ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Чернигов. Собор Спаса Преображения.

Спасо-Преображенский собор


Собор. Действует.  
Престолы:Спаса Преображения
Архитектурный стиль:Византийский (подробнее >>)
Год постройки:1030.
Адрес:
Украина, г. Чернигов, Вал

Координаты:51.489073, 31.307661


Добавить фотографию
Сортировка:


Собор Спаса Преображения - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
Глоба Сергей
29 апреля 2010
Собор Спаса Преображения - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
Neyka
23 апреля 2009
Собор Спаса Преображения - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
Сергей Самусенко
1 августа 2005
Собор Спаса Преображения - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
Дмитрий Лобас
1 января 2009
Собор Спаса Преображения - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
Дмитрий Васильков
3 января 2008
Собор Спаса Преображения - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
Михаил Владимиров
25 августа 2005
Собор Спаса Преображения - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
Михаил Владимиров
25 августа 2005
Собор Спаса Преображения - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
Чернов Денис
3 апреля 2005
Собор Спаса Преображения - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
Парк им. М.М. Коцюбинского. Спасо-Преображенский собор XI века. Второй каменный храм на Руси
Ева
15 марта 2005
Собор Спаса Преображения - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
08.10.2004 - 10.10.2004
Собор Спаса Преображения - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
Спасо-Преображенский собор. Вид сзади.
Ева
1 мая 2004
Собор Спаса Преображения - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
(скан плёнки)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
3 мая 2002
Собор Спаса Преображения - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
Центральный вход вид сбоку
Neyka
23 апреля 2009
Собор Спаса Преображения - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
Кладка византийского образца: каменные блоки + плинфа
Михаил Владимиров
25 августа 2005
Собор Спаса Преображения - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
(скан плёнки)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
3 мая 2002
Собор Спаса Преображения - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
Dmitry N.
1 мая 2013
Собор Спаса Преображения - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
Интерьер общий план
Neyka
23 апреля 2009
Собор Спаса Преображения - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
Ризница
Андрей Агафонов
1 мая 1992
Собор Спаса Преображения - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
strusto
26 сентября 1985
Собор Спаса Преображения - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
Фото из журнала "Зодчий"
Андрей Агафонов
1 января 1912
Собор Спаса Преображения - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
Фото из журнала "Зодчий"
Андрей Агафонов
1 января 1912
Собор Спаса Преображения - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
Фото из журнала "Зодчий"
Андрей Агафонов
1 января 1912
Собор Спаса Преображения - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1 января 1893
Собор Спаса Преображения - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
сайт «История России в фотографиях», фото Павел Левинский https://russiainphoto.ru/search/photo/?year_from=1860&geohash=&bounds=&year_to=1901&query=&index=9&page=106&page_size=10
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Антипин
1 июня 1889
Собор Спаса Преображения - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
Рис. из журнала "Зодчий"
Андрей Агафонов
1 января 1882
Собор Спаса Преображения - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913
Андрей Агафонов
??
Собор Спаса Преображения - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
Фото из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
??
Собор Спаса Преображения - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин,  27 февраля 2005

Спасо-Преображенский собор построен в 1030 году. Древнейший из сохранившихся православный храм Руси.


Статью добавил(а): Чернов Денис,  28 апреля 2006

Заложен князем Мстиславом Владимирским Храбрым в центре черниговского Детинца. После смерти князя в 1036 г. стены, согласно летописи, были возведены на высоту всадника, стоящего на коне ("пъде Мстислав на лови, разболеся и умре, и положища его в церкви Святого Спаса, его же бо сам заложи; бе бо въздано еи при нъм высочиною, яко на коне стояще досящи").

Архитектурная композиция собора объединяет базиликальную схему романского происхождения с центричной крестово-купольной византийской системой. Тринефный, триапсидный, восьмистолпный, пятикупольный. Башню с северной стороны восточного фасада уравновешивала с Юга крестильня в виде небольшой церкви. Стены собора выведены смешанной кладкой, с чередованием кирпича (плинфы) и камня-песковика на известковом растворе. Снаружи не штукатурились, лишь в некоторых местах затирались розовым раствором с графлением на квадры.Чередование камня, плинфы, розовых полос придавали фасадам особую живописность. Интерьер собора украшали беломраморные резные колонны, фрески. Пол из шиферных плит был отделан мозаикой из разноцветной смальты, керамическими плитками. Для улучшения акустики использовались голосники (керамические амфоры и корчаги, заложенные во время строительства в стены и своды).

