ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Луговой. Николо-Пешношский монастырь.


Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1361.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Московская область, Дмитровский район, поселок Луговой

Координаты:56.456894, 37.22965
Проезд: До Николо-Пешношского монастыря можно добраться с Савеловского вокзала электричкой или от станции метро «Алтуфьево» автобусом №401 до города Дмитрова, далее автобусом или маршруткой № 36, следующими через Куликово, до остановки «Поселок Луговой».
На машине надо ехать по Дмитровскому шоссе, руко ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда
До Николо-Пешношского монастыря можно добраться с Савеловского вокзала электричкой или от станции метро «Алтуфьево» автобусом №401 до города Дмитрова, далее автобусом или маршруткой № 36, следующими через Куликово, до остановки «Поселок Луговой».
На машине надо ехать по Дмитровскому шоссе, руководствуясь указателями на Дубну. Доехав до пересечения Дмитровского шоссе с Московским Большим Кольцом (А-108), поворачивайте по указателю на Клин. Проехав через 11 км Новосиньково, нужно повернуть направо по указателю «Насадкино» и далее следовать по указателям «Пешношский монастырь».



Николо-Пешноштского монастыря, Луговой
Собор Николая Чудотворца Церковь Сергия Радонежского Церковь Богоявления Господня (в колокольне) Спасская башня (со Святыми воротами) Церковь Димитрия, митрополита Ростовского (в больничном корпусе) Церковь Сретения Господня (в трапезном корпусе) Церковь Преображения Господня (надвратная) Больничный корпус Казначейский корпус Настоятельский корпус Трапезная и южный братский корпус Северо-западная башня Западная башня Храмы и часовни монастыря:

1. Собор Николая Чудотворца
2. Церковь Сергия Радонежского
3. Церковь Богоявления Господня (в колокольне)
4. Спасская башня (со Святыми воротами)
5. Церковь Димитрия, митрополита Ростовского (в больничном корпусе)
6. Церковь Сретения Господня (в трапезном корпусе)
7. Церковь Преображения Господня (надвратная)

Другие постройки монастыря:

8. Больничный корпус(XIX в.)
9. Казначейский корпус(XVIII в.)
10. Настоятельский корпус(XVII-XIX вв.)
11.Монастырская постройка
12. Трапезная и южный братский корпус (начало XIX в.)
13.Бывшее братское кладбище
14.Восточный братский корпус( XIXв.)
15.Северный братский корпус
16.Монастырская постройка
17.Запдный братский корпус (XVIII в.)
18.Монастырская постройка
19.Здание конного двора (XIX в.)
20. Стены и башни ограды (XVII-XVIII вв.)

Подворье монастыря:: Церковь Рождества Богородицы с.Пустынь(Медведева Пустынь)



Добавить фотографию
Автор: Воронов Юрий Викторович
Снято: 26 мая 2015 Добавлено: 27 мая 2015
Условия использования фотографии нужно согласовать с автором.
Николо-Пешношский монастырь-Луговой-Дмитровский район-Московская область-Atheist
Atheist
20 сентября 2014
Николо-Пешношский монастырь-Луговой-Дмитровский район-Московская область-Atheist
Atheist
20 сентября 2014
Сортировка:


Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
Панорама с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
16 апреля 2017
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
Hramsohran
30 ноября 2014
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
Иван Фадеев
5 августа 2011
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
16 октября 2004
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
Юрий Менделеев
23 февраля 2003
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
Юрий Менделеев
23 февраля 2003
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1998
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1998
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
Юлия Василевская
20 марта 2018
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
МОРПЕХ879
27 февраля 2018
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
МОРПЕХ879
27 февраля 2018
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
Вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
16 апреля 2017
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
Atheist
20 сентября 2014
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
Atheist
20 сентября 2014
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
Atheist
20 сентября 2014
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
Hramsohran
7 сентября 2014
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
Иван Фадеев
5 августа 2011
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
yozik
31 июля 2011
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
JuNe
15 марта 2008
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
16 октября 2004
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
Соборный комплекс XVI-XXвв.
Виталий Ц.
??
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
Сергиевская ц.нач.XXв.,Никольский соборXVI-XIXвв.
Виталий Ц.
??
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
Hramsohran
7 сентября 2014
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
Hramsohran
7 сентября 2014
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
Северо-восточная башня
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
16 апреля 2017
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
Больничный корпус и монастырский пруд
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
16 апреля 2017
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
Спасская башня
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
16 апреля 2017
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
Юго-восточная башня
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
16 апреля 2017
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
Юго-западная башня
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
16 апреля 2017
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
Западный фасад
oldboy
12 марта 2017
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
Западный фасад монастыря
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Воронов Юрий Викторович
26 мая 2015
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
Западный фасад монастыря
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Воронов Юрий Викторович
26 мая 2015
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
Atheist
20 сентября 2014
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
Информационный щит возле монастыря
Atheist
20 сентября 2014
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
Hramsohran
7 сентября 2014
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
Hramsohran
7 сентября 2014
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
Спасская башня
Вячеслав Атаманов
31 мая 2014
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
Северо-западная башня
Вячеслав Атаманов
31 мая 2014
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
Надвратная башня
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
3 октября 2008
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
JuNe
12 июля 2008
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
JuNe
12 июля 2008
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
JuNe
15 марта 2008
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
JuNe
15 марта 2008
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
16 октября 2004
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
16 октября 2004
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
Андрей Агафонов
1 апреля 1992
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
Андрей Агафонов
1 апреля 1991
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
Андрей Агафонов
1 декабря 1985
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
Андрей Агафонов
1 декабря 1985
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
Андрей Агафонов
1 декабря 1985
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
1900—1917 год. Направление съемки:северо-запад С сайта https://pastvu.com/p/155515
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1917
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
1900—1917 год. Направление съемки:север. С сайта https://pastvu.com/p/155501
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1917
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
Рис. из журнала "Кормчий".
Андрей Агафонов
1 января 1896
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"
Андрей Агафонов
1 января 1895
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_006569201/viewer/
Андрей Агафонов
1 января 1879
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
Фото с сайта PastVu. com Автор неизвестен
Анонимный участник
??
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
Фото с сайта PastVu. com Автор неизвестен
Анонимный участник
??
Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область
Активная реставрация на территории всего монастыря
Вячеслав Атаманов
31 мая 2014




