Монастырь Пресвятой Богородицы Пантанассы расположен на крутом восточном склоне холма, из-за чего его главный храм Успения Пресвятой Богородицы имеет ориентацию в направлении на юг. В алтаре храма была установлена плита с надписью в честь его освящения, которое состоялось в сентябре 1428 г. (к настоящему времени утрачена). Храм Успения - последнее крупное сооружение в Мистра и единственный действующий здесь до настоящего времени монастырь. Его основателем и строителем считается протостратор Иоанн Франкопул, выходец из эллинизированного влиятельного рода в Мистре латинского происхождения. Его имя упоминается в трех надписях в храме Успения: на арке западного фасада, в рельефе на капители юго-западного столба, в основании купола нартекса.
Храм построен по образцу церкви Одигитрии (Афендико). Первый ярус храма представляет собой базилику с тремя нефами. Обширные хоры ее второго яруса завершаются крестово-купольной структурой сводов. Храм увенчан пятью куполами; еще один купол расположен над нартексом. Стиль архитектуры Пантанассы включает элементы различных стилей - местного, константинопольского, готического, арабского. Наиболее ярко это заметно в богатом декоре апсид. Два карниза делят поверхность апсид на три яруса. Нижний представляет собой лишенный убранства цоколь.
Узкие и высокие окна второго яруса чередуются с филенками (ложными окнами), перекрыты полуциркульными сводами, но на фасаде их обрамляют готические стрельчатые арки, опирающиеся на полуколонны с капителями. Более широкие оконные проемы верхнего яруса обрамляются аркадой с полуцилиндрическими сводами. Над окнами второго яруса расположен пояс из виньеток, над которым находится гирлянда, напоминающая перевернутую готическую аркаду. С северного (фактически восточного) фасада на четырехметровом цоколе располагается открытый изящный портик, к которому примыкает трехярусная колокольня с окнами в виде трилистников. Верхний ярус ее завершен готическими декоративными арками. С четырех сторон купол колокольни фланкирован четырьмя маленькими башнями.
Фрески храма Успения Пресвятой Богородицы исполнены, вероятно, около 1428 г. Лучше всего сохранились первоначальные росписи сводов второго яруса. На первом ярусе видны фрагменты росписи поствизантийской эпохи (XV-XVII вв.), менее художественные. Иконографически и программно ансамбль фресок Пантанассы близок к ансамблю фресок Перивлепты, за исключением изображения «Акафист Богородице». Наиболее знаменитые фрески Пантанассы находятся на полуциркульных сводах рукавов креста («Благовещение» и «Рождество Христово» в южном рукаве креста, «Крещение» и «Сретение» - в западном, «Преображение» и «Воскрешение Лазаря» - в северном, «Вход Господень в Иерусалим» и «Сошествие во ад» в восточном). «Вознесение» расположено на своде алтарного пространства. В конхе апсиды - Богоматерь на троне.
Внизу расположены сцены 24 песен акафиста, образы мучеников и других святых. В нартексе находится цикл Жития Иоанна Предтечи. В тимпанах расположены евангельские сцены, в парусах - образы евангелистов. На галерее, на хорах, находятся изображения 70 апостолов, в куполах - образы пророков и херувимов.
Стиль фресок отличают подчеркнутая пространственность композиционных решений, сложные архитектурные фоны, динамичные движения фигур. Как и росписи Перивлепты, фрески Пантанассы выделяются красивым колоритом; среди светлых нежных красок зеленовато-желтые, голубовато-синие, фиолетовые, коричнево-красные, желтые, розовые, синие, оранжево-коричневые и белые цвета. Широко применяются переливчатые тона (особенно эффектным является сочетание фиолетового цвета с голубым).
По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/