ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Авдотьино. Николо-Берлюковская пустынь.


Авдотьино. Николо-Берлюковская пустынь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1701.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Московская область, Ногинский район, Авдотьино

Координаты: 55.929065, 38.233434
Проезд:От Щелковского вокзала на автобусе № 320 до остановки Громково, далее до Берлюков пешком 2 км и еще 3 км - до Воскресенского. Из Москвы своим ходом, от ст. метро Щелковская автобусом 321 до остановки д. Авдотьино. По Щелковскому шоссе на автомобиле 30 км от МКАД, после реки Воря повернуть направо



План  Николо-Берлюковской пустыни,Московская область
Собор Христа Спасителя Cобор Троицы Живоначальной Надвратная церковь Василия Великого Церковь Всех Святых Церковь Собора Иоанна Предтечи Колокольня Часовня Святые ворота Восточная башня Северо-восточная башня Новый монастырский корпус Братский корпус Временная звонница

Храмы и часовни монастыря:

1. Собор Христа Спасителя
2. Cобор Троицы Живоначальной
3. Надвратная церковь Василия Великого
4. Церковь Всех Святых (в старом настоятельском корпусе)
5. Церковь Собора Иоанна Предтечи (пещерная)
6. Колокольня
7. Часовня

Другие постройки и объекты:

8. Келейный корпус
9. Трапезная (1839 г.)
10. Монастырская постройка
11. Келейный корпус
12. Ограда (XIX в.)
13. Святые ворота
14. Восточная башня (XIX в.)
15 Юго-восточная башня (XIX в.)
16. Западная башня (XIX в.)
17. Северо-западная башня (XIX в.)
18. Северо-восточная башня (XIX в.)
19. Юго-восточные ворота
20. Западные ворота
21. Северные ворота
22. Фрагмент стены ограды (XIX в.)
23. Бывшая граница между монастырем и больницей
24. Бывшая территория больницы
25. Территория монастыря до закрытия больницы
26. Хозяйственная территория монастыря (пасека и др.)
27. Новый монастырский корпус (2010-е гг., трапезная и др. помещения)
28. Хозяйственная постройка
29. Памятники (Аллея Российской Славы, 2010-е гг.)
30. Хозяйственная постройка.
31. Колодец
32. Братский корпус (XIX в., воссоздан в 2009 г.)
33. Кладбище
34. Временная звонница (на период восстановления колокольни)
35. Современная постройка
36. Церковная лавка и туалеты
37. Ворота (2010-е гг.)



Сортировка:

Николо-Берлюковская пустынь, Общий вид монастыря<br>, Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
Общий вид монастыря
Алексей Кротов
12 апреля 2016
Николо-Берлюковская пустынь, вид со стороны р.Вори<br>, Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
вид со стороны р.Вори
Михалыч
5 мая 2007
Николо-Берлюковская пустынь, , Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
24 апреля 2024
Николо-Берлюковская пустынь, , Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
oldboy
15 мая 2023
Николо-Берлюковская пустынь, , Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
6 февраля 2016
Николо-Берлюковская пустынь, , Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
6 февраля 2016
Николо-Берлюковская пустынь, , Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
4 июля 2015
Николо-Берлюковская пустынь, , Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
12 апреля 2016
Николо-Берлюковская пустынь, , Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
5 марта 2012
Николо-Берлюковская пустынь, 36. Кафе, церковная лавка, туалеты на северном входе у Надвратной церкви<br>, Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
36. Кафе, церковная лавка, туалеты на северном входе у Надвратной церкви
Олег Щёлоков
14 апреля 2018
Николо-Берлюковская пустынь, Аллея правителей Российского государства в наши дни.<br>, Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
Аллея правителей Российского государства в наши дни.
Алексей Кротов
12 апреля 2016
Николо-Берлюковская пустынь, , Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
6 февраля 2016
Николо-Берлюковская пустынь, , Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
6 февраля 2016
Николо-Берлюковская пустынь, , Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
6 февраля 2016
Николо-Берлюковская пустынь, , Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
6 февраля 2016
Николо-Берлюковская пустынь, , Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
4 июля 2015
Николо-Берлюковская пустынь, Памятник Александру I<br>, Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
Памятник Александру I
oldboy
29 сентября 2012
Николо-Берлюковская пустынь, , Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
5 марта 2012
Николо-Берлюковская пустынь, Восточные ворота монастырской ограды.<br>, Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
Восточные ворота монастырской ограды.
Алексей Кротов
5 марта 2012
Николо-Берлюковская пустынь, Ворота монастыря, вид с запада.<br>, Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
Ворота монастыря, вид с запада.
Иванов Дмитрий
6 июня 2011
Николо-Берлюковская пустынь, Братский корпус<br>, Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
Братский корпус
Иванов Дмитрий
6 июня 2011
Николо-Берлюковская пустынь, , Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
Илья Смирнов
29 мая 2011
Николо-Берлюковская пустынь, , Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
Сидоров Игорь
1 января 2010
Николо-Берлюковская пустынь, , Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
Сидоров Игорь
1 января 2010
Николо-Берлюковская пустынь, , Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
Сидоров Игорь
1 января 2010
Николо-Берлюковская пустынь, , Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
Наталия
30 июня 2009
Николо-Берлюковская пустынь, , Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
Анатолий
30 мая 2009
Николо-Берлюковская пустынь, Вид с вертолёта<br>, Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
Вид с вертолёта
Дронов Михаил Иванович
25 июня 2008
Николо-Берлюковская пустынь, Вид с вертолёта<br>, Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
Вид с вертолёта
Дронов Михаил Иванович
25 июня 2008
Николо-Берлюковская пустынь, Башня в северо-западном углу ограды<br>, Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
Башня в северо-западном углу ограды
Михалыч
5 мая 2007
Николо-Берлюковская пустынь, , Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
Ярослав
9 июля 2004
Николо-Берлюковская пустынь, , Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
Ярослав
9 июля 2004
Николо-Берлюковская пустынь, , Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
Ярослав
9 июля 2004
Николо-Берлюковская пустынь, Колокольня<br>, Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
Колокольня
Константин Тулупов
май 2003
Николо-Берлюковская пустынь, Храм во имя святителя Василия Великого над святыми воротами. На заднем плане - соборный храм Христа Спасителя<br>, Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
Храм во имя святителя Василия Великого над святыми воротами. На заднем плане - соборный храм Христа Спасителя
Константин Тулупов
май 2003
Николо-Берлюковская пустынь, , Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 сентября 1998
Николо-Берлюковская пустынь, , Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 сентября 1998
Николо-Берлюковская пустынь, , Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 апреля 1990
Николо-Берлюковская пустынь, Рис. из журнала "Кормчий".<br>, Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
Рис. из журнала "Кормчий".
Андрей Агафонов
1901
Николо-Берлюковская пустынь, Рис. из журнала "Кормчий".<br>, Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
Рис. из журнала "Кормчий".
Андрей Агафонов
1901
Николо-Берлюковская пустынь, Рис. из журнала "Кормчий".<br>, Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
Рис. из журнала "Кормчий".
Андрей Агафонов
1901
Николо-Берлюковская пустынь,  сайт «История России в фотографиях» https://russiainphoto.ru/search/photo/?year_to=1901&year_from=1860&query=&index=2&page=107&bounds=&geohash=&page_size=10<br>, Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
сайт «История России в фотографиях» https://russiainphoto.ru/search/photo/?year_to=1901&year_from=1860&query=&index=2&page=107&bounds=&geohash=&page_size=10
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Антипин
1 июня 1900
Николо-Берлюковская пустынь, фото с сайта http://old.berluki.ru/<br>, Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
фото с сайта http://old.berluki.ru/
Андрей Агафонов
Николо-Берлюковская пустынь, Литография из книги: "Виды Николаевской Берлюковской пустыни Богородского уезда". - Типография Св. Троицкой Сергиевой Лавры, 1907 г.<br>, Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
Литография из книги: "Виды Николаевской Берлюковской пустыни Богородского уезда". - Типография Св. Троицкой Сергиевой Лавры, 1907 г.
Алексей Кротов
1907
Николо-Берлюковская пустынь, Литография 1907 г. Из книги: "Виды Николаевской Берлюковской пустыни Богородского уезда". - Типография Св. Троицкой Сергиевой Лавры, 1907 г.<br>, Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
Литография 1907 г. Из книги: "Виды Николаевской Берлюковской пустыни Богородского уезда". - Типография Св. Троицкой Сергиевой Лавры, 1907 г.
Алексей Кротов
1907
Николо-Берлюковская пустынь, Николо-Берлюковская пустынь Московская обл.Ногинский р-н пос. Авдотьино<br>, Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
Николо-Берлюковская пустынь Московская обл.Ногинский р-н пос. Авдотьино
Тимофеевич
20 января 2012
Николо-Берлюковская пустынь, , Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
Анатолий
30 мая 2009
Николо-Берлюковская пустынь, общий вид с севера<br>, Авдотьино, Богородский городской округ, Московская область
общий вид с севера
Михалыч
5 мая 2007



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Павел
 
ПавелАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  5 ноября 2003

Николо-Берлюковская пустынь основана в начале 17 в., восстановлена в конце 18 в.

