ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Чернигов. Церковь Параскевы Пятницы.

Пятницкая церковь


Чернигов. Церковь Параскевы Пятницы
Церковь. Действует.  
Престолы:Параскевы Иконийской
Архитектурный стиль:Древнерусский (подробнее >>)
Год постройки:Между 1198 и 1199.
Адрес:
Украина, г. Чернигов, ул. Гетмана Полуботка, д. 3.

Координаты: 51.49248, 31.300821



Сортировка:

Церковь Параскевы Пятницы, , Чернигов, Чернигов, город, Украина, Черниговская область
Игорь Копица
9 октября 2010
Церковь Параскевы Пятницы, Общий план<br>, Чернигов, Чернигов, город, Украина, Черниговская область
Общий план
Neyka
23 апреля 2009
Церковь Параскевы Пятницы, 		      <br>, Чернигов, Чернигов, город, Украина, Черниговская область

an-tonik
12 июля 2006
Церковь Параскевы Пятницы, 		      <br>, Чернигов, Чернигов, город, Украина, Черниговская область

an-tonik
12 июля 2006
Церковь Параскевы Пятницы, , Чернигов, Чернигов, город, Украина, Черниговская область
1234
20 февраля 2004
Церковь Параскевы Пятницы, , Чернигов, Чернигов, город, Украина, Черниговская область
1234
20 февраля 2004
Церковь Параскевы Пятницы, , Чернигов, Чернигов, город, Украина, Черниговская область
1234
20 февраля 2004
Церковь Параскевы Пятницы, , Чернигов, Чернигов, город, Украина, Черниговская область
1234
20 февраля 2004
Церковь Параскевы Пятницы, (скан плёнки)<br>, Чернигов, Чернигов, город, Украина, Черниговская область
(скан плёнки)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
3 мая 2002
Церковь Параскевы Пятницы, над входом<br>, Чернигов, Чернигов, город, Украина, Черниговская область
над входом
Neyka
23 апреля 2009
Церковь Параскевы Пятницы, интерьер<br>, Чернигов, Чернигов, город, Украина, Черниговская область
интерьер
Neyka
23 апреля 2009
Церковь Параскевы Пятницы, Общий вид с севера, 1949 г. Источник: Вироцкий В.Д. «Храмы Чернигова». - Киев: «Техника», 1998 г.<br>, Чернигов, Чернигов, город, Украина, Черниговская область
Общий вид с севера, 1949 г. Источник: Вироцкий В.Д. «Храмы Чернигова». - Киев: «Техника», 1998 г.
Елена Григорьева
1 июня 1949
Церковь Параскевы Пятницы, Фото 1946 г. (Максимов). Разрушения после ВОВ. Госкаталог № 33606460. ГНИМА им Щусева<br>, Чернигов, Чернигов, город, Украина, Черниговская область
Фото 1946 г. (Максимов). Разрушения после ВОВ. Госкаталог № 33606460. ГНИМА им Щусева
Оксана Мельникова
1 июня 1946
Церковь Параскевы Пятницы, Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de<br>, Чернигов, Чернигов, город, Украина, Черниговская область
Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
4 октября 1942
Церковь Параскевы Пятницы, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Чернигов, Чернигов, город, Украина, Черниговская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
29 октября 1941
Церковь Параскевы Пятницы, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Чернигов, Чернигов, город, Украина, Черниговская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
2 октября 1941
Церковь Параскевы Пятницы, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Чернигов, Чернигов, город, Украина, Черниговская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
9 сентября 1941
Церковь Параскевы Пятницы, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Чернигов, Чернигов, город, Украина, Черниговская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
8 сентября 1941
Церковь Параскевы Пятницы, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Чернигов, Чернигов, город, Украина, Черниговская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
8 сентября 1941
Церковь Параскевы Пятницы, Фото из журнала "Зодчий"<br>, Чернигов, Чернигов, город, Украина, Черниговская область
Фото из журнала "Зодчий"
Андрей Агафонов
1 января 1912
Церковь Параскевы Пятницы, Тиражная почтовая открытка 1900-х годов<br>, Чернигов, Чернигов, город, Украина, Черниговская область
Тиражная почтовая открытка 1900-х годов
Михаил Мещанинов
2 августа 1909
Церковь Параскевы Пятницы, Фото из журнала "Русский паломник"<br>, Чернигов, Чернигов, город, Украина, Черниговская область
Фото из журнала "Русский паломник"
Андрей Агафонов
??
Церковь Параскевы Пятницы, Фотоснимок с почтовой фотокарточки нач. ХХ века.<br>, Чернигов, Чернигов, город, Украина, Черниговская область
Фотоснимок с почтовой фотокарточки нач. ХХ века.
Алексей Кротов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  27 февраля 2005

Пятницкая церковь построена в конце XII века. Почти полностью разорена в Великую Отечественную войну, восстановлена по обмерам.


Пятницкая церковь — памятник архитектуры конца XII века. Стройное башнеобразное сооружение на территории нынешнего сквера имени Богдана Хмельницкого. Возведена церковь посадскими мастерами за границей окольного укреплённого града рядом с древним торгом. Это одноглавый четырехстолпный храм с лестницей на хоры в западной стене (здесь же, в толще стен, и галереи-ходы, возможно, имевшие оборонительное значение). Центральная часть, увенчанная стройной главой с двенадцатью оконными проемами, раскрыта снизу доверху и благодаря ступенчатым аркам, опирающимся на квадратные со срезанными углами столбы, словно парит в солнечных лучах. Пятницкая церковь — один из уникальнейших памятников зодчества периода Киевской Руси. Возрождена после Великой Отечественной войны в первоначальном виде по проекту П. Д. Барановского. Искусное использование кирпича придает сооружению особую выразительность, пластичность и красоту. Скрупулезная точность кирпичной кладки выдает руку византийского мастера. Возможно, им был Петр Милонег.

Древняя церковь на торгу принадлежит к типичным небольшим однокупольным храмам с четырьмя столбами. Но этот распространенный в XII в. тип постройки зодчий разработал по-новому. Он необычно широко расставляет столбы, прижимая их стенам, что позволяет максимально расширить центральную часть помещение. Несмотря на малые размеры храма, мастер возводит и хоры, но узенькие, и такую же лестницу в западной стене.

