ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

София. Церковь Пантелеимона Целителя.

Църква "Свети Пантелеймон"


София. Церковь Пантелеимона Целителя
Церковь. Действует.  
Престолы:Пантелеимона Целителя
Год постройки:Между 1950 и 1952.
Адрес:
Болгария, г. София, кв-л Бояна, ул. Десиславы, д. 4
Улица "Десислава" 4, 1616 квартал Бояна, град София, България

Координаты: 42.648354, 23.261399



Церковь Пантелеимона Целителя, , София, София, Болгария
Dmitry N.
15 сентября 2018
Церковь Пантелеимона Целителя, , София, София, Болгария
Dmitry N.
15 сентября 2018
Церковь Пантелеимона Целителя, , София, София, Болгария
Dmitry N.
15 сентября 2018



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Вадим кр
 
Вадим кр  16 мая 2019

Церковь Святого Пантелеймона или, как её еще называют, Боянская церковь - небольшой, но тем не менее очень любопытный храм - находится в Бояне, пригороде столицы Болгарии, неподалеку от подножия горы Витоша. Здание это строилось в несколько этапов: восточная часть (самая старая) появилась не позднее X-XI вв. и представляла собой небольшую часовню. В XIII веке к ней, по указанию царя Калояна, пристроили двухэтажный храм, а спустя еще несколько столетий, в XX веке, к архитектурному комплексу добавился еще и двухэтажный западный притвор.

Церковь Святого Пантелеймона является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, здесь находятся уникальные по своим художественным качествам фрески, являющиеся, по мнению многих исследователей, одними из лучших образчиков изобразительного искусства периода средневековья. Здесь сохранились настенные росписи двух периодов: XI-XII вв. и 1259 г. Ранние фрески выполнены в суховатой манере (традиционной для того времени) византийского стиля и сопровождены надписями на греческом языке. Но более интересными представляются фрески второго периода: в 1259 году они были нанесены на стены прямо поверх старых и являются общепризнанным шедевром мировой живописи.

В общей сложности на стенах храма Св. Пантелеймона изображено почти девяносто сцен из Священного Писания. Очень часто встречается фигура Иисуса Христа (больше 20 раз). Здесь мы видим его в разном возрасте и различных жизненных ситуациях, что символизирует его трудный путь и препятствия, которые он преодолел, чтобы принести людям любовь и прощение. Также на стенах церкви можно увидеть изображения святого Пантелеймона, святого Николая (храм был посвящен ему какое-то время), Девы Марии, покровителя церкви царя Калояна и его жены – Десиславы.

Уникальность фресок этой церкви заключается в том, что они были написаны в стиле острохарактерной живописи. Все герои крайне индивидуализированы и среди сотен лиц не встретишь ни одного повторяющегося: каждый образ выражает свой характер и свои эмоции. Эти фрески также тяготеют к реализму в отображении действительности: люди разных социальных слоев здесь нарисованы в одежде и в окружении предметов, традиционных для своего статуса и времени, в которое жили.

https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=629


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  22 апреля 2024

Приняв христианство ранее, чем Русь, южные славяне раньше восприняли и византийскую художественную манеру, ранее Древней Руси создали собственную христианскую культуру, яркую и самобытную, несмотря на её византийские корни. А среди южнославянских государств в эпоху раннего средневековья наиболее высокого культурного уровня достигла Болгария. Средневековому болгарскому зодчеству присуща нарядная декоративность, красочность отделки. А национальная болгарская художественная школа, лучшими своими достижениями, как и все тогдашние школы христианского Востока, обязанная Византии, тем не менее творчески перерастает рамки византийского искусства.

Среди памятников болгарской живописи особого внимания заслуживают фрески церкви Святого Пантелеймона в Бояне, расположенной в пригороде Софии у подножия горы Витоша. Первоначально это была небольшая часовня, построенная в XI веке. В 1259 году по распоряжению правителя Калояна с западной стороны к ней было пристроено двухэтажное здание церкви Николая и Пантелеймона, а в начале XX века с западной стороны появилась ещё одна пристройка. Храм со всех сторон окружают деревья.