Николо-Берлюковский монастырь находится близ села Авдотьина, в 20 километрах от Богородска. Предание говорит, что название Берлюки происходит от прозвища жившего здесь когда-то разбойника. Здесь в XVII веке рядом с храмом святителя Николая поселился монах Варлаам, пришедший, скорее всего, из соседнего Троице-Стромынского монастыря. В Смутное время храм сожгли поляки, и Варлаам построил небольшую деревянную часовню. Вскоре на месте часовни была сооружена небольшая каменная церковь. После упразднения патриаршества Петром I эти земли перешли к кремлевскому Чудову монастырю, а затем - к Троице-Стромынскому. Иноки обители образовали при Никольском храме общину. В 1732-1734 годах ею управлял саровский иеромонах Иосия. При его преемнике строителе Сильвестре (так называли настоятеля) община уже имела в Москве небольшое подворье. По описи имущества 1764 года за Николо-Берлюковской пустынью числился храм с двумя престолами - Живоначальной Троицы и святителя Николая, деревянная колокольня, братские и настоятельские кельи. К ней были приписаны и три часовни в близлежащих деревнях. Братии насчитывалось восемь человек.

Екатерина II продолжила политику Петра I по закрытию монастырей. В 1770 году обитель упразднили, ее имущество передали подмосковной Екатерининской пустыни. Но вскоре митрополит Московский Платон (Левшин), гостивший в имении сенатора В.И.Лопухина Саввинском (неподалеку от Берлюков), решил возобновить ее. В 1777 году он пригласил из Стефано-Махришенского монастыря Владимирской губернии игумена Луку, которого через два года сменил энергичный монах Иоасаф из подмосковного Перервинского монастыря, тоже основанного в честь святителя Николая. В августе 1778 года в Берлюки доставили церковную утварь из московского храма святителя Николая в Мыльниках. Возрождающейся обители оказывали помощь многие зажиточные москвичи, чьи имения располагались в этих местах.

2 декабря 1779 года Николо-Берлюковская пустынь была утверждена как заштатный монастырь. К ней приписали две часовни, одна из которых находилась в деревне Псарьки, а другая - в Москве, возле Каменного моста, где чуть позже образовалось монастырское подворье. Через год обители вернули и три часовни, принадлежавшие ей ранее, а в 1787 году передали еще одну - на Елоховской улице в Москве. При настоятеле Иоасафе, управлявшем обителью пятнадцать лет, на месте старого храма выстроили новый, теплый, трехпрестольный - во имя Святой Живоначальной Троицы с приделами святителя Николая и мученика Мины, а также братский и настоятельский корпуса. В 1794 году Иоасаф скончался. Над его могилой поместили металлическую доску со стихами, которые московский владыка посвятил почившему настоятелю. Место Иоасафа занял его родной брат - иеромонах Николай, подвизавшийся здесь до 1806 года. Его преемниками были сначала лаврский иеромонах Иаков, а затем инок Пахомий, особенно заботившийся о том, чтобы с ростом материального благополучия укреплялась и духовная мощь обители, - Берлюковская пустынь жила по строгому общежительному уставу.

По распоряжению митрополита Платона на братское кладбище монастыря перенесли деревянную церковь во имя Казанской иконы Божией Матери из села Топоркова (отсюда родом был дед митрополита). В 1829 году в обители обрели икону "Лобзание Христа Спасителя Иудою", вскоре прославившуюся чудотворениями. Вот что пишет об этом Надежда Яковлева, чьи родители часто посещали пустынь: "В монастырь пришла женщина, которая, будучи тяжело больна, видела во сне, что облегчение ей принесет молитва перед редкой иконой, изображавшей предательство Иуды. Не обнаружив ее ни в одной из монастырских церквей, она обратилась к монахам. Иконы не было и в ризнице. Тогда монастырский пекарь вспомнил, что деревянный круг, которым он закрывает квашню, хранит на себе полустертые лики. Промыли его - и обнаружили икону". По свидетельству Ивана Шевелкина, паломники, шедшие в монастырь, говорили, что идут к Спасителю, имея в виду чудотворную икону.

Важной вехой в истории обители стало время настоятельства иеромонаха Венедикта (1829-1855). Через пешношских и оптинских иноков братия Николо-Берлюковского монастыря находилась под духовным влиянием и опекой учеников знаменитого старца Паисия Величковского. Венедикт продолжал эту благодатную традицию. Занимался он и храмостроительством. В 1840 году в обители освятили новопостроенную надвратную церковь во имя святителя Василия Великого. В 1848 году митрополит Филарет освятил пятиглавый соборный храм Христа Спасителя. Как и одноименный московский, он создавался в память о победе в Отечественной войне 1812 года. В 1853 году митрополит Филарет вновь посетил обитель и освятил каменный храм во имя Всех Святых, построенный на средства московского купца Набилкина. Стараниями настоятеля Венедикта в монастыре возвели двухъярусную колокольню для шестнадцатитонного колокола, каменную ограду, братский корпус, баню, гостиницу и странноприимный дом, а также различные хозяйственные постройки.

В 1840 году Венедикт первым из настоятелей Николо-Берлюковского монастыря получил сан игумена, а в 1853 году стал архимандритом. Вот как о нем вспоминал архимандрит Пимен, в бытность свою благочинным московских монастырей неоднократно посещавший Берлюковскую пустынь: "Он был лет 60-ти, весьма благообразный, роста невысокого, бороду и волосы имел небольшие с проседью. К посторонним был весьма приветлив, для обители неусыпно старательный, в управлении взыскателен и строг". Архимандрит Венедикт скончался в 1855 году, оставив обитель духовно и материально процветающей. Новым настоятелем стал афонский монах Парфений (Агеев), известный духовный писатель, автор популярного "Сказания о странствии по России, Молдавии, Турции и св. земле" и книг, посвященных полемике со старообрядцами. В 1860 году Парфений перешел настоятелем в новооткрытый Гуслицкий Спасо-Преображенский монастырь, основанный по указу Александра II специально для обращенных раскольников. Парфения сменил лаврский инок Иоасаф, при котором над пещерой проживавшего в Берлюковской пустыни старца Макария возвели храм в честь собора святого Иоанна Предтечи. Иеросхимонах Макарий (Брюшков), почивший в 1841 году, был учеником известного валаамского подвижника Клеопы. Он, как и его последователь и сомолитвенник инок Феодорит, продолжил духовную традицию преподобного Серафима Саровского, великих оптинских и валаамских старцев.

Сотни паломников шли в обитель. Один из них писал: "Берлюковскую пустынь знает вся Москва и усердно посещает ее , обитель отличается истинно патриархальным гостеприимством". Росла и численность братии. В 1864 году здесь было уже 56 насельников, а в 1884 году - 90. В 1870 году настоятелем Берлюковской пустыни стал инок подмосковного Николо-Угрешского монастыря, ученик архимандрита Пимена - Нил (Сафонов). В 1878 году он открыл при монастыре школу для крестьянских детей, ставшую вскоре образцовой. Нилу принадлежит первое описание Николо-Берлюковского монастыря, изданное в 1875 году.

В 1895 году по проекту зодчего А.С. Каминского началось строительство новой монастырской колокольни, которая почти не уступала по своим размерам колокольне Ивана Великого в Кремле. В 1898 году колокольню освятили. В этом же году вышло в свет третье издание "Исторического описания Николаевской Берлюковской пустыни", составленного церковным историком, священником Леонидом Ивановичем Денисовым, позднее принявшим постриг с именем Арсений (он же - автор популярной книги "Православные монастыри Российской империи" и нескольких статей об иконах Берлюковского монастыря).

После 1917 года в Николо-Берлюковском монастыре разместилась психиатрическая лечебница, которая находится в нем и по сей день. Обитель во второй раз была закрыта. В 1993 году власти отказались вернуть хорошо сохранившийся монастырский ансамбль Церкви. В этом же году с монастырской колокольни бурей сорвало крест, который не был снят даже при Советской власти.

При подготовке статьи использованы материалы статьи А.И. Ефремова "Николо-Берлюковская пустынь" (www.mj.rusk.ru/00/1/mj1_6.htm)

На фотографиях: 1: Колокольня (1895, 1899). 2: Храм во имя святителя Василия Великого над святыми воротами (1840) На заднем плане - соборный храм Христа Спасителя 1842. 3: Колокольня 1895, 1899. 4: Троицкий собор, теплый (1879). 5: Храм Всех Святых на западной стороне монастырской ограды, в корпусе настоятельских и братских келий (1853).


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 марта 2007

Авдотьино. Николо-Берлюковская пустынь

Берлюковская Николаевская пустынь, заштатная, в 20 верстах от города Богородска и в 15 верстах от железнодорожной станции Щелково, на берегу реки Вори. Учреждена в 1779 году митрополитом Платоном, на месте бывшего тут некогда Берлюковского монастырища или погоста, основанного в 1606-1613 годах и получившего свое название от того, что во время самозванщины здесь поселились под видом отшельников крестьяне с предводителем своим Берлюком. В 1829 году в числе древних икон чудесно обретен здесь образ — лобзание Спасителя Иудою, и бывшие от него исцеления привлекли множество богомольцев, стекающихся и в настоящее время. При монастыре школа.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  28 октября 2010

Николаевская-Берлюковская заштатная общежительная мужская пустынь въ 20 верстахъ отъ у. г. Богородска и въ 15 в. отъ станціи Щелково Московско-Ярославско-Архангельской жел. дор. Основана, по преданію, въ начале XVII столетія; въ 1701 г. упом. строитель Діодоръ; въ половине XVIII века пришла въ запустеніе и въ 1770 г. была упразднена; въ 1779 г. была возобновлена митр. Платономъ; пришла въ благоустройство после 1829 г., когда прославилась исцеленіями икона „Лобзаніе Христа Іудою".