Церковь отличается подчеркнутой нарядностью фасадов и общей гармонией пропорций. Апсиды украшены вертикальными тягами, наверху декоративным решетчатым поясом и фризом из ниш. В центральной апсиде размещено три окна, в боковых по одному.
Кладка храма велась двумя кирпичными стенками с заполнением промежутка между ними камнями и кирпичным боем на растворе. Через 5-7 рядов кладку делали сплошной, после чего снова переходили на технику забутовки. Ради общего замысла – устремленности всего здания вверх - зодчий коренным образом изменил конструктивную систему сводов и арок. Это было небывалым новшеством в традиционности древнерусского храмозодчества. Мастер решил выложить арки, перекинутые через столбы, не ниже, как обычно, а выше сводов. Таким образом, барабан, опираясь на арки, значительно поднимается над стенами. Порталы Пятницкой церкви выполнены с профилированным обрамлением, над ними расположены бровки. Выше находится фриз кирпичного меандра, еще выше декоративные ниши, в которых сохранились остатки штукатурки. Над ними пояс из «бегунцов». Завершают центральные прясла тройные окна.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  26 февраля 2019

Строитель предположительно Петр Милонег. Много раз страдала от перестроек, достроек и переделок: была частично разрушена в 1239 г. во время нашествия Батыя, восстановлена и перестроена в 1670 г. В 90-х годах XVII в. реконструирована предположительно при участии архит. И. Зарудного, - над западной и восточной стеной возводят барочные фронтоны, изысканные по своим формам, над барабаном - многоярусное завершение. Кардинальные изменения образа сооружения произошли вследствие восстановительных работ после пожара 1750 г. и в XIX в., когда были произведены достройки с южной, западной и северной сторон, церковь становится семикупольной, расширяются порталы и оконные проемы, почти на треть стесываются опорные столбы.

Во время Великой Отечественной войны сооружение сильно пострадало. Противоаварийные работы были проведены в 1943-1945 г.г. под руководством архит.-реставратора, заслуженного деятеля искусств РСФСР П. Д. Барановского, тогда же был создан эскизный проект, который предусматривал восстановление памятника в первоначальных формах.

Церковь выстроена из древнерусской и современной, изготовленной по древним образцам плинфы. В нижней части стен применена своеобразная техника кладки "в ящик", известная со времени Рима: промежуток между фасадными и интерьерными рядами кладки заполняется известковым бетоном. На фасадах много плинф, сохранивших княжеские клейма, а также знаки городских ремесленников. В плане приближается к квадрату ( без апсид 12х11,5 м, с апсидами 11,5х5 м). Сооружение четырехстолпное, трехнефное, трехапсидное, крестовокупольное. Купол опирается на круглый барабан (высота до зенита купола 27 м). Переход от прямоугольной основы сооружения к барабану решен с помощью трехступенчатой системы стрельчатых с небольшой стрелой подъема арок-закомар и полуарок-аркбутанов, создающих трехлопастное завершение фасадов. Небольшие хоры находятся между западной парой опорных столбов и стеной, на уровне хоров в толще западной, северной и южной стен сделаны проходы-галереи, которым соответствуют бойницы в стенах. Фрагменты первоначальной фресковой росписи сохранились на откосах окна в алтаре. Несколькими образцами представлено первоначальное керамическое покрытие пола.

Декор сооружения выполнен в плинфе. Пучковые пилястры, перспективные порталы, аркатурные пояса, декоративные ниши, сетчатый поребрик украшают фасады. Апсиды членены тонкими полуколонками, декорированы полосой сетчатого ромбовидного поребрика, поясом плоских арочных ниш и карнизов над ними. Барабан купола украшен полуколонками и аркатурным фризом.

Сооружение реставрировано в 1962 г. в первоначальных формах по проекту архитекторов-реставраторов П. Д. Барановского и Н. В. Холостенко. Используется под музей Черниговского государственного архитектурно-исторического заповедника. Памятник отражает последний этап развита древнерусской архитектуры домонгольского периода.

Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР; http://www.alyoshin.ru/Files/publika/pamyatniki_ua4/pamyatniki_ua4_491.html


Елена Григорьева
 

Храм святой Параскевы Пятницы (укр. Пятницька церква в Чернігові, Храм Св. вмч. Параскеви Пятниці на Торгу) - православный храм в Чернигове. Храм принадлежит Украинской православной церкви Киевского патриархата. Храм построен в конце XII - начале XIII в. на черниговском посаде возле рынка на средства купцов. Назван в честь святой Параскевы Иконоийской, которая, согласно православной традиции является покровительницей торговли и купцов. Есть предположение, что храм был построен на средства князя Игоря - героя и автора «Слова о полку Игореве».

Первое упоминание о реставрации храма датируется 1670 годом, когда на средства черниговского полковника Василия Дунина-Борковского была сделана новая кровля. В 1676 и 1690-х г.г. им же была проведена полная реставрация и перестройка храма. Предположительно, работы велись под руководством архитектора Ивана Зарудного. После реставрации храм приобрёл вид семибанного храма с барочными фронтонами (на восточном фронтоне очерчивался герб гетмана Ивана Мазепы). В XVII в., храм был центром пятницкого женского монастыря, который располагался близ городского рынка на Пятницком поле. Сооружения монастыря составляли срубные кельи, а от рынка его отделяла деревянная стена.

В 1750 г. в монастыре произошёл пожар, от которого пострадал и храм. В 1755 г. храм был восстановлен, а также к нему были пристроены барочные пристройки, над которыми были сделаны небольшие грушевидные купола.

В 1786 г., по указу Екатерины II, в ходе начавшейся секуляризации, пятницкий женский монастырь был ликвидирован, а все деревянные постройки разобраны (Пятницкий монастырь на 1786 год, по описанию Афанасия Шафонского, состоял из храма святой Параскевы, трапезного деревянного храма Иоанна Предтечи, деревянной колокольни, которая размещалась над воротами).

В 1818-1820 г.г. построена двухэтажная колокольня (архитектор А. Карташевский; в 1962 г. колокольню разобрали). В колокольне некоторое время существовал храм Святого Прокопия. После закрытия монастыря на его месте хотели создать народное училище, но эти планы не осуществились. С 1820-х г.г. на территории бывшего Пятницкого монастыря находились торговые лавки и ряды.

Необычна его центрическая ступенчатая композиция. Исследователи (Горностаев, Лашкарев и другие) предполагали, что под барочным убранством скрыты формы древнерусского здания, однако каждый высказывал мнение, что постройка была или разрушена до половины и отстроена в XVII в., или часть старых материалов использовалась при ремонтах стен и крыш (ни один не догадывался что древнерусская постройка существовала в своем первоначальном виде, однако была значительно искаженная пристройками).

На 1916 год храм имел землю с погостом в 633 кв. сажени. На территории находились два деревянных дома для церковнослужителей, кирпичные лавки, которые сдавались в аренду. Действовала церковная библиотека, насчитывавшая 200 книг. При храме функционировали два учебных заведения. Приход составлял 91 двор - 963 человека обоих полов и разного социального положения: 195 дворян, 36 человек духовенства, 542 крестьянина, 43 воина.

25 сентября 1943 г. храм был разрушен немецкими войсками при авиаударах по Чернигову.

В декабре 1943 г., в Чернигов приехал выдающийся советский исследователь древнерусского зодчества Петр Дмитриевич Барановский. На то время, от храма остались только алтарная часть, два восточные столба, часть северной стены и восточная часть с остатками арок и основанием купола. Практически неповрежденном оставалась также ротонда-колокольня 1820 г.

