У каждого исторического города есть свой символ, своя главная достопримечательность. Для Сарова - это колокольня Саровской пустыни. А ведь одно время и колокольне готовилась участь Саровских соборов - в начале 1950-х обсуждался проект её сноса, к счастью, не осуществлённый. Первый камень в основание колокольни был заложен 22 июня 1789 года, в золотой век Екатерины II. Вообще же, это третья по счёту колокольня, построенная в Саровской пустыни: монастырь богател, строился, а значит, перестраивались и хорошели его церкви и колокольня.
Первую построили вскоре после основания пустыни. Была она деревянной и располагалась внутри монастырского двора у церкви Живоносного Источника. На колокольне висели 6 колоколов - ещё те, что были привезены в 1706 году на освящение первой церкви. Четыре колокола были подарены монастырю Ф.Д. Головачёвым и два прихожанами из села Кремёнки. В 1729 году были приобретены ещё три колокола, а в 1730 году на колокольне появились и часы, приобретённые в городе Муроме.
В том же 1730 году началось в Саровской пустыни каменное строительство: стал возводиться новый каменный храм - будущий Успенский собор. А рядом - новая колокольня, тоже каменная. Точную дату окончания постройки сейчас определить трудно - документы дают разброс от 1742 до 1750 года. Но деревянная колокольня была разобрана в 1746 году, следовательно, каменная к этому сроку уже была построена. Нижний ярус колокольни занимал небольшой храм - церковь Архангела Михаила. Когда был построен большой Успенский собор, колокольня осталась при нём, хотя и оказалась, по-видимому, несоразмерно с ним малой. При строительстве собора был разобран лишь алтарь церкви Архангела Михаила, мешавший строительству. Престол из неё был впоследствии восстановлен в приделе Успенского собора. В 1785 году были куплены новые башенные часы у мастера Ивана Иванова из Тулы за 400 рублей. На месте нынешней колокольни с западной стороны в то время Саровскую пустынь ограждала каменная стена с угловыми башенками.
Решение о строительстве новой колокольни было принято в 1788 году при настоятеле Пахомии. Была разобрана стена на западной стороне монастыря и надвратная церковь. Молебен при закладке нового сооружения в отсутствие настоятеля провёл казначей Исаия, на него же после смерти Пахомия пал основной груз забот по завершению этого строительства и введению новой колокольни в строй.
Как отмечено во многих книгах о монастыре, архитектором колокольни был Карл Иванович Бланк. Одновременно с колокольней строились и два двухэтажных корпуса келий по обе стороны от неё - единственный, пожалуй, пример такого согласованного строительства в Саровской пустыни, где почти каждое здание достраивалось и перестраивалось многократно. На строительство колокольни сделали большие вклады братья Александр, Африкан и Пётр Соловцовы - помещики из села Леметь, Афанасий Иванович Долгов, Никифор Никифорович Борщаговский, Анна Ивановна Аргамакова. Строительные работы на колокольне продолжались до 1799 года. В 1801 году на неё подняли колокола.
Всей этой работой руководил специально приехавший из Москвы мастер Никита Кондратьев: «1801 года Сентября 15 приехал из Москвы для поднятия колоколов мастер Никита Кондратьев, который начал приготовляться для снятия колоколов с 16-го числа; 17-го спустил мелкие колокола с старой колокольни, 18-го спустил сотенный, трехсотный и двухсотный, кои и подвинул того же дня к новой колокольне. 19-го приготовил снасти к поднятию колоколов на колокольню и, освятив воду и покропив оною все колокола, оснастив двухсотный колокол, поднял его благополучно на третий этаж. 20-го числа, т. е. в пятницу после обеда и пятисотный на третий этаж подняли, а двухсотный и трехсотный - на четвёртый этаж, а в субботу только что была приготовка как на место их повесить. 22-го, т. е. в воскресение повесили трехсотный на его место, а пятисотный на четвёртый этаж втащили; хотели было и на место повесить, но лопнул блок, и так его в понедельник, 23 числа, поутру, слава Богу, - благополучно повесили, а после обеда - двухсотный и сотенный. 24-го числа осмидесятный и все мелкие и языки привесили и благовестили в большие и во все колокола. Поднимали же колокола народом; повестка была им в следующих селениях: в деревне Балыкове, в селе Кремёнках, в деревнях Рузанове, Князь-Иванове и Синовке (Осиновке), в селе Елизарьеве, Ломасове (Аламасове) и прочих, окружающих пустынь сию. Но больше всех трудились поднимать боярщины графа Толстого из села Елизарьева и из прочих его деревень крестьяне и большая часть из них фабричные, поелику в селе Елизарьеве имеется суконная фабрика. Сентября 27 выехал поутру из пустыни в Москву мастер Никита Кондратьев, который поднимал колокола; росту он среднего, плешив, седую имеет бороду средней величины».