Храмовъ шесть: 1) холодный соборный во имя Христа Спасителя; 2) теплый соборный во имя св.Троицы; 3) домовый во имя Всехъ Святыхъ; 4) во имя св. Василія Великаго, надъ св. воротами; 5) кладбищенски въ честь Казанской иконы Б.M.; 6) надъ пещерами, во имя св. Іоанна Предтечи.

Среди древнихъ иконъ, находящихся въ пустыни,замечательны: 1) въ Троицкомъ соборе икона Вседержителя съ припадшими въ моленіи митр. Филиппомъ и патр. Никономъ; 2) тамъ же, - Эммануила; 3) въ храме Василія Великаго - Курская икона Знаменія Б. M.; 4) тамъ же - Боголюбская икона Б. M. Съ 9 припадшими святыми. Пустынь владеетъ 543 дес. земли. Игуменъ. Монаховъ 29, послушниковъ 60.

Денисов Л.И., Православные монастыри Российской империи, 1908, изд.А.Д. Ступина, стр. 438


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  13 декабря 2017

История Николо-Берлюковской пустыни берёт начало на заре ХVII века. Как отмечал Л.И. Денисов, автор историко-статистического описания обители, "взгляд на первоначальное развитие оной нимало неотраден". Итак, в разгар Смутного времени "две старицы, убегая из разорённого поляками Пречистенского Успенского монастыря, вынесли древний образ Угодника Божия (свт. Николая). Как верный хранитель в напастях, он направил их шествие к тому месту, где скрывался некий старец священносхимник Варлаам от тех же гонений. Инокини вручили ему святую икону, которую о. Варлаам принял с благословением как священный дар и внёс в ту часовню, при которой водворился". Братья Холмогоровы ссылаются на источники 1613 года, указывающие, что Никольская церковь в Берлюках была задолго до Смуты. Значит, Варлаам пришёл скрываться не на пустое место, а туда, где уже был когда-то храм и, не исключено, монастырь. Есть версия, что и эта обитель была разорена поляками, а старец прятался в пещерах, существующих при Николо-Берлюковской пустыни до сих пор. Так или иначе, не доверять сведениям Денисова нет оснований, потому что обо всех указанных им личностях есть упоминания в других исследованиях. Варлаам - настоятель уничтоженного в Смуту Стромынского Троицкого монастыря (ныне с. Стромынь), монахини, принесшие икону Свт. Николая - Евдокия и Иулиания, настоятельница и казначея Предтеченского Успенского монастыря села Пречистое (ныне г. Лосино-Петровский).

Интересно, что топонимика сохранила имена обеих монахинь: Берлюковская пустынь стоит в деревне Авдотьино (Авдотья - просторечное от Евдокия) недалеко от Ульяниной горы (Ульяна - просторечное от Иулиания)... А вот сами Берлюки, то ли от отшельника, подвизавшегося в пещерах, то ли от терроризировавшего окрестности бирюка-разбойника, возможно даже раскаявшегося потом - русская традиция изустных народных преданий любит раскаявшихся разбойников. Даже историческое описание монастыря 1875 года даёт образ Берлюка, так скажем, "в диалектике": "Одни почитали его за убогого пустынножителя и отшельника, а другие подозревали в нём человека недобраго, начальника станичников, каковыми почитали обитателей опустелого монастырища. Иногда видели Берлюка стоящим при большой дороге, на груди его висела икона Святителя Николая, одна рука опиралась на старческий посох, а другая простиралась к ходившим и проезжавшим Стромынкою и испрашивала скудную милостыню для хлеба насущного. Это была светлая сторона жизни этого неведомого старца. О нём ходили ещё и другие смутные слухи, что будто бы он иногда, под вечер, выходил на большую дорогу, но только уже не для того, чтобы испрашивать милостыню, а чтобы силою отнимать у проходивших и проезжавших, что мог, при помощи своих соумышленников, и счастливыми почитали себя те, кому удавалось живыми избыть от злодейских рук его". Имеет смысл обратить внимание на указание в тексте "опустелого монастырища".

В источниках ХVII века в Берлюках указывается "церковная земля, что был Храм Николы Чудотворца", то есть опять-таки пустующее место. В 1715 году числится "новопостроенная церковь". Строителем был некий Викула Мартынов, "боголюбивый мирянин, купецкий человек, тяглец мещанской слободы". По мнению Холмогоровых, по окончании строительства Мартынов постригся в монахи. Так или иначе, в 1719 году вокруг Никольской церкви возникает монастырь. В 1731 году настоятелем обители был назначен иеромонах Иосия (Самгин), известный своим решительным антизападничеством. В прошлом - монах Саровского монастыря, человек жёсткий, не боявшийся резко высказывать свои взгляды, решительный противник засилья иноземцев во власти, при Анне Иоановне приобретшем черты эпидемии... Совершенно очевидно, что долго руководить монастырём ему бы не дали. И вот, в 1733 году к Ростовскому архиепископу Иоакиму явился некий монах Георгий (Зворыкин) из того же Саровского монастыря, поведал о своей одержимости бесами... и заодно о том, что в Саровской и Берлюковской обителях почитают юродивых как святых, монахи обсуждают с мирянами пагубное влияние западных веяний, читают запрещённые книги и вообще готовят антиправительственный заговор... Это был приговор. С позиции настоящего времени мы знаем, что Иосия действительно часто общался с московскими юродивыми, не скрывал ни от кого своих антизападных настроений и почитывал, скорее всего, "запрещёнку". Но был ли он заговорщиком? Едва ли, если, конечно, не считать заговором фрондерство по отношению к Феофану Прокоповичу. Так или иначе, под каток репрессий попал и Иосия, и - по логике "доносчику первый кнут" - Георгий Зворыкин. Обоих расстригли в 1734-м году. Иосию трижды поднимали на дыбу и по окончании трёхлетнего расследования вырвали ноздри и сослали "в Камчатку вечно". Зворыкин, также без ноздрей, отправился в Охотский острог.

Берлюковскую пустынь разогнали, монахов и трудников также подвергли разнообразным казням или сослали по отдалённым уголкам страны. Только в 1759 году появляются известия о возобновлении монашеской жизни в Берлюках. Монастырь относительно успешно "проскочил" Екатерининскую секуляризацию 1764 года - не был закрыт по бедности, всего лишь выведен за штат, но... спустя всего несколько лет пал жертвой "благих побуждений". Надо же было настоятелю Никону в 1770 году написать в Московскую духовную консисторию жалобу на крайнее стеснение в средствах, из-за чего обитель пребывает в плачевном состоянии! Дух секуляризации ещё был силён, и в Москве постановили немедленно "исправить упущение 1764 года". Обитель во второй раз закрыли. Впрочем, ненадолго.

Берлюковская обитель была возрождена в 1779 году усилиями митрополита Московского и Коломенского Платона (Левшина). Стараниями владыки появились и благотворители. Начинается активное строительство. Собственно, тогдашнего игумена Берлюков так и прозвали - Иоасаф Строитель. Он был переведён сюда из Николо-Перервинского монастыря Москвы, одной из любимых обителей митрополита Платона. Второй был, как известно, - "духовный щит" - Николо-Пешношский монастырь. И именно с Пешноши происходили три настоятеля Берлюков, управлявших монастырём, с благословения Платона, подряд с 1806 по 1828 год. А в 1829-м году произошло великое чудо: была обретена чудотворная икона "Лобзание Христа Иудою", ставшая главной монастырской святыней. Началась пора процветания. Середина ХIХ века - период, когда обновляются все монастырские постройки. Строятся ныне существующие храмы - храм Христа Спасителя и Василия Великого, а также многие жилые и хозяйственные сооружения. Работами и всей монастырской жизнью руководит игумен Венедикт - также один из выдающихся настоятелей Николо-Берлюковской пустыни. Его дело продолжили и последующие руководители. К концу ХIХ века монастырь приобретает окончательно сформировавшийся облик: в пещерах обустраивается церковь во имя Собора Иоанна Предтечи, возводится Троицкий храм и, наконец, на исходе столетия - грандиозная колокольня по проекту признанного мастера русской эклектики А.С. Каминского. Это одна из самых высоких колоколен Подмосковья, выше неё (из сохранившихся) - только колокольня Николо-Угрешского монастыря, да и то разница невелика - 90,34 против 93 метров.

Беды начались вскоре после революции. В 1922 году изъяли ценности. В том числе и ризу с иконы "Лобзание Христа Иудою". Сам образ бесследно пропал. Монастырь закрыли - уже в третий раз - в 1930 году. Храмам придали светский вид, сбросив с них купола с крестами. В зданиях разместился дом инвалидов, потом - психиатрическая больница для туберкулёзных... Несколько десятилетий стояли мрачные, давно требовавшие ремонта монастырские стены, поверх которых виднелась колючая проволка, да возвышалась над всем этим комплексом взметнувшаяся ввысь громада колокольни. Только осенью 2002 года бывшую обитель вместе с храмом Христа Спасителя вернули Церкви. Ещё несколько лет занял ремонт. При этом насельники были вынуждены делить территорию с домом скорби... И вот, в 2015 году, после 13 лет борьбы, больницу выселили за территорию обители, и монастырю наконец передали все постройки. В Божий дом вернулась духовная жизнь...