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Юрий Менделеев,  20 мая 2003

Николо-Пешношский монастырь основан в 1361 г. учеником Сергия Радонежского Мефодием у реки Яхромы, при впадении в нее речки Пешношки. Каменное строительство началось в монастыре в начале XVI в. Особенное развитие оно получило во второй половине XVII в., когда все деревянные здания были заменены каменными, продолжено возведение крепостной стены. XVIII в. характеризуется для монастыря упадком хозяйственной деятельности. В 1700 г. он был приписан к Троице-Сергиеву монастырю, в 1764 г. упразднен. Учрежденный вновь через два года, монастырь лишь к началу XIX в. получил возможность возобновить строительную активность. Работы этого времени сводятся в основном к перестройкам и искажениям древних сооружений. В 1963-1971 гг. отдельные здания ансамбля реставрированы под руководством Н.И. Иванова. Кирпичный Никольский собор документально не датирован. Постройка его, на основании анализа архитектурных и декоративных форм, может быть отнесена к первой четверти XVI в. Первоначально собор был, по-видимому, двуглавым, поскольку в южной апсиде помещался придел Леонтия Ростовского, к западному фасаду примыкала небольшая каменная паперть. В 1683- 1691 гг. паперть была расширена и охватила здание с трех сторон. Собор приобрел четыре малых, крытых черепицей главы, которые простояли до 1782 г. Облик памятника кардинально изменился в начале XIX в., когда расширенный пристройкой трапезной и новых крытых папертей собор получил классицистическую обработку с чертами псевдоготики. Было возобновлено пятиглавие, увеличены окна, порталы заменены арочными проходами, разобраны западная стена храма и стены придела. В ходе реставрационных работ 1964-1965 гг. древнему ядру памятника в основном возвращены его первоначальные формы.

Крестово-купольный, четырехстолпный, ныне одноглавый храм с повышенными подпружными арками перекрыт коробовыми сводами. Фасады разделены на три части лопатками без учета положения внутренних столбов, завершаются килевидными закомарами. В основании закомар помещается орнаментальный керамический фриз с двумя рядами иоников, который, очевидно, распространялся и на апсиды. Аналогичный фриз опоясывает верх барабана. Лаконизм наружного убранства и утяжеленные пропорции здания сообщают ему суровую монументальность. От пристроек XIX в. у собора осталась лишь низкая трехсторонняя паперть. Ее художественные формы, в том числе портики с муфтированными колоннами, массивны и тяжеловесны. Детали отличаются крупным масштабом и обобщенной трактовкой. Внутри собор оштукатурен и побелен, пол - из чугунных плит. Иконостас и убранство интерьера отсутствуют. Восьмигранная колокольня в четыре яруса сложена из кирпича с незначительными вставками белого камня. Два нижних яруса - высокий цокольный и второй, окруженный сводчатой галереей с открытой аркадой, - принадлежат зданию Богоявленской церкви "иже под колоколы" первой половины XVI в. Связанные внутристенными лестницами помещения церкви и подцерковья перекрыты купольными сводами, из которых нижний - на распалубках. Единственный западный вход в храм оформлен перспективным порталом с килевидным завершением, белокаменными "дыньками" и несложной резьбой в карнизе. От следующего яруса старой постройки, служившего колокольней, уцелело лишь основание, украшенное, как и цокольный этаж, килевидной аркатурой на консолях. Выше находятся надстроенные в 1793 г. повторяющие друг друга по форме два яруса звона, увенчанные главой на сомкнутом своде с люкарнами. В обработке этих ярусов по возможности сохранены художественные приемы XVI в. Древние части здания реставрированы во второй половине 1960-х гг.

