ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Чернигов. Троице-Ильинский монастырь.


Монастырь. Не действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1069.
Адрес:
Украина, г. Чернигов, ул. Льва Толстого, 92

Координаты:51.477915, 31.279364
Проезд: Добраться до Чернигова легко. Поезда, идущие через город или имеющие его конечным пунктом, следуют из Киева, Москвы, Санкт-Петербурга, Симферополя, Минска, Гомеля, Одессы, Феодосии, Львова. Троице-Ильинский монастырь расположен в черте Чернигова, более того — неподалеку от железнодорожного вокзала, ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Добраться до Чернигова легко. Поезда, идущие через город или имеющие его конечным пунктом, следуют из Киева, Москвы, Санкт-Петербурга, Симферополя, Минска, Гомеля, Одессы, Феодосии, Львова. Троице-Ильинский монастырь расположен в черте Чернигова, более того — неподалеку от железнодорожного вокзала, поэтому в самом городе общественный транспорт вам вряд ли потребуется. Для автомобилистов: Чернигов находится на трассе М-01, между Киевом и Гомелем. Из России удобнее всего следовать по трассе М-02, через Глухов и Кролевец.




Добавить фотографию
Сортировка:


Троице-Ильинский монастырь - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
Троицкий собор - фото с колокольни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
08.10.2004 - 10.10.2004
Троице-Ильинский монастырь - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
1234
1 января 2004
Троице-Ильинский монастырь - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
1234
1 января 2003
Троице-Ильинский монастырь - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
1234
1 января 2003
Троице-Ильинский монастырь - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
1234
1 января 2003
Троице-Ильинский монастырь - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
1234
1 января 2003
Троице-Ильинский монастырь - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
1234
1 января 2003
Троице-Ильинский монастырь - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
1234
1 января 2003
Троице-Ильинский монастырь - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
1234
1 января 2003
Троице-Ильинский монастырь - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
1234
1 января 2003
Троице-Ильинский монастырь - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
1234
1 января 2003
Троице-Ильинский монастырь - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
strusto
26 сентября 1985
Троице-Ильинский монастырь - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
Inna
25 декабря 2011
Троице-Ильинский монастырь - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
Дмитрий Васильков
3 января 2008
Троице-Ильинский монастырь - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
Дмитрий Васильков
3 января 2008
Троице-Ильинский монастырь - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
Дмитрий Васильков
3 января 2008
Троице-Ильинский монастырь - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
Колокольня Троицкого монастыря
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
8 октября 2004
Троице-Ильинский монастырь - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
Дмитрий Васильков
3 января 2008
Троице-Ильинский монастырь - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
Inna
1 июня 2006
Троице-Ильинский монастырь - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"
Андрей Агафонов
1 января 1910
Троице-Ильинский монастырь - Чернигов - г. Чернигов - Украина, Черниговская область
Фото из журнала "Русский паломник".
Андрей Агафонов
1 января 1896




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  21 марта 2007

Ильинский Троицкий монастырь, в 1 версте от Чернигова. Основан в 1069 году; в 1239 году был разрушен Батыем; в 1694 году восстановлен; в 1790 году обращен в архиерейский дом. Здесь находится чудотворная Ильинская — Черниговская икона Божией Матери. Она была написана иноком Геннадием (Дубенским) в 1658 году. Богоматерь изображена на иконе в полурост; лик Ее написан в греческом стиле; на левой руке Ее покоится Богомладенец, благословляющий правою рукою, левая же Его рука лежит на Его левом колене; на главах Богоматери и Богомладенца находятся царские короны. На трех финифтовых дощечках, укрепленных внизу иконы, находятся следующие надписи: на первой — « Сей святой образ Божией Матери, именуемыя Илиинскою — Черниговскою, написан 1658 года»; на второй — «Чудодействие течение слез на оном образе видимо было 1662 года с 15 по 24 число месяца Апреля»; на третьей — «В 1662 году было нашествие татар на град Чернигов, но к сему чудотворному образу не могли прикоснуться руки нечестивых сарацин». Ильинская икона Богоматери источала и источает множество чудес и доселе. Великое усердие народа проявляется к сей иконе в следующие дни: в день Пресвятой Троицы (храмовый день), 16 апреля (день прославления ее) и в день пророка Ильи.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»