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №269, 2017 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  4 июля 2020

Ограда

В Московской области на границе Щелковского и Ногинского районов, на берегу речки Воря находится село Авдотьино. Примерно в 1606 г. здесь появился Берлюковский Монастырь. Первая ограда вокруг Николаевской Берлюковской пустыми появилась в 1806 г. Новая ограда с двумя башнями построена с трех сторон монастыря в 1840 г. Сохранившаяся до нашего времени монастырская сапожная стоит в линии восточного прясла ограды.

В конце XIX в. территория монастыря была расширена и в связи с этим перестроена монастырская ограда. В начале ХХ века сооружена ограда вокруг кладбища примыкающего к пустыни. Тогда же к юго-восточной башне была пристроена одноэтажная кирпичная келья над которой вскоре надстроили деревянный второй этаж. К концу ХХ в. были разобраны южные прясла ограды монастыря и кладбища, а также вторые ярусы юго-западной и северо-западной монастырских башен. Облик юго-восточной башни монастыря искажен современной деревянной пристройкой к кельям. В конце ХХ в. общине верующих была передана часть сооружений монастыря и ограда конца XIX в. Уцелевшие фрагменты ограды 1840 г. остаются в ведении больницы.

К настоящему времени сохранились юго-западная и северо-восточная башни монастыря 1840 г. с фрагментами одновременной им ограды, фрагменты южной и северной стен монастырской отрады, северо-восточная и восточная стена монастырской ограды конца XIX в. с северо-восточной и юго-восточной башнями и воротами, восточная стена ограды кладбища начала ХХ в. с воротами и юго-восточной башней.

На сегодняшний день доступ в северо-западную и юго-западную сохранившиеся башни монастыря отсутствует, они, как и прилегающие к ним участки монастырской ограды находятся в ведении психиатрической больницы №16 Москвы.

В 2015-2016 г.г. проведены работы по сохранению объекта культурного наследия. Выполнена реставрация и отделка кирпичной кладки, реставрация кровли башен и окрытий стен, отмостка.

Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  21 апреля 2021

19 августа 2020 года, в день праздника Преображения Господня, митрополит Ювеналий посетил Николо-Берлюковскую пустынь, где возглавил великое освящение Троицкого собора и храма Христа Спасителя и Божественную литургию в новоосвящённом Троицком соборе. Его Высокопреосвященству сослужили: епископы Серпуховской Роман и Луховицкий Пётр, секретарь Московского епархиального управления протоиерей Михаил Егоров, благочинный монастырей Московской епархии, настоятель Николо-Берлюковской пустыни игумен Евмений (Лагутин) и другие представители духовенства.

Из журнала: "Московские Епархиальные Ведомости". №9/2020


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  21 апреля 2024

Первые упоминания о монастыре восходят к временам Куликовской битвы. История Николо-Берлюковской пустыни берёт начало на заре ХVII века. На крутой берег реки Вори из разоренного поляками Стромынского Троицкого монастыря пришел иеросхимонах Варлаам. Предание добавляет, что отец Варлаам пришел около 1606 года. Была им сооружена часовня деревянная, куда был водружен древний образ Святителя Николая Чудотворца. В годы Смутного времени обитель была разграблена и сожжена польско-литовскими захватчиками. А до этого события, в те страшные годы, когда по территории Московского государства, рыскали обезумевшие поляки и разный сброд, грабившие всё, что попадалось им на пути, две старицы, убегая из разорённого поляками Пречистенского Успенского монастыря, вынесли из храма древний образ Угодника Божия Николая и прячась, пошли искать спасение от непрошенных гостей. Случилось тогда чудо от Святого образа - чудотворец Николай направил испуганных стариц к тому месту, где скрывался старец Варлаам. Инокини вручили ему святую икону угодника, которую батюшка Варлаам принял с благословением как священный дар и внёс в ту часовню, при которой водворился.

Братья Холмогоровы ссылаются на источники 1613 года, указывающие, что Никольская часовня в Берлюках была построена ещё задолго до Смуты. Значит, Варлаам пришёл скрываться не на пустое место, а туда, где уже был когда-то храм и, не исключено, монастырь. Есть версия, что эта обитель была разорена в 1613 году поляками, а старец прятался в пещерах, существовавших там с незапамятных времён. Стоит сказать, что батюшка Варлаам был настоятелем уничтоженного в Смуту Стромынского Троицкого монастыря (ныне село Стромынь Богородского округа), монахини же, принесшие икону Святителя Николая - Евдокия и Иулиания, были настоятельницей и казначейшей Предтеченского Успенского монастыря села Пречистое (ныне г. Лосино-Петровский).

Интересно, что топонимика сохранила до наших дней имена обеих монахинь: Берлюковская пустынь стоит в деревне Авдотьино (Авдотья - просторечное от Евдокия), недалеко находится Ульянина гора (Ульяна - просторечное от Иулиания), а вот само название Берлюки произошло от терроризировавшего окрестности берлюка-разбойника, возможно даже раскаявшегося потом. Русская традиция устных народных преданий любит раскаявшихся разбойников; стоит вспомнить разбойника Опту и знаменитый Оптин монастырь, им основанный. Даже историческое описание монастыря 1875 года даёт образ Берлюка, так скажем, "в диалектике": "Одни почитали его за убогого пустынножителя и отшельника, а другие подозревали в нём человека недоброго, начальника станичников, каковыми почитали обитателей "опустелого монастырища". Иногда видели Берлюка стоящим при большой дороге, на груди его висела икона Святителя Николая, одна рука опиралась на старческий посох, а другая простиралась к ходившим и проезжавшим Стромынкою и испрашивала скудную милостыню для хлеба насущного. Это была светлая сторона жизни этого неведомого старца. О нём ходили ещё и другие смутные слухи, что будто бы он иногда, под вечер, выходил на большую дорогу, но только уже не для того, чтобы испрашивать милостыню, а чтобы силою отнимать у проходивших и проезжавших, что мог, при помощи своих соумышленников, и счастливыми почитали себя те, кому удавалось живыми избыть от злодейских рук его".

Имеет смысл обратить внимание на указание в тексте "опустелого монастырища". После ухода польско-литовских завоевателей вернулись сюда и монахи. Приходилось строить все заново: и монастырь, и поселение, которые были в равной степени сожжены и разорены захватчиками. По каким-то неизвестным для нас причинам новые поселенцы стали строиться по другую сторону монастыря – так появилась деревня Авдотьино. В первые годы после Смутного времени, следовательно, после 1613 года, Господь благословил намерение отца Варлаама построить новый храм. Его старанием и при содействии местных жителей был воздвигнут каменный храм во имя Святителя Николая Чудотворца. Вскоре иеросхимонах Варлаам отошел в вечность. Более подробных сведений об иеросхимонахе Варлааме предание до нас не сохранило. Сокрытой от нас осталась и могила старца, но с того времени лес, в котором находился храм, стал называться Черничьим.В Писцовых книгах Московского уезда и Замосковных волостей за 1631 год значится: «В Черноголовской волости пустошь, что было сельцо Берлино на речке на Воре, пашни паханные да земли церковныя что был храм Николы Чудотворца…»

В приходных книгах Патриаршего приказа за 1680 год значится: «Николая Чудотворца церковная земля, в пустоши, что было сельцо Берлино на речке Воре…». После смерти 15 октября 1700 года Патриарха Адриана, местоблюстителем Патриаршего престола император Пётр I назначает епископа Рязанского Стефана (Яворского). В этом же году церковные земли храма Николая Чудотворца отошли к угодьям Московского Чудова монастыря. На жительство в обитель были присланы несколько человек братии под начальством настоятеля Пахомия. Вскоре нашелся боголюбивый мирянин, купеческий человек Викул Мартынов, изъявивший желание выстроить вновь храм во имя Николая Чудотворца. На строительство храма был выдан указ Московской Духовной Дикастерии за подписью архимандрита Златоустовского монастыря Антония.Итак «… 1714 года, мая в 31 день, по указа Великого государя, а по челобитью мещанской слободы Викулы Мартынова со вкладчики, велено им на вешеписанной церковной Николаевской земле построить вновь церковь Николая Чудотворца, а покаместа та церковь станет строиться из той земли имать с него, челобитчика, оброчными деньгами…»

В 1719 году встречается интересное сообщение в резолюции Преосвященного митрополита Стефана Яворского по делу о построении вновь церкви во имя Иоанна Богослова на месте часовни, приписанной к Николаевской Берлюковской пустыни, - где сказано: «дать указ против челобитья о строении и освящении церкви Божии и антиминс выдать, устроения той церкви быть монаху Питириму, токмо с благословения Николаевской пустыни строителя Василия». Может быть, этот строитель Василий и был тот самый Викула Мартынов. Таким образом, в 1719 году церковь Николая Чудотворца была уже обителью. Вскоре обитель была отчислена от Чудова монастыря и приписана к Стромынскому Успенскому. Настоятелем обители назначается иеромонах Диодор. Сегодня в обители от этих времен чудесным образом сохранился колокол, отлитый при настоятеле Диодоре.