К колокольне примыкает краснокирпичная Сергиевская церковь рубежа XIX-XX вв., поставленная над гробом Мефодия Пешношского вместо прежней каменной, 1732 г. Архитектура здания с отдельными мотивами древнерусского зодчества служит образцом художественной эклектики. Бесстолпный двусветный одноглавый храм, перекрытый в повышенной средней части глухим куполом, имеет выраженную продольно-осевую композицию, подчеркнутую сильно развитым трехчастным алтарем. Главный западный вход отмечен массивным шатровым каменным крыльцом на фигурных столбах, воспроизводящих формы XVII в. Детали внешнего убранства церкви - спаренные лопатки, развитые карнизы с кирпичным узором, архивольты наличников и т.п. - сильно гипертрофированы, профилировка упрощена до примитивности. Внутренние росписи требуют расчистки. Сретенская церковь занимает второй этаж старой монастырской трапезной первой половины XVI в., капитально перестроенной в 1812 г. с сохранением древнего подклета. Увеличенное в длину прямоугольное кирпичное здание, завершенное декоративным куполом, получило обработку в стиле классицизма. Пластически разработанные фасады украшены арочными нишами и портиками тосканского ордера на мощных пьедесталах. Шестистолпный зального типа храм перекрыт системой крестовых сводов. Живопись в интерьере и внутреннее убранство утрачены. Вновь облицованный снаружи подклет старой трапезной включает одностолпную палату и примыкающие к ней с востока помещения, соответствующие келарской и церкви. Свод палаты на распалубках переложен в XIX в. с сохранением прежней системы. Надвратная Преображенская церковь над Святыми воротами монастыря сооружена в 1689 г. В монастырской описи 1700 г. она упомянута как "строение новое". Обращенные к реке Яхроме ворота известны с 1623 г. Однопролетные, перекрытые коробовым сводом, они несут бесстолпный одноглавый четверик храма. Фасады его завершены развитым антаблементом с фризом, заполненным декоративными кокошниками. Под поздней штукатуркой местами виден прежний карниз с "бегунцом". Большинство окон переделано в XIX в. Убранство интерьера утрачено.

Новая трапезная выстроена в 1788-1793 гг., ее западное крыло - в 1815 г. Двухэтажное кирпичное здание, лишенное декоративной отделки, не имеет выраженных стилевых черт. Влияние архитектуры классицизма сказалось лишь в применении ложных окон при обработке нижнего хозяйственного этажа. Верхние окна скромно оконтурены кирпичным валиком. Фасады по традиции расчленены лопатками, отвечающими торцам поперечных стен. На второй этаж, занятый обширным, некогда расписанным трапезным залом, ведет парадная лестница с каменным крыльцом. Больница с церковью Дмитрия Ростовского выстроена из кирпича в 1811-1829 гг. на средства Д.А. Засецкого. Двухэтажный корпус стиля ампир своей симметричной объемно-плановой структурой с церковью на поперечной оси восходит к традиционной схеме монастырских больниц XVII в. Церковь, как центр композиции, выделена в самостоятельный, наиболее разработанный объем, примыкающий к восточному фасаду здания. Небольшой бесстолпный, перекрытый парусным сводом одноапсидный храм увенчан высоким куполом на глухом низком барабане. Боковые фасады с глубокими лоджиями украшены четырехколонными тосканскими портиками с фронтонами. Включенная в объем больницы западная часть церкви двухэтажная. Верхнее помещение с коробовым сводом представляет собой хоры, открытые в храмовое пространство.

Кирпичные стены с башнями сооружались отдельными участками с начала XVII по первую половину XVIII в. Наиболее древняя западная стена со следами боевых амбразур уже в XVII в. оказалась включенной в массив примкнувших к ней жилых и служебных корпусов. Долгое время свободным от застройки оставалось западное прясло северной стены, конца XVII в. Наделенное боевым ходом и зубцами, оно носит крепостной характер. Этому пряслу современны проездная Спасская и две из трех граненых башен в западной стене. Начатые между 1685 и 1700 гг., последние закончены лишь в 1734 г. Все башни были трехъярусные со сводами. Их гладкие стены завершены машикулями и в верхнем ярусе нарядно обработаны аркатурой, колонками на углах, поясом ширинок. Внешний фасад Спасской башни дополнительно украшают оконные наличники с килевидным очельем. Венчает башню восьмигранный кирпичный шатер со смотрильней. Поставленный на сомкнутый свод нижней "палатки", он первоначально был окружен открытой террасой. Граненые башни имели тесовое покрытие, па одной из них восстановленное в 1964-1965 гг. Угловая юго-западная башня конца XVIII в., в 1941 г. разрушенная снарядом, воссоздана в пределах нижнего яруса. Прочие стены и две миниатюрные, в два яруса угловые башенки построены в 1730-1734 гг. Лишенные фортификационного значения, они имеют формы обычной ограды. Стоявшая в восточном прясле проездная Красная башня с привратными помещениями, в 1810 г. частично разобранная, вошла в состав выстроенного здесь жилого корпуса.

Статья с сокращениями из "Памятники архитектуры Московской области", Москва, Стройиздат, 1999. Е.Н. Подъяпольская.