Статью добавил(а): Зодчий,  10 февраля 2009

Схиархимандрит Лаврентий (в миру Лука Евсеевич Проскура) родился в 1868. С детских лет Лука регулярно ходил в церковь, имел прекрасный слух, пел в церковном хоре. В 1912 году, на 45-м году жизни, Лука был пострижен в монашество с именем Лаврентий. Через два года он был рукоположен в иеродиакона, а в 1916 году - в иеромонаха. В 1928 году по определению экзарха Украины митрополита Михаила возведен в сан архимандрита. В 1923 году в Киеве о. Лаврентий был тайно пострижен в схиму лаврским схиигуменом Гавриилом. До самого закрытия монастыря в первой половине 20-х годов о. Лаврентий неизменно был регентом хора, уставщиком и ведал монастырским книгохранилищем.

Во время Великой Отечественной войны, в период оккупации Чернигова, было разрешено открыть Троицкую обитель. По зову старца собрались послушницы, просто верующие люди, и приступили к восстановлению обители. Люди трудились самоотверженно и уже в день Архистратига Михаила 21 ноября 1941 года состоялось первое богослужение в церкви Феодосия, расположенной под Троицким собором. А в 1942 году был освящен и главный престол Троицкого собора. На хорах регентовал сам будущий преподобный, величественный храм огласился стройным пением.

Что поражало в даре о. Лаврентия? Четкий, определенный ответ на все сомнения и вопросы. И когда однажды близкий к нему человек осмелился спросить: "Батюшка, откуда вы знаете, что нужно ответить каждому обращающемуся к Вам, и всегда это бывает правильное решение?" Он ответил: "На мысль полагает Бог, и ответ в сказанном сразу". Известны его предсказания о войне, о грядущем мире, о будущем России. Скончался схиаpхимандpит Лаврентий 19(6) января 1950 года. 9/22 августа 1993 года Освященным Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви Московского Патриархата схиархимандрит Лаврентий Черниговский был причислен к лику святых в чине преподобного. Чудотворные и цельбоносные мощи угодника Божия Лаврентия пребывают ныне в Троицком соборе города Чернигова.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  10 ноября 2017

Как архитектурный ансамбль, Троице-Ильинский монастырь стал складываться начиная с последней трети ХVII века. Завершился этот процесс возведением четырёхъярусной колокольни в духе елизаветинского барокко (1771-1775). Её вогнутые фасады обильно декорированы, а с верхних ярусов открывается захватывающий вид на город Чернигов и сам монастырь. Судя по всему, образцом для неё послужила колокольня Богородице-Рождественского собора в Козельце, построенного несколько раньше, в 1752-1763 годах, по заказу Н.Д. Разумовской, матери А.Г. и К.Г. Разумовских. Ходили слухи, что в составлении проекта колокольни этого храмового ансамбля участвовал Растрелли.

Козелецкая колокольня по архитектуре очень сходна с черниговской. Хотя колокольня Троице-Ильинского монастыря выглядит "более барочной" - благодаря окраске в два цвета. Что касается наиболее ранних построек монастыря, то это прежде всего Введенская тёплая церковь с трапезной (1677-1679), очень простых форм, продолговатая, с притвором, напоминающих часовенку. Центральная часть храма увенчана четвериком со скошенными углами, на которую, в свою очередь, поставлен фонарик-восьмерик с барочной главкой. С восточной стороны комплекса находятся келейные корпуса и Ильинские ворота с простым и очень внушительным зданием типографии, выстроенным при владыке Лазаре (Барановиче). Через эти ворота идёт дорога к древнему Ильинскому монастырю, сложившемуся в ХII веке вокруг ископанной преподобным Антонием в Болдиной горе пещере и разрушенному в 1239 году татаро-монголами.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №84, 2014 г.


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  26 февраля 2019

Троицко-Ильинский монастырь, расположенный в городе Чернигове, является один из самых выразительных архитектурных ансамблей Украины. Его ансамбль состоит из двух, объединенных ландшафтом и архитектурой, частей – бывшего Ильинского монастыря (ХІ – ХУІІ в.) и Троицкого монастыря, возведенного в 1677-1780 годах на самом высоком плато Болдиных гор (название произошло от древнерусского «болд», что означает дуб).