По воспоминаниям А.К. Адруга, доцента кафедры этнологии, археологии и краеведческо-туристической работы института истории, этнологии и правоведения им. Лазаревского, осенью 1943 г. встал вопрос о сносе руин храма. О таких планах вспоминает также черниговский краевед и архитектор А. А. Карнабида. Барановский прибыл в Чернигов в составе комиссии для определения ущерба от преступлений оккупационных властей на территории СССР. Сразу же внимание его было обращено к храму святой Параскевы. Администрация города, ссылаясь на «незначительную историческую ценность здания» решила разобрать храм и расчистить тем самым место для будущей запроектированной площади Победы. Однако, оказалось, что сооружение принадлежит не к постройкам XVII в, как утверждалось в источниках, а к сооружениям эпохи Киевской Руси. Исследования памятника, проведённое Барановским, дали неожиданные результаты. Храм совсем не был похож на известные древнерусские сооружения. Все свидетельствовало о том, что это памятник нового архитектурного стиля, который сформировался на Руси в конце XII в., во времена написания «Слова о полку Игореве».

Был объявлен конкурс на лучший проект реставрационных работ с целью восстановить храм в первоначальном виде. Кроме Барановского, в конкурсе также принимал участие Холостенко. В течение 1943-1955 г.г. Барановский вместе с архитекторами Асеевым, Игнаткиным, Холостенко исследовали храм святой Параскевы. В 1955-1962 г.г. продолжались основные реставрационные работы, выполненные мастерами Самойловой, Лапой, Куксой и другими, под авторским руководством Барановского при участии Холостенко. Утраченные части храма восстанавливались за счёт фрагментов стен, найденных при разборе завалов. Также, по периметру тщательно собирали древнерусскую плинфу, а для компенсации недостатка оригинального кирпича на черниговском кирпичном заводе был создан отдельный цех, где начато изготовление шести разновидностей плинф с оригинальных образцов. Благодаря этому, реставраторам удалось с большой достоверностью воспроизвести все формы строения - одного из самых выдающихся памятников древнерусской архитектуры. Последующие исследования открыли много других сооружений этого архитектурного стиля. В 1962 г., по распоряжению главного архитектора города Сергиевского была снесена колокольня. После завершения внутренних работ по реставрации пола по проекту Холостенко в 1972 г., храм был открыт как музей.

С 1972 по 1989 год в храме действовала экспозиция «Пятницкая церковь - памятник древнерусской архитектуры и искусства XII века». С 1991 г. храм святой Парасевы - действующий храм Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.

В начале 2000-х г.г. было сделано интересное открытие: реставраторы заштукатурили вымощенный кирпичом в стене крест, датируемый концом XII- началом ХІІІ в.в. В настоящее время крест расчищен.

Храм небольшой по размерам (16×11,5 м в плане), с четырьмя восьмигранными столбами внутри, тремя апсидами, высокой главой, с изысканной и гармоничной композицией. В отличие от статических форм сооружений предыдущих времён, данная композиция храма является динамической, её стены стремительно нарастают вверх тремя рядами арок над основным объемом. Вертикальность сооружения подчеркивается профилированными пилястрами. Вертикальные и криволинейные элементы, которые доминируют в композиции, уравновешиваются горизонтальными ярусами окон второго этажа, пасами декоративных ниш разной формы и масштаба, меандровым фризом, напоминающим архитектуру XI века, сетчатым орнаментом на апсидах. Вертикальные профилированные пилястры на разных высотах завершаются карнизами. Розовый цвет стен сочетается с белыми штукатуренными декоративными нишами и разноцветными орнаментами на порталах.

Внутри храм напоминает башню. Художественный эффект фресковой росписи усиливает разноцветный пол из жёлтых, зелёных и тёмно-вишнёвых глазурованных плиток. Храм святой Параскевы в Чернигове, иногда, называют «Словом о полку Игореве» в архитектуре. Расположен храм в центре Чернигова за городским театром, среди сквера, где когда-то был черниговский рынок.

Адруг А.К., «Архітектура Чернігова», Храмы Чернигова


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  24 сентября 2020

Эта выдающаяся достопримечательность Чернигова является венцом последнего этапа древнерусской архитектуры. Кирпичная церковь является уникальным примером позднего периода древнерусского зодчества. Возведение церкви велось с конца XII по начало XIII столетия, а по завершении строительства она была освящена в честь покровительницы торговли, семьи и сельского хозяйства – святой Пятницы.

Здание Пятницкой церкви, которое мы видим сейчас, выглядело так с самого её создания. Это стало возможным благодаря масштабной реконструкции, во время которой церкви вернули первоначальный облик. Особенностью Пятницкой церкви является переход от прямоугольной основы к круглому барабану при помощи трёхступенчатых арок. Фасады церкви богато украшены сетчатым орнаментом и горизонтальными полосами меандра, а барабан украшает аркатурный пояс. Дополнительную красоту Пятничной церкви придавали когда-то яркие фрески в нишах, окнах и порталах.

Церковь кажется удивительной и не похожей ни на какую другую, хотя примеры таких церквей есть и в других городах. Пятницкая церковь является малораспространённым у нас примером древнеримской техники строительства «в ящик», согласно которой наружная и внутренняя сторона стен укладывалась кирпичом, а промежуток между ними заполнялся бетоном.

Пятницкая церковь выглядит динамично как снаружи, так и внутри – внешние арки, переходящие в барабан, дублируются изнутри ступенчатым сводом, а ступеньки на хоры встроены прямо в западную стену.

Пятницкую церковь также постигла участь множества древних построек такого же значения. Она неоднократно разрушалась и перестраивалась, начиная с нашествия монголо-татар в 1239 г. Первый раз церковь крупно перестроили в 1670 г., а через 20 лет над восточным и западным фасадах надстроили барокковые фронтоны, а купол сделали многоярусным. В 1750 г. церковь была разрушена ужасным пожаром, после чего к ней были пристроены боковые приделы и колокольня – в итоге Пятницкая церковь стала семи купольной. Последний раз церковь была полностью разрушена во время Великой Отечественной войны.

С 1943 по 1962 г.г. была проведена масштабная реставрация, в ходе которой Пятницкой церкви вернули её первоначальный вид, а всё лишнее разобрали и убрали. Пятницкая церковь играет роль своеобразного архитектурного акцента в застройке города, поэтому неудивительно, что она находится в сквере недалеко от центральной площади Чернигова.

http://obshe.net/posts/id619.html


Елена Григорьева
 

На древнем торгу (ныне ул. Шевченко) стоит восстановленная после Великой Отечественной войны в своем первоначальном облике Пятницкая церковь. Время сооружения Пятницкой церкви, как и ее заказчик, - точно неизвестны.

