белгород - Белгородская область
Главный вход в собор
Игорь Монаков
27 июля 2006
Кафедральный собор Спаса Преображения - Белгород - г. Белгород - Белгородская область
Часть северного фасада (вид с северо-запада)
Игорь Монаков
27 июля 2006
Кафедральный собор Спаса Преображения - Белгород - г. Белгород - Белгородская область
Архитектурные элементы украшения фасад
Игорь Монаков
27 июля 2006
Кафедральный собор Спаса Преображения - Белгород - г. Белгород - Белгородская область
Сергей Ковров
19 апреля 2014
Кафедральный собор Спаса Преображения - Белгород - г. Белгород - Белгородская область
Сергей Ковров
19 апреля 2014
Кафедральный собор Спаса Преображения - Белгород - г. Белгород - Белгородская область
Сергей Ковров
19 апреля 2014
Кафедральный собор Спаса Преображения - Белгород - г. Белгород - Белгородская область
Сергей Ковров
19 апреля 2014
Кафедральный собор Спаса Преображения - Белгород - г. Белгород - Белгородская область
Дионисий
16 мая 2011
Кафедральный собор Спаса Преображения - Белгород - г. Белгород - Белгородская область
Вид на иконостас. Справа рака с мощами святителя Иоасафа Белгородского
Дионисий
16 мая 2011
Кафедральный собор Спаса Преображения - Белгород - г. Белгород - Белгородская область
Дионисий
16 мая 2011
Кафедральный собор Спаса Преображения - Белгород - г. Белгород - Белгородская область
Расположенное на противоположной стороне улицы (собор за кадром, слева) здание бывшей белгородской духовной семинарии
Игорь Монаков
27 июля 2006
Кафедральный собор Спаса Преображения - Белгород - г. Белгород - Белгородская область
Общий вид с востока
Игорь Монаков
27 июля 2006
Кафедральный собор Спаса Преображения - Белгород - г. Белгород - Белгородская область
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1900-1917 гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Кафедральный собор Спаса Преображения - Белгород - г. Белгород - Белгородская область
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1930-1940 гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Кафедральный собор Спаса Преображения - Белгород - г. Белгород - Белгородская область
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1959 г.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Кафедральный собор Спаса Преображения - Белгород - г. Белгород - Белгородская область
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1941 года.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Кафедральный собор Спаса Преображения - Белгород - г. Белгород - Белгородская область
Алексей Кротов
10 июля 2017
Кафедральный собор Спаса Преображения - Белгород - г. Белгород - Белгородская область
Алексей Кротов
10 июля 2017
Кафедральный собор Спаса Преображения - Белгород - г. Белгород - Белгородская область
Алексей Кротов
10 июля 2017




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Svet,  7 февраля 2011

Был освящён в 1813 г. как церковь Преображения Господня. В конце 1920-х гг. в связи с закрытием Троицкого собора получил статус кафедрального собора Спаса Преображения. В 1962 г. закрыт. С 1973 по 1990 годы здесь находился краеведческий музей, затем здание вернулось церкви. Здесь сохранилась икона, которой 500 лет.


Статью добавил(а): Вадим кр,  31 мая 2016

Преoбраженский кафедральный сoбoр является главным храмoм Белгoрoдскoй и Старooскoльскoй епархии.

В Писцoвых книгах В.А. Керекрейскoгo 1626 гoда впервые встречается упoминание o деревяннoй Преoбраженскoй церкви Белгoрoда. В церкoвных книгах Белгoрoдскoгo Никoлаевскoгo мужскoгo мoнастыря, пoсле перенoса гoрoда на правый берег Северскoгo Дoнца, также гoвoрится o Преoбраженскoй церкви. В 1813 гoду на деньги прихoжан на месте oбветшавшегo деревяннoгo храма вoзведен каменный Преoбраженский храм в стиле русскoгo классицизма пo прoекту архитектoра Е.А. Васильева. В 1925 гoду пoсле закрытия стариннoгo Трoицкoгo сoбoра Преoбраженская церкoвь пoлучила статус кафедральнoгo сoбoра.

Преoбраженский сoбoр закрыт в 1962 гoду, здание переданo краеведчекoму музею. В 1973 гoду пoсле ремoнта и перепланирoвки пoмещений oткрыт для пoсещений. Пoэтапная передача сoбoра Русскoй Правoславнoй Церкви началась в сентябре 1990 гoда. 17 сентября 1991 гoда при участии Святейшегo Патриарха Мoскoвскoгo и всея Руси Алексия II в Преoбраженский сoбoр тoржественнo перенесены мoщи святителя Иoасафа.

http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/preobrazhenskiy-kafedralniy.html


