ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Саров. Успенская пустынь. Церковь Всех Святых на кладбище.


Саров. Успенская пустынь. Церковь Всех Святых на кладбище
Церковь. Действует.  
Престолы:Всех Святых
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1832 и 1834.
Адрес:
Россия, Нижегородская область, г. Саров, просп. Мира, д. 52

Координаты: 54.92588, 43.323999





Успенская пустынь. Церковь Всех Святых на кладбище, , Саров, Саров, город, Нижегородская область
Inna
31 августа 2015
Успенская пустынь. Церковь Всех Святых на кладбище, , Саров, Саров, город, Нижегородская область
Inna
31 августа 2015
Успенская пустынь. Церковь Всех Святых на кладбище, , Саров, Саров, город, Нижегородская область
Татьяна
4 августа 2005
Успенская пустынь. Церковь Всех Святых на кладбище, Альбом «Храмы Роcсии. Альбом видов Саровской пустыни»  http://andcvet.narod.ru/arxan/24/sam.html<br>, Саров, Саров, город, Нижегородская область
Альбом «Храмы Роcсии. Альбом видов Саровской пустыни» http://andcvet.narod.ru/arxan/24/sam.html
Т.
??
Успенская пустынь. Церковь Всех Святых на кладбище, Росписи храма. "Двенадцать старозаветных и двенадцать новозаветных старцев" (фрагмент росписи)<br>, Саров, Саров, город, Нижегородская область
Росписи храма. "Двенадцать старозаветных и двенадцать новозаветных старцев" (фрагмент росписи)
Елена Григорьева
??
Успенская пустынь. Церковь Всех Святых на кладбище, Росписи храма. "Иоанн Богослов - автор "Апокалипсиса"<br>, Саров, Саров, город, Нижегородская область
Росписи храма. "Иоанн Богослов - автор "Апокалипсиса"
Елена Григорьева
??
Успенская пустынь. Церковь Всех Святых на кладбище, Росписи храма. "Агнец открывает книгу с семью печатями"<br>, Саров, Саров, город, Нижегородская область
Росписи храма. "Агнец открывает книгу с семью печатями"
Елена Григорьева
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 апреля 2017

Кладбищенскую церковь Всех Святых, предназначенную для отпевания монахов и паломников, выстроили в 1832-1834 годах в классическом стиле. Церковь с кладбищем была окружена арочной каменной оградой. Уникальность церкви в том, что ее купол - единственное место, где сохранилась живопись монастырских времен. Роспись выполнена в классической манере и выдержана в монохромной серо-голубой гамме.

Первоначальные исследования показали, что роспись принадлежит арзамасской школе академика А.В. Ступина. Специалисты не знают аналогов этой росписи по сюжету и композиции ни в России, ни за ее пределами. Здесь изображен один из эпизодов Апокалипсиса - перед сидящим на престоле Вседержителем Агнец открывает книгу за семью печатями.

В советское время здание храма использовалось под ресторан, затем под хозяйственный магазин. В 1992 году храм был возвращен православной общине и вновь освящен.

http://ru.esosedi.org/


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  20 декабря 2020

Храм Всех Святых до закрытия в 1927 г. Свято-Успенского мужского монастыря - Саровской пустыни был кладбищенским и находился за территорией монастыря. Он был освящен 3 июля 1834 г. епископом Тамбовским и Шацким Арсением. Западнее храма находилось Всехсвятское кладбище для монахов и мирян (сейчас там установлен деревянный поклонный крест). В 1860 г. церковь и кладбище были обнесены каменной оградой. Со временем под могилы был отведен еще один участок земли и тоже огражден (позднее там были построены корпуса гостиниц из красного кирпича). В начале 1890-х г.г. к храму пристроили южный притвор, сам храм сделали «теплым», или зимним.

В храме Всех Святых - единственном в Сарове - сохранились уникальные росписи мастеров арзамасской Ступинской школы.

В советское время храм был переоборудован в столовую для колонистов, а во время Великой Отечественной войны — превращен в магазин. После 1946 г. в здании церкви размещался ресторан, а затем - хозяйственный магазин. 12 июля 1992 г. здание передали православному приходу, а 6 февраля 1993 г. храм освятил митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов). Храм Всех Святых стал первым восстановленным в Сарове после 66-летнего периода безбожия.

Протоиерей Александр Брюховец: «Мы свидетели того, как в этом храме зародилась духовная жизнь и распространилась на весь город. Из нашей церковной общины вышли священники, монахи и монахини, игумены, которые растеклись по всей нашей Родине. А некоторые несут свое служение и за рубежом, вспоминая добрым словом нашу общину...».

Святыни храма: часть камня, на котором молился прп. Серафим Саровский 1000 дней и ночей; часть гроба св. праведного Лазаря Четверодневного – дар епископа Хризостома с острова Кипр; антиминс храма Саровской пустыни во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник»; икона прп. Серафима Саровского; икона Божией Матери «Скоропослушница» - дар Иверского монастыря горы Афон.

ПРАВОСЛАВНЫЙ САРОВ


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  20 декабря 2020

Росписи Всехсвятского храма

В первую очередь уникален сам сюжет росписей. Обычно под куполом православного храма изображают благословляющего Иисуса Христа в окружении Небесных Сил Бесплотных. Но здесь – сюжет из 4 главы последней книги Библии – «Откровения св. Иоанна Богослова»: «И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы. И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих; и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет…».

