Приняв христианство ранее, чем Русь, южные славяне раньше восприняли и византийскую художественную манеру, ранее Древней Руси создали собственную христианскую культуру, яркую и самобытную, несмотря на её византийские корни. А среди южнославянских государств в эпоху раннего средневековья наиболее высокого культурного уровня достигла Болгария. Средневековому болгарскому зодчеству присуща нарядная декоративность, красочность отделки. А национальная болгарская художественная школа, лучшими своими достижениями, как и все тогдашние школы христианского Востока, обязанная Византии, тем не менее творчески перерастает рамки византийского искусства.
Среди памятников болгарской живописи особого внимания заслуживают фрески церкви Святого Пантелеймона в Бояне, расположенной в пригороде Софии у подножия горы Витоша. Первоначально это была небольшая часовня, построенная в XI веке. В 1259 году по распоряжению правителя Калояна с западной стороны к ней было пристроено двухэтажное здание церкви Николая и Пантелеймона, а в начале XX века с западной стороны появилась ещё одна пристройка. Храм со всех сторон окружают деревья.
Архитектура церкви в Бояне скромна и не поражает ни пышностью, ни величием. От благородных форм этого белокаменного, крытого черепицей храма с плоскими куполами, веет седой древностью и той изящной "стильностью", по которой действительный шедевр древнего зодчества можно отличить от громоздких и бездушных подражаний нового времени. Храм Святого Пантелеймона в Бояне получил всемирную известность благодаря своим уникальным, созданным в 1259 году фрескам, которые стали высшим достижением средневековой живописи Болгарии.
В Боянской церкви сохранились росписи двух периодов - XI-XII веков и 1259 года. Первоначальная роспись была выполнена в византийском стиле с греческими надписями, в традиционной для этого периода суховатой манере. В 1259 году прямо поверх этой живописи была сделана новая, и эта новая роспись и является признанным шедевром мировой живописи. Фрески церкви Святого Пантелеймона написаны так тонко и умело, "как будто написаны пыльцой с крыльев бабочки" - так отзываются о них специалисты.
Многочисленных исследователей неизменно удивляло и продолжает удивлять то обстоятельство, что во фресках Боянской церкви болгарские мастера еще за сто лет до Ренессанса в Европе, преодолев каноны византийской живописи, создали поразительные по своему реализму росписи, в которых острая драматическая напряженность сочетается с лирической одухотворенностью. Суровый аскетизм соседствует с проникновенными лирическими образами, во всем господствует состояние погружения в себя, внутреннее размышление. Краски боянских фресок богаты цветовыми оттенками, плотны и весомы. Образы Боянской церкви являются самыми ранними реалистическими портретами в монументальной живописи средневековой Европы.
На фресках церкви в Бояне запечатлены в общей сложности 89 сцен. Все персонажи поражают индивидуальностью и одухотворенностью образов. Помимо сюжетов на библейские и евангельские темы, тут изображены реальные исторические персонажи: заказчик храма правитель Калоян и его жена, царь Консантин Асен и царица Ирина, ряд портретов воинов-святых. Среди образов правителей ярко запечатлевается в памяти женская фигура с задумчивым, милым лицом, сияющим нежными теплыми тонами: это Десислава, жена Калояна, имя которой сохранилось в веках благодаря этой фреске. Образ Десиславы - один из лучших образов женщины в средневековом европейском искусстве.
С таким же реализмом выполнены портреты других правителей. Задумчивый, спокойный Калоян, строитель храма, держит в руках модель Боянской церкви. В облике Ирины читается царственное величие. Умом и добротой наделены черты лица царя Константина Асена.
На стенах церкви насчитывается двадцать два изображения Христа: в разном возрасте, в разных состояниях и обстоятельствах своей земной жизни. Авторы фресок с особой силой постарались подчеркнуть, что Христос, все преодолевая, несет людям любовь, милосердие и прощение. Сцены на библейские и евангельские темы выполнены по всем канонам византийского иконописания. Но и здесь заметен отказ от условных приемов, стремление к реализму при одновременном раскрытии внутреннего мира человека. Композиции "Тайная вечеря", "Распятие" и другие выполнены в манере острохарактерной живописи, все персонажи отличаются ярко выраженными индивидуальными чертами. Среди сотен изображений людей нет ни одного повторяющегося лица, они все разные: гневные, добрые, безразличные, жестокие, мудрые, простодушные. Цари, воины, горожане одеты в характерную для средневековой Болгарии одежду, их окружают реалистически изображенные предметы той эпохи, плоды, цветы.
Росписи церкви Святого Пантелеймона в Бояне справедливо считают гордостью средневекового болгарского и мирового искусства.
Губарева М.В., Низовский А.Ю. «Сто великих храмов мира». - М.: «Вече», 1999 г.