Собор испытал много перестроек. В 1239 г. во время нашествия Батыя частично разрушены своды, уничтожены купола. В ходе обновления в 17 в. надстроены апсиды, возведены барокковые купола. Значительно перестроенный после пожара 1750 г. В конце 18 в. надстроена северная башня, а также возведена на месте разрушенной крестильни южная башня, сделаны новые верхи, все фасады оштукатурены и побелены. В 1818 г. по проекту архитектора А. Карташевского возле западных, южных и северных порталов возведены просторные тамбуры, в конце 19 в. позолочены верхи, и собор приобрёл современный вид. Иконостас изготовлен нежинскими мастерами С. Волощенко и С. Белопольским по проекту архитектора И. Яснигина. Иконописные работы выполнил борзнянский священник Т. Мизко.

Из статьи энциклопедического справочника "Черниговщина"


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  1 декабря 2018

Считается, что Мстислав Владимирович Храбрый, князь Черниговский, начал возведение главного храма своей столицы в первой половине 1030 года. К тому времени ему удалось примириться с братом, великим князем Киевским Ярославом Мудрым, и прочно осесть на Черниговщине. Древний Чернигов должен был стать достойным центром Мстиславовой отчины, противовесом Киеву, новым политическим и культурным центром Руси. В христианскую эпоху любой большой город, тем более такой, которому предназначался удел столицы, не мог обойтись без великолепного собора. Грандиозность постройки определялась уровнем притязаний заказчика. Размеры, формы, внешнее оформление храма и его интерьеры напрямую зависели от того, насколько громко хотел заявить о себе окружающему миру устроитель и как глубоко выстраивались его отношения с Богом. Очевидно, что архитекторами черниговского собора были иноземные мастера.

Специалисты в области архитектуры называют планировочно-пространственное решение Спасо-Преображенского собора уникальным. Подобные конструкции практически неизвестны в древнерусском зодчестве. К ХI веку храмозданная инженерная мысль христианской Европы выработала два основных типа храма: более древний базиликальный, получивший особое распространение в Западной и Центральной Европе, в пределах влияния Римско-католической церкви и крестово-купольный, характерный для Византии и стран, испытавших византийское влияние. Спасо-Преображенский собор чудным образом совместил в себе обе традиции, эта постройка одновременно имеет черты базилики и византийского крестово-купольного храма. Сложно сказать, кто возглавлял артель зодчих: были ли это архитекторы из какого-то католического государства, знакомые с тонкостями строительных технологий Византии, или, наоборот, греческие мастера, овладевшие навыками, возведения церквей типа базилики. Иногда утверждается, что Мстислав Храбрый, до Чернигова длительное время имевший княжеский стол на окраине русского влияния, в городе Тмутаракани, что на Таманском полуострове, пригласил мастеров именно оттуда. Строители собора явно знали о принципах культового строительства в Малой Азии и Закавказье, где в то время подобные храмы, как считается, возводились. Однако всё же более вероятным следует видеть константинопольское происхождение авторов собора.

Исследователь П. А. Раппопорт высказал предположение, что мастера, создавшие Спасо-Переображенский собор в Чернигове и Софию Киевскую, представляли одну и ту же артель, которую пригласили из столицы Византии. Возможно, строители Спасо-Преображенского собора в какой-то мере повторили схему Десятинной церкви. Возникает вопрос: почему главный собор во владениях Мстислава Храброго был освящён в честь Преображения Господня? Преображение, явившее миру Иисуса Христа-Бога, Царя царей, согласно церковному пониманию имело в сознании людей Средневековья явный монархический аспект. В повышенном внимании к данному празднику проявлялись и державные устремления князей, оно символизировало сакральную сторону их власти. Помимо монархического, Преображение Господне явно имело и воинский аспект. Достаточно вспомнить, что Мстислав был крупным воителем своего времени, неслучайно получившим прозвище Храбрый. В 1031 году совместно с Ярославом Мудрым он совершил успешный военный поход на Польшу, откуда вернулся с богатыми трофеями и большим числом пленных. Вполне возможно, что закладка Преображенского собора в Чернигове отражала не только монархические, но и воинские христианские взгляды Мстислава, а поводом для посвящения главного храма Чернигова стал именно польский поход 1031 года. Отдавая дань Преображению, Мстислав мог перебрасывать мостик между собой и своим отцом, великим князем Владимиром Святославичем, тем самым подчёркивая преемственность власти.