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  11 апреля 2017

Освящённый в 1813 году в Белгороде - как считается, в ознаменование победы русского народа в Отечественной войне - каменный Преображенский храм наследовал сразу двум пришедшим к тому времени в ветхость городским церквям. Спасо-Преображенский и Ильинский приделы имеются в соборе и сейчас. К началу ХIХ века эти церкви находились в аварийном состоянии. В 1805 году возникла идея упразднить эти храмы, заменив их новым - каменным, вместительным, выстроенным в новейшем архитектурном вкусе. Проект нового храма заказывали архитектору Евгению Алексеевичу Васильеву - он работал и для Курска, и для Воронежа, создав в этих городах около двух десятков разнообразных построек: как церковных, так и светских. Был он выпускником Петербургской Академии художеств и стажёром Дж. Кваренги. Он, как и знаменитый архитектор, работал в стилистике модного тогда классицизма. Сохранилось письмо Владыки Феоктиста к Евгению Васильеву, в котором архипастырь настоятельно советует построить и "колокольню великолепную с часами и курантами для красы и славы всего города". Место для храма выбрали видное - на Базарной площади, "между присутственными местами и красными рядами". Его закладка состоялась в 1897 году. Деньги на строительство, продлившееся шесть лет, собирали всем миром - иные купцы даже жертвовали по несколько тысяч рублей. В августе 1813 года на волне патриотического подъёма, вызванного изгнанием французов из России, новый Преображенский собор был освящён. Изначально Преображенский храм был трёхпрестольным - главный престол в нём освятили в честь Преображения Господня, придельные - во имя Илии Пророка и святого благоверного князя Александра Невского. С устройством в 1833 году второго (тёплого) этажа над трапезной добавились ещё два придела; при этом Александро-Невский придел переосвятили во имя Жён Мироносиц, наверху же были Богоявленский и Знаменский приделы. В конце 1880-х годов последние оказались упразднены, а второй этаж переоборудовали в хоры. В ХIХ веке Преображенский храм вёл тихую жизнь приходской церкви - все громкие события, запечатленные во многих печатных документах, вершились вокруг уничтоженного в советские годы Свято-Троицкого монастыря, в который, после переноса кафедры в 1830-х годах в Курск, была превращена бывшая архирейская резиденция.

Вот что писал приходской протоиерей Иоанн Софронов в феврале 1887 года: "Иконостас - нового устройства, резной, деревянный. Резьба помещена на зелёном фоне и представляет орнаменты в стиле ренессанса. В иконостасе четыре яруса. Царские двери - из двух створов, резные, без фольги. По обеим сторонам царских дверей имеются колонки с коринфскими капителями. Форма верхушек царских дверей обыкновенная, а над ним сияние с изображением в середине резного голубя. Средняя часть иконостаса заканчивается вверху фронтоном, средина которого украшена довольно большим резным изображением Распятия, по обе стороны его расположены такие же резные стоящие фигуры... Стены церковные не расписаны, а выбелены по штукатурке мелом. На стенах, кроме икон, в киотах большого размера позади клиросов, у столбов, стоят с правой стороны образ распятого Спасителя, а с левой - Скорбящей Божией Матери, других изображений нет... На колокольне всех колоколов девять. Все они позднейшего производства; на двух из них, самых больших, в надписи, не представляющей интереса ни в историческом, ни в археологическом, ни в художественном отношении, значится 1852 год, завод Рыжова и жертвователь Чумичёв..."

Грабить Преображенский храм начали уже вскоре после революции - "изъятия церковных ценностей" происходили в 1922 году (в ходе общероссийской кампании "помощи голодающим "). В условиях непрекращающейся агрессии безбожников церковь протянула до 1934 года, когда всё-таки были закрыта и передана под полковой клуб. Восемь лет она простояла "без пения", а в 1942 году немецкое командование разрешило возобновить в нём богослужения. Во время боёв в Белгороде церковное здание было повреждено угодившими в него снарядами, что не помешало храму, отремонтированному силами верующих, остаться действующим и после освобождения Белгорода от фашистов. В пору потепления отношений между Церковью и государством так происходило повсеместно - храмы, открытые при немцах, продолжали функционировать после их изгнания. Продолжали - до поры до времени, а точнее - до хрущёвских гонений. В 1961 году белгородский горисполком подготовил справку, в которой возмущался тем, что "во время служения в Преображенской церкви пение доносится в аудитории пединститута, в квартиры жильцов и т.д.", и утверждал, что "церковь по своему расположению несовместима с требованиями воспитания строителей коммунизма". Последствия не заставили себя ждать - в 1962 году здание вновь упразднённого Преображенского собора передали краеведческому музею, который, после десятилетней реконструкции, и открылся в нём в 1973 году. В перестроечные годы всё громче и громче зазвучали голоса, требовавшие вернуть собор верующим. На волне перемен власти их услышали.

