ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Чернигов. Троице-Ильинский монастырь. Кафедральный собор Троицы Живоначальной.

Троицкий собор


Собор. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной
Год постройки:Между 1671 и 1696.
Адрес:

Координаты:51.477461, 31.280437




Добавить фотографию
Сортировка:


Троице-Ильинский монастырь. Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
Игорь Копица
9 октября 2010
Троице-Ильинский монастырь. Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
Игорь Копица
9 октября 2010
Троице-Ильинский монастырь. Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
На пославлении Филарета (Гумилевского), Архиепископа Черниговского
Валерий Бондаренко
25 октября 2009
Троице-Ильинский монастырь. Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
Панорама с колокольни
Neyka
23 апреля 2009
Троице-Ильинский монастырь. Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
Inna
8 мая 2011
Троице-Ильинский монастырь. Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
Игорь Копица
9 октября 2010
Троице-Ильинский монастырь. Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
Общий вид со стороны улицы
Neyka
23 апреля 2009
Троице-Ильинский монастырь. Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
Дмитрий Васильков
3 января 2008
Троице-Ильинский монастырь. Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
Дмитрий Васильков
3 января 2008
Троице-Ильинский монастырь. Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
Дмитрий Васильков
3 января 2008
Троице-Ильинский монастырь. Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
Ева
27 мая 2005
Троице-Ильинский монастырь. Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
strusto
26 сентября 1985
Троице-Ильинский монастырь. Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
strusto
26 сентября 1985
Троице-Ильинский монастырь. Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
proofreader_2010
31 мая 2010
Троице-Ильинский монастырь. Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
proofreader_2010
31 мая 2010




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина ,  3 января 2011

Свято-Троицкий собор — кафедральный собор Черниговской епархии Украинской Православной Церкви. Ранее входил в комплекс Троице-Ильинского монастыря и являлся его главным храмом. Построен в стиле украинского барокко на средства гетмана Украины Ивана Мазепы. К концу XVII в. в связи с почитанием чудотворной иконы Ильинской Богоматери число братии и паломников увеличилось, и Ильинский храм стал тесен. В 1679 г. при Лазаре (Барановиче) архиепископе Черниговском по проекту виленского архитектора И. Баптиста-Зауера к западу от Ильинской церкви заложен собор во имя Св. Троицы. Однако строительство не велось из-за отсутствия средств. В 1688 году, после избрания на гетманство, Иван Мазепа выступил ктитором собора. Он выделил для строительства собора из личных средств 10000 золотых монет, а 8 мая 1688 года гетман Мазепа издает Универсал, которым закрепляет для обеспечения строительства собора все мельницы на реке Рети.

Собор был освящён 20 июля 1695 года, и ему была передана чудотворная икона Ильинской Богоматери. В пятиглавом храме было 3 престола: главный - во имя Св. Троицы, правый - во имя вмц. Варвары, левый - во имя праведных Иоакима и Анны. В основу собора положен тип крестовокупольного храма. По обеим сторонам западного фасада имеются две башни, которые увенчаны высоким верхом. Архитектор собора - талантливый вильнюсский зодчий Иоганн-Баптист Зауэр (Иван Баптист). На соборе была выгравирована надпись, что собор возведен "коштом ясновельможного его милости пана Иоанна Мазепы, гетмана войск их царского пресветлого величества запорожского". В 1805 году эта надпись была стерта. На входе в собор был нарисован портрет Ивана Мазепы в образе святого Иоанна Предтечи. В XVII в. собор был расписан, однако почти вся роспись, кроме центрального купола, уничтожена пожарами. В XVIII в. были произведены новые барочные росписи, позднее также поврежденные, а в конце XIX в. обновленные. Главной художественной доминантой интерьера был огромный пятиярусный барочный иконостас, но до нашего времени он не сохранился. Существующий сейчас сделан в первые послевоенный года в упрощенной форме. В подвале, размещенным под собором, находятся пять больших помещений, разделенные стенами-сводами. Со второй половины XVIII ст. здесь хоронили черниговских архиереев, из которых самым выдающимся является преосвященнейший Филарет (Гумилевский). В одной из камер семейный склеп графов Милорадовичей. В 1808 г. при пожаре пострадали Троицкий собор, трапезная Введенская церковь и кельи, вскоре восстановленные.