Согласно летописи, начало монастырю положил в 1069 году монах Антоний Печерский. Основание монастыря было тесно связано с острым соперничеством между двумя наибольшими культурными и политическими центрами государства – Киевом и Черниговом. В Киеве в то время уже существовал Печерский монастырь, который приобрел большую популярность, и черниговский князь Святослав Ярославич, стремясь противопоставить свою столицу «матери городов русских», при помощи Антония решил создать на Болдиных горах монастырь, подобный Печерскому.

«Ископанные» Антоном Печерским и его последователями в яру Болдиных гор пещеры со временем стали пещерным христианским монастырем, который первоначально именовался Богородичным (монастырь Божьей Матери), который известен сегодня во всем мире как памятник подземного строительства «Антониевы пещеры». К XII веку монахи нарыли достаточно продолжительные подземные тоннели и частично перебрались возводить постройки на поверхности, одной из первых которой стала каменная Ильинская церковь. С того же времени обитель стала именоваться Ильинской. Интенсивное развитие монастыря продолжалось вплоть до 1239 года, покаместь Чернигов не был разрушен монголо-татарами. Затем наступил период упадка, который продолжался вплоть до XVI столетия, пока по приказу черниговского полковника С. Подобайло (и за счет его средств) в 1649 году святыня не была восстановлена. В результате реставрации она бала перестроена и получила форму трехкупольного, наиболее распространенного на Украине в казацкий период, храма.

Спустя некоторое время в связи с тем, что число братии Ильинского монастыря и паломников чудотворной иконы Ильинской Богоматери увеличилось, по инициативе известного политического и церковного деятеля, писателя конца XVІІ века черниговского архиепископа Лазаря (Барановича) вблизи Ильинской обители с 1672 года началось строительство нового Троицкого мужского монастыря, который в 1679 году был объединен с Ильинской обителью и стал именоваться Троицко-Ильинским монастырем.

Ансамбль обители складывался на протяжении XVII-XIX веков. Построение этого величественного комплекса стало возможным также и потому, что Троицко-Ильинский монастырь был большим феодальным хозяйством, которому принадлежало почти 10 тысяч крепостных, 24 села, 30 мельниц, 31 завод, в том числе кирпичные заводы. Соединен был Троицкий монастырь с Ильинским «галерею, устроенною на каменных арках и столбах». Однако в 1786 году, по указу Екатерины ІІ имения монастыря были секуляризованы, а ему самому была отведена особая роль: на его территории должен был разместиться Черниговский университет – этому способствовало наличие в монастыре типографии и библиотеки, насчитывавшей более 11 тысяч книг. Но после смерти светлейшего князя Г. Потемкина (особенно озабоченного этим вопросом) указ не выполнялся и поэтому в 1790 году по приказу императрицы он стал резиденцией черниговского епископа (переселившегося из Борисоглебского монастыря).

В 1918 году монастырь снова закрыли (до 1929 года продолжал функционировать только Троицкий собор как приходской храм), а его территория и строения использовались черниговским зоотехникумом.

В ноябре 1941 года монастырь вновь открылся, как действующий женский монастырь. Поскольку в ходе войны (во время бомбардировок 1941 и 1943 годов) сооружения обители сильно пострадали, то по её завершению епархией в нём были проведены текущие ремонтные работы. Однако в 1961 году монастырь вновь закрыли и с 1967 года его архитектурный комплекс был включен в состав Черниговского Государственного архитектурно-исторического заповедника. Но, как говорится, нет худа без добра: в рамках восстановления культурно-исторического наследия под руководством известных архитектора Марионилы Говденко и реставратора живописи Владимира Бабюка в обители на профессиональной и качественном уровне были проведены реставрационные работы. А в канун празднования тысячелетия крещения Руси, в 1988 году, после окончания реставрационных работ строения бывшего Троицкого монастыря были вновь возвращены Черниговской епархии.

