Илианский монастырь св. Пророк Илии был основан в 12 в. Самые ранние сохранившиеся фрески относятся к концу 16 века. Найденные поблизости артефакты, относящиеся к античности, позволяют предположить, что здесь был языческий храм. Некоторые из этих останков можно увидеть при строительстве церкви. От первоначального монастыря сохранилась только восточная часть нынешней церкви. В монастырской церкви были обнаружены три слоя фресок разных периодов, первый из которых связан с работой или влиянием святого Пимена Зографа. Второй период росписи церкви последовал за ее расширением в конце 17 века. Третий слой фресок 1832 года - Тома Вишанов из Банской школы, который также является автором убранства церкви «Покрова Богородицы» в Рильском монастыре.
Монастырь расположен в районе Илиянци, на улице Петуния, 13. Илианский монастырь Святого Пророка Илии был основан в 14 веке и только восточная часть его церкви, датируемая 16-17 веками, уцелела. Под ним - фундамент более старого храма 13-14 веков. В настоящее время монастырь Илиан обслуживается мирянами и не заселен монахами.
Комплекс состоит из церкви, небольшого одноэтажного жилого дома, фонтана и деревянной колокольни рядом с ним. Храм датируется 16-17 веками, а его фрески относятся к трем разным периодам. Первые фрески были созданы сразу после постройки храма в конце 16 - начале 17 веков. На арке начертаны изображения Христа Вседержителя, Христа Ангела и Христа Эммануила. Сцены «Неверие Томино», «Сошествие в ад», «Распятие» и другие сохранились из христологических циклов. На святых в полный рост представлены изображения святого Георгия, святого Димитрия, святого Феодора Стратилата и святого Ивана Рильского. Второй период приходится на конец 17 века, когда к Илианской церкви был пристроен нартекс, а старое убранство было покрыто известью. На восточной стене сохранился отрывок из «Судного дня», а в вестибюле изображен Зодиак и олицетворения солнца, огня, дней и прочего. В 19 веке к церкви был пристроен еще один внешний притвор, расписанный в 1832 году, художник из Банско Тома Вишанов. Фрески этого периода демонстрируют стремление к реалистичному изображению фигур и предметов, но есть высыхание цвета и схематизация фигур.
https://ermakvagus.com/Europe/Bulgaria/Sofia/ilia-sofia-rus.html