В конце 1920 гг. имущество черниговского архиерейского дома было национализировано. Позже вокруг преподобного Лаврентия Черниговского сложилась монашеская община, и в 1941 г., после оккупации Чернигова немецкими войсками, монастырь был открыт как женский. Первое богослужение состоялось 21 ноября в пещерной церкви прп. Феодосия. С весны 1942 г. в Троицком соборе совершались регулярные богослужения, по инициативе прп. Лаврентия в 1945 г. из Ленинграда в монастырь. были перевезены мощи свт. Феодосия Черниговского. В сентябре 1962 г. монастырь был закрыт. В 1974-1985 гг. по проекту архит. М.М. Говденко собор отреставрирован. В 1988 г. Троицкий собор и Введенская ц. были переданы Черниговской епархии. Сейчас Свято-Троицкий Собор является кафедральным, в нем находятся мощи черниговских угодников Святителя Феодосия, преподобного Лаврентия (обретены в августе 1993 года), святителя Филарета (Гумилевского) (обретены в 2009 г.), частицы мощей Михаила и Феодора и многих Печерских святых. Троицкому кафедральному собору принадлежал скит в с. Вересоч Куликовского района, в котором в январе 2003 г. открыт Лаврентия Черниговского женский монастырь.

http://www.orthodox.com.ua/index.php?go=Pages&in=view&id=36; http://www.pravenc.ru/text/149679.html


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  10 ноября 2017

В 1658 году монах вновь восстановленного Болдинского Ильинского монастыря Геннадий (Дубенский) пишет икону Божией Матери названную Ильинской, спустя несколько лет прославившуюся чудотворениями. Почитание нового образа Пресвятой Богородицы росло день ото дня, многие исцелялись после молитвы перед ним, и вскоре небольшая Ильинская церковь уже не могла вместить всех тех, кто нёс свои скорби Пресвятой Богородице. В 1679 году тогдашний черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) благословил строить новый соборный храм монастыря. Он должен был стать центром "наземного" монастырского ансамбля, расположившегося на некотором удалении от Болдинских пещер. Заложить собор заложили, но стройка в течение нескольких лет не могла сдвинуться с места - недоставало средств, казацкая старшина не готова была финансировать столь масштабное строительство. Только в 1688 году оно вошло в активную фазу, когда новоизбранный гетман Иван Мазепа лично выступил ктитором нового собора и выделил из собственных средств 10 000 золотых монет. Кроме того, он отписал на нужды строящегося собора все доходы с мельниц на реке Рети.

Строил собор Иоганн Баптист Зауэр - уроженец Кракова, архитектурной карьерой обязанный в основном Вильне, куда его пригласил великий гетман литовский Михаил Казимир Пац. Почему решено было вызвать для строительства храма в убеждённо-православном Чернигове носителя католической архитектурной культуры - не очень понятно. Однако Зауэр очевидным образом старался потрафить вкусам заказчика - владыки Лазаря, - и результатом этого старания стал синтез западноевропейской, древнерусской и украинско-барочной традиций. Завершилось строительство Троицкого собора в 1695 году. 20 июля преемник почившего владыки Лазаря архиепископ Феодосий (Углицкий) освятил собор. Торжественно перенесли в него Ильинскую икону Божией Матери, ради которой во многом и было предпринято это многолетнее строительство. Западная стена собора украсилась надписью о том, что храм возведён "коштом ясновельможного его милости пана Иоанна Мазепы, гетмана войск их царского пресветлого величества запорожского". Любопытно, что надпись эта сохранялась на своём месте в продолжении всего ХVIII столетия, хотя в 1708 году бывший гетман был анафематствован. Только в 1805 году её удалили в связи с поновлением собора, предпринятым при архиепископе Михаиле (Десницком). Освящение Троицкого собора, так долго и трудно строившегося, стало настоящим событием для Чернигова.