Несмотря на то, что монастырская жизнь в стенах обители нынче так и не восстановлена, это место и сегодня является центром религиозной жизни Черниговщины: бывший монастырь является резиденцией Черниговского архиепископа (УПЦ МП), а Свято-Троицкий собор – кафедральным собором данной епархии; в доме настоятеля с 90-х годов ХХ века действует духовное училище, которое готовит священников и регентов-псаломщиков не только для местной церкви; в его стенах организуется и проводится активная миссионерская работа епархии. А «Антониевы пещеры» хоть и являются составной частью Черниговского архитектурно-исторического заповедника, но помимо просветительской работы, которая в них проводится (исторические раскопки, экскурсии), в его храмах в церковные праздники проходят богослужения.

Благодаря тому, что монастырь расположен на одной из возвышенностей Болдинских гор, он виден практически со всех сторон города, а с его колокольни открывается впечатлительная панорама городских окрестностей. Интересен и сам архитектурный монастырский ансамбль, как пример гармоничного сочетания различных эпох и образов жизни (церковной и светской).

Он включает с себя:

Свято-Троицкий собор, который раннее являлся главным храмом монастыря, а в настоящее время – кафедральный собор Черниговской епархии УПЦ (МП). Церковь была построена талантливым вильнюсским зодчим Иоганном-Баптистом Зауэром в 1671-1696 годы (освящена в 1695 году) в стиле украинского барокко, на средства гетмана Украины Ивана Мазепы. В основу собора положен тип крестовокупольного храма. По обеим сторонам западного фасада имеются две башни, которые увенчаны высоким верхом. Стены строились с устройством ниш, больших фигурных окон, треугольных и полциркулярных сандриков. Роспись храма неоднократно уничтожалась (кроме центрального купола) пожарами, восстанавливалась и опять ими уничтожалась. В окончательном виде она была восстановлена в 1974-1985 годах, в ходе реставрации собора (по проекту архит. М. М. Говденко). В храме имеется 3 престола: главный – во имя Св. Троицы, правый – во имя вмц. Варвары, левый – во имя праведных Иоакима и Анны. До 2003 года кафедральному собору принадлежал скит в селе Вересочь Куликовского района, который с того года был воссоздан, как Лаврентия Черниговского женский монастырь.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с трапезной (Введенская церковь) с трапезной, построенной в 1677-1679 годах. Она является, пожалуй, единственной среди сохранившихся на Левобережной Украине трапезных церквей с двумя куполами.

Часовню-усыпальницу Г. С. Щербины (1868-1903), российского консула в Косовской Митровице, погибшего от рук албанских сепаратистов (как тут не вспомнить трагедию, разыгравшуюся на сербской земле в конце прошлого века, когда албанские боевики уничтожали не только мирных жителей, но и разрушили памятник Григорию Щербине, воздвигнутый сербами после его гибели).

Часовню-усыпальницу Стефановичей (черниговских дворян), построенную приблизительно в 1905 году.

Церковь Илии Пророка, сооруженную в XII веке на склоне Болдиных гор как крестильню возле входа в Антоньевы пещеры, которая вместе с ними положила основание Ильинскому монастырю. Просторно-плановое решение Ильинской церкви уникальное для строительства храмов домонгольского периода – это однонефная, однобанная, бесстолпная церковь. Возможно, это была первая такая каменная церковь, построенная в эпоху Киевской Руси, и единственная из такого типа храмов, сохранившаяся на территории Украины с тех времен. После причиненных во время нашествия орд Батыя повреждений храм был восстановлен и достроен: в XVI веке приобрел две дополнительные бани и ризницу с южной стороны атиды; в середине XVII века получил трехбанное многоярусное завершение и приобрел черты украинского барокко. Рядом с церковью в 1908-1910 была построена колокольня, которая органично вписалась в природно-архитектурный ландшафт.