Сейчас в монастыре находится приют для душевнобольных и войти туда нельзя.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  19 марта 2007

Николо-Пешношский Мефодиев монастырь, заштатный, общежительный, в 25 верстах от уездного города Дмитрова, при впадении речки Пешноши в Яхрому. Основан в 1361 году учеником пр. Сергия Радонежского пр. Мефодием, бывшим здесь первым игуменом ( см. 4 июня). В церкви пр. Сергия над почивающими здесь под спудом мощами пр. Мефодия устроена медная вызолоченная рака; пр ней хранится его игуменский посох. В монастыре хранится также деревянный потир, употреблявшийся им при совершении таинства, и находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Прежде Рождества и по Рождестве Дева». Эта святая икона сначала принадлежала одному из братии монастыря, а после его смерти, как живописное изображение, а не иконное-общепринятое, она была вынесена в часовню пр. Мефодия и поставлена над входом, где находилась до 1827 года. Видимая всеми, икона привлекала молитвенные взоры всех и стала проявлять благодатные знамения. Первое знамение и было проявлено одному набожному капитану, который потерял было, вследствие несправедливого обвинения, занимаемое им место, но после усердной молитвы пред этой святой иконой был безусловно оправдан. После этого события святая икона была перенесена в монастырь и к ней стали притекать многочисленные богомольцы. В страшный холерный 1848 год святая икона прославилась обильными и поразительными чудесами милости Божией. Божия Матерь на этой святой иконе (имеющей 12 вершков в вышину и 9 вершков в ширину) изображена в короне с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем, тоже увенчана короной и держащим в правой руке скипетр; левая рука Его покоится на поддерживаемом левой же рукой Богоматери Державе; празднование в честь этой святой иконы совершается в монастыре 17 октября. Монастырю принадлежат часовни: в 1 версте от него — Мефодиева, куда 14 июня совершается крестный ход, и в 2 верстах — Предтечева, где пр. Мефодия посещал пр. Сергий; в эту часовню бывает крестный ход 24 июня и 17 октября. При монастыре больница и гостинный двор.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»


Статью добавил(а): Сергей Ковров и Елена Григорьева,  11 июля 2018

28 июля 2009 г., в день памяти святого равноапостольного князя Владимира - крестителя Святой Руси, вблизи бывшего монашеского скита подмосковного Николо-Пешношского мужского монастыря воздвигнут Покаянный Крест. На это место год назад был свален "строительный мусор": камни, кирпич из церковных стен вместе с кладбищенской землей и честными останками монастырской братии.

Семиметровый Крест сделан из рубленой сосны по образу Чудотворного Дмитровского креста, необыкновенным образом явленного в этих местах в XIII веке. Материалом для Креста послужили сосновые бревна, напоминающие об одном из подвигов ближайшего ученика игумена земли русской Сергия Радонежского - преподобного Мефодия Пешношского, который, "пеш нося" на себе бревна, строил вторую Лавру - прославленную обитель благочестия и трудолюбия. Огромные сосны для Креста заготовил Сам Господь Бог.

Дело в том, что вскоре после осквернения монастырского погоста ураган невидимым мечом "вырубил" огромную просеку, завалил десятками стволов дорогу, утрамбованную землей с монастырского кладбища. Из этих деревьев, год ограждавших путь к бывшему монашескому скиту, святому источнику блаженного Ионы, и был вырублен Крест. Несмотря на то, что деревья были повалены давно, во время освящения Крест "заплакал": весь покрылся обильно выступившей смолистой жидкостью.

Крестовоздвижение освящено детской молитвой и трудами сирот из православной Свято-Алексиевской гимназии, вместе со взрослыми работавшими во Славу Божию. При подготовке места для установки Креста было собрано около десяти новых костных фрагментов белого и воскового цветов, обретших упокоение в основании Креста и покрытых частью древней кладбищенской плиты, найденной здесь же.

На Кресте была установлена икона преподобного Мефодия Пешношского, духовного отца тех - известных лишь Господу - монахов, чьи честные останки по грехам нашим покинули обитель и призывают ныне к покаянию у вновь воздвигнутого Креста.

Автор: Максим Лесков http://mzareulov.viperson.ru/wind.php?ID=577471&soch=1


Статью добавил(а): Сергей Ковров и Елена Григорьева,  11 июля 2018

Николо-Пешношский мужской монастырь - вторая Лавра Северо-Западной Руси. Монастырь расположен в посёлке Луговой Дмитровского района Московской области. Недалеко от монастыря протекает река Яхрома. В монастыре почивают мощи преподобного Мефодия Пешношского, основателя обители, архимандрита Макария, иеромонаха Максима и блаженного монаха Ионы. Игуменом монастыря был и святой Варсонофий Казанский. 

Мефодий Пешношский - один из первых учеников Преподобного Сергия Радонежского. Получив благословение на пустынножительство, он поселился в 25 верстах от Дмитрова на реке Яхроме, поставив там себе келью. Вскоре место подвигов нового отшельника стало известным, и вокруг стали селиться желающие подражать монашескому доброделанию и пустынножительству. Когда число насельников новой пустыни умножилось, встал вопрос о построении монастырского храма, но преподобный Сергий предложил Мефодию перенести монашеское общежитие на более удобное место за рекой Яхромой, на устье маленькой речки, позже названной Песношей. Приняв совет и благословение своего наставника преподобный начал сам трудиться в построении церкви и келий. Труд насельников, переносящих деревья через речку, отозвался в ее новом названии "Песноша", что значит "пеш ноша".

