ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

София. Церковь Николая Чудотворца и Пантелеимона Целителя.

Църква "Свети Николай Чудотворец и Свети Пантелеймон", Боянска църква


София. Церковь Николая Чудотворца и Пантелеимона Целителя
Церковь. Не действует.  
Престолы:Николая Чудотворца, Пантелеимона Целителя
Год постройки:приблизительно 990 - 1259.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Болгария, г. София, кв-л Бояна, ул. Боянское озеро, д. 3
Улица "Боянско езеро" 3, 1616 квартал Бояна, град София, България

Координаты: 42.644652, 23.266122
Проезд:автобусы № 64, 107



Церковь Николая Чудотворца и Пантелеимона Целителя, , София, София, Болгария
Dmitry N.
15 сентября 2018
Церковь Николая Чудотворца и Пантелеимона Целителя, , София, София, Болгария
Dmitry N.
15 сентября 2018
Церковь Николая Чудотворца и Пантелеимона Целителя, , София, София, Болгария
Dmitry N.
15 сентября 2018
Церковь Николая Чудотворца и Пантелеимона Целителя, , София, София, Болгария
Dmitry N.
15 сентября 2018
Церковь Николая Чудотворца и Пантелеимона Целителя, , София, София, Болгария
Dmitry N.
15 сентября 2018
Церковь Николая Чудотворца и Пантелеимона Целителя, , София, София, Болгария
Dmitry N.
15 сентября 2018



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  16 января 2025

Великолепный памятник средневековой живописи и архитектуры Болгарии, названная в честь святых Николая и Пантелеймона церковь стоит на расстоянии 8 километровот центра Софии в юго-западной стороне от столицы Болгарии. В настоящее время эта местность, располагающаяся у подножия горы Витоша, является пригородом Софии, а в давние времена здесь находилось село Боян – потому и называют церковь Боянской. С октября 1979 года церковь находится под охраной ЮНЕСКО, эта организация включила храм в список культурного наследия мира. В 1996 году немецкой программой 3-CAT был показан документальный фильм о Боянской церкви, снят он был при содействии ЮНЕСКО и по заказу ЕС.

История Боянской церкви Святого Николая и Святого Пантелеймона уходит корнями в X век, именно тогда на территории крепости Батил (село Боян появилось позже) была возведена небольшая церковь. В XI веке крепость играла немаловажную роль в войнах с Византией. В XIII веке по воле владевшего Средецом (будущая София) севастократора Калояна церковные владения расширились, рядом с прежней церковью появилась новая двухэтажная. При этом богато разукрашены были оба храма. Еще одна пристройка была добавлена к «Калояновой церкви» в XIX веке. Таким образом, Боянская церковь включает в себя три разновременные постройки.

Самая старая из них – восточная – представляет собой построенную согласно местным традициям небольшую однокупольную церковь. На первом этаже следующего по времени возведения строения, плотно прилегающего к западному фасаду первоначального храма, находятся усыпальницы Калояна и его супруги Десиславы, на втором этаже – семейная часовня основателя этого храма. Снаружи «Калоянова церковь» украшена керамикой, а на северной стороне нижнего этажа просматривается надпись, свидетельствующая о том, на чьи средства был воздвигнут сей храм. Самой большой ценностью «Калояновой церкви» являются средневековые фрески (1259 год). Самая западная пристройка Боянской церкви, появившаяся в XIX веке, особой художественной ценности не имеет.

Мировую известность Боянской церкви обеспечили уникальные стенописи. Появлялись они постепенно, в разные эпохи – XI век, XIII век, XIV-XV века и в настоящее время представляют собой ценную коллекцию средневековой живописи. Тем не менее, самыми ценными из них являются появившиеся в 1259 году фрески. Изображения представлены в виде фигур (240), сцен (89) и композиций. Самыми древними из них принято считать изображения Святого Иоанна Рильского (отшельник, основоположник болгарского монашества), Николая Чудотворца (небесный покровитель Болгарии), Константина-Асена Тихого и царицы Иоанны (ктиторы и владетели второго болгарского царства), Святой Петки (Параскевы) Тырновской, а также Десиславы и Калояна (они также были ктиторами – это означает, что украшена церковь была на их средства).