Три другие церкви – Феодосия Тотемского, Антония Печерского и Николы Святоши размещены непосредственно в Антониевых пещерах. Данные пещеры были основаны в 1069 году, как пещерный монастырь, а их интенсивное развитие продолжалось вплоть до разрушения Чернигова монголами-татарами (1239). Они представляют собой комплекс подземных переходов и помещений общей протяженностью 350 метров, которые размещаются в толще Болдиных гор (в границах современного города) и глубиной залегания – от 2 до 12 метров (относительно поверхности). Все подземные сооружения находятся на двух основных уровнях, наибольший интерес из которых представляет его нижний ярус (восточнее алтаря церкви Феодосия Тотемского) протяженностью около 100 метров. Он сохранился в земляном варианте за исключением трех метров, укрепленных кирпичной кладкой возле выхода на поверхность. Этот участок был также значительно перестроен. Известно, что данная часть комплекса в разное время служила подземным некрополем и местом обитания монахов-отшельников.

Церковь Феодосия Тотемского – является главным подземным храмом Троицко-Ильинского монастыря. Её стены и своды оформлены в стиле украинского барокко (полуциркульные ниши, карнизы, полуколонны, арки, пилястры), а интерьер подобен фасаду Троицкого собора. Она является самой большой подземной церковью на Левобережной Украине: наибольшая его высота – 8,5 м, длина – 15,5 м. Церковь имеет хоры, расположенные за сводом в северной ее части.

Две других подземные церкви, имеют более простую архитектуру: Антония Печерского (длина – 11,7 м, ширина – 4 м, высота – 2,68 м) состоит из трех помещений – притвора, нефа и алтаря. Помещение, расположенное перед входом в эту церковь, несмотря на свой обыденный вид, является удивительным памятником архитектурно-акустического искусства. В форме ротонды с выступами в стене, оно, очевидно, играло роль церковного клироса. Монахи, что исполняли церковные песнопения, располагались в выступах этого помещения и когда начинали петь, звуки удивительным образом «собирались воедино» под его куполом и, отражаясь от него, разлетались по всем помещениям и лабиринтам пещеры, усиливая своё звучание. А чтобы было слышно пение на другом уровне пещер, под потолком было сделан специальный вентиляционный ход. Церковь Николы Святоши. Что интересно, в пещерах круглогодично, независимо от погоды на горе, температура постоянно держится на отметке +5 градусов.

Главными святынями Антониевых пещер традиционно считаются келья Антония Печерского и гробница с костями монахов, которых убили в 1239 году монголо-татары, а в Ильинской церкви – чудотворная Ильинская икона Черниговской Богоматери.

Кроме того, в состав архитектурного ансамбля монастыря также входят: 58-метровая колокольня, построенная в 1775 году перед входом в монастырь (рядом со святыми вратами). Выполненная в силе барокко, она имеет 5 ярусов, а чтобы подняться до самого верха, нужно пройти 195 ступеней. Имя её архитектора неизвестно, но по некоторым сведениям, при её строительстве использовались проектные чертежи Иоганна Шеделя, автора Великой Лаврской колокольни (Киево-Печерской Лавры).

Архиерейский дом (дом настоятеля) – двухэтажный дом, где нынче располагается духовное училище; Святые врата; кельи (северо-восточные), где проживают слушатели училища; хозяйственный корпус и вспомогательные помещения; кирпичная ограда с башнями, построенные в XVIII веке (вместо деревянных); церковная лавка, сделанная уже в настоящее время, но в существующем монастырском стиле.

Долгое время Троицкий монастырь являлся ещё и некрополем. Под Троицким собором (в подвале, в пяти больших помещениях, разделенные стенами-сводами) и вокруг него нашли вечный покой черниговские иерархи, государственные и культурные деятели, представители знатных фамилий (Милорадовичей, Кочубеев и др.), в том числе: около алтаря (внутри собора) покоятся мощи святых Феодосия Углицкого и Лаврентия Черниговского; возле храма, среди других – могила выдающегося украинского писателя-баснописца Леонида Глебова, дипломата и ученого Григория Щербины, архиепископа Черниговского и Нежинского Антония.