Монастырь, именовавшийся теперь Троице-Ильинским, получил новый центр. Хотя в Ильинском храме ещё совершались богослужения, но уже главная святыня обители Ильинская икона Пресвятой Богородицы, переместилась в новый храм, уведя за собой потоки богомольцев. Здесь, в Троицком соборе, она заняла самое почётное место. В соборе всех восхищал пятиярусный барочный иконостас, имевший более 20 метров в высоту и покрытый изысканной золочёной резьбой. К сожалению, до наших дней он не сохранился, сейчас в соборе установлен весьма скромный иконостас, изготовленный в послевоенные годы. В 1731 году в монастыре случился пожар, серьёзно повредивший купола и кровлю Троицкого собора. После пожара, монастырское руководство, "наскребя" немного денег, всего лищь покрыли главный купол да главки, венчающие башни по бокам главного фасада. Остальные купола "упразднили". А спустя некоторое время упразднили и сам монастырь. Произошло это в 1786 году, когда до Черниговщины докатилась общеимперская секуляризационная реформа. Здания монастырские планировалось передать под обустройство университета. Этой идеей загорелся светлейший князь Г.А. Потёмкин-Таврический, не раз бывавший в Чернигове. Ходили слухи, что смерть постигла светлейшего будто бы за то, что он велел снять с соборной звонницы самый большой колокол и отправить в свой екатеринославский дворец. Стать университетом Троице-Ильинскому монастырю так и не пришлось. Из Троицкого храма была перенесена чудотворная икона Черниговской Илиинской Божией Матери временно в Черниговский Елецкий монастырь, а для сохранения церковного достояния был учреждён военный караул. который существовал до 11 ноября 1790 г. В этом году сюда. в упразднённый монастырь переселился владыка. За четыре года "пустования" Троице-Ильинской обители её здания успели прийти в упадок. На их починку и приспособление под архирейские нужды ушло 5 000 рублей, полученных из казны по ходатайству генерал-аншефа М.Н. Кречетникова. Только в ноябре 1796 года тогдашний архиепископ Черниговский Иерофей (Малицкий) "переместился на новое место". В качестве кафедрального собора Троицкий храм просуществовал более ста лет. Мирное существование Троицкого собора продолжалось вплоть до революции. Затем вокруг него постепенно стало сжиматься кольцо враждебной действительности.

Здания бывшего архирейского дома постепенно отобрали в пользу советских учреждений (основную часть их занимал до войны черниговский зоотехникум). Сам собор оставался действующим до 1929 года. В 1941 году при оккупантах, из пропагандистских соображений проявлявших снисходительность к религиозным нуждам "аборигенов", Троицкий храм открылся вновь. Более того, вокруг него сложилась женская монашеская община, окормляемая прп. Лаврентием Черниговским. Интерьеры церкви пришлось "собирать" заново, поскольку ни прекрасного иконостаса, ни иных элементов былого богатства убранства в ней не сбереглось. Впрочем, основные ремонтные работы производили уже в послевоенное время (монастырские здания сильно пострадали во время бомбардировок в 1941 и 1943 годах). Следующее закрытие храма падает на хрущёвскую эпоху (1961). А в 1967 году комплекс Троицкого монастыря вошёл в состав Черниговского музея-заповедника, под опекой которого и пребывал до 1988 года, когда, после соответствующей реставрации, был передан Черниговской епархии и вновь стал архирейским домом. Богослужебная жизнь в Троицком соборе возродилась в год празднования 1000-летия Крещения Руси. Незадолго до того, в 1974-1985 годах, собор был реставрирован в первоначальных формах по проекту архитектора М.М. Говденко. В соответствии с первоначальным обликом храма восстановили его многолавое завершение, а также барочные фронтоны, венчающие западный, южный и северный фасады. С передачей собора Церкви он вернул себе значение главного храма епархии.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №84, 2014 г.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  10 ноября 2017

На территории украинского Левобережья во второй половине ХVII века сложился особый архитектурный стиль, именуемый украинским барокко. Ещё одно название, менее распространённое, - казацкое барокко. Распространение украинского барокко сделалось возможным вследствие того национально-религиозного подъёма, который в Малороссии родился буквально на остриях казачьих пик. Освободившаяся от польского гнёта Левобережная Украина обратилась к осмыслению оставшихся у неё образцов древнерусской архитектуры (прежде всего потому, что эти образцы следовало ремонтировать). В то же время она так долго жила под воздействием польской (всецело западноевропейской) визуальной культуры, что, разумеется, это не могло не сказаться на том "образе красоты", который существовал в народном сознании. И, наконец, существенное влияние на формирование украинского барокко оказали местные памятники деревянного зодчества.