С поднятием колоколов новая колокольня стала действовать, но работы на ней продолжались ещё несколько лет, и старая была разобрана лишь в 1806 году.
Первый ярус колокольни занимали святые врата - главный вход в монастырь. Эти огромные врата открывались не каждый день, а лишь по праздникам, во время встречи крестного хода и почётных гостей. Внутри святых врат в 1838 году были повешены 10 больших икон, которые заменили в 1900-1901 годах настенными росписями. Повседневно для прохода и проезда в монастырь пользовались боковыми небольшими воротами, присматривал за ними особый послушник - «вратарь».
Непосредственно над воротами помещалась монастырская библиотека. В 1908 году в ней хранилось 9187 печатных и 698 рукописных книг, в том числе и ХV1-ХVII веков. После закрытия монастыря некоторые книги и рукописи из неё вывезли, а остальное было разворовано и сожжено. Среди книг были труды по математике, истории, географии, что характеризует любознательность и образованность монахов. Саровские книги легко узнать по овальному штампу, в центре которого изображён мистический знак - глаз в треугольнике. 25 книг нецерковного содержания из библиотеки Саровской пустыни хранятся в краеведческом музее в Саранске до настоящего времени.
Выше библиотеки во втором ярусе находилась восстановленная надвратная церковь святого Николая, освящённая 1 октября 1806 года строителем Исаией I. Иконы этой церкви были выполнены арзамасскими мастерами из школы Ступина.
Третий и четвёртый ярусы были отведены под колокола. Самый большой из них - «тысячный» получил своё название за массу - 1200 пудов. Интересна история его создания. Задумав отлить большой колокол, монахи начали со сбора денег. 15 тысяч рублей пожертвовал известный благотворитель Саровской пустыни астраханский рыбопромышленник Кирилл Фёдорович Фёдоров. 16 тысяч вложил экзарх Грузии митрополит Иона, причём 10 тысяч из этих денег - «секретно». Всего было собрано более 42 тысяч рублей, на которые и закупили в Екатеринбурге и на Макарьевской ярмарке медь и олово для колокольной бронзы - всего 1400 пудов. Из-за большого веса колокол отливался на месте, в монастыре (по технологии, показанной в фильме А. Тарковского «Андрей Рублёв»). Руководил работой ярославский купец Иван Григорьевич Чарышников. 4 месяца ушло на изготовление формы, 10 января 1829 года была проведена плавка, но неудачно - форма лопнула и часть металла безвозвратно пропала. При второй плавке, уже удачной, 20 марта, колокол был отлит, но только весом в 1200 пудов (19,7 тонн). Тогда же были отлиты и несколько более мелких колоколов.
«1829 года мая 9-го числа было поднятие на колокольню большого колокола таким распоряжением: накануне была по окрестным сёлам повестка народу, коего собралось более 5000 человек. По отслужении на колокольне в Никольской церкви божественной литургии, начавшейся в 6 1/2 часов, Игумен с братиею пришел к колоколу, облачившись, отслужил собором молебен Иисусу и Святителю Николаю, и окропив св. водою колокол и мастеров, потом весь народ, взялись за концы канатов, коих было на восток в монастырь - два, на запад к красному мосту - два, боковых, через Сатисский мост один, и чрез Саровку один; да на запад отводных два, а всех восемь концев. А сигнал был, ежели ударят 3 раза в колокол, то поднимать, а ежели 1 раз, то останавливаться. И потому, как ударили 3 раза, то вдруг подняли до сводов над святыми вратами. Но тут от замешательства бокового каната за Саровку, по удару колокола остановились. По выправке каната, опять по сигналу подняли до Никольской церкви, но опять от замешательства того же каната остановились, по выправке коего, уже подняли совершенно»...