Достопримечательности Чернигова


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  27 февраля 2019

Расположен на террасированном склоне древних Болдиных гор. Ландшафт и архитектура объединили два комплекса, лежащих на разных уровнях - ансамбль Ильинского монастыря, возникший в XI в., расположенный на нижней террасе склона горы, и Троицкий XVII-XVIII вв.- на верхнем плато. В XI-XII в. возникает комплекс подземных многоярусных сооружений - галерей, келий, церквей. В конце XI - начале XII в.в. у южного входа в пещеры строится наземное сооружение - Ильинская церковь, известен комплекс монастырских построек XVII в. (не сохранились), в начале XX в. строится колокольня на месте более древней. Сооружения комплекса Ильинского монастыря, который самостоятельно просуществовал до второй половины XVII в., вошли в состав вновь созданного Троицко-Ильинского монастыря. Оба комплекса были соединены деревянной галереей на кирпичных опорах.

С середины XVII в. и в последующее время интенсивное строительство ведется на верхнем участке монастыря. В 1677 г. приступили к возведению первого каменного сооружения - Введенской трапезной церкви, в 1695 г. заканчиваются строительные и отделочные работы по Троицкому собору. К 1719 г. закончено строительство трапезной, восточных келий, пекарни для служителей с кельями и каменная монастырская ограда. В середине XVIII в. территория монастыря была расширена, в связи с чем построены новые участки ограды с двумя восьмигранными в плане башнями. К 1750 г. завершено возведение кирпичного двухэтажного дома архимандрита, а несколько позднее к южному пряслу монастырской ограды пристроен хозяйственный корпус с погребами и ледником. Некоторые постройки монастыря первоначально были деревянными. Интенсивное строительство в монастыре продолжалось до конца 70-х годов XVIII в. За это время сооружена кухня со службами, и к первоначальному корпусу келий XVII в. пристроено северное крыло. Окончательное архитектурно-планировочное и объемно-пространственное завершение ансамбль получил в 1775 г., когда была построена кирпичная пятиярусная колокольня, ставшая его высотной доминантой. На рубеже XX в. в кирпиче строятся две часовни с северной стороны Троицкого собора, выполненные в формах "историзма". Ансамбль состоит из двух комплексов. Один из них, расположенный на нижнем плато объединяет систему пещер и подземных сооружений XI-XVIII в.в., а также наземные постройки - Ильинскую церковь XI-XVII в.в. с колокольней XX в. Композиция этого комплекса асимметрична. Пластика построек удачно дополняет пластику рельефа.

Комплекс верхнего плато включает собор, трапезную и кельи XVII в., колокольню и архиерейский дом XVIII в., ограду с башнями и воротами XVII-XVIII вв., хозяйственный корпус XVIII в., пекарню, хозяйственный корпус с ледником, кухню XVIII в. Центром композиции этого комплекса является Троицкий собор, вокруг которого образуется парадный двор.

Древнерусская архитектура, обогащенная формами барокко, создала предельно выразительный по пластике ансамль, органично слившийся с ландшафтом. Ансамбль интересен как в целом, так и отдельными постройками. В состав ансамбля входят типологически уникальные гражданские постройки: ледники, пекарня, кухни сооружения XVIII в., дошедшие до нас в единичных образцах.

Памятник реставрируется (архитекторы М. М. Говденко, В. И. Маркиз, В. И. Лукьянченко).

Колокольня, 1771-1775 г.г.

В стиле барокко. Кирпичная, пятиярусная, в плане квадрат с вогнутыми гранями и срезанными углами, 17-метровая в основных осях и имеющая высоту 58 м. Фасады поярусно по четырем углам украшены колоннами, на втором ярусе 6 колонн на каждом углу, на третьем и четвертом по 5. В первом ярусе - сквозной арочный проезд по оси юг-север с деревянными, обитыми жестью воротами, на четырех углах контрфорсы выполнены в форме огромных волют. Каждый ярус венчается пышным многопрофильным карнизом. Фасады оштукатурены и окрашены в два цвета: поле стен - охра, колонны, карнизы, декор - белые. Колокольня завершается граненым куполом и главкой. Декор колокольни отличается изысканностью, выраженной в тонкой профилировке тяг, карнизов, наличников и изяществе лепки. Определенная роль принадлежит металлическим декоративным элементам - решетки в арках, литые вазы на карнизах. Реставрация окончена в 1970 г. Реставрирована кладка, восстановлены первоначальные профили всех декоративных элементов, лепка, покраска и декоративные чугунные вазы на ярусах. Памятник представляет интерес как монументальное произведение архитектуры эпохи барокко.