В октябре 1731 года новым строителем пустыни стал иеромонах Иосия (Самгин). Он происходил из древнего купеческого рода. В 1708 году поступил в Саровскую пустынь и в 1711 году был в ней пострижен. Поручителями Иосии были царевны Мария и Феодосия сестры Петра I. Это был истовый аскет и бесстрашный защитник православия. Особенно отрицательно относился Иосия ко всему иностранному. Не одобрял он и западного влияния на православие. Всегда ставил всем в пример преподобных киево-печерских отцов и их твердость в вере. Был дружен с московскими юродивыми, жившими во дворце царицы Прасковьи Федоровны. В 1730 году он уходит в пустынную келью, находившуюся в лесу в нескольких верстах от монастыря. Здесь им образуется небольшой скит, где поселяются некоторые братии. Его уход был обусловлен тяжелой болезнью.

В 1731 году он получил указ о назначении его в должность настоятеля Николаевской Берлюковской пустыни. Вместе с Иосией прибыла часть Саровской братии. Так Промысел Божий соединил воедино эти две великие обители. Иеромонах Иосия стал духовным отцом многих известных деятелей своей эпохи: Анастасии Ермиловны Матвеевой, семей Долгоруких и Одоевских, а также Алексея Васильевича Макарова - действительного тайного советника и бывшего канцлера Петра Великого. Строитель Иосия мудро вел братию по пути спасения и не боялся голоса правды, где это требовалось в защиту православия и монашества, и Господь попустил ему тяжкий путь страданий за веру.

Правление императрицы Анны Иоановны отличалось большим тяготением ко всему иностранному. Иосия бесстрашно обличал это положение в государстве. «Ныне, как видно, почитай, многие знатные персоны в научения странна и различно уклонилися». Эти слова показывают, что о. Иосия был истинным патриотом, он не боялся резко и жестко выступать во имя правды. Совершал настоятель и постриги в монашество, не отказывая желающим восприять ангельский образ. « Что на то смотреть, что ныне указами постригать запрещено. То тверже нам, что в Евангелии написано, грядущего ко мне не изжену вон». В апреле 1734 года строитель иеромонах Иосия был отрешен от должности и выслан на Камчатку на поселения вечныя, с ним вместе в гонения было отправлено несколько человек братии. Остальные были распределены по монастырям, а пустынь закрыта высочайшим указом. Незадолго до этого один из братии скажет великие слова: «Бог милостив, иногда по падении будет и возстание, да еще такое, что паче прежнего». В 1742 году настоятель Саровской пустыни иеромонах Досифей в одном из своих писем написал об отце Иосии: «… жительство он имел многолетнее в добродетельном житии и безпорочно и нерушимо». Совершение чуда дается по милости Божией, тем людям, которые жизнью своей во Христе достигли всей полноты веры. Никогда их великий мученический подвиг не пропадет.

15 марта 1779 года по указу Московской Духовной Консистории обитель была утверждена как заштатная пустынь. Строителем был назначен иеромонах Иоасаф, человек строгой и подвижнической жизни. 17 сентября 1779 года Преосвященный Платон написал постановление строителю Иоасафу, что следовало сделать. Он просил настоятеля делать все строения из камня, прилагать все усилия к широкому возобновлению обители. Своей рукой Владыка начертал: «Все сие исправит Бог своею свыше помощью, старанием Строителя и боголюбивых вкладчиков. Иде же бо хощет Бог, побеждается естества чин».

Новый Строитель верою и любовью, строгой монашеской жизнью и своей обходительностью сумел приобрести расположение местного населения и тех из соседствующих владельцев, которые тогда жили в своих поместьях рядом с обителью. Они своими вкладами способствовали началу эпохи строительства. Семьи: Лопухиных, Долгоруких, Тюфякиных, Салтыковых и графа А.Р. Брюса, содействовали обновлению обители. В декабре 1779 году последовал Указ Синода об утверждении Берлюковской пустыни в числе восьми заштатных монастырей на своем содержании в Епархии состоящих. В 1780 году к пустыне были приписаны две часовни: 1-я в деревне Псарьки, в 10 верстах от обители; 2-я в Москве, во имя Николая Чудотворца у Каменного мост, где образовалось подворье.

В 1786 году в обители был разобран старый храм во имя Святой Троицы и заложен новый по плану, начертанному лично Преосвященным Платоном. Собор был быстро отстроен и освящен митрополитом Платоном, приславшим для него из Москвы книги, утварь и много вещей в ризницу. В 1787 году к пустыни была приписана часовня во имя Николая Чудотворца в Москве на Немецком рынке в Елохове. Всеми силами старался ревностный и деятельный строитель Иоасаф оправдать доверие своего Архипастыря и при содействии благотворителей, число которых возрастало его стараниями в продолжение его 15-летнего правления. Были возведены новые каменные настоятельские и братские келии и в обители собралось большое количество монашествующих. 1 апреля 1794 года строитель Иоасаф отошел в вечность. Провожал его в путь владыка Платон. 28 августа 1796 года Преосвященный Платон посетил пустынь и освятил памятник над могилою старца. Его дело продолжил родной брат новый строитель – иеромонах Николай (1794-1806). Его стараниями была построена каменная ограда вокруг обители с каменными вратами и братская трапезная со всеми ей принадлежностями. По распоряжению Преосвященного Платона на кладбище пустыни из села Топоркова была перенесена церковь во имя Казанской иконы Божией Матери.

Последующие годы не оставили не большого строительного следа в архитектуре обители, но это был крайне важный духовный этап. Его название "Пешношский период". По благословению митрополита Платона в течение этого периода строителями в пустыни были иеромонахи из Николаевского Пешношского монастыря: Пахомий 1806-1811Иоанникий 1811-1827Николай II 1827-1828В пустыни было заведено строгое общежитие. Эти строители много и славно потрудились во славу Божию, братии и обители Святой. Воспитали они достойных мужей. XIX век можно назвать «золотым веком» - эпохой строительного и духовного делания в пустыни. Было положено начало берлюковского пещерокопания.

С 1806 года в пустыни подвизается иеромонах Максим (в миру купеческий сын родом из Твери Никита Васильевич Погудкин). Именно он стал основателем пещерокопания «Любя безмолвие начал копать себе пещеры ». Ведь в России наиболее полным воплощением смирения являлся именно пещерный монастырь. 28 марта 1828 года настоятелем стал постриженик и бывший казначей Соловецкого монастыря иеромонах Антоний. Молитвенно и размеренно текла жизнь обители до тех пор, пока Всевышнему не стало угодно прославить пустынь особым духовным образом. 24 мая 1829 произошло обретение великой святыни-чудотворной иконы «Лобзание Иисуса Христа Иудою» и исцеление от образа слепой женщины Татьяны Ивановны Кузнецовой. 16 июня 1829 года совершено было торжественное перенесение чудотворной иконы «Лобзание Иисуса Христа Иудой» из хлебни в Троицкий храм. Перенесение состоялось при многочисленном стечении народа крестным ходом и при колокольном звоне всех монастырских колоколов.

29 июля 1829 года на должность настоятеля пустыни был назначен иеромонах Венедикт (Василий Семенович Протопопов). Будучи человеком решительным и деятельным отец Венедикт сумел приобрести участие и доверие, как митрополита Московского Филарета, монастырской братии, так и окрестных жителей. Время настоятельства отца Венедикта стало эпохой большого строительства в монастыре. С 1830 по 1832 год шло строительство каменного келейного корпуса «…в коем устроено шестнатцать келий…печи с лежанками…», а с 1832 по 1833 год в городе Москве, за Большим Каменным мостом, была выстроена новая каменная часовня с каменным корпусом «…над часовней крест и яблоко медные вызолочены». При сей часовне во имя святителя Николая Чудотворца было устроено подворье. В 1834 году, после опустошительных пожаров в городе Богородске, граждане прибегли к заступничеству небесному и просили принести чудотворную икону Спасителя из Берлюковской пустыни. Святейший Синод разрешил, и икона участвовала в большом крестном ходе 1 октября 1834 года в день Покрова Богородицы. Так было положено начало Берлюковских крестных ходов с утверждения Святейшего Синода и благословения митрополита Московского и Коломенского Филарета. Настоятель иеромонах Венедикт с самого начала возглавил большую работу в монастыре по прославлению и составлению всех описаний обретения иконы, и чудотворений от образа.

С 1829 года при большом участии митрополита Филарета отец Венедикт составил подробное документальное описание всего, что происходило в пустыни знаменательного и касалось чудотворного образа. Тщательно с большой точностью он записывал все происходящее, все случаи исцелений, подписывая эти бумаги с собором монастырских старцев. В дальнейшем настоятель иеромонах Венедикт положит много усилий на устроение крестных ходов, расширит их географию до соседних уездов. С августа 1835 года в пустыни начинается строительство соборного храма во славу чудотворного образа Спасителя. Инициатором, благодетелем и меценатом строительства выступит московский купец Афанасий Емельянович Щекин. С благословения митрополита Филарета иеромонах Венедикт выпустил «Воззвание к православным христианам любящим благолепие храмов Господних», в котором говорилось: «…Довольное число чудес привлекает богомольцев из Москвы и других весей и городов…решаюсь приступить к построению новаго Соборнаго Храма во имя Христа Спасителя..."