Как мы видим, Троицкий собор - величественное каменное сооружение, ориентированное как и Екатерининская церковь Чернигова, в значительной степени на деревянные прообразы, несущее уже в самой композиционной структуре мощное западноевропейское влияние. Башни, фланкирующие главный фасад, фронтоны, расположение и форма окон - во всём этом сказалось равнение на европейские барочные костёлы. Собственно говоря, для чего иного был приглашён в Чернигов Иоганн Баптист Зауэр, как не для того, чтобы, перефразируя Ходасевича, привить виленскую барочную розу "к малороссийскому дичку"? Результат получился весьма торжественным. Как изящны стройные барочные башенки, увенчанные бутонами-куполами! Обратим внимание на окраску (зелёный - фирменный цвет украинского барокко) и форму купольных крестов - четырёхконечную. В Сибири, куда украинское барокко проникло, вместе с архиреями-малороссами, кресты на подобных грушевидных или бутоновидных куполах всё же восьмиконечные. Плоскость главного фасада отчётливо делится карнизом на два яруса, оформление нижнего и верхнего ярусов сходно - пилястры и эскедры. Центральным элементом нижнего яруса служит входной портал, верхнего - крестообразное окно (ещё одна характерная для украинского барокко деталь). Горизонтальное членение не менее отчётливо выражено и на боковых фасадах. Здесь в более разреженном виде задействованы те же декоративные элементы, что и на главном фасаде. Очень живописно выглядит восточный фасад собора. Это впечатление достигается за счёт комбинации разновысотных объёмов. Высокая гранёная центральная апсида сочетается с небольшими полукруглыми боковыми апсидами и остроугольными контрфорсами. Внутреннее убранство Троицкого собора "не дотягивает" до его внешности. Здесь сказались переделки послевоенных лет.

После десяти с лишним лет разрухи требовалось сделать храм пригодным для совершения богослужений. И - сделали. Установили иконостас, перестелили пол, "немарко" покрасили стены. В русле этой тенденции интерьеры собора соблюдались и в последующие годы. В итоге получилось странное смешение: торжественная глубина и высота пространства обрамлена столь безыскусно, что диву даёшься. Чего стоит только один пол, без затей выкрашенной коричневой краской и сообщающий собору сходство с деревенской церковью - правда очень вместительной. Троицкий собор представляет собой семикупольный шестистолпный храм с тремя выраженными нефами и развитым трансептом. Собор вытянут по оси "восток-запад", центральный фасад фланкирован двумя башнями, что сообщает храму сходство с костёлом. Это впечатление усиливают рокайльные фронтоны западного, южного и северного фасадов (интересно, что в ХVIII веке, после пожара, эти фронтоны были убраны; восстановили их только в ХХ столетии). Высота собора составляет 35 м, ширина - 26 м, длина - 38 м.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №84, 2014 г.

Комментарии и обсуждение

Если прп. Лаврентий и был инициатором перевоза мощей свт. Феодосия "из Ленинграда в монастырь", то случилось это не в 1945 г., а осенью 1946 г., и главным действующим лицом, которому Церковь обязана вторым обретением мощей святителя, был митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков; 1870-1955). С середины июня по начало сентября 1946 г. мощи свт. Феодосия находились на поклонении в кафедральном Никольском соборе г. Ленинград. В соборе, по распоряжению митрополита Григория, осталась рака, в которой почивали мощи в течение этого времени, и в нее был помещен ковчег с частицею мощей святителя.

http://www.sedmitza.ru/data/084/984/1234/Vest1_243-250.pdf С. 247-248.

5 января 2017.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.