Кельи, 70-е XVIII в.

Исследованиями установлено, что первоначальное назначение памятника - кухня с ледником. Расположен в юго-западной части монастырского подворья в комплексе с домом архимандрита. Выступает за линию примыкающей к ней с востока и запада монастырской ограды. Первоначальный облик несколько изменен перепланировками и поздними пристройками.

Здание кирпичное, одноэтажное, Г-образное в плане. Под всем объемом расположен подвал, в который ведет одномаршевая лестница, расположенная в восточной части здания. Подвал освещался через продухи - наклонные проемы; перекрытия подвала - крестовые и полуцилиндрические своды; первого этажа - плоские по деревянным балкам.

Фасады памятника имеют строгую декоративную обработку. Прямоугольные оконные проемы обрамлены плоскими наличниками с выступающим замковым камнем. Здание имеет развитый профилированный карниз и цоколь. В 1983 г. произведены натурные предреставрационные исследования. Сооружение представляет редкий пример комплекса служебных усадебных построек, включающих ледник.

Кельи, середина XVIII в.

Исследованиями установлено, что первоначальное назначение памятника - хозяйственный корпус с ледником. Первоначальный объем памятника сохранился, в XIX в. приобрела современную форму крыша. Кирпичный, состоит из двух объемов: вытянутого по оси восток-запад одноэтажного прямоугольного в плане и примыкающего к нему с восточной стороны пониженного одноэтажного объема ледника, квадратного в плане. Под основным объемом - ярус подвалов, перекрытых полуциркульными сводами: две поперечные стены с двумя проемами разделяют пространство на три камеры, центральная небольшая - сени с одномаршевой крутой лестницей.

Планировка первого этажа соответствует подвальной. Помещения первого этажа перекрыты полуциркульными сводами с распалубками над оконными и дверными проемами. Окна первого этажа и наклонные подвальные проемы - продухи - расположены на северном и западном фасадах. Главный фасад имеет строгую декоративную обработку, углы его закреплены лопатками. Прямоугольные оконные и дверные проемы расположены в неглубоких нишах с профилированным обрамлением. Здание имеет развитый профилированный карниз. В результате реставрационных работ, которые ведутся с 1983 г., установлена датировка памятника, форма первоначальной крыши и назначение сооружения.

Памятник является уникальной постройкой, включающей ледник (квадратный объем) - один из немногих примеров хозяйственных построек на Украине XVII-XVIII в.в., сохранившихся до наших дней.

Северо-восточные кельи, 70-80-е годы XVII в. - 70-80-е г.г. XVIII в.

Зигзагообразные в плане. Примыкая к северо-западному и северо-восточному пряслу монастырской ограды, образуют небольшой внутренний двор, отделенный от остальной территории ансамбля. Памятник условно можно разделить на два Г-образных объема: восточные и северные кельи. Восточная часть корпуса келий возведена в кирпиче в 70-80-е годы XVII в. имела секционную планировку. Первая восточная секция двухкамерная - сени и камера, три остальные - трехкамерные, с сенями посредине. Сени имели два входа - со стороны монастырского подворья и со стороны внутреннего двора. Все кельи были перекрыты крестовыми сводами, а сени - полуциркульными с распалубками над дверными проемами. Каждая келья отапливалась отдельной печью. Первоначально плоскость фасадов памятника расчленяли лопатки, отвечавшие поперечным стенам, окна были украшены ушастыми наличниками, корпус имел развитый профилированный карниз и цоколь.

В 70-80-х годах XVIII в. к первоначальному объему пристроено северное крыло из кирпича, которое меньше пострадало от перестроек. Перекрытия северного корпуса плоские по деревянным балкам, фасады расчленены ритмично расположенными лопатками. Прямоугольные окна обрамлены наличниками с выступающими Замковыми камнями и надоконными сандриками П-образного очертания, прямоугольного сечения, вплотную примыкающими к венчающему карнизу памятника. Планировка в результате приспособления здания в XIX-XX в. под хозяйственные и жилые помещения изменилась.

Памятник реставрируется. Сооружение - интересный пример жилой постройки XVII-XVIII в.в. на Украине.