Во время строительства храма отец Венедикт благословляет ношение чудотворной иконы по всем местным уездным храмам для того, чтобы все желающие могли поклониться сему образу. С 1835 по 1837 год ведутся работы по сооружению каменного корпуса для трапезы с поварней, пекарней и кельями. В мае 1840 года начинается сооружение храма над святыми воротами пустыни во имя Василия Великого, оконченное на деньги оставшегося неизвестным благотворителя в том же 1840 году «…На ней глава из белаго железа, крест, яблоко, репьи и ложка под главою вызолочены по кремень на меди». Вместе с сооружением храма была выстроена новая каменная ограда монастырская с восточной и северной стороны. 19 сентября 1840 года «Строитель Венедикт в уважение трудов, успехов и благостроении Обители и братства произведен во игумена…»

В 1828 году в пустынь пришел Макар, крепостной человек московских купцов Куманиных, за добрую жизнь, отпущенный на волю. В 1837 году он был пострижен в монашество с именем Афанасий, а 9 марта 1841 года в Троицком храме пустыни пострижен в схиму с наречением имени Макарий. Духовный советник настоятеля Венедикта, схимонах Макарий много потрудился над делом строительства храма Христа Спасителя. Имея репутацию наичестнейшего человека, знал многих представителей купечества в городе Москве. Эти знакомства способствовали большим пожертвованиям на строительство храма династий Куманиных, Лепешкиных, Желудевых и Морозовых. Многие представители этих династий вступили в братство пустыни. В свободные часы он копал пещеры на берегу над рекой Ворей у обители. Там схимонах Макарий чудесно обрел святой источник, устроил несколько келий и последние годы часто там находился. Много людей приходило к нему за советом, всех он принимал, утешал, наставлял. Скончался схимонах Макарий 1 апреля 1847года.

В 1842 году вчерне закончилось строительство храма Христа Спасителя, в 1844 году выстроена каменная часовня в деревне Новые Псарьки. Октябрь 1844 года ознаменовался началом построения храма во имя Всех Святых на месте явления чудотворной иконы Спасителя с каменными больничными и настоятельскими кельями «Братская деревянная трапеза с пекарнею, пришедшая в совершенную ветхость, в которой прославилась Чудесами Икона Христа Спасителя, в память сего благодатного события, устроена церковь во имя Всех Святых… ежедневное чтение по усопшим кладчикам чтение Псалтиря…» В 1848 году завершилось строительство холодного собора во имя Христа Спасителя. Каменный 36 – метровый «храм о пяти главах, из коих средняя вызолочена на меди под кремень, крест и яблоки чрез огонь, а четыре главы из белаго железа… ступени и амвон из белаго камня. Собор покрыт железом…алтарь, купол и своды расписаны живописью и арабесками, стены покрыты колером…»

Храм был в 1848 году освящен митрополитом Филаретом.В 1851 году начата и окончена колокольня «для большаго колокола… в 1005 пуд… и при ней ограда с западной стороны…» На большом колоколе в 1005 пудов была сделана надпись «Устроен в царствование Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича Самодержца Всероссийского и по благословению Его Высокопреосвященства Филарета митрополита Московского при игумене пустыни Венедикте 1851 года октября 3 дня». В том же 1851 году окончилось формирование большой гостиницы для паломников с магазином и лавкой для потреб богомольцев и духовных нужд. В 1852 году была полностью перестроена часовня во имя святителя Николая Чудотворца в городе Москве на Немецком рынке с каменным домом и кельями. 29 июня 1853 года митрополитом Филаретом была освящена достроенная на жертвы купца Федора Федоровича Набилкова церковь во имя Всех Святых. Церковь Всесвятская «каменная, одноглавая, с шатрообразным куполом и с хорами, на кои ход из настоятельских келий; в ней иконостас двухъярусный, покрытый тюлем и вызолоченный на полимент с резьбой…»

Игумен Венедикт в 1853 году возведен в сан архимандрита, а в декабре сего года начались большие ремонтные работы в храме Казанской иконы Божией Матери. Был перебран иконостас в храме, проведены большие работы по благоустройству территории монастырского леса, где была расположена Казанская церковь и где находились старческие пещеры для молитвенного предстояния «…монастырский лес, в конце котораго находится означенная Казанская церковь, неагорожен; живущие на фабрике и в деревне за лесом, в летнее время всегда ходят чрез лес, проложили по оному много дорожек, от чего корни деревьев обнажились, а многие деревья уже засохли. По сему, как для сбережения леса, так и потому, что Трапезный корпус с одной стороны окнами обращен к означенному лесу, а особой ограды не имеет, необходимо около онаго лесу, с трех сторон, начиная от углов каменной монастырской ограды, сделать бревенчатую из заостренных кольев…» Эти работы в монастырской роще стали последними крупными работами при архимандрите Венедикте. Но хочется указать не только на архитектурное строительство, но и на большую духовную жизнь, протекавшую в обители при сем «могучим духом настоятеле». 1 июня 1855 года архимандрит Венедикт отошел в вечность и был погребен в склепе своего детища, под собором Христа Спасителя. На надгробной плите была написана эпитафия: Он сердцем, словом и деламиТворцу и ближнему служил. Господь, видя его труды Во имя Свое, великолепный храм соорудил. И прах его усталый Под сводами храма сего почил.

Вскоре после погребения настоятеля Венедикта были назначены временно управляющие пустынью соборный иеромонах пустыни Вениамин и иеромонах Гефсиманского скита Троицкой Сергиевой Лавры, Парфений. 24 июня 1856 года последовал официальный указ Консистории «В Строители Берлюковской пустыни назначен Гефсиманскаго скита иеромонах Парфений». Детство провел в семье старообрядцев, обучился грамоте. По совершеннолетию принял постриг у старообрядцев под именем Паисий, посетил все знаменитые старообрядческие скиты. Осознав свои заблуждения, и искренне раскаявшись в них, в 1839 году присоединился к Православной Церкви Христовой в Молдавии в монастыре Ворона. В 1839 году принял монашеский постриг на Афонской горе с именем Памва, а в 1841 году схиму с именем Парфений. В 1843 году побывал в Иерусалиме, Палестине и в Константинополе. В 1847 году по благословению афонских старцев он прибыл в Сибирь в город Томск. Там в Томском Архиерейском доме по благословению Преосвященного Афанасия епископа Томского и Енисейского он писал свои заметки о странствованиях. В 1856 году вышла его книга «Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле». Она имела колоссальный успех, ее заметили все великие писатели того времени. Свои положительные рецензии дали историки С. М. Соловьев и М. П. Погодин, писатели М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Достоевский, И. М. Тургенев и многие другие выдающиеся литераторы и критики. Много и плодовито потрудился отец Парфений и на благо устроения Берлюковской пустыни. Занимался в обители переплетными работами, устроил иконописную мастерскую, учил братию колокольному звону, писал книги и апологетические сочинения. Главной его заботой стал монастырский лес над пещерами старцев, где настоятель задумал устроить скит для иноков, ищущих большего уединения. Начал строительство деревянного келейного корпуса.

В 1858 году полностью перестроил Казанскую церковь на кладбище из прекрасного дерева, на каменном фундаменте, и на ее колокольне, на деньги благотворителей повесил колокол в 120 пудов. В этой церкви находился древний список иконы Божией Матери Казанская, окруженная житием и очень почитаемый населением как Чудотворный «…церковь сия, кроме пожертвованных священником села Чашниково, что находится на Петербургской дороге, Тихона Васильевича Пермского 1000 рублей серебром выстроена на монастырский счет, окончена постройкою при строителе Парфении и освящена Его Высокопреосвященством Филаретом митрополитом Московским и Коломенским в 10 день сентября 1857 года…» Привел отец Парфений в порядок ризницу и библиотеку обители, занимался лично переплетами книг, писал много апологетических и обличительных сочинений по обращению раскольников в православие. Завел в пустыни обучение греческому языку, колокольному звону. Очень уважительно относился к Парфению и митрополит Филарет. В 1860 году был награжден золотым наперсным крестом.

Много сделал для обители и строитель иеромонах Иосиф (1860-1865), постриженик Троице-Сергиевой Лавры. Им были проведены работы в Троицком соборе. В течение 1860-1864 годов был поставлен новый великолепной работы иконостас из розового дерева с резьбой из ореха, с позолотой и резными фигурами херувимов и серафимов наверху. Он был выполнен московским мастером Павлом Варфоломеевичем Алексеевым, им же резаны клиросы из розового дерева. В 1863 году на Чудотворную икону "Лобзание Иисуса Христа Иудой" возложен хитон из золота, вклад московского купца Ивана Степановича Кулаева. Сам образ пребывал в чеканной серебреной вызолоченной ризе. Венец на Спасителе в виде сияния убран бриллиантами, на образе круг убран крупными стразами, а по углам крупными каменьями. Вверху надпись на финифти в каменьях. Местная икона Христа Спасителя, сидящего на престоле, была в ризе серебреной и чеканной. Венец и сияние обрамлены стразами и каменьями. В руках Спасителя скипетр серебреный. Риза была даром в обитель от Ивана Семеновича Соловьева. Перед иконой Спасителя на престоле висела массивная серебреная лампада старинной работы. На верху шара Ангел с крестом серебренный, внизу кисть виноградная. Лампада была богато украшена. Три цепи, на которых она висела, были из серебра. На лампаде надпись, что это дар обители от графа Димитрия Николаевича Шереметьева. Серебра было в этих творениях 3 пуда 18 фунтов 70 золотников.