Одни исследователи склонны датировать ее концом XII - началом XIII в., другие - 90-ми г.г. XII в. Некоторые считают, что церковь строилась по заказу князя, а иные - на средства горожан, так как стоит она на древнем торгу. Ни в летописях, ни в других источниках об этой церкви нет упоминаний, и до начала нашего века никто не предполагал, что она является выдающимся произведением домонгольской эпохи. Во время Великой Отечественной войны она была сильно разрушена детонацией взрыва авиабомбы. После войны благодаря героическим усилиям крупнейшего реставратора П.Д. Барановского остатки церкви были укреплены и изучены; был сделан проект реставрации, по которому в 1962 г. было закончено восстановление этого уникального памятника древнерусской архитектуры.

Первые известные по источникам починки и переделки Пятницкого храма относятся к 1670 г., когда на деньги черниговского тогда еще полковника, а позднее генерального обозного, Дунина-Борковского была сделана новая кровля. Большие работы велись также в 90-х г.г. XVII в., может быть, не без участия украинского архитектора Ивана Зарудного.

Тогда на восточном фасаде был возведен фигурный фронтон, завершенный зубцами, увенчанными рипидами. Выразительными были абрис фронтона, изящная криволинейная «бровка» - карнизик ниже зубцов, - очерчивающая прихотливую по форме плоскость с лепным гербом гетмана. На западном фасаде фронтон был сложнее. Он состоял из трех частей, расположенных ступенчато, каждая из которых имела такое же венчание, как и фронтон на восточном фасаде. Подобные зубчатые фронтоны имеются только на Военно-Никольском и Богоявленском соборах в Киеве, возведенных в конце XVII в. Иваном Зарудным с участием Осипа Старцева. Впервые соображение об авторском участии Ивана Зарудного в сооружении этих двух зданий было высказано И. Грабарем. Нам кажется, что его предположение может быть подтверждено как архитектурным анализом, так и историческими событиями. Зарудный был выдающимся зодчим, о чем свидетельствуют его постройки в Москве. Зная Зарудного как талантливого архитектора, Петр I, конечно, не преминул вызвать его к себе, а чтобы как-то компенсировать гетману Мазепе утрату такого крупного мастера и для завершения начатых Зарудным работ он посылает ему Осипа Старцева. Поразительное тождество архитектурных деталей Пятницкой церкви, относящихся к концу XVII в., и киевских Богоявленского и Военно-Никольского соборов не случайно: бесспорно, фронтоны черниговской постройки являлись творчеством Ивана Зарудного.

В XVII в. при Пятницкой церкви был учрежден девичий монастырь; были построены деревянная ограда и рубленые кельи. Но в 1750 г. во время сильного пожара монастырь сгорел. В 1755 г. храм не только был восстановлен, но и расширен: с его северной стороны соорудили небольшую пристройку. Над ней и над апсидами были сделаны в стиле украинского барокко маленькие грушевидные главки, а над куполом возведен очень красивый барочный двухъярусный верх. В 1820-х г.г. была построена новая каменная ограда, в которой разместились небольшие торговые помещения, а также сооружена двухъярусная колокольня по проекту архитектора Карташевского. Колокольня очень хорошо вязалась с архитектурой ограды и церкви. После восстановления храма в 1962 г. колокольня была разобрана.

Древняя Пятницкая церковь принадлежит к типу небольших (8,20х12,50 м) четырехстолпных, трехапсидных, однокупольных храмов. Но этот простой, распространенный в XII в. тип зодчий разработал по-новому. Четыре опорных столба мастер расставляет широко, и таким образом помещения вокруг подкупольного квадрата оказываются очень узкими. Это позволяет ему по-новому конструктивно решить угловые части здания на фасадах: он делает их в четверть окружности, в виде полузакомар. В плане ширина храма к длине относится, как 1:1,3; поэтому он в объеме воспринимается как причудливый столп-башня. Апсиды не имеют характера мощных полуцилиндров, они значительно ниже собственно церкви и не сильно выступают. Благодаря этому подчеркивается вертикальное движение массива. Так как боковые нефы очень узки, на фасадах преобладает средняя часть, выявленная стройными пучковыми пилястрами, отвечающими внутренним опорным столбам. Переход от основного объема церкви к барабану главы осуществлен при помощи арок-закомар, расположенных в три ступени, что придает ее силуэту необычайную динамичность и выразительность. Она воспринимается как скульптурное произведение, и обозревать ее лучше всего обходя вокруг. С восточной стороны неподвижность полукружий апсид нарушается линиями тонких полуколонок, которые в венчании соседствуют с «городочным» орнаментальным поясом и поясом маленьких неглубоких нишек, расположенных в завершении. Изящная мережка «городков» облегчает стены полузакомар трех других фасадов церкви. Нарядность и легкость ее архитектуре придавали не только пучковые пилястры, узкие вытянутые окна и «мережчатые» узоры, но и цветные фресковые орнаменты, когда-то украшавшие стены под бровками окон. Подобный прием применения цвета, видимо, был позаимствован из народной архитектуры.

Интерьер, как и внешний облик Пятницкой церкви, также пронизан движением. Интересна необыкновенная смелость его конструктивного решения и, главное, совершенно необычное, проведенное с большим мастерством высотное раскрытие внутреннего пространства. Ввиду того что хоры, занимающие только западную часть храма, очень узки, они не нарушают цельности интерьера, не усложняют, не дробят его. Перед зрителем, вошедшим в храм, сразу открывается вид на подкупольное пространство, господствующее над узкими боковыми частями. Тонкие опорные столбы как бы только намекают на его границы, но не отгораживают, не противопоставляют его пространству боковых частей храма. Здесь нет сложных членений, как это имеет место в громадных пятинефных соборах с просторными хорами, с большим числом арочных проемов и опорных столбов; нет сложных пересечений криволинейных очертаний множества арок и пролетов; все ясно, все подчинено одному порыву вверх, к свету, к зениту купола.

Пятницкий храм намного превзошел смелостью и новизной примененных в нем конструкций, а также композиционного решения все, что до этого было сделано. Возможно, создателем его был зодчий Петр Милонег. Но кто бы он ни был, он выступает как гениальный мастер, утверждающий новые принципы архитектурной эстетики. Он нарушает незыблемость и замкнутость «кубического» храма во имя новых эстетических идеалов. В Пятницкой церкви впервые с такой необыкновенной силой и красотой выявлены художественные возможности высотного раскрытия внутреннего пространства.

В архитектуре Пятницкой церкви были заложены плодотворные идеи, которые позже получат развитие у зодчих Москвы и Украины. В русском зодчестве это будет применение для создания башнеобразных объемов ступенчатых подпружных арок, которые затем превратятся в конструктивную систему кокошников, а в украинской - изобретение конструкции «заломов».