Первое датированное историческими источниками свидетельство о Спасо-Преображенском соборе относится к 1034 году. В "Повести временных лет" есть такие строки: "Мьстислав изыиде на ловы и разболеся и умре. И положиша и в церкви святаго Спаса, юже создал сам, бе бо вьздано ея при нем вьзвыше, яко и на коне стоячи рукою досячи". Переводится это свидетельство так: "Мстислав вышел на охоту, разболелся и умер. И положили его в церкви святого Спаса, которую он сам создал: ведь были при нем выведены стены ее в высоту, сколько можно стоя на коне, достать рукою". Эта беглая заметка древней русской летописи примечательна вдвойне. Она не только подтверждает, что именно Мстислав Владимирович Храбрый был заказчиком строительства черниговского собора, но и отмечает любопытный промежуточный этап работ. Вероятно, к 1034 году, судя по указанию на возможность всадника, стоящего в стременах, дотянуться до верхнего на тот момент ряда кладки, высота стен собора составляла около четырёх метров. Если сооружение храма велось без перебоев и длительных остановок, такого состояния здания, учитывая его размеры, скорее всего, можно было достичь не менее чем за пару строительных сезонов (особенности климата обуславливали проведение строительных работ только в течение тёплого времени года). После смерти Мстислава Владимировича в 1036 году, согласно Повести временных лет, по Ипатьевскому списку со стройки собора, имевшему тогда высоту стен около 4 метров, мастера-зодчие были сняты для постройки храма Святой Софии в Новгород. Окончен черниговский собор был только в середине века. После смерти Мстислава Храброго все его земли были объединены под властью Ярослава Мудрого. Великий князь Киевский Ярослав, снова безраздельно властвовавший на Руси, посадил на черниговский стол своего сына Святослава. Считается, что Святослав поощрял строительную деятельность в своём княжестве.

В числе каменных построек, возведённых в годы его правления на землях Черниговщины, был и окончательно достроенный Спасо-Преображенский собор, который стал кафедральным храмом Черниговской епархии (окончательно местопребывание епископов Черниговских в городе по названию их титула утвердили только в 1672 году). Учреждённая ещё в конце Х века епархия являлась третьей по своему иерархическому статусу во всей Руси. На некоторое время во второй половине ХI века правящий черниговский архирей даже получил митрополичий титул. Святослав Ярославич Черниговский вслед за своим дядей Мстиславом Храбрым упокоился в Спасо-Преображенском соборе. С 1246 года в храме покоились мощи мучеников - убитых в ставке Батыя князя Михаила Всеволодовича и его боярина Феодора. При Иване Грозном, после общецерковной канонизации угодников и распространения их почитания, святые останки были перевезены в Москву. 28 января 1654 года собор стал свидетелем присяги черниговцев на вечную дружбу с русским народом.

Проходили столетия, собор постепенно ветшал. Возвращение епархиального центра в Чернигов потребовало срочной реставрации кафедральногохрама в честь Спаса Преображения. В 1675 году усилиями архиепископа Черниговского Лазаря (Барановича) здесь были проведены восстановительные работы. Основательная перестройка храма предпринималась в конце ХVIII - начале ХIХ веков, после того как он пострадал от большого пожара, случившегося в 1756 году. Огонь уничтожил внутренние помещения, убранство собора, сильно повредил ценнейшие домонгольские фрески. Говорят, что в 1783 году в Чернигове проездом был князь Потёмкин, который очень заинтересовался храмом. Именно по его ходатайству были выделены средства на ремонт. К сожалению, эта перестройка навредила собору больше, чем все предыдущие разрушения.