Иконы в храме Троицы выполнил известный иконописец из Сергиевой Лавры иеромонах Симеон. Иконостас же этот был замечателен тем, что был он двухсторонний, то есть был обращен и в алтарь. Местные иконы в нижнем ярусе были все в серебреных ризах, украшены каменьями и поставлены были в бронзовые рамы.Берлюковская пустынь за свою историю собрала большое количество старинных икон в своих храмах. Икона Вседержителя, с припавшими в молении митрополитом Филиппом и патриархом Никоном, второй половины XVII века, древний образ святого Николая Чудотворца, именно она была еще в часовне иеросхимонаха Варлаама в XVII веке, интересный образ византийского письма – икона Эммануила, образ Казанской иконы Богоматери с Николаем Чудотворцем и Параскевой Пятницей. В храме Василия Великого икона Нерукотворный Образ в серебряной ризе с подписью, что писана Ларионом Ушаковым, и там же икона Курская Знамения Богоматери в серебряной ризе, московской работы 1735 года и есть вклад княгини Ольги Михайловны Кольцовой-Мосальской. Выстроил строитель Иосиф и храм над пещерами старца схимонаха Макария во имя Собора Иоанна Предтечи Крестителя Господня. Этот храм был соединен с пещерами старца. В храме был установлен в 1863 году уникальный чугунный иконостас с иконами на медных листах на пожертвования московского купца Никиты Васильевича Щенникова и его супруги Маргариты Григорьевны. Иконы были посвящены египетским отцам церкви, Марии Египетской и Киево-Печерским преподобным.

Освящение храма состоялось 15 ноября 1865 года. В ноябре 1865 года был назначен новый настоятель пустыни. Им стал постриженик Соловецкой обители и бывший там наместником игумен Иона (1865-1870). Это был человек очень строгих правил, отмеченный очень многими наградами за свои труды. Он имел от Высочайшего кабинета золотой наперсный крест, второй наперсный крест от Святейшего Синода, третий бронзовый на Владимирской ленте и бронзовую медаль в память военных событий 1853-1856 годов на Андреевской ленте и за отражение от Соловецкого монастыря нападения английских кораблей. Он внес в пустынь строгое житие и правило Соловецкой обители. В 1866 году полностью довершил отделку собора Христа Спасителя и все отделочные работы в подвале под собором. Подвал был устроен архитектором Николаем Ильичом Козловским. Все финансовые работы взял на себя Иван Семенович Соловьев с братьями. Братья Соловьевы пожертвовали в собор серебро-позлащенные хоругви. В 1867-1868 годах между угловым корпусом гостиницы и угловым конным двором в глубине был выстроен 2-х этажный дом с каменным первым этажом для приходящих неимущих странников. Здесь же была устроена безвозмездная трапезная, подаваемая каждодневно.

В 1869 году был выстроен для проезда деревянный мост на сваях через реку Воря. Внутри пещер над колодцем старца схимонаха Макария был устроен гидромеханизм для поднятия воды, подаваемой в чашу, стоявшую под образом иконы Божией Матери Живоносный источник. При храме Иоанна Предтечи над пещерами были окончательно доделаны и обустроены келии. В 1870 году игумен Иона, почувствовав недомогание телесное и много потрудившись во славу пустыни, испросился на покой и уехал на жительство на Афон, а в последующее время стал настоятелем во Введенской Макарьевской Жабынской пустыни.Строителем пустыни стал иеромонах Нил (1870-1880) из Николаевского Угрешского монастыря. Родом он был из рязанских купцов Сафоновых. Он ревностно продолжил благолепное устроение обители, за что уже 8 апреля 1873 года получил наперсный крест от Святейшего Синода. В 1878 году был разобран старый храм Святой Троицы и заложен новый.

От времени строителя Нила сохранились воспоминания о посещении пустыни архимандрита Николаевского Угрешского монастыря Пимена. «29 июня 1876 года, в Петров день, я служил в Берлюковской пустыни праздничную всенощную и литургию. На всенощной облачение на всех было парчевое, а на обедне бархатное: мне подали шитое, на всех прочих было бархатное гладкое. В пустыни ризница очень хороша, так что и в весьма богатых монастырях едва ли есть такое множество различных облачений. Обитель очень благоустроена: в черте ограды везде дорожки, цветы, чистота; поют хорошо: по праздничным и воскресным дням пение партесное, а в будничные столповое. Трапеза братская и одежда достаточны. О местоположении я не распространяюсь: оно превосходное, и представляет все выгоды для хозяйства и жительства: горы, вода, леса, луга, а для монашества уединение».

Конец XIX века принес в историю пустыни много значимых событий. Они были связаны временем настоятельства игумена отца Адриана (1880-1902). Это был первый настоятель, прошедший путь от послушника в самой обители. Человек деятельный, прекрасно образованный, целеустремленный, любивший обитель всей душой. В 1884 году был окончательно достроен новый одноглавый Троицкий собор с подвальными помещениями с духовой печью. В храме было три престола. Был сооружен великолепный вызолоченный иконостас. В Троицком соборе иконы были облачены в серебреные ризы. Главный престол был освящен 29 июня 1884 года митрополитом Московским Иоанникием, а иеромонах Адриан произведен в игумены. Построен был собор по проекту архитектора Николая Васильевича Никитина.

Главное дело его времени – самое примечательное сооружение пустыни – 90 метровая колокольня. Она была выстроена всего за 4 года. Проектировал ее известный московский архитектор Александр Степанович Каминский. Начата была сия колокольня 22 июня 1895 года и закончена 30 июля 1899года. Средства дали на ее строительство московские купцы Ф.Н. Самойлов, братья А. И. и И. И. Ляпины. Освящение колокольни состоялось 11 июня 1900 года. Верхний ярус колокольни был выстроен по проекту архитектора Василия Михеевича Борина. Построение такого дивного творения оказало огромное впечатление на современников. Колокольню венчал огромный крест из красной меди весом 38 пудов, изготовленный 14 сентября 1899 года мастером Иваном Федоровичем Шуваловым. На металлической доске, укрепленной к основанию колокольни, была начертана надпись "Начата сия колокольня постройкою 22 июня 1895 года. Закончена кирпичною кладкою в настоятельство игумена Адриана и прочей братией на средства, пожертвованные Ф. Н. Самойловым, И. И. и А. И. Ляпиным и благотворителями обители сия в 1899 году июля 30 дня".

16 декабря 1897 году игумен Адриан был избран в почетные члены Богородского отделения Кирилло-Мефодиевского братства за плодотворную деятельность и сочувствие к нуждам церковно-приходских школ.Во второй половине XIX века в обители начинает работать своя иконописная мастерская. Особое благоговение и почитание уделяется образам: " Лобзание Иисуса Христа Иудой", "Николая Чудотворца", "Великомученика Мины". С 1893 года мастерскую возглавляет монах Викторин (дворянин Виктор Федорович фон - Рентель). С 1905 года иеромонах Палладий (Петр Васильевич Величкин), закончивший до монашества Московскую школу живописи, ваяния и зодчества. 13 января 1898 году игумен Адриан избран в члены в Миссионерском обществе Святой Равноапостольной Марии и Святителя Николая Чудотворца, был награжден медалями за постоянное попечение о бедных и нуждающихся.

B 1902 году пустынь возглавил игумен Тимолай (1902-1909). Он прошел длительный монашеский путь. Был много лет в Почаевской Лавре, членом ее Духовного Собора, бывал в паломничестве на Афоне, потом был духовником Московской Духовной Академии, духовником в Троице-Сергиевой Лавре у приходящих богомольцев. Много потрудился он и в Берлюковской пустыни, энергично продолжил дело строительства. Выстроил новый корпус для братии, провел в обитель водопровод, выстроил из вековых сосен новый Казанский храм на кладбище, в 1909 году его освятил митрополит Московский Владимир.

Близко было уже время испытаний. И выпало оно на долю двух последних настоятелей пустыни. С 1909 года управление пустынью принял на себя иеромонах Петр. Эта личность столь высока, что пока в полной мере увидеть и осознать его жизнь и подвиги не возможно. Это было очень трудное время для обители, требовало оно от настоятеля огромной воли, энергии и силы духа. Отец Петр всем этим обладал. С неимоверной быстротой увеличивалось людское горе, страна напрягала все свои силы в борьбе с очень сильным врагом.