Произошло это в 1361 году, но преподобный по своему смирению стал игуменом основанного им монастыря лишь спустя 30 лет, в 1391 году, за год до своей кончины. Обитель же находилась под покровом свт. Николая Чудотворца. Пустынь так и называлась - «Никола на Песнуше», соборная монастырская церковь была освящена во имя святителя и чудотворца Николая. Преподобный Мефодий хотел ввести в своем монастыре строгий устав, но, снисходя к братии, был милостив к их немощам, постоянно предостерегая от ошибок и духовных падений.

В настоящее время, недалеко от монастыря, на месте, где, по преданию, находилась келия Мефодия Пешношского, установлен поклонный крест. Надпись на кресте гласит: «На месте сем в год от Рождества Христова 1361-й собеседник, сопостник и ближайший ученик великого Сергия преподобный Мефодий Пешношский обрел место молитвенного уединения и поставил свою келию». Также был расчищен святой источник, засыпанный в советское время. До настоящего времени сохранился в монастыре древнейший белокаменный собор, освященный во имя святителя Николая. Собор документально не датирован, однако весь стиль его архитектуры относится к концу XV столетия.

При жизни преподобный Мефодий часто посещал свою «ближнюю пустынь» именуемую «беседа», находящуюся в двух верстах от монастыря. Здесь он предавался уединенной молитве и именно туда, по существующему преданию, часто приходил для духовных бесед преподобный Сергий Радонежский. Известно, что «преподобный Сергий и преподобный Мефодий ископали вокруг кельи два пруда и посадили аллею из вязов, которые сохранились до настоящего времени».Впоследствии здесь поставили Предтечеву часовню с небольшим при ней колодцем, которую так и назвали - Беседная. Глава и крест устроены из глянцевого белого железа. В эту часовню направлялся крестный ход 24 июня (7 июля н.ст. - на Рождество св. Пророка и Предтечи Господня Ионанна).

14 июня 1392 года (по юлианскому календарю) преподобный Мефодий скончался, и погребен под спудом в своей обители. Даже после кончины преподобного монастырь не оскудевал богомольцами и богатыми жертвователями, чувствующими великое облегчение и Божию помощь по молитвам свт. Николая и преп. Мефодия. 25 сентября 1392 года скончался и преподобный Сергий.

К первой половине XVI столетия отстроен кирпичный двуглавый Никольский Собор крестово-купольного типа. Монастырские постройки также пополнились трапезной палатой с храмом Сретения Господа Иисуса Христа, выстроена восьмигранная колокольня с двумя нижними ярусами и аркадами, «храмом под колоколы". Впоследствии церковь под монастырской колокольней была освящена в честь святого преподобного Мефодия, игумена Пешношского.

Во время настоятельства в Николо-Пешношском монастыре игумена Варсонофия - будущего святителя и казанского чудотворца, в 1553 году царь Иван Грозный в благодарность за чудесное избавление от смерти посетил монастырь вместе со своей супругой и годовалым сыном. Здесь произошла встреча царя с бывшим епископом Коломенским Вассианом, жившим в монастыре на покое. «Посетивший его государь неожиданно спросил: «Отче, как лучше править государством?». Вассиан отвечал царю: «Если хочешь быть истинным самодержцем, то не имей советников мудрее себя; держись правила что ты должен учить, а не учиться, повелевать, а не слушаться. Тогда будешь твердым па царстве и грозою для вельмож». Царь, поцеловав руку Вассиана, сказал: «Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета». Следствием этой встречи царя с Вассианом стала опала Сильвестра и Адашева, а также падение правительства Избранной Рады. Вскоре царь Иван Васильевич, по духовному завещанию своего дяди князя Юрия Ивановича Дмитровского, пожаловал монастырю дворцовое село Суходол и 25 деревень Суходольской волости.

Когда в 1555 году в Казани открывали новую епархию, царь вспомнил о Пешношском монастыре. Вместе со святителем Гурием, первым архиепископом Казанским, был направлен в Казань и святой Варсонофий из Пешношской обители в сане архимандрита для основания там монастыря.

В 1569 году перед иконой святого Иоанна Предтечи, написанной в 1408-1427 Андреем Рублёвым, его учеником или последователем, исцелился чашник князя Андрея Курбского Роман Полянинов. В настоящее время икона находится в основной экспозиции Центрального музея древнерусского искусства и культуры им. Андрея Рублева/

Пешношский монастырь продолжал благоустраиваться. В XVII веке к Собору святителя Николая, представлявшего собой небольшой кирпичный крестовокупольный храм с четырьмя внутренними столпами и коробовыми сводами, пристроили небольшую западную паперть, которая охватывала храм с трех сторон.

В Смутное время обитель была захвачена польским отрядом, который вскоре выдворили из стен монастыря. К середине XVII столетия монастырь пришел в упадок, так что встал вопрос о его закрытии, и все же монастырь потихоньку начали восстанавливать.