Язык тысячного колокола весил 723 кг. Колокол занимал весь третий ярус колокольни. Звон его в благоприятную погоду слышался на расстоянии 25 вёрст. Другие колокола, самый маленький из которых весил 26 фунтов (10,5 кг), занимали 4-й ярус колокольни. Многие из них имели собственные имена. Так, второй по величине 550-пудовый (9 т) колокол назывался «соловцовским». Он был привезён из Москвы в 1788 году и подарен Саровской пустыни братьями Соловцовыми. Везли его зимой на 27 лошадях, при этом было заплачено за извоз по рублю с пуда. Третий по величине колокол на саровской колокольне весил 350 пудов (5,7 т). Он был отлит на заводе московского купца Данилы Тюленева в марте 1755 года и приобретён настоятелем Исаакием. Отмечалось особое благозвучие этого колокола. Четвёртый колокол назывался «часовой», так как он был присоединён к механизму боя часов. Веса в нём было 213 пудов (3,5 т). Отлит он был 21 февраля 1801 года и пожертвован в монастырь московским купцом Горбуновым, который впоследствии монашествовал и умер в Саровской пустыни. Пятый колокол - 137 пудов (2,2 т) был отлит в 1750 году и приобретён строителем Ефремом в 1759-м. Шестой колокол назывался «пахомиев». Был пожертвован епископом Тамбовским Пахомием в 1785 году, когда он уже отошёл от дел и жил на покое в Москве. Весил он 86 пудов (1,4 т). Седьмой колокол - 56 пудов 7 фунтов (920 кг). Ещё первоначальник Иоанн приобрёл колокол весом в 54 пуда, но у него поломались уши и в 1829 г. он был перелит (одновременно с отливкой большого колокола). В 1860 г. он разбился и был перелит вторично. Несмотря на двойную переплавку, считалось, что колокол - тот же самый. Восьмой колокол - 27 пудов 25 фунтов (425 кг) назывался «правильный». Его звон созывал монахов к братскому правилу (общей молитве). Был в числе приобретённых первоначальником в 1729 году. Не переливался.
Всего колоколов в конце XIX века было 19. В Саровской пустыни соблюдалась интересная традиция - все звонари на колокольне были слепыми. Надо ли говорить, что в Сарове колокольный звон был возведён в ранг искусства, освящённого традициями, идущими со времён первоначальника. Звон в пустыни имел «свою особенную мелодию, своё особенное наследование».
Выше колоколов находились часы, перевешенные ещё со старой колокольни. Диаметр их циферблата был 4 метра, часы отбивали каждый час, четверть и минуту. Механизм играл мелодию на слова «Кто тебя избежит, смертный час», постоянно напоминая монахам и паломникам о бренности земного существования.
Хочется привести здесь художественный отрывок, взятый из путевых заметок одного паломника, остановившегося в гостинице Саровской пустыни: «Полная луна таинственно, спокойно глядит в открытые окна. Стоит тёплая, благовонная, тихая июльская ночь. Аромат бесчисленной сосны дремучего бора плывёт тёплой струёй целительного бальзама. Тишина полная, вся исполненная какой-то таинственности и благоговейного безмолвия. Только башенные часы на колокольне торжественно отбивают отлетающие в вечность минуты, да каждые четверть часа куранты играют что-то, дивно гармонирующее, как бы сливающееся в тихом аккорде с ниспавшей на обитель тишиной...»
На верх колокольни пускали посетителей. Общая высота её с крестом была 81 метр, к смотровой площадке вели 330 ступеней. Многие паломники описали в своих заметках увиденную ими картину. Вот отрывок из описания, составленного в 1823 году Дмитрием Деменковым: «Поднявшись к колоколам, увидите под собою весь монастырь, со всеми его храмами, башнями и другими строениями, огороды иноков, цветущие луга, окружающие пустынь, и по ним разливающиеся Сатис и Саровку с несколькими десятками островков, и вся эта живая картина окружена рамою необозримого леса, целого океана деревьев, подобно ему беспредельного, и слитого с синевою горизонта; волнистая поверхность его покрывалась чудесными красками, и переливы из светлого в тёмно-зелёный и синий цвет, с густою тенью, набросанную облаками, ни с чем несравненны (...). Долго стоял я здесь и любовался роскошною картиною природы, прелестною в дикости своей; между тем окрестность оживлялась пением птиц и шорохом листьев, едва достигавшим до слуха, и пустыня казалась раем...»
До 2012 года время колокольня использовалась как телебашня и помещение телецентра. На 3-ем ярусе сохранился огромный железный резервуар - послужила колокольня в своё время и водонапорной башней. В 1965 году по инициативе Н.А. Петрова, главного инженера ВНИИЭФ и большого любителя истории, были установлены башенные часы, изготовленные в самом институте взамен утраченных монастырских.
По материалам: Архитектура Саровской пустыни, http://serafimov.narod.ru/bibl/sar/sar4_0.html