Внешнее архитектурное оформление Боянской церкви выполнено в соответствии с местными традициями, оно не поражает величием и пышностью и выглядит очень скромно. Каменный, крытый черепицей, храм имеет плоские купола – благородство форм поражает взор той изящной стильностью, которая отличает шедевр древнего зодчества от бездушных подражаний современности.

Калоян изображен высоким мужчиной, лицо которого украшают черная борода и усы. Корона на его голове украшена жемчугом и синими драгоценными камнями – этого требовал этикет тех времен. В руках этого человека находится модель храма – ее он преподносит Богу, что символизирует вложенные Калояном на украшение храма средства. Супруга его изображена молодой стройной женщиной, одетой в длинный золотистый наряд. Украшением наряда являются вписанные в концентрические окружности львы. Корона на голове Десиславы украшена жемчугом и камнями – красными и зелеными. Изображения севастократора Калояна и его супруги Десиславы – великолепный пример болгарской живописи.

Удивляет в боянских стенописях то изящество, с которым болгарские мастера вышли за рамки традиционной храмовой живописи и создали новые для европейского искусства XVIII века образы. Исследователей поражает то, что, преодолев каноны живописи Византии, болгарские живописцы за сто лет до возникновения европейского ренессанса создали образы, поражающие своим реализмом. Лирическая одухотворенность в этих образах гармонично сочетается с драматической напряженностью, а внутреннее самосозерцание прекрасно соседствует с суровым аскетизмом.

Восстановление Боянской церкви Святого Николая и Святого Пантелеймона началось в 1954 году, при этом средства и методы реставрации росписей стали предметом горячих споров между болгарскими и зарубежными экспертами. Острая дискуссия, дополненная отсутствием финансирования, привела к тому, что этот уникальный храм был «законсервирован» в течение долгих лет и, разумеется, закрыт для посещения. Реставрация смогла завершиться лишь благодаря частным пожертвованиям. Стоимость реставрационных работ вылилась в немалую сумму – около 80 тысяч евро.

Но, ко всеобщей радости, реставрация закончилась благополучно и теперь один из немногих сохранившихся памятников средневековья Болгарии – Боянская церковь Святого Николая и Святого Пантелеймона радует почитателей архитектурных шедевров. Кроме того, она является ярким свидетельством значительного вклада монументального изобразительного искусства Болгарии в европейское культурное наследие.

С сайта "Отдых в Болгарии"


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  16 января 2025

«…Старая часть церкви в Бояне, которая по сохранившейся в ней стенописи, датируется XI—XII в. В плане эта маленькая церковь почти квадратная (5,85 × 5,76 м), к ней примыкает с востока маленькая полукруглая апсида. Каждый боковой фасад расчленен снаружи тремя глухими арками, средняя из которых более высокая. Эти арки дают лишь общее представление о внутреннем членении пространства, не являясь точным отражением внутренней конструкции. В середине кровли возвышается цилиндрический барабан купола, прорезанный четырьмя узкими окошками…»

Источник: Глава «Архитектура эпохи Второго Болгарского царства». «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Миятев К.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966

История архитектуры средних веков


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  10 марта 2025

«…В Болгарии имеются здания, похожие на новгородские здания типа церкви Николы на Липне. Среди них особенно выделяется церковь Пантелеймона в Бояне в своей древнейшей части (Х-ХІ века).