В 1689 году построен кирпичный надвратный Преображенский храм с теплым притвором в линии западной ограды монастыря, обращенными к Яхроме. Храм сооружен над Святыми воротами (1623), представляет собой небольшой одноглавый четверик. К концу XVII в. построена церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, настоятельский, казначейский и братский корпуса. «В этой церкви под спудом сохраняется величайшая святыня Пешношской обители - святые и многоцелебные мощи основателя монастыря преподобного Мефодия. Над его могилой и была возведена эта церковь». До революции возле раки с мощами преподобного находился его посох.

В 1700 году монастырь был приписан к Троице-Сергиевому монастырю. До настоящего времени сохранилась надвратная Спасо-Преображенская церковь, построенная около 1700 года и указанная в монастырской описи 1700 года, "как строение новое". Стены и башни монастыря возводились между 1685 и 1730 годами, а окончательно возведение башен завершилось после 1734 года.

В 1732 году на месте, где преп. Мефодий положил начало своему пустынному житию, взамен прежнего храма возведён одноглавый Сергиевский храм. Южная сторона храма соединена с колокольней, северная сторона обращена к соборной Николаевской церкви.

При постройке Сергиевской церкви из монастыря была перенесена деревянная брусяная часовня, издревле стоявшая в монастыре над местом погребения преп. Мефодия. Была ли она первой на этом месте или ею заменили более древнее обветшавшее строение - данных нет. Мефодиева часовня была украшена «стенным писанием», глава и крест устроены из глянцевого белого железа. Ежегодно 14 июня (27 июня по н.ст.), в день тезоименитства преп. Мефодия, сюда направлялся крестный ход.

В 1764 году он в очередной раз был упразднен, но «...тщанием дмитровских купцов Ивана Сычева и Ивана Толчёнова Николо-Пешношский монастырь был возобновлен уже через два года, в 1766 году».

В 1788 году митрополит Московский Платон (Лёвшин) назначил настоятелем монастыря игумена Макария (Брюшков), при котором монастырь восстал из руин. Высокопреосвященный митрополит Платон так писал о Николо-Пешношской обители: "Пешноша в моей епархии вторая Лавра". Это, действительно, говорило о расцвете обители. В 1793 году тщанием дмитровского купца Ивана Толчёнова возведены еще два верхних яруса колокольни. Над колоколами устроены двухсуточные железные часы, с боем. На колокольне размещались 10 колоколов: Праздничный (968 п., 20 ф.), Полуёмный (294 п.), Будничный (141 п.), Маловечерний (75 п.). Во втором ярусе колокольни был Богоявленский храм, упраздненный в 1786 году. Взамен в 1859 году был устроен храм прп. Мефодия в первом ярусе (в XVI-XVII вв. там находился Предтеченский придел). По своей архитектуре колокольня Пешношского монастыря является копией колокольни Толгского Введенского монастыря г. Ярославля.

Для братии, которая желала особенного уединения и безмолвия, в двух верстах от монастыря устроена Пустыня, т.е. скит. В уединенном лесу, на месте, представляющем вид треугольного острова, разместились два отдельные строения, отстоящие друг от друга на расстоянии в несколько сажен и заключающие в себе по две келлии. Пустыня эта первоначально состояла из одного отделения и построена в 1793 году иеромонахами Самуилом, Дорофеем и Иосифом (были настоятелями в Голутвином монастыре, Екатерининской пустыни и Луховском монастыре). Архимандрит Макарий построил для себя особенное отделение и, поручая монастырь своим помощникам, удалялся сюда на безмолвие. В 1827 году по неосторожности живущего в скиту брата Макариевская келлия сгорела, но в 1831 году вновь построена. К концу XIX века монастырь уже практически весь был окружен каменной оградой, которую воздвигали еще в конце XVII века. Другим подвижником Пешноши стал иеромонах Максим (Погудин). Во время его духовного руководства (с 1811 по 1829 гг.) в монастыре был возведён храм Святителя Димитрия Ростовского (1813 г.), монастырская больница и корпус монашеских келий.

В 1812 году монастырь избежал разорения: французы, находившиеся всего в 18 верстах, побоялись идти к нему по окружённой болотами дороге. Благодаря иеромонаху Максиму в 1812 году были спасены архив и ризница Николо-Пешношского монастыря (ценности перевезены в Вологду). Святитель Филарет (Дроздов) - митрополит Московский предлагал иеромон. Максиму игуменский сан, но тот отказался.

В XIX столетии к собору свт. Николая была пристроена трапезная в псевдоготических формах, перестроена трапезная палата с храмом Сретения Господа Иисуса Христа. Храм находится на 2-ом этаже. Сретенский храм представлет собой шестистолпное здание с декоративным куполом в стиле классицизма. Портал трапезного храма украшен колоннами и портиками с редким тосканским ордером. В подклети трапезной сохранилась одностолпная палата по своей архитектуре идентичная трапезной палате Спасо-Андронникова монастыря и Грановитой палате Московского Кремля.