Пятницкая церковь - явление закономерное в истории древнерусской архитектуры. В ней, как и в «Слове о полку Игореве», воплощены самые возвышенные народные идеалы единства земель Древней Руси, народные представления о прекрасном, гордое сознание силы и величия народа. Пятницкая церковь является бессмертным произведением народного гения. Это оригинальное сооружение, в котором была сделана попытка преодолеть ограниченность византийской крестовокупольной системы. Создатель ее опирался не только на киевское наследие, не только на современные достижения каменного и деревянного зодчества, но и, всматриваясь в будущее, открыл новую страницу в архитектуре. К величайшему сожалению, этот многообещающий процесс развития архитектуры Древней Руси был насильственно прерван татаро-монгольским нашествием.

Григорий Никонович Логвин «Чернигов. Новгород-Северский. Глухов. Путивль».


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  7 октября 2023

Лучшим зданием Приднепровья конца XII века и одним из самых выдающихся образцов древнерусского строительства является Пятницкая церковь в Чернигове. Точная дата постройки церкви неизвестна, но характер архитектуры и техника строительства дают основание отнести ее построение к концу XII – началу XIII в.

Пятницкую церковь построили на черниговском Посаде возле торга, среди пестрых деревянных городских зданий, с которыми гармонировали и нарядная архитектура, и стройные пропорции. Хоть по плану это четырехстолпное крестовокупольное сооружение, архитектура его резко отличается от архитектуры культовых зданий Чернигова предыдущих времен.

Фасады завершаются не полукруглыми закомарами, а отвесными трехлопастными фронтонами. Постамент под барабаном переходит в сложную композицию трех ярусов ступенчатых сводов. На них стоит высокий барабан с полусферическим куполом. Стрельчатые формы арок и окон связаны с пирамидальной композицией сооружения. Лопатки, которые членят фасады, профилированы пучковыми тягами, и этим еще больше подчеркивается впечатление вертикальности композиции. Главное внимание уделено убранству внешнего объема храма. Фасады его украшены горизонтальными полосами меандра, апсиды завершаются поясами сделанного из кирпича сетчатого орнамента и так называемыми городками (зигзаги из кирпича); барабан окаймляет аркатура с полосой поребрика. Чрезвычайно интересны своеобразные "бровки" над тройными окнами на фасадах – полоса образует полукруг над боковыми арками окон и треугольник над центральной аркой.

В Пятницкой церкви строители очень искусно использовали декоративные качества кирпича. Пучковые тяги и пилястры, аркатурные пояса, сетчатые фризы, декоративные ниши, система сложных и тонких конструкций вверху сооружения – все это умело связано с техническими и декоративными свойствами материала. Весь облик церкви пышный и торжественный. Она не похожа на строгие монастырские соборы первой половины XII века; архитектура ее ближе и созвучнее архитектуре народной. Разрушенную в 1941 году немецко-фашистскими захватчиками Пятницкую церковь ныне отстроена по проекту П.Д. Барановского в ее первоначальных архитектурных формах (П.Д. Барановский высказал предположение, что ее автором мог быть прославленный киевский архитектор Петр Милонег. См.: П.Д. Барановский. Собор Пятницкого монастыря в Чернигове. – У кн.: Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками, М. – Л., 1948, стр. 13–34).

«История украинского искусства». – К.: «Наукова думка», 1966 г., т. 1, перевод с украинского.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  7 октября 2023

Пятницкая церковь (конец ХII–начало XIII в., реставрация 1962 г.). Крестово-купольная, трехнефная (без апсид 12х11,5 м, с апсидами 11,5х15 м), с четырьмя опорными столбами, несущими с помощью подпружных арок систему сводов и купол на круглом барабане (высота интерьера до зенита купола 27 м). Небольшие хоры находятся между западной парой опорных столбов и стеной, а с северной и южной сторон они продолжаются в виде низеньких ходов в толще стен. Фасады храма оформлены пучковыми пилястрами и завершены в крайних пряслах полуарками, а в среднем – ступенчато расположенными в три яруса слегка стрельчатыми арками-закомарами. Апсиды оформлены полуколонками, полосой сетчатого ромбовидного орнамента с поясом плоских арочных ниш и карнизом над ними. Барабан купола украшен полуколонками и аркатурным фризом в завершении. Обилие вертикальных линий пучковых пилястр, вытянутые пропорции трехнефного объема и барабана купола усиливают изящество и стройность здания, воплотившего в своем облике высшие достижения древнерусской архитектуры на рубеже XII-XIII в.в.

Г.Н. Логвин «Украина и Молдавия». – М.: «Искусство», 1982 г., перевод с украинского.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  14 октября 2023

Развитие самобытной культуры и искусства привело к образованию основ национальной культуры. Появляются произведения, где утверждаются новые принципы архитектурной эстетики; в них отрицается неподвижность и замкнутость «кубического» объема культовых сооружений. Именно таким произведением и является Пятницкая церковь, построенная, возможно, выдающимся мастером Петром Милонегом.

Это небольшой храм с четырьмя опорными столбами и одной баней. Её особенность в том, что четыре столба, которые несут с помощью арок высокую баню, расставлены широко, а поскольку боковые помещения узенькие, то на фасаде арочное завершение имеет только центральная закомара, тогда как боковые – лишь в четверть круга. Переход от основного массива к подбаннику осуществлен с помощью арок-закомар, расположенных тремя уступами. Благодаря этому храм воспринимается как удивительный столб-башня. Это впечатление усиливается тем, что апсиды имеют незначительный выступ и не очень высокие. Стройные массы храма, их движение вверх усиливают сложного профиля печковые пилястры и грациозные полуколонки подбанника. В интерьере нет сложных членений, нагромождения планов с большим числом арочных проемов; здесь все ясно, все подчинено одному – порыву вверх, к свету, к Зениту бани – высотному раскрытию пространства. В архитектуре этого сооружения, как и в» Слове о полку Игореве", воплощены высокие народные идеалы, гордое сознание силы и духовной красоты народа, его художественные и эстетические взгляды.

Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: «Мистецтво», 1968 г., перевод с украинского.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  23 октября 2023

Церковь Святой Параскевы Пятницы, которую часто называют просто Пятницкой, является одним из наиболее интересных и загадочных храмов, построенных в домонгольское время на землях Украины. Никакого упоминания об этой церкви в письменных источниках до XVII в. нет, поэтому в течение длительного срока время её строительства определяли неверно. Только в конце XIX в. пришло понимание, что построена она ещё в период Киевской Руси.

Эта церковь стояла в древнерусском Окольном граде - Черниговском Посаде - на Торговой площади и посвящена Святой Параскеве, которая считалась покровительницей торговли. Поэтому вполне вероятно предположение, что построена она не князем, а горожанами - богатыми купцами. Время строительства церкви можно определить, лишь анализируя её архитектурно-строительные особенности. Пятницкая церковь по пространственно-планировочной структуре принципиально отличается от больших шестистолпных храмов середины XII в., поэтому специалисты очерчивают время её построения периодом от 90-х г.г. XII в. до монгольского нашествия в конце 30-х г.г. XIII в.