В восточной части купола изображен Сидящий на престоле, воздвигнутом на облаках. В правой руке Сидящий держит раскрытую книгу, с которой свисают семь печатей. Сверху и снизу престол окружен радугой. Ниже престола – летящий ангел со свитком, перекинутым через левую руку. На свитке надпись: «Сидящему на престоле, и Агнцу, благословение, и честь, и слава, и держава во веки веков». Вся нижняя часть купола с востока покрыта изображением «моря стеклянного, подобного кристаллу». Сидящий окружен четырьмя апокалиптическими животными. По правую руку – животные, подобные орлу и тельцу, а по левую – подобное льву и животное с человеческой головой. Справа от сидящего – Агнец, имеющий семь рогов.

Вкруговую по всему низу купола как бы на облаке расположены 24 коленопреклоненных старца в белых одеждах. Перед ними лежат венцы. Половина старцев (через одного) держит в руках золотые чаши, половина – гусли. С западной стороны у самого основания купола поясное изображение св. Иоанна Богослова, созерцающего это видение. Верхняя часть купола заполнена изображениями херувимов. Диаметр купола около 10 м, площадь росписи около 150 кв.м.

Также расписаны два сомкнутых свода с алтарной (восточной) и с западной стороны площадью по 30 кв.м. Над алтарем изображен Господь Саваоф на престоле в окружении херувимов, над Ним – Божественное Око (треугольник вершиной вверх) с исходящими от него лучами. Такое же Око – на западном сомкнутом своде. На барабане, как обычно, написаны фигуры четырех евангелистов с соответствующими животными.

Роспись выполнена в технике фрески по известково-песчаной штукатурке. По своему стилю и применяемым живописным приемам она характерна для конца XVIII в. Очень похожая объемная классическая живопись украшает Воскресенский собор в Арзамасе, расписанный художниками ступинской школы. Такая монохромная техника называется «гризайль» от фр. gris – «серый». Это – живопись различными оттенками одного цвета, обычно серого или коричневого. При раскрытии первоначального красочного слоя обнаружилось, что когда-то фрески имели серо-голубой цвет. Со временем из-за химических изменений пигмента и загрязнений живопись приобрела фиолетовый отлив.

Авторы «Описания…» предположили, что на стенах храма тоже сохранились росписи, имитирующие скульптурные рельефы, орнаменты и розетки. Но стены после закрытия монастыря столько раз перекрашивались масляной краской, что добраться до живописи так и не удалось... Стены были снова выкрашены серо-голубой краской с небольшими украшениями, которые выполнил художник Анатолий Зеленцов. Он же украсил окна «под витражи» и написал две большие фигуры ангелов в западном притворе…

Сохранность подкупольных фресок специалисты в целом признали хорошей. Конечно, имеются некоторые утраты живописи в местах постоянного протекания. Там красуются цементные заплаты и белесые высолы. Вся роспись покрыта равномерным слоем свечной копоти, поэтому воспринимается как темно-серая, и уже трудно различить, что там изображено.

В первые годы после открытия храм всегда был переполнен молящимися, что приводило к нарушению температурно-влажностного режима. (Как наследие тех лет снаружи храма остались динамики для трансляции богослужения для тех, кто внутри не поместился). Тогда на стенах оседал конденсат, губительный для росписей, также вредило использование парафиновых свечей низкого качества. В 1997 г. эти фрески изучал московский реставратор В. Косушкин, который добрался через слои поновлений до первоначальной живописи и очень высоко оценил ее качество. По мнению профессионала, загрязнения и копоть защищают фрески от разрушения, поэтому «раскрывать», т.е. очищать их нецелесообразно до тех пор, пока храм эксплуатируется в таком напряженном режиме. С тех пор прошло 15 лет. Многое изменилось. Но росписи под куполом храма Всех Святых по-прежнему под спудом, только еще больше закоптились. Видимо, пока не пришло их время.

Справка. Храм Всех Святых был освящен 3 июля 1834 г. епископом Тамбовским и Шацким Арсением. Западнее храма находилось Всехсвятское кладбище для монахов и мирян (сейчас там установлен деревянный поклонный крест). В 1860 г. церковь и кладбище были обнесены каменной оградой. Со временем под могилы был отведен еще один участок земли и тоже огражден (позднее там были построены корпуса гостиниц из красного кирпича). В начале 1890-х г.г. к храму пристроили южный притвор, сам храм сделали «теплым», или зимним.

В советское время, по воспоминаниям старожила М. Шемяковой, храм был переоборудован в столовую для колонистов, а во время войны превращен в магазин. После 1946 г. в здании церкви размещался ресторан, а затем хозяйственный магазин. 12 июля 1992 года здание передали православному приходу, а 6 февраля 1993 г. храм освятил митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов).

«Описание» составлено в 1996 г.

Авторский коллектив: А. Кондрашенко, Д. Сладков, А. Подурец, В. Сельверова, Т. Никитина, «Описание внутренних росписей церкви Всех Святых Саровского монастыря», 1996 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  2 апреля 2021

Многие церкви при монастырских кладбищах посвящались Всем Святым. Не отошли от этой традиции и в Саровской пустыни. Здание кладбищенской церкви было построено в 1832-1833 годах. Церковь строилась на деньги благотворителей. Е.И. Бакаев обнаружил в архиве документы, с которыми, видимо, ходили сборщики, собиравшие пожертвования на строительство этого храма: «В надеянии на ваше христианское благочестие принимаем смелость через сие объявить вам: в здешней Саровской общежительной пустыни предположено по необходимости щедротами благодетельных лиц построить близ монастыря каменную церковь «Во имя всