Шёл третий год с тех пор, как отгремела славная для русского оружия Куликовская битва, когда рать великого князя Дмитрия Донского наголову разгромила Мамаевы полчища. Русь вставала с колен, осознавала себя как национальное целое, собиралась с силами, всерьёз задумывалась о своём будущем. Именно в этот момент в тогдашних новгородских землях произошло событие, эхо которого звучит в нашей стране по сей день. Основание спустя без малого двести лет Тихвинского Богородичного Успенского монастыря стало прямым его следствием.
Летом 1383 года рыбаки, занимавшиеся своим промыслом на Ладожском озере, были поражены неожиданным явлением иконы Божьей Матери. Некоторое время икона, окружённая ослепительным сиянием, парила над озёрными водами, а потом исчезла из виду. Вскоре после этого она ещё четыре раза показывалась людям в этих краях, пока 26 июня не обнаружилась на правом (высоком) берегу реки Тихвинки - там, где сейчас находится церковь Всех Святых (Полковая). Собрался народ во главе со священниками, все рыдали и истово молились. И случилось чудо - явленная икона спустилась на руки присутствующим. Тут же решено было рубить на этом месте храм; к вечеру сложили три венца и заготовили материал для работы, которую намеревались продолжить на следующий день, а пока у иконы оставили несколько человек для ночного бдения. Но те к утру задремали - утром же рядом с ними не было ни иконы, ни венцов, ни заготовленного леса. Народ горевал. Правда, горевал недолго - на противоположном (низком) берегу Тихвинки увидели ослепительный свет. Бросившись туда, нашли и начатый сруб, и материал, и - самое радостное! - икону Богородицы. Менее чем через два месяца, первый храм во имя Успения Богоматери был готов, и новый "дом" для чудотворного образа сразу же освятили. Так Русь обрела одну из главнейших своих святынь - Тихвинскую икону Пресвятой Богородицы, писанную, по преданию, самим евангелистом Лукой и исчезнувшую незадолго до этого из Константинополя, которому через семьдесят лет суждено было пасть под ударами турок и навсегда потерять статус хранителя Православия.
Деревянный Успенский храм регулярно горел. Первый пожар уничтожил церковь уже в 1390 году, второй - в 1395 году, третий - в 1500 году. Но чудотворная икона при этом оставалась невредимой: дважды её находили неподалёку в можжевельнике, в последний раз образ вовремя вынес священник. В 1510 году великий князь Василий III велел строить на том месте каменный собор, изначально задуманный как место хранения Тихвинской иконы Божией Матери. Руководить строительством он прислал "нарядчика" (то есть, как сказали бы сейчас - прораба) Дмитрия Сыркова и мастера Фрязина - последний, судя по прозвищу, был итальянцем; его настоящего имени летопись не сохранила. В 1515 году работы были закончены, а спустя восемь лет сюда пожаловал сам великий князь, заложив тем самым многовековую традицию государственных богомолий к чудотворной Тихвинской иконе. Князю было о чём просить Богородицу. Незадолго до этого он развёлся со своей первой женой Соломонией Сабуровой, которая оказалась бездетной, и женился на Елене Глинской. Теперь он молился о даровании наследника. Горячая молитва князя была услышана - в 1530 году у него родился сын Иван (в будущем царь Иоанн Грозный). С именем Ивана Грозного связано рождение Тихвинского Богородичного Успенского монастыря. Царь в 1558 году начал Ливонскую войну, надеясь завладеть удобными гаванями на Балтике. Новгородские земли после этого превратились в "прифронтовую" полосу. Их следовало укрепить. Таким образом, решение основать хорошо защищённую обитель на северо-западе Руси было, помимо всего прочего, вызвано и задачами оборонительного характера. Соответствующее повеление царя появилось в 1560 году.
На левом берегу реки, где стоял Успенский собор был основан Богородичный Успенский Тихвинский монастырь, а на её правом берегу - меньший по размерам Введенский женский. Уже 11 февраля 1560 года архиепископ Новгородский Пимен освятил Успенский монастырь и сделал соответствующие назначения. Прибывший из Москвы Фёдор Сырков, сын строителя Успенского собора, довольно быстро возвёл необходимые здания и ограду с башнями. Качество его работы было испытано спустя полвека, в Смутное время. Стенам обители и её мужественным защитникам в эти годы пришлось неоднократно отражать атаки шведских "гостей". Дело в том, что когда в 1608 году Лжедмитрий II, поддержанный поляками, двинул свои войска на Москву, царь Василий Шуйский был вынужден позвать на помощь шведов (в обмен на некоторые северные территории). Но шведы повели себя на Руси как оккупанты. Отряд шведского военачальника (француза по происхождению) Якоба Делагарди в 1610 году захватил Тихвинский монастырь, а также прилегающий к нему Тихвинский посад, и разграбили их. В мае 1613 года терпению русских пришёл конец - они подняли восстание и уничтожили шведский гарнизон. Разъярённый Делагарди в ответ взял обитель в осаду. Она продолжалась более трёх месяцев. Потеряв голову, Делагарди грозился сровнять монастырь с землёй, а саму чудотворную икону рассечь мечом.
Тем временем в Москве венчался на царство Михаил Фёдорович Романов. Надежды на помощь из Москвы возрастали, но помощь медлила, а натиск шведов становился всё ожесточённее. В самый критический момент, 15 сентября, случилось чудо - Тихвинская икона Божией Матери защитила свой "дом". Немногие шведы, оставшиеся в живых, потом рассказывали, что им привидилось, будто со стороны Москвы идёт огоромное русское войско. Началась паника, шведы бежали, давя друг друга, их гнали, "секущие аки стеблие" брали в плен, сидевших во рвах засыпали землёй. В 1617 году неподалёку от Тихвина был заключён со шведами Столбовский мирный договор, причём порукой со стороны русских стал специально выполненный для этого список с чудотворного образа Тихвинской Богородицы. "Милостию Ея мирное земли устроение и христианству от тяготы облегчение даровася..." - говорил глава русского посольства Даниил Мезецкий. Этот список (тоже чудотворный) впоследствии перенесли в Софийский собор Новгорода, где он находится по сей день. "Мирное земли устроение" в Тихвинском монастыре продолжалось на протяжении всего ХVII века.
Обитель отстраивалась в камне. Рос и богател Тихвинский посад, оказавшийся на скрещении торговых путей. Сохранившийся городской план 1678 года показывает монастырь окружённый садами, несколькими десятками жилых домов, гостинным двором, торговыми рядами, таможней и другими строениями. Русские цари и императоры, а вслед за ними и представители аристократии и купечества щедро жертвовали на нужды обители, присылали украшения для иконы, сами нередко приезжали в монастырь на богомолье. После реформирования церковного землевладения (а в сущности - "экспроприации" монастырских владений), устроенного Екатериной Великой в 1764 году, Тихвинский монастырь почти на сто лет попал в разряд второклассных обителей. Вышедший из зависимости от него Тихвинский посад спустя девять лет получил городские права и стал собственно уездным городом Тихвином. Выгоревший дотла в 1770 году, он был заново отстроен по регулярному плану, созданному "прапорщиком от архитектуры" Василием Поливановым. В 1798 году состоялось перенесение Тихвинской иконы из Покровской (ранее Богородице-Рождественской) церкви в Успенский храм при участии императора Павла I и его родных.
С открытием в 1811 году Тихвинской водной системы, соединившей Балтику и Каспий, значение города ещё больше возросло. Но ненадолго. Уже во второй половине века он стал приходить в упадок. Главные железные дороги город обошли, а Тихвинской водной системе предпочли Мариинскую. И лишь к Богородичному Успенскому монастырю никогда не иссякал поток богомольцев. Множились чудеса, связанные с Тихвинской иконой Богородицы. И не только с самой иконой, но и с её списками. Некоторые из них становились знамениты на всю Россию. Так, в грозную пору 1812 года монастырь благословил тихвинское ополчение списком, получившим название "Ополченной иконы". В 1854-55 годах, когда шла Крымская война, "Ополченная икона" находилась в осаждённом Севастополе. В 1823 году обитель посетил император Александр I, в 1858 году - Александр II. В 1852 году обитель переводится в разряд монастырей I класса. В 1910 году проводилась кропотливая реставрация чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери.
1917 год лёг резкой границей в истории Богородичного Успенского монастыря (как впрочем, и всех православных обителей в России). На Церковь открылись гонения богоборцев, монастыри разорялись, монахи изгонялись из них. В 1924 году был закрыт и Тихвинский монастырь. Его помещения поочерёдно передавались тюрьме, продовольственному складу, госпиталю, производству Всесоюзного общества слепых и, наконец, музею. По поразительному недосмотру властей чудотворную икону не тронули (хотя золотую ризу весом более десяти килограммов с неё сняли ещё в 20-е годы и отправили в Петроград), она по-прежнему находилась в Успенском соборе, до 1931 года исполнявшем роль приходского храма, а потом тоже закрытом. Ещё в 1924 году обсуждался вопрос о передаче образа музею, но общественность воспротивилась, и якобы поэтому его не тронули. А в 1941 году икона, впервые за без малого шесть веков, покинула Тихвин. Немцы захватили город в ноябре 1941 года. Хозяйничали они в Тихвине всего месяц, но тем не менее, успели вывезти "предметы искусства". В их числе оказалась и икона Тихвинской Богородицы. Образ побывал в Пскове, потом в Риге, где чудесным образом попал в руки епископа Рижского Иоанна (Гарклавса), который и спас его в сумятице 1945 года. Вместе с архиереем икона в 1949 году перебралась в США. Владыка Иоанн, возведённый в сан архиепископа Чикагского и Миннеаполисского, завещал своему приёмному сыну протоиерею Сергею Гарклавсу вернуть чудотворную икону в Тихвинскую обитель, когда в России падёт богоборческая власть.
В 1995 году иноческая жизнь в Тихвинском Богородичном Успенском монастыре возобновилась, а летом 2004 года произошло знаменательное событие - Тихвинская икона Богородицы вернулась на родину, и заняла своё привычное место в Успенском соборе - в киоте у первого столпа по правую руку от входа.
Из журнала "Православные монастыри. Путешествие по святым местам". Выпуск №10, ООО "Де Агостини", 2009