До нашего века церковь дошла в пышных торжественных одеждах (формах) украинского барокко, только в конце XIX в. искусствоведы отыскали на незастроенных абсидах церкви явные признаки храма великокняжеской эпохи. В 1895 г. профессор П.А. Лашкарев выполнил обследование церкви, о результатах которых доложил на XI Археологическом съезде в Киеве:

«Имеет вид такой, что была отстроена, или точнее – построена, из остатков древней церкви... Купол, своды и столбы упали, кладка стен сохранилась меньше чем до половины высоты» (Барановский П.Д. Собор Пятницкого монастыря в Чернигове // Памятники искусства, разрушенные немецко-фашистскими захватчиками в СССР. – Л.: Изд-во АН СССР, 1948 г.).

Только разрушения во время Второй мировой войны позволили рассмотреть, что церковь сохранила первоначальный основной объем. То, что увидели специалисты в руинах, было таким неожиданным, что высказывались предположения об уникальности и исключительности Пятницкой церкви в архитектуре Киевской Руси; что строили ее в XIV–ХV в.в. мастера из Сербии, которых тогда приглашали на работу в Московию.

Только в наше время окончательно утвердилась точка зрения, что эта церковь является закономерным следствием развития древнерусской архитектуры, которая за 200 лет великокняжеской эпохи прошла сложный и интересный путь. Теперь понятно, что Пятницкая церковь является образцом последнего этапа эволюции византийских крестово-купольных храмов на землях восточных славян. В конце XII в. уменьшилась власть князей и их экономические возможности: если на начальном этапе князья строили храмы в столичных городах, то на следующем заказчиками стали монастыри и, наконец, на последнем этапе заказчиками каменных храмов стали бояре, богатые купцы и даже объединения горожан. Соответственно, изменились и типы каменных храмов: сначала это были большие храмы сложной структуры (Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве, Спасский собор в Чернигове); затем – шестистолпные монастырские соборы (Елецкий и Борисоглебский); наконец – небольшие храмы, а то и часовни. Наверное, такие строили и в предыдущие периоды, но не из камня, а из дерева, и о них мы можем только догадываться…

В конце XII в. меняются и художественные задачи, решавшиеся строителями. Раньше главным, как и в Византии, было решение интерьера, который должен был поражать посетителя храма, создавать ощущение, что он попал на небо, а внешнему виду уделяли меньше внимания – вспомним впечатляющее внутреннее пространство Софии Константинопольской и ее несколько приземистый внешний вид. На Руси в конце XII в. уже были построены большие храмы, рассчитанные на то, чтобы поражать и убеждать людей в преимуществах христианской веры. В малых храмах, ставших строить потом, собиралось относительно немного верующих. Они шли в церковь, чтобы в молитвах быть ближе к Богу и общаться с ним. Внутреннее пространство храма стало соразмерным человеку, а внешний вид, который видят многие люди, стали делать самым привлекательным.

Киевская Русь не была отделенной от Европы железным занавесом. Несмотря на транспортные трудности, существовали постоянные связи.

В это время в Европе развивалась новая архитектура: на смену романскому стилю пришел новый – готический. Храмы теперь не представляют собой мрачные оборонительные башни, а воплощают мистический порыв вверх, к Богу. Без сомнения, если бы не было монгольского нашествия, и на наших землях были бы построены величественные соборы в стиле пламенеющей готики, а пока в небольших посадских храмах строители Украины-Руси отошли от византийских канонов и стали на путь поисков нового стиля, новой эстетики (Асеев Ю.С. Стили в архитектуре Украины. - К.: Строитель, 1989).

Храмы получили совершенно новый вид - они порываются вверх, высота их в полтора - два раза, а то и больше превышает горизонтальные размеры. Наружные стены теряют тяжелую романскую монументальность, воплощавшую мощь и надежность, и благодаря стройным пропорциям создают радостный, изысканный и возвышенный образ.

Такая церковь и была построена неизвестными заказчиками на торговом месте в Чернигове. Археологические раскопки доказывают, что подобные храмы были в Киеве, Полоцке, Белгороде и др. однако небольшие стройные храмы было проще как строить, так и разрушать – людям и времени. Вот и сохранился до наших дней на всей территории Киевской Руси только один такой храм.

Строительство храмов в новом стиле на территории современной Украины связывают с деятельностью князя Рюрика Ростиславича, которого называли Буй-Рюрик (храбрый, сильный). Он пять раз садился на киевский стол Великого князя (1173, 1180-1181, 1194-1200, 1203, 1205-1206 г.г.) - не мог там долго удержаться, однако снова и снова пытался закрепиться; много воевал, но покровительствовал искусству, особенно любил архитектуру. У Рюрика работал первый древнерусский строитель, имя которого дошло до нас сквозь века - Милонег (в крещении Петр), о котором в летописи пишется: «художник и мастер непростой», «приятель Рюрика».

Некоторые исследователи архитектуры связывают Пятницкую церковь непосредственно с именем Милонега. Так, реставратор этой церкви П.Д. Барановский писал: «Пятницкий храм является одним из последних и, возможно, наиболее совершенных произведений связанного дружбой с князем-строительнм Рюриком прославленного русского зодчего Милонега-Петра» (Барановский П. Д. Собор Пятницкого монастыря в Чернигове / / Памятники искусства, разрушенные немецко-фашистскими захватчиками в СССР. – Л.: Изд-во АН СССР, 1948 г.).

Окончательно утверждать нельзя, но вероятно, что архитектура Пятницкой церкви связана с творчеством Милонега. Однако храмы, построенные Рюриком в разных городах, имеют индивидуальные особенности, и это доказывает, что строили их разные мастера. Непосредственно с именем Милонега связано только строительство подпорной стены в Выдубнцком монастыре, которая к тому же через некоторое время рухнула.

Достижения создателей таких храмов не были бесследно уничтожены монгольским нашествием, их архитектурные приемы применялись в XIV-XVI в.в. на северных землях. Так, с XIV в. в архитектуре Псковского княжества широко использовались ступенчатые арочные своды, а также фризы из поребриков - кирпичей, уложенных на ребро, – так называемые городки. Следует отметить, что П.Д. Барановский связывает шедевр русской архитектуры - знаменитую церковь Вознесиняя в селе Коломенском – с Пятницкой церковью.

К началу нашего века Пятницкая церковь дошла в барочном виде – с надстроенными на стенах фронтонами, увеличенной высотой бани, с пристройками по трем сторонам. Разрушенный во время Второй мировой войны храм был отреставрирован в первобытных формах и теперь предстает перед нами таким, каким был в княжеские времена (Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР: в 4 т. – к.: Строитель, 1986 г. – т. 4; Памятники искусства Советского Союза: Украина и Молдавия. – М.: Искусство, 1982 г.).