Архиерейский дом, 1750 г.

Здание много раз ремонтировалось и перестраивалось в XIX и XX в.в. В годы Великой Отечественной войны пострадало от пожара. Первоначально формы здания и его конструкции, перекрытия первого и второго этажей были сводчатые, на южном и северном фасаде были ризалиты. В XIX в. их соединили торцевые стены. Кирпичный, двухэтажный, Н-образный в плане, перекрытия плоские, железобетонные, крыша скатная, покрыта кровельной сталью. Фасады завершает профилированный карниз. Стены расчленены плоскими лопатками. Прямоугольные оконные проемы расположены в неглубоких нишах с профилированным обрамлением. Развитый междуэтажный карниз опоясывает здание.

Ильинские ворота, начало XVIII в.

Ильинские ворота в литературе ошибочно отождествлялись со зданием типографии. От первоначального объема сохранился первый ярус и южная часть второго. Перестройки и ремонты: 40-е годы XVIII в., 70-е годы XVIII, XIX в. Сооружение из кирпича, прямоугольное в плане, двухъярусное, в центральной части первого яруса проезд, перекрытый полуциркульным сводом, по бокам проезда два прямоугольных в плане помещения, перекрытия плоские деревянные. Помещения первого этажа освещаются через четыре оконных проема с арочными перемычками (по два в каждом) в западной стене. Вход во второй этаж через деревянный объем. В настоящее время завершается реставрация памятника. Восстановлены первоначальные планировка первого яруса, вход на второй этаж. Верхний ярус башни и крыша сохранены в формах конца XVIII в.

Памятник представляет оригинальный пример въездной башни. Существенное значение для ам самбля памятник имел также и потому, что он объединял ансамбли Ильинского и Троицкого монастырей при помощи деревянной галереи.

Ограда с воротами и башнями, конец XVII - середина XVIII в.в. 

Ограничивает обширное плато на вершине одного из отрогов Болдиных гор. Ограда и башни дошли с некоторыми утратами: от северной башни остались фрагменты юго-восточной и юго-западной стен, восточная башня переделана в XIX в., к ней пристроен одноэтажный корпус. Сооружались в два этапа. Сначала было возведено северо-восточное прясло ограды с северной и восточной квадратными в плане башнями (не сохранилась) и юго-западный участок стен. Строительство закончено к 1719 г.

В 40-50-х годах XVIII в. территория монастыря была расширена в сторону юго-запада, продлены южное и северо-западное прясла и возведены восьмигранные южная и западная башни с существующим в настоящее время между ними участком стены. По описи монастыря 1765 г. ограда значится совершенно законченной в том виде, в котором существует и в настоящее время. Ограда, ворота и башни выполнены в формах барокко. Стены с четырьмя башнями - из кирпича. В плане ограда представляет неправильный многоугольник, южное прясло ограды ломаной сложной конфигурации, продиктованной рельефом.

Плоскость напольных фасадов стен расчленена плоскими лопатками и завершается развитым профилированным карнизом, также профилирован цоколь, дворовые фасады - гладкие. Западная и южная башни идентичны по архитектуре - это двухъярусные сооружения, увенчанные барочным куполом с барочной главкой на квадратном в плане барабане. Архитектура башен отличается изяществом форм. Ребра первого и второго яруса оформлены спаренными пилястрами, а грани украшены прямоугольными нишами. Стены второго яруса имеют криволинейное очертание. Профилированный межъярусный карниз раскрепован на пилястрах. Башни имеют развитый венчающий карниз с большим выносом и многорядной профилировкой. Напольные фасады башен глухие. Дверной проем расположен со стороны грани, выходящей на монастырское подворье. Перекрытия башен - усеченный сомкнутый свод, на котором установлен четверик главки.

В 1982-1983 г.г. реставрированы северо-западное прясло ограды, южная и западная башни, участок северо-восточного прясла между северной башней и Ильинскими воротами, а также проведена консервация остатков северной башни. Стены и башни ансамбля лишены оборонных черт и выполняют функции ограды с угловыми архитектурными акцентами. Расположенные по бокам колокольни ворота решены в ярковыраженных барочных формах.

Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.