Первая Мировая война принесла большое количество тяжелейших проблем. Беженцы, хлебнувшие много горя, потерявшие свои дома и сбережения, дети, оставшиеся без родителей, раненые и изувеченные воины, люди, прошедшие все ужасы войны. В обитель приходило множество писем с просьбами, прошениями, мольбой о помощи. Практически каждый день регистрировались в журналах входящих бумаг такие прошения. И каждый день приходили указы от благочинного монастырей с указаниями кому надо оказать помощь. Приходили воззвания и обращения от различных обществ, с просьбами внести свою лепту. Одно лишь перечисление этих обществ может занять целую тетрадь. Это Красный крест, Марфо-Мариинская обитель в Москве, Общество помощи слепым, Спасения на водах, Всероссийский Земский союз и многие другие. Шла постоянная финансовая помощь фронту. Целыми сотнями пудов закупалось зерно и овес, огромными партиями оплачивались медикаменты, закупаемые у знаменитого К. И. Феррейна для нужд армии.

Начиная с первых дней войны, обитель ежедневно отправляла на станцию Щелково подводы с молоком для рабочих, трудившихся для нужд фронта. Территория церковного комплекса распространялась на 600 га, братия работала на скотном дворе и конюшнях, имелись кузницы. Во время Первой мировой войны богатая обитель отправляла на фронт непомерное количество молока и солений.На протяжении многих лет своей истории пустынь принимала очень деятельное участие в большой беде – пьянстве. Пустынь была большой духовной больницей по лечению этого недуга. В ней на полном иждивении проживали люди, страдающие этой страстью. Архив пустыни сохранил до наших дней сотни имен таких поселенцев. Особенно выделялись на этом поприще настоятели Венидикт, Адриан, Тимолай и Петр. Их опыт в этой проблеме был огромный. Игумен Петр был почетным членом Богородского общества трезвости. Он старался нести свет любви Господней, слово душевной радости, кротости, смирения и утешения страждущим душам. Принимала участие пустынь и в делах детской преступности. Частыми гостями обители были дети из неблагополучных семей, приютов, вставшие на путь нарушения закона. На их спасение и вразумление прилагала братия большие силы и средства.

К началу XX века пустынь имела огромное и прекрасно отлаженное хозяйство и очень большая часть его даров шла людям. Большое попечение имела пустынь о церковно-приходских школах. Многие настоятели и иеромонахи отмечены были наградами и наперсными крестами за эти труды. Все это обитель делала из года в год, целенаправленно и планомерно. Помогала она и другим монастырям. В обитель приезжало большое количество паломников, особенно в дни празднования Чудотворной иконы «Лобзание Иисуса Христа Иудою» и Николая Чудотворца. Всем предлагался ночлег, трапеза и чай с угощениями. В обитель приходили многотысячные крестные ходы, приезжали целые группы из различных приютов и обществ. Есть письма от их руководителей, священников полные слов благодарности за тот радушный прием и теплоту при нахождении в обители. Игумен Петр был инициатором больших крестных ходов с чудотворной иконой Спасителя. В 1920 году антирелигиозная кампания, предпринятая новыми властями, докатилась и до Авдотьино. Николо-Берлюковский монастырь был закрыт, большинство его строений стали использоваться для различных хозяйственных нужд, а главный храм превращён в приходской.

29 июня 1920 года все строения Берлюковской пустыни были переданы Дому инвалидов № 4. У братии оставался лишь храм Всех Святых с кельями. По воспоминаниям местных жителей любимым развлечением комсомольских дружин было постоянное глумление над верой, выражавшееся в невероятных по изощренности актах вандализма. Постоянно происходили показательные процессы с глумлением над иконами и монашествующими. Храм Христа Спасителя был превращен в приходской. В феврале 1921 года оборвалась традиция Берлюковских крестных ходов с чудотворной иконой «Лобзание Иисуса Христа Иудой». 5 апреля 1922 года в пустыни началось изъятие ценностей, проводимое большой комиссией из города Богородска и представителей милиции в рамках программы "В помощь голодающим Поволжья".

В монастыре было изъято 9 пудов 4 фунта 51 золотник серебра, а также 11 бриллиантовых камней, 2 бриллиантовые броши, 1 бриллиант большой, 5 хризолитов и жемчуг. Были изъяты все серебреные оклады, серебреные напрестольные кресты, оклады богослужебных книг и многое другое. В тот день, когда в обитель приехали красноармейцы для описи и изъятия ценностей, была снята и риза с иконы "Лобзание Христа Иудою". Сам же образ позже бесследно пропал. В Москве у обители были отобраны обе часовни. 5 января 1923 года было закрыто Берлюковское подворье с часовней Николая Чудотворца, а 13 января 1923 года была закрыта часовня Николая Чудотворца на Немецком рынке. В 1923 году пустынь возглавил её последний настоятель игумен Ксенофонт (1923–1930). 9 февраля 1930 года состоялась последняя Божественная Литургия в стенах монастыря. На молитвенное предстояние собралось 200 человек. После службы с проповедью к людям обратился игумен Ксенофонт. "...Православные, до коле вы терпеть будете, вы голодны, вас собирают в колхоз для того, чтобы легче отобрать, вы верите этим лжепророкам коммунистам, это власть не от Бога, не слушайтесь её и не ходите в колхоз… Мы теперь отживаем последние дни и даже не взойдем в храм Божий, вам нужно поисповедоваться и причаститься…"

18 февраля 1930 года игумен Ксенофонт, иеромонах Горгоний, послушник Григорий Архипович Аверьянов и председатель церковного совета Григорий Афанасьевич Ольхов были арестованы и увезены в Москву в Бутырскую тюрьму. Им было предъявлено обвинение по статье 58/10 УК РФ и 22 марта 1930 года они получили разные сроки. Монастырская жизнь и многовековая история в стенах Берлюковской пустыни завершилась. В 1930-х годах в келейных корпусах размещались дом инвалидов войны и труда, затем в монастырских помещениях располагался санаторий для туберкулёзных больных, с 1941 года — госпиталь на 100 мест, с 1945 года — дом инвалидов, с 1961 года — больница № 12, с 1972 года — Московская городская больница № 16 для больных туберкулёзом и психическими заболеваниями. Казанская церковь и монастырское кладбище в те годы, были полностью уничтожены. Храмам придали светский вид, сбросив с них купола с крестами. На кирпичных монастырских стенах, поверх которой была укреплена колючая проволока.

Осенью 1992 года при монастырском храме Христа Спасителя была зарегистрирована православная община. В 2002 году указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия её настоятелем был назначен иеромонах Евмений (Лагутин). 19 декабря 2004 года в подклетной части осквернённого храма Христа Спасителя была отслужена первая Божественная литургия. В том же году общине были переданы храм Христа Спасителя, колокольня и территория монастырского сада. Силами общины велись реставрационные работы на территории обители. В августе 2006 года на колокольне монастыря была установлена пятнадцатиметровая позолоченная главка с крестом. Ещё несколько лет занял ремонт. При этом насельники были вынуждены делить территорию с домом скорби... И вот, в 2015 году, после 13 лет борьбы, больницу выселили за территорию обители, и монастырю наконец передали все постройки. В Божий дом вернулась духовная жизнь...

С 2009 года на базе Церковно-краеведческого музея, открытого при монастыре, ведется проект, посвященный изучению истории России. А при монастыре действует благотворительный фонд «Возрождение культурного наследия». Именно здесь, на территории монастыря, в 2014 году была открыта Романовская Аллея Славы с памятниками представителей императорской династии, которая правила Россией 300 лет. В настоящее время монастырские храмы и корпуса восстановлены по федеральной целевой программе «Культура России – историческая память». А 18 июня 2023 года произошло значимое для всего православного мира событие, которое стало отправной точкой в новейшей истории возрождения Николо–Берлюковской пустыни — были освящены храм Всех Святых, построенный на месте явления чудотворной иконы, и памятник первым просветителям вятичей Кукше и Никону Печерским, которые проповедовали в этих местах в начале XII века и были жестоко убиты. До сих пор точное место убиения этих священномучеников неизвестно. Киев утверждает, что останки Кукши хранятся на территории Киево–Печерского монастыря, а российские историки, опираясь на документы советских археологов и их выставку, предполагают, что останки Кукши были найдены в 70-е годы ХХ столетия при раскопках курганов в непосредственной близости от стен Николо-Берлюковской пустыни.

Монастырь обрел вторую жизнь в том числе благодаря настоятелю монастыря, поддержке Императорского Православного Палестинского общества и лично его председателя Сергея Степашина. Чин освящения храма и памятника совершили Преосвященнейший Николай, епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский и настоятель монастыря игумен Евмений (Лагутин). По словам прихожан, неподалеку от обители течет чудодейственный источник, а рядом с ним находится пещерный комплекс с богатой археологией, где совершались первые молитвы основателей монастыря. И прикоснуться к истории и к святыням, в Николо-Берлюковскую пустынь, с каждым годом приезжает все больше и больше паломников и туристов.

Информация взята с сайтов: http://www.vidania.ru/monastery/bookberkyukovskaya.html https://monasterium.ru/monastyri/monastery/muzhskoy-monastyr-nikolo-berlyukovskaya-pustyn/ https://moya-planeta.ru/travel/view/vozrozhdenie_nikoloberlyukovskoj_pustyni/.



Комментарии и обсуждение


Осенью 2002 года начался новый период в истории обители. Колокольня и храм Христа Спасителя возвращены церкви, настоятелем назначен иеромонах Евмений Лагутин. Начиная с декабря 2004 года в монастыре проводятся Богослужения по воскресным и праздничным дням.
4 января 2006, Алексей.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.



Видео

  Снято:         Прислал(а): Архиповы Маргарита и Владимир