Этот крестово-купольный храм в плане почти квадратный: его размеры 12×10,5 м, а с абсидой – 15×10,5 м. Он имеет четыре несущих столба-пилоны крещатого сечения. Несущие столбы расставлены очень широко, благодаря чему ширина среднего нефа в несколько раз больше ширины крайних. С востока нефы завершаются тремя абсидами. Над храмом возвышается купол на высоком круглом в сечении барабане – подбаннике; высота к низу свода купола составляет около 27 м. В отличие от храмов предыдущих времен, покрытие между барабанами и наружными стенами сделано с помощью не цилиндрического свода, а уступчатых арок разной высоты, конфигурация которых немного стрельчатая. Благодаря тому, что боковые нави узенькие, стало возможным покрытие их сделать в виде полуарок, очертания которых составляют четверть круга. На фасадах церкви сочетание средних высоких арочных закомар с боковыми полуарками, расположенными ниже, создает изысканные изгибы. В статической работе пространственной структуры храма эти полуарки играют роль, аналогичную аркбутанам в готических сооружениях - передают усилие распора с арок главного нефа на боковые.

Хоры храма находятся между внешней западной стеной и двумя столбами, ход на хоры – по узенькой лестнице в толщине западной стены. На уровне пола хоров в северной и южной стенах устроены галереи, куда выходят окна. Это сделано, возможно, из оборонительных соображений. Все окна церкви имеют вид бойниц, что свойственно для храмов романской архитектуры, их арочным перемычкам присуща небольшая стрельчатость, что на уступчатых проемах главного фасада усиливается очертанием внешнего уступа.

В древности внутренние поверхности стен были оштукатурены и расписаны фресками. В скосе оконного проема абсиды найдены остатки орнаментальной фресковой росписи, выполненной в светлых почти ярких цветах, отличающихся от тональности росписей других храмов Чернигова княжеской эпохи. Наверное, такие фрески хорошо гармонировали с праздничным внешним видом Пятницкой церкви.

Во время реставрации внутренние поверхности стен не слонялись для того, чтобы была видна кладка – здание предназначалось для музея. Теперь, когда здесь действующая церковь, нетинькованные кирпичные стены производят впечатление «бруталистической архитектуры», что не соответствует традиционному представлению об интерьере храма Божьего на Украине.

Однако главное в архитектуре церкви – ее внешний вид с нарастанием завершающих стены арок и высокой баней над ними. Стройность и изящество храма усиливается вертикалями пучковых пилястр, делящих на три части каждую из стен с южной, западной и северной сторон храма. Два западных рога здания усилены широкими не раскрепленными пилястрами, делающими более тяжелыми края фасада, подчеркивая стремительный взлет среднего нефа. На уровне пяток арок закомар сделан сетчатый поребриковый пояс, под ним размещены плоские арочные ниши. Еще более богатый декор имеют абсиды, высота которых составляет только половину высоты центрального объема. Абсиды украшены тоненькими полуколонками. Промежутки между ними завершаются арочными нишами, под которыми широкий пояс поребрика создает ромбовидный сетчатый орнамент. Барабан бани тоже украшен полуколонками, размещенными между высокими окнами и аркатурным фризом с поребриком над ним.

Образ Пятницкой церкви, в которой достигнуто полное единство конструкции и внешней формы, воспринимается как порывистый порыв к небу. Этот храм является одним из самых высоких достижений архитектуры домонгольской эпохи. Новая архитектурная образность пришла на смену «тяжелому молчанию» романской архитектуры (Асеев Ю.С., Логвин Г.Н. Архитектура Ильинской церкви в Чернигове // Вопросы истории архитектуры и строительной техники. – К.: 1959 г.). Странная и непонятная взаимосвязь архитектуры и состояния общества: было сильное и крепкое княжеское государство – строили тяжелые, крепкие и неприступные соборы; государство распадается на маленькие княжества с очень слабой властью князей – в архитектуре всплеск радостных чувств и изысканных форм.

Стены Пятницкой церкви каменные из так называемого узкого кирпича размерами примерно 28×18×5 см. Все архитектурные элементы выполнены из разнообразного фигурного кирпича. При реставрации использовался специально сделанный по старым образцам новый кирпич. Нижняя часть стен вымурована по технологии, известной еще со времен Древнего Рима, по которой из качественных камней выкладываются только наружный фасадный и внутренний интерьерный слои стен, а пространство между ними заполняется известковым бетоном с битым кирпичом или камнями.

Во время захвата Чернигова монголо-татарскими войсками церковь, наверное, была ограблена. Об её дальнейшей судьбе можно только догадываться. В 70-х г.г. XVII в. уже хорошо нам знакомый храмостроитель В.А. Дунин-Борковский за свой счет сделал ремонт храма после многолетнего упадка. В то время это был главный храм Пятницкого женского монастыря, год основания которого нам неизвестен, но не позднее середины XVI в., а церковные предания связывают основание этого монастыря с именем княжны Предславы Святославны, сестры князя Давида. В начале XVII в., когда Чернигов оказался под властью Польши, православные монашки бежали с московским войском, а здесь был организован католический женский доминиканский кляштор-монастырь.

В конце XVII в. храм был полностью перестроен. При этом декор его получил черты, типичные для лучших храмов времен мазепинского правления. Было сделано барочное завершение центральной главы: надмурован подбанник, баня получила грушевидную форму с заломами. Общая высота церкви увеличилась почти на 8 м. с поверхностей стен сбили кирпичные архитектурные детали, фасады оштукатурили, к храму сделали пристройки. Окна-бойницы растесали по ширине почти вдвое, а по высоте увеличили в полтора раза, так же растесали и порталы.

Над западной и восточной фасадными стенами построили пышные и торжественные барочные фронтоны, завершавшиеся зубцами с рипидами - изображениями солнца, символизирующего Христа. Западный фронтон имел уступчатое очертание и занимал всю ширину фасада, под зубцами он был очерчен капризно изогнутым барочным карнизом. Фронтон с восточной стороны имел меньшие размеры, на его центральной части было изображение герба И.С. Мазепы. Такие зубчатые фронтоны были только в киевских соборах - Братском на Подоле и Николаевском на Печерске, запроектированных И.П. Зарудным – украинским архитектором, который затем по приказу Петра и забран в Россию, где он построил собор Петропавловской крепости в Санкт0петербурге, церковь Архангела Гавриила (названную в народе Меншиковой башней) в Москве и другие сооружения. Выдающийся знаток искусств И.Е. Грабарь первым заметил сходство фронтонов киевских соборов и Пятницкой церкви и высказал предположение, что в перестройке ее участвовал И.П. Зарудный. При советской власти были уничтожены Киевские соборы, запроектированы И.П. Зарудным, нет и декора Пятницкой церкви.