Особо почитаемым образом в это время в монастыре был образ Божией Матери "Прежде Рождества и по Рождестве Дева". В 1780 году икону принес в монастырь бывший московский купец Алексей Григорьевич Мокеев, ставший иноком обители. Все свои средства он отдал настоятелю, а семейную реликвию, святую икону, оставил в своей келии. После его кончины образ передали настоятелю. Поскольку икона была написана маслом на холсте и не по общепринятому канону, настоятель велел поставить её над входной дверью в часовню преподобного Мефодия Пешношского, которая находилась у дороги, недалеко от обители. Все паломники, шедшие в прославленную прозорливыми старцами обитель, обязательно останавливались у часовни и молились перед стоящим над её вратами образом Божией Матери.

В 1827 году капитан Платон Осипович Шабашев, проходя мимо иконы, вдруг увидел, что от неё исходит необыкновенный свет. Вскоре он попал в трудные жизненные обстоятельства и в это время во сне увидел икону Божией Матери над Мефодиевой часовней и услышал голос: "Если хочешь избавиться от искушений, помолись перед этим образом и сделай для него серебряную ризу". Платон так и поступил, и скорби миновали его. Он пошёл к настоятелю, рассказал о случившемся и отдал ему ризу для иконы. Когда ризу стали надевать, то обнаружили, что холст натянут на доску. Холст сняли и обнаружили на доске подобный образ, но только очень древнего письма. Во времена эпидемий холеры многие, молившиеся перед Владычицей Богородицей, получали исцеление. В этом же году генеральской дочерью Елизаветой Андреевной Фаминцевой в монастырь передан киот с частицей ризы Господней и мощей разных святых, обложенный позлащенным серебром. Раз в год в монастыре совершался крестный ход с этой святыней.

У главных монастырских ворот издревле существовал колодец, сделанный еще во времена преподобного Мефодия. Над ним был устроен шатер на столбах с главою из черного листового железа и деревянным крестом. Шатер обветшал, и настоятель в 1865 году построил над колодцем новое деревянное строение в виде часовни с главою и крестом, а внутри поставили несколько св. икон (Животворящий крест, икона Божией Матери «Живоносный источник», лик Апостолов, все праздники монастыря и др.), в числе которых была икона Иверской Божьей Матери-Вратарницы по примеру Иверского монастыря Св. Горы Афонской, по уставу которой в Пешношском монастыре совершалось богослужение. Стены снаружи и внутри были обшиты склеенным в щиты тесом и окрашены масляною краской, глава и крест сделаны из глянцевого белого железа.

С 1683 по 1691 гг. Никольский собор дополнен четырьмя малыми главами, убранными в 1782 г. В 17 и 19 столетиях к собору пристраивали небольшую западную паперть, которая с трёх сторон охватывала храм и трапезную, построенную в XIX веке в псевдоготических формах. В папертях размещены приделы Феодоровской Богоматери (с 1837 г.) и Богоматери "Прежде Рождества и по Рождестве Дева" (с 1886 г.).

У южной стены собора - могила местночтимого блаженного Ионы. Блаженный монах Иона ископал в двух верстах от монастыря, в лесу, близ Предтечевой часовни, у дороги под сосною на берегу речки Благинки пещеру, в которой проводил большую часть времени. Здесь он молился, безмолвствовал, занимался плетение лаптей, которые никогда не продавал, а раздавал безвозмездно проходящим мимо пещеры. Есть сведения, что в 1877 году на месте его подвигов была воздвигнута часовня.

С 1886 по 1890 гг. вместо каменного здания 1731-1732 гг. выстроена церковь преп. Сергия Радонежского, в которой находились мощи преп. Мефодия Пешношского. Она выложена из красного кирпича в псевдорусском стиле, имеет два входа, с западной и северной сторон.

С 1912 года подвизался в Николо-Пешношском монастыре схииеродиакон Александр (в миру Александр Ильич Жемков). В период 1918-1928 гг. монастырь продолжал действовать, хотя часть зданий была передана под филиал Музея Дмитровского края.

После революции монахи из Борисоглебского были переведены в Николо-Пешношский монастырь, который был закрыт лишь в 1928 году. Никольский собор, Сретенская, Преображенская церковь закрыты в 1920-х г. До закрытия монастыря в Соборе хранились многие чтимые иконы. В Сретенской церкви сломан купол, использована под жилье. Преображенская церковь над Святыми воротами занята цехом. Пешношские черноризцы продолжали служить до самого ареста. Прямо из церкви они были захвачены чекистами и увезены в Бутово, где и приняли мученическую смерть. Четыре из них прославлены на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года: преподобномученики Герасим (Мочалов; †1936), Иоасаф (Шахов; †1938), Николай (Салтыков; †1937) и Аристарх (Заглодин-Кокорев; †1937). Кто из них и при каких обстоятельствах смог спрятать в алтаре монастырские святыни – одному Богу известно.

Посох последнего настоятеля обители был сохранен духовенством и общиной Спасского храма села Дулово Тверской Епархии. Также были богослужебные книги, по воспоминаниям местных жителей принадлежавшие монастырским монахам, удалившимся в это безлюдное местно после разорения Пешноши большевистскими варварами. На некоторых книгах обнаружена запись: вернуть в Пешношский монастырь.