Церковь в Бояне имеет прямое отношение к такому архитектурному типу русского зодчества, как собор Мирожского монастыря в Пскове. Вместе с тем церковь в Бояне имеет черты, общие также и с архитектурным типом церкви Николы на Липне и сходных с ней памятников. Церковь в Бояне имеет одну только апсиду. Эта особенность связана с небольшими размерами здания, а также с тем, что его внутреннее пространство не разделено на три нефа. Церковь в Бояне не является крестовокупольной церковью в строгом смысле этого слова, так как она не имеет внутри свободно стоящих опор, однако крестообразная форма в соединении с куполом в известной степени присуща также и ее интерьеру. Это объясняется тем, что в этой церкви крестовокупольная система находится как бы в процессе исчезновения, на ступени перехода в другую систему - однонефную. За счет введения довольно массивных угловых столбов здесь достигнуто уменьшение диаметра купола, что облегчило сооружение церкви в конструктивном отношении. При диаметре церкви в Бояне около 6 м это имело реальное значение.

Подтверждением того, что церковь в Бояне происходит от крестовокупольных построек, служит наружное расчленение ее стен лопатками на три деления. Расположение наружных закомар церкви позволяет сделать предположение о ee первоначальном покрытии, которое, несомненно, отличалось от ее современного покрытия - обычной четырехскатной кровли. Неизвестно, были ли боковые части здания перекрыты по закомарам, так как в болгарской архитектуре возможно перекрытие угловых помещений простой скатной кровлей, дающей на фасадах прямые линии. В отношении средних делений фасадов можно не сомневаться, что они имели первоначально позакомарное покрытие.

Необходимо отметить, что памятники архитектуры Болгарии еще не были подвергнуты исчерпывающему исследованию; поэтому мы пока еще не можем быть уверены, что первоначальная форма покрытия архитектурных памятников выяснена окончательно. Однако в отношении церкви в Бояне можно уже теперь утверждать, что при всех случаях боковые деления были перекрыты на более низком уровне, чем средние деления ее фасадов. Эта черта также сближает церковь в Бояне с первоначальным обликом Мирожского собора. Ее отличие от Мирожского собора, а также и от церквей в Перынском скиту и Николы Липного состоит в том, что она вы ложена из одного кирпича. По своему внешнему облику церковь в Бояне очень напоминает новгородские церкви. Своим компактным наружным объемом, одной апсидой и особенно формой окон она вызывает в памяти скромные маленькие новгородские церкви XIII-XIV веков. С новгородскими памятниками в особенности следует сравнить миниатюрные окна барабана церкви. Проем окна, расположенный в небольшой нишке, имеет форму, сильно вытянутую по вертикали, и сужается по направлению кверху.

В Новгороде были широко распространены узенькие оконные проемы-щелки, завершенные двумя опирающимися друг на друга кирпичами, вследствие чего оконный проем сужался кверху и имел острое завершение. Не имели ли оконные проемы церкви в Бояне аналогичных завершений? Этот вопрос пока еще не освещен в литературе по истории архитектуры Болгарии. Близка к новгородским памятникам также система лопаток и закомар церкви в Бояне. Ее лопатки ординарные, а боковые закомары имеют четверть, так что их арки уступчатые. Этот прием подчеркивает арки закомар как удвоением линии арки, так и тенью, которая ложится на арку. Аналогичные мотивы часто встречаются и в архитектуре Новгорода. Наконец, пластический характер поверхностей стен церкви в Бояне, придающий им характер свободной лепки архитектурной массы, напоминает новгородскую архитектуру ХІІІ-ХІV веков.

Архитектурный тип церкви в Бояне не представляет собой явления, необычного для архитектуры Болгарии. Необходимо отметить, что для болгарской архитектуры очень характерно создание небольших церквей в качестве центральных зданий малых населенных мест и скромных монастырей. В средневековой Болгарии больше строили из камня и кирпича, чем в древней Руси, где гораздо более развита была деревянная архитектура. Вследствие этого именно в Болгарии, что доказывает церковь в Бояне, уже с Х-ХІ веков был развит тип небольшого культового каменного здания, в то время как на Руси до конца XII века из камня строились по преимуществу большие княжеские постройки…»

Источник: Архитектурное наследство: сборник / Центральный науч.-исслед. ин-т теории и истории архитектуры. [Вып.] 2 / под ред. Н. Брунова [и др.]. — Москва: Стройиздат, 1951-1952. Стр. 30-31

Cистема онлайн-просмотра



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.