В 1750 г. во время страшного пожара церковь сгорела, через пять лет ее отстроили. Старанием игуменьи Доминицианы Лярской тогда был сделан и новый иконостас, удивлявший современников. Жены и дочери Черниговской казацкой старшины наделили монастырь щедрыми дарами. В 1913 г. В.Л. Модзалевский писал:

«Теперь осталось немного ... с рамы иконы все еще смотрит святая Параскева Пятница с лицом украинской дамы – словно ее писали из женщины или дочери какого-то полковника или сотника. Среди потомков украинской казацкой старшины до сих пор сохраняются такие лица: высокий ровный лоб, большие карие глаза, тонкие брови, удлиненный нос... на Святой золотая туника и серебристая мантия, на тканях изображены небольшие букеты... в иконостасе Пятницкой церкви хранится икона Богоматери в серебряных одеждах, к которым прикреплена серебряная табличка с трогательным текстом: «Эти одеяния воздвигнуты в году 1711 месяца августа Господня. Твой то счет, Пресвятая Дева, мое только благодарное старание - прими Милостивая госпожа» (Модзалевский В.Л., Савицкий П.Н. Очерки истории старой Украины // Черниговская старина. - Чернигов: 1992 г.).

К сожалению, если в 1913 г. ещё оставалось в храме немного старинного искусства, то теперь нет ничего.

Во время того восстановления церкви пристроили по бокам помещения, завершавшиеся небольшими барочными банями, такая же дополнительная баня была поставлена над алтарной абсидой. Тогда почти вдвое обтесали несущие столбы, заложили боковые окна на среднем абсиде, а полуколонки на абсидах сбили в нижней части, благодаря чему они стали похожи на висячие полуколонки, что очень нравились искусствоведам XIX в., но, возможно, кое-что из этого было сделано еще во время предыдущей перестройки.

Согласно программе секуляризации Екатерины II в 1786 г. Пятницкий монастырь был закрыт, все его здания, кроме церкви, снесены, а церковь преобразована в приходскую.

В 20-х г.г. XIX в. вокруг церкви были построены торговые помещения, а с западной стороны по проекту архитектора А. Карташевского (А. Карташевский много работал в Чернигове, занимаясь планировкой города и сооружением жилых домов. Работал он и в других городах Украины. Самая известная его постройка-это магистрат в городе Кременчуге, разрушенный во время Второй мировой войны) пристроена колокольня-ротонда. Колокольня имела барочную баню и хорошо подходила церкви. После пристройки колокольни у церкви стало семь верхов-бань.

Удивительно, но эти перестройки не повредили церкви. Снова приведем длинную цитату из эссе В.Л. Модзалевского. Лучше него не сказать, ведь он видел ту красоту на Майдане Чернигова, а мы можем только смотреть на фотографию: «Пятницкая церковь - одна из самых очаровательных в Чернигове. В современном виде (в 1913 г.) она является завершением всего процесса развития Черниговского строительства времен Гетманщины, тот вид, который у нее сейчас, - признак конечной победы поисков изящества и легкости над первоначальной простотой ... скромные белые стены византийской церкви совершенно теряются рядом с богатством барочных фронтонов, которые украшают западный фасад, каждый из завершенный тремя маленькими башнями-зубцами, создается впечатление, что стена церкви прикрыта богатым веером с сетчатыми краями. Барабан охвачен легким венком из сосновых веточек, в который вплетены кресты.

Восточный фасад, размещенный над склоном, несет только один фронтон – над приподнятой серединой трехдневного фасада. Это единственное завершение придает фасаду особую стройность. Главки над абсидами с их изгибами и перехватами напоминают сборки причудливо накинутой ткани» (Модзалевский В.Л., Савицкий П.Н. Очерки истории старой Украины // Черниговская старина. - Чернигов: 1992 г.).

Страшных разрушений подверглась Пятницкая церковь во Вторую мировую войну. Во время бомбардировки города немецкой авиацией 23 августа 1941 г. она обгорела от зажигательных бомб, а во время бомбардировки 26 сентября 1943 г. рядом с ней попала бомба. На послевоенных фотографиях видим ужасные последствия того взрыва: упала баня с подбанником и большая часть сводов, на три четверти высоты разрушены западная и южная стены, а также два несущих столба – пилона, церковь будто была разрезана от северо-западного до юго-восточного рогов. Уступчатые арки и своды, оставшиеся с восточной и северной сторон, грозили падением. К счастью, для спасения памятника были приняты срочные меры – уже в декабре 1943 г. в Чернигов был направлен один из наиболее квалифицированных реставраторов страны П.Д. Барановский, который сделал обмеры руин, которые представляли собой гору кирпича. Через год (в ноябре-декабре 1944 г.) были проведены работы по консервации остатков церкви, которым угрожало дальнейшее разрушение: усилен несущий столб, от которого осталось только 1/8 сечения; для уменьшения нагрузки разобран зубчатый барочный фронтон конца XVII в. Несмотря на эти меры, в мае 1945 г. рухнула часть северной стены и сбила еще один столб. Остался только один из четырех несущих столбов – с северо-восточной стороны, – который предварительно смогли укрепить.

В 1945-1948 г.г. П.Д. Барановским сделано проектное предложение реставрации церкви в первоначальных формах, в которой, однако, не учитывалась ценность церкви как памятника украинского барокко. Реставратор писал: «достопримечательность... вследствие позднейших перестроек настолько изменила свой облик, что под новой внешностью почти невозможно разглядеть ее истинные черты, которые скрыты или искажены позднейшими наслоениями» (Барановский П.Д. Собор Пятницкого монастыря в Чернигове // Памятники искусства, разрушенные немецко-фашистскими захватчиками в СССР. – Л.: Изд-во АН СССР, 1948 г.). Предполагалось установление сохранившихся больших блоков кладки на их место в структуре здания.

По проекту П.Д. Барановского и М.В. Холостенко в 1962 г. была осуществлена реставрация Пятницкой церкви в первобытных формах. Эта реставрация вызывает двойные чувства. С одной стороны, Чернигов и вся Украина обогатились уникальным образцом храма последнего периода существования Древнерусского государства, воссозданного на очень высоком профессиональном уровне с почти стопроцентной достоверностью. С другой стороны, мы сожалеем о великолепной церкви в стиле украинского барокко, большинство из которых в 1930-х г.г. было уничтожено по всей территории Украины. Наверное, когда-то будет воссоздана колокольня, которая подчеркивала красоту церкви, против разрушения которой в 1962 г. всеми силами боролся П.Д. Барановский, но не смог противостоять чиновникам и высокомерным архитекторам-реставраторам. Тогдашние власти не позволили даже установить крест на бане воссозданной церкви.

Здесь хочется высказать совершенно крамольную, с точки зрения реставраторов, мысль: Может, стоит сделать еще одну реставрацию Пятницкой церкви – одеть на существующую те пышные барочные одеяния, которые делали ее чудом украинской архитектуры.

С 1993 г. Церковь Параскевы Пятницы передана верующим, и в ней уже несколько лет правится служба Божья. В церкви нет древних икон в пышных серебряных одеждах, но и простые современные иконы в красочных вышитых рушниках на стенах действующего храма радуют глаз и душу.

Вироцкий В.Д. «Храмы Чернигова». - Киев: «Техника», 1998 г., перевод с украинского.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.