До настоящего времени Пешношская обитель сохранилась как целостный архитектурный ансамбль во многом благодаря самоотверженным действиям сотрудников Музея Дмитровского края, которые спасли ансамбль монастыря после его закрытия. Тем не менее, попытка директора музея К.А. Соловьева и сотрудников сохранить святыни монастыря, превратив его в музей в 1928–1931 годах, не увенчалась успехом. В январе 1933 года весь музей был разгромлен, а его сотрудники во главе с директором репрессированы. Соловьева все же отпустили на свободу, но музейные экспонаты, в числе которых, по всей вероятности, находилась и чудотворная икона «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» и киот с частицей Ризы Господней были свалены на мостовую перед зданием райисполкома. «Значительная часть экспонатов была испорчена, разбита и расхищена рабочими канала Москва-Волга (заключенными) после переезда Управления Дмитровлага, строящего этот канал, в помещения Дмитровского краеведческого музея, в свою очередь располагавшегося на территории Борисо-Глебского монастыря г.Дмитрова" (по воспоминаниям Валерия Ростовцева, бывшего сотрудника музея). Таким образом, бесследно исчезли Пешношская часть Ризы Господней и Пешношская Божия Матерь, именуемая «Прежде Рождества и по Рождестве Дева».

В 1960-х - начале 1970-х гг. под руководством Н. И. Иванова отреставрированы некоторые храмы, а также частично укрепления монастыря. С 1966 года территорию монастыря занимает психоневрологический интернат № 3, подчиненный Мособлсобесу. Никольский собор, отреставрированный в 1964-1965 гг. в формах XVI в., занят столовой. Вопрос о выводе интерната из исторического архитектурного комплекса впервые был поднят ещё в 1975 году, однако его решение затянулось на много десятилетий.

В соответствии со ст. 54 устава местной православной религиозной организации прихода церкви Рождества Богородицы села Пустынь Дмитровского района Московской области (свидетельство о регистрации № 1216 от 15.09.2000 г.) настоящим вышеозначенный приход реорганизуется в форме преобразования в православную религиозную организацию подворья Николо-Пешношского монастыря - Богородицерождественскую церковь села Пустынь Дмитровского района Московской области. 19 августа 2007 года начались регулярные богослужения в Богоявленском храме. 21 августа на заседании Священного Синода было решено преобразовать приход Сергиевской церкви поселка Луговой в Николо-Пешношский мужской монастырь. Официальное открытие возрожденного Николо-Пешношского мужского монастыря, в соответствии с решением Священного Синода от 21 августа 2007 года, состоялось 2 сентября того же года. На торжественном открытии монастыря присутствовал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, который провёл в Сергиевском храме первое за 80 лет богослужение.

Интересно, что список с чудотворной иконы «Прежде Рождества и по Рождестве Дева», хранящийся в монастыре, именно в первой декаде августа обильно замироточил. Чудо подтвердил и бывший настоятель Николо-Пешношского монастыря игумен Никон (Головко). Упомянутый список чудотворной иконы вместе с образом преподобного Мефодия Пешношского был передан в монастырь воспитанниками православной Свято-Алексиевской гимназии "Ольсово" для детей-сирот после возобновления монастырских богослужений в день празднования Преображения Господня в 2007 году. До этого времени образ, написанный мастерами Троице-Сергиевой Лавры, пребывал в гимназической общине, которая длительное время добивалась возвращения монастыря Русской Православной Церкви.

В 2008 году закончился ремонт и роспись Сергиевской церкви, где под спудом покоятся мощи основателя обители преподобного Мефодия. В 2009 году монастырю официально передаются два храма - церковь преподобного Сергия Радонежского и Сретенский храм, а также колокольня и гостиничный корпус. Переданная монастырю колокольня с Богоявленским храмом приобрела украшение - часы, которые управляются музыкальной часовой станцией ЕВ-ПИК – 2000. Цифры, фишки и стрелки изготовлены из дюралюминия и покрыты сусальным золотом. В подколокольном храме Богоявления Господня есть фреска с изображением пешношских новомучеников.

Освящение Мефодиевского храма произошло 10 июля 2010 года. В полутора километрах от посёлка Луговой находится источник.

По материалам: http://vera-istina-3.blogspot.com/2011/04/blog-post_27.html

Комментарии и обсуждение

Свершилось радостное событие. Николо-Пешношский монастырь обрёл столь долгожданное второе рождение. В конце августа 2014 года при большом стечении народа Патриархом Кириллом монастырь был освящён заново. Психоневрологический интернат покинул Святую обитель. Зоопарк тоже выехал за пределы монастыря.

6 апреля 2015, Hramsohran.

24 августа 2014 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил древнюю обитель,"вторую Лавру". Николо-Пешношском монастырю уже 654 года, в нём 7 храмов. Сейчас монастырь являет себя всей красотой и благолепием духовного и архитектурного зодчества. В обители создано обширное подсобное хозяйство. В монастыре несут послушание более двадцати насельников, ежедневно совершаются богослужения, ведётся миссионерская и социальная работа.

29 сентября 2015, Марина Григорашвили.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.