В ходе реставрации облик храма довольно сильно изменили: в юго-западном углу на месте древней крещальни построили круглую башню, симметричную левой изначальной башне с лестницей на хоры. На обе башни водрузили, по моде времени, высокие шпили, перед порталами выстроили тамбуры. В 1818 году по проекту архитектора А. Карташевского у западного, северного и южного порталов были возведены просторные тамбуры. В 1818-1820-х годах художник Я. Ф. Юринов с помошниками расписали масляными красками внутренний объём храма. В 1891 году были позолочены купола. Издавна, согласно древним обычаям, в соборе вывешивались флаги защитников города. Даже в начале ХХ столетия здесь хранились казацкие стяги. В 1814 году установили 18 знамён Черниговских полков ополчения, которые участвовали в Отечественной войне 1812 года, а в 1856 году - 11 знамён полков прославившихся во время Крымской войны 1853-1856 годов. В ХIХ столетии осуществлялась роспись собора, в результате которой остатки первых фресок оказались либо записаны, либо сбиты.

К концу ХIХ века, на волне роста научного интереса к исследованию прошлого, начались исследования памятника архитектуры. Уже в советское время, в 1923 году, под толстым слоем штукатурки реставраторы обнаружили фреску ХI века с поясным изображением святой Феклы. Оригинал фрески, увы, погиб в годы Великой Отечественной войны, но сохранилась её точная копия, созданная в 1934 году. Богослужения в Черниговском соборе прекратились в 1926 году на шестнадцать лет. После запрета богослужений здание храма было передано под хозяйственные нужды продовольственной базе "Главросмасложирсбыт". В 1937 году собор поступил в распоряжение музейных работников. Во время оккупации немцы возобновили здесь литургическую жизнь, и она не замирала вплоть до времён хрущёвской борьбы с религиозными "пережитками".

Сразу после Великой Отечественной войны Чернигов, вслед за Киевом и Львовом, отнесли к категории "исторических городов Украины". С целью улучшения охраны памятников истории, искусства и архитектуры постановлением Совета Министров УССР от 20 февраля 1967 года был организован Черниговский государственный архитектурно-исторический заповедник. Первоначально он являлся филиалом "Софийского музея" Киева, а в 1978 году получил самостоятельный статус. С 1961 года по конец 1980-х годов собор находился в ведении местного музея. После возобновления богослужений в Спасо-Преображенском соборе его древние стены снова, как и столетия назад, стали хранителями значительного числа святынь. Здесь паломник может приложиться к частицам мощей угодников Божиих, преклонить колени перед намоленными образами, подумать о вечном возле древних фресок. Под спудом в храме покоятся останки двух знаменитых святых домонгольской Руси: князя Игоря Ольговича и митрополита Константина I. В Спасо-Преображенском соборе покоится прах князя Игоря Северского, воспетого в "Слове о Полку Игореве"- Игоря Черниговского и других князей той эпохи.

В 1989 году, вместе с историческим центром Чернигова собор был добавлен в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №13, 2012 г.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  1 декабря 2018

Планировка Спасо-Преображенского собора довольна сложна. В исследованиях можно встретить разные указания на количество несущих столпов: называются цифры восемь, шесть или четыре. В частности, историк искусства А.И. Комеч пишет: "В литературе, посвящённой древнерусскому зодчеству Х-ХV вв., распространено определение структуры храмов по числу столбов: четырёх-, шести-, восьмистолпные. Подобная классификация искажает реальную композиционную природу памятников, к тому же она наверно интерпритирует сами формы. Она отвлечена от представлений, связанных с базиликальными постройками, и является насильственной для зданий крестово-купольного типа.

