Успенский собор в Ананури или же храм Богородицы в Ананури — большой каменный храм конца XVII века на территории замка Ананури. Он построен при последних независимых арагвских эриставах и, как считается, в нём же они вскоре и погибли. Храм необычен своим архитектурным стилем, это что-то вроде раннего псевдогрузинского стиля, попытка копировать памятники Золотого Века. Историк Василий Потто некогда написал: «Ананур, после мцхетского собора, принадлежит к интереснейшим памятникам грузинской древности; ...с его руинами связано воспоминание о таком кровавом событии, которое было редкостью даже в те времена полнейшего варварства».
Этот храм — самая поздняя постройка на территории замка. Год его основания известен совершенно точно: 1689. Факт постройки такого большого храма в те годы должен вызывать удивление. Христианская культура примерно с 1633 года шла к упадку, хотя и предпринимались попытки по её оживлению. Арагвские эриставы уже почти никому не подчинялись, и сами сменялись часто. Эристав Ясон был задушен в 1687 году по приказу царя за неповиновение. Эриставом стал Гиоргий (1687—1723), которого тоже пришлось подчинять силой, для чего в 1688 году царь Гиоргий XI пошёл на него войной и сжёг город Душети. И все эти годы, когда умирал Ясон, горел Душети и сменялись эриставы, в Анануре строили этот вот храм.
На внешней южной стене храма есть большая надпись, в которой говорится: «Приложил руку к построению могилы своей в этом Ананури, церкви Богородицы, сын арагвского эристава, мдиванбег Бардзим... и поставил меня, бокаултухуцеса Каихосро Багсарашвили, саркаром сего монастыря». Мдиванбег Бардзим — это брат эристава Гиоргия. Он действительно был мдиванбегом (верховным судьёй). Он умер в 1693 году. Немного странно, что строение названо монастырем.
Строители оставили кое-где на камне технические отметки буквами. Из них 7 меток грузинские, 3 армянские. Из чего следует, что армяне приложили к его сооружению какое-то усилие. Это неудивительно, армяне в то время в селе Ананури имелись. Храм строился несколько необычным способом. На его месте сначала был склон, понижающийся с запада на восток. Чтобы образовалась ровная площадка, строители сделали насыпь на 5 метров высоты внутри крепостных стен. Этот момент был выявлен археологами в советское время, и стал основанием для утверждения, что крепостные стены появились до 1689 года, а не в 1704 году, как было принято думать. Эта насыпь похоронила под собой небольшую церковь, которая стояла у восточной стены. Она превратилась в подземелье. Давление грунта изнутри могло бы повредить стену крепости, но это случилось лишь в незначительной степени с южной стороны. В советское время повреждение выявили и исправили.
В 1737 иил 1739 году армия ксанского эристава при поддержке лезгин взяла штурмом крепость и перебила всю семью эристава арагвского. По этому поводу историк Вахушти Багратиони написал: «Георгий эристав построил на высокой скале церковь большую, с куполом, и окружил ее каменной оградой. Он думал найти в ней твердыню, не доступную для врагов, но сделал её на беду себе местом убиения себя и детей, и сродников». Василий Потто писал, что вся семья эристав была похоронена в храме, но не пишет, в котором именно. Штурм 1737/39 года стал единственным случаем, когда мусульмане прорывались в замок и храм. Именно в это время они, по мусульманскому обычаю, искололи кинжалами глаза святых на фресках. Эти повреждения можно видеть еще сейчас. В 1771 году балтийский немец из Риги, Иоганн Гильденштедт писал, что в Ананури «есть большая церковь из кирпичей, снаружи она облицована плитами из песчаника, с значительным куполом. Здание длиною в 28 шагов и шириною в 23 шага. В церкви на одной из стен имеется длинная грузинская надпись». Василий Потто в своей книге конца XIX века называет храм «руинами». Вероятно, он действительно плохо сохранился, и в настоящее состояние приведён в ходе реставрации 1939 года.
Сейчас храм — совершенно классический крестово-купольный храм с двумя опорными колоннами. Необычно то, что он сложен из камня, а не из кирпича. Это наверное единственный храм Грузии XVII века, построенный таким образом. Вся страна давно перешла на кирпич, и только эти строители решили строить так, как в древности. Это же касается и каменной резьбы. Её часто описывают в путеводителях как что-то выдающееся, упуская из виду, что таких вещей не делали уже лет 300. Грузинская каменная резьба вымерла где-то в монгольскую эпоху, но здесь решили воспроизвести и резные виноградные листья и гроздья. Вот .например, портал храма. Это совершенно персидская по форме арка, но её украсили орнаментами в стиле XII века. Даже виноградные гроздья сделали.
То есть, строить циркулярную арку (как в древности) не стали, но хотя бы орнамент «как тогда» сделали.
Так иногда случается в истории некоторых народов: внезапно начинается ностальгия по прошлому, и люди пытаются делать что-то «как прежде». В эпоху появления идей национализма так были построены храм Кашвети и здание национального банка. Но в XVII веке еще не было национализма и едва ли были эстеты, способные ностальгировать по ушедшей культуре. Чем руководствовались архитекторы этого храма? Этого мы не знаем. Но воспроизвести прошлое у них не получилось. Восточная стена храма вышла скучная и плоская, и с совершенно нетрадиционной резной аркой на весь фасад. Это интересная иллюстрация того, как трудно воспроизвести то, что уже вымерло. Строителям и хотелось классики, но сделать её органично они уже не умели. Другая эпоха. Другие люди. Нельзя в XVII веке строить как в XIII. Классики не выйдет, получится неокласика. Но ананурский храм и неоклассики не породил и остался единичным экземпляром.
Росписи внутри сохранились только кусочками. Там можно найти изображения ассирийских отцов. Алтарной перегородки у храма нет, вместо неё типичный российский иконостас. Он создавался грузинским художником около 1800 года. Это ещё один пример попытки стилизации под что-то другое. В данном случае под российскую культуру.
Гильденштедт писал, что в его время (1770-е) в храме были захоронения: «В этой церкви есть также погребение умершего 15 лет тому назад еристава Арагис и маурова Тушетис Чимшере Чолакиштилло, также погребение еристава Георги, оба с грузинскими надписями». Если имеется в виду фамилия Чолокашвили, то они действительно были моуравами Тушетии, только непонятно, почему этот Чолкашвили был похоронен в Ананури.
Фотографировать храм трудно. Поэтому в этом текста нормального общего кадра нет. Со всех сторон что-то портит вид на это сооружение. Зато с главной башни замка можно красиво сфотографировать его купол на фоне водохранилища.
С сайта "Грузия для всех"