Архитектура церкви в Бояне скромна и не поражает ни пышностью, ни величием. От благородных форм этого белокаменного, крытого черепицей храма с плоскими куполами, веет седой древностью и той изящной "стильностью", по которой действительный шедевр древнего зодчества можно отличить от громоздких и бездушных подражаний нового времени. Храм Святого Пантелеймона в Бояне получил всемирную известность благодаря своим уникальным, созданным в 1259 году фрескам, которые стали высшим достижением средневековой живописи Болгарии.

В Боянской церкви сохранились росписи двух периодов - XI-XII веков и 1259 года. Первоначальная роспись была выполнена в византийском стиле с греческими надписями, в традиционной для этого периода суховатой манере. В 1259 году прямо поверх этой живописи была сделана новая, и эта новая роспись и является признанным шедевром мировой живописи. Фрески церкви Святого Пантелеймона написаны так тонко и умело, "как будто написаны пыльцой с крыльев бабочки" - так отзываются о них специалисты.

Многочисленных исследователей неизменно удивляло и продолжает удивлять то обстоятельство, что во фресках Боянской церкви болгарские мастера еще за сто лет до Ренессанса в Европе, преодолев каноны византийской живописи, создали поразительные по своему реализму росписи, в которых острая драматическая напряженность сочетается с лирической одухотворенностью. Суровый аскетизм соседствует с проникновенными лирическими образами, во всем господствует состояние погружения в себя, внутреннее размышление. Краски боянских фресок богаты цветовыми оттенками, плотны и весомы. Образы Боянской церкви являются самыми ранними реалистическими портретами в монументальной живописи средневековой Европы.

На фресках церкви в Бояне запечатлены в общей сложности 89 сцен. Все персонажи поражают индивидуальностью и одухотворенностью образов. Помимо сюжетов на библейские и евангельские темы, тут изображены реальные исторические персонажи: заказчик храма правитель Калоян и его жена, царь Консантин Асен и царица Ирина, ряд портретов воинов-святых. Среди образов правителей ярко запечатлевается в памяти женская фигура с задумчивым, милым лицом, сияющим нежными теплыми тонами: это Десислава, жена Калояна, имя которой сохранилось в веках благодаря этой фреске. Образ Десиславы - один из лучших образов женщины в средневековом европейском искусстве.

С таким же реализмом выполнены портреты других правителей. Задумчивый, спокойный Калоян, строитель храма, держит в руках модель Боянской церкви. В облике Ирины читается царственное величие. Умом и добротой наделены черты лица царя Константина Асена.

На стенах церкви насчитывается двадцать два изображения Христа: в разном возрасте, в разных состояниях и обстоятельствах своей земной жизни. Авторы фресок с особой силой постарались подчеркнуть, что Христос, все преодолевая, несет людям любовь, милосердие и прощение. Сцены на библейские и евангельские темы выполнены по всем канонам византийского иконописания. Но и здесь заметен отказ от условных приемов, стремление к реализму при одновременном раскрытии внутреннего мира человека. Композиции "Тайная вечеря", "Распятие" и другие выполнены в манере острохарактерной живописи, все персонажи отличаются ярко выраженными индивидуальными чертами. Среди сотен изображений людей нет ни одного повторяющегося лица, они все разные: гневные, добрые, безразличные, жестокие, мудрые, простодушные. Цари, воины, горожане одеты в характерную для средневековой Болгарии одежду, их окружают реалистически изображенные предметы той эпохи, плоды, цветы.

Росписи церкви Святого Пантелеймона в Бояне справедливо считают гордостью средневекового болгарского и мирового искусства.

Губарева М.В., Низовский А.Ю. «Сто великих храмов мира». - М.: «Вече», 1999 г.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.