Как правило, все древнерусские храмы ХI-ХII вв. (кроме самых простых) - четырёхстолпные, они бывают с нартексом или без него, с апсидами - либо примыкающими к основной девятидольной структуре, либо имеющими дополнительные ячейки. Спасо-Преображенский собор является четырёхстолпным храмом типа вписанного креста, с нартексом и развитой алтарной частью". Современный облик собора сильно отличается от первоначального. В ХI веке храм имел только одну башню - северную, и была она ниже нынешней. Башенные шпили отсутствовали. Отсутствовали и тамбуры, выстроенные у порталов в 1814 году. Стены не штукатурились. Их высота до выравнивания, произведённого в ХVIII веке, являлась неодинаковой. Считается, что данная особенность явилась следствием разной ширины прясел: завершающие их закомары начинаются на одной высоте, но, поскольку пролёты разные, то поднимаются они неодинаково. Можно видеть, что выше всего проходят арки западных прясел на боковых стенах наоса; в симметричных им восточных пряслах арки идут заметно ниже. Видимо, отличался и принцип расположения кровли: в древности перекрытия везде были позакомарными, ныне позакомарная кровля наблюдается только над центральными пряслами стен. Фасады здания сложены чрезвычайно нарядной кирпичной кладкой со скрытым рядом. Они обрамлены пилястрами, в первом ярусе плоскими, а во втором - профилированными.

Исследователи Черниговского собора Ю.Ю. Шевченко и Т.Г. Богомазова отмечают: "При Мстиславе строители использовали приём декорирования фасадов фигурными кладками. В основу взята входившая в моду в столице Византии кладка "утопленного ряда": каждый второй ряд кирпичей закладывался на несколько сантиметров глубже поверхности стены, а образовавшийся промежуток между соседними рядами кирпичей-плинф заполнялся раствором в виде очень широкого цемяночного шва". В то же время в кладке встречается любопытный приём: три плинфы, поставленные вертикально на ребро, перемежаются с тремя плинфами, расположенными горизонтально - друг над другом. Подобная кладка в Византии не применялась.

"В центральной апсиде, фасадах и северо-западной башне Спасского собора, - снова цитируем Ю.Ю. Шевченко и Т.Г. Богомазову, - использованы "елочные" кладки (типа римской кладки "в колос"). Они характерны для архитектуры VIII-ХI веков Крыма и Тамани, IХ-ХI веков Волжской Булгарии, а также известны в это и более позднее время в среднеазиатской архитектуре. Меандровый пояс той же соборной башни - ещё более ранний элемент, состоящий из У-образных двойных компонентов (второй знак вертикально перевёрнут)". Такое орнаментальное решение характерно для одновременных со Спасским собором построек в Индии и Средней Азии. В тимпанах центральных прясел стен собора расположены тройные окна, причём среднее окно чуть выше остальных. Эта архитектурная черта является вполне обычной для зодчества Византии. В литературе подобное расположение окон иногда так и называется - "византийским".

Как и во всяком храме, в Спасо-Преображенском соборе выделяется иконостас - его видит всякий входящий внутрь прямо напротив себя. Черниговский соборный иконостас создан в 1790-е годы. То было время господства стиля классицизма в отечественной культуре, однако в провинции, как правило, сказывалась инерция предшествующего стиля: иконостас изготовлен в барочной манере. Его непосредственные создатели - мастера из города Нежина С. Волощенко и С. Белопольский, проект разработан архитектором И. Яснигиным. Иконописные работы выполнил священник из Борзны Тимофей Мизко. В интерьере собора следует отметить древние реликты: первоначальные фрески, шиферные рельефы парапетов хор, первоначальные колонны. К сожалению, домонгольское убранство храма сохранилось фрагментарно и далеко не в лучшем виде. Крайне примечательны древнейшие белокаменные колонны с ионическими капителями, впоследствии обложенные кирпичом и, таким образом, включённые в новые колонны.

Во время исследований в соборе обнаружены остатки пяти разновременных полов. Оригинальный пол состоял из шиферных плит с врезанным рисунком, заполненным мозайкой. Один из главных элементов рисунка - концентрические круги. В алтаре пол первоначально был выложен поливными керамическими плитками, но уже в ХII веке заменён гладкими шиферными плитами.

Общая длина Спасо-Преображенского собора - 32 метра, ширина 21,5 метра, высота 28 метров. Сторона подкупольного квадрата - 7,75 метра. Стены имеют толщину около 1,4 метра, их кладка выполнена в смешанной технике: ряды кирпича-плинфы перебиваются вкраплениями каменных блоков и булыжников. Размеры кирпича: от 38х28х2,5 см до 33х21х3,5 см.

Их журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №13, 2012 г.

Комментарии и обсуждение

Интересный факт: в 1998 году в Украине была выпущена почтовая марка с изображением Спасо-Преображенского собора.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.