С сентября 1990 года возобновились богослужения в возвращённом Церкви Ильинском приделе. Весь храм планировалось освободить к началу 1993 года, однако музейщики покинули его раньше - в августе 1991 года. Этой датой открывается новейшая эпоха в истории Преображенского собора. Вскоре после возвращения Преображенского собора Церкви, 16 сентября 1991 года в него были перенесены вновь обретённые мощи святителя Иоасафа Белгородского. В дни этого торжества Литургию в храме служил Патриарх Алексий II. Об этом событии напоминает мемориальная табличка на стене собора. Белгородский Преображенский собор трудно отнести к безусловным шедеврам, но то, что это постройка "изрядная", - на наш взгляд, совершенно очевидно. Дорогого стоят уже сама попытка "гармонически" поиграть" архитектурными объёмами, отказ от традиционных барабанов в основании боковых глав, разумные вариации на тему оконных форм, некая ненарочитая скромность и "непоказушность"... Наконец, умение - при отсутсвии внешней грандиозности - создать один из самых вместительных храмов в городе. Сделано это всё по-настоящему мастерски. Завершением собора является пятиглавие, выполненное при всей своей традиционности весьма своеобразно. Если центральный купол покоится на хорошо знакомом нам круглом световом барабане, то роль барабанов для боковых глав выполняют квадратные в сечении надстройки с полукруглыми окнами, заимствованными зодчими эпохи Ренессанса у их античных предшественников (Антонио Палладио и его последователи).

Декор Преображенского собора ненавязчив и абсолютно "классичен". Главная его составляющая - оформление пилястр и трёхчетвертных колонн, выгодно подчёркнутых белым цветом. Под профилированным карнизом тянется декоративный фризовый пояс, состоящий из повторяющихся полукруглых деталей с "кистями" в местах их соединения. Наличники окон отличаются классической строгостью. Четырёхколонными портиками на высоком цоколе, завершёнными трегольными фронтонами, оформлены южный и северный входы в собор. Западный фасад с главным входом тоже снабжён портиком, но ложным - колонны здесь имитируются пилястрами. Намечающуюся симметрию нарушает восточный фасад - правда, несильно: прямоугольный алтарный выступ тоже завершается фронтоном; есть у него и угловые пилястры, нет лишь центральных. Колокольня Преображенского собора несколько несоразмерна относительно всего церковного здания - ей явно не хватает по крайней мере ещё одного яруса. Возможно, это стало следствием нехватки средств - известно, что епископ Феоктист советовал архитектору Е. Васильеву изыскать деньги на строительство колокольни путём экономии на колоннах. С другой стороны, в такой колокольне звучит хорошая нота скромности, вообще характерная для собора. В остальном - чистейший классицизм: античную тему, заданную окружающими колокольню портиками, продолжают тройные трёхчетвертные колонны дорического ордера, акцетирующие углы постройки. Главный вход в Преображенский собор, как и в большинстве храмов, устроен с запада - через паперть под колокольней. В сответствии с традиционным планом храмового здания, далее следунт трапезная, перекрытая цилиндрическим сводом. Она необширна (её ширина вдвое уступает ширине основной части храма), но очень светла. Основная часть в плане представляет собой неравноконечный крест с мощным куполом на световом барабане, соединённом со столпами с помощью парусов. Слева (к северу) от центрального иконостаса устроен придел, освящённый во имя Илии Пророка; справа (к югу) - придел, освящённый в честь иконы Божией Матери "Знамение". У столпа, отделяющего центральный придел от южного, помещена украшенная резная сенью рака, в которой почивают мощи святителя Иоасафа Белгородского. Придельные иконостасы - весьма просты, они имеют один ярус. Двухъярусный позолоченный центральный иконостас смотрится торжественнее и богаче, что, вообще говоря, вполне логично. Его выполнили в пору возрождения Преображенского собора, в начале 1990-х годов, одесские скульпторы и бригада под руководством местного скульптора А.И. Серпухова. Иконы, написанные для иконостаса, - тоже творение коллективное; среди их авторов - как белгородские художники, так и иконописцы Свято-Троицкой Сергиевой лавры. К западной стене основной храмовой части, на высоте второго этажа, примыкают хоры. На создание торжественного настроения внутри собора работает абсолютно всё: и многочисленные святыни, и тяжёлая барочная резьба "под золото" киотов, и плавность арочных пролётов, и, может быть более всего, сплошная роспись храма.

В 1999 году артель мастеров под руководством тогда ещё кемеровского художника А.С. Работнова расписала купол. Росписи стен выполнялись позже и были завершены в 2005 году. Можно как угодно относиться к современным иконописным стилизациям, но то, что роспись пошла Преображенскому собору во благо, для нас несомненно. Примерные размеры Преображенского собора: высота - без малого 40 метров, общая длина - около 48 метров, ширина трапезной - более десяти метров, ширина центральной части храма - около 22 метров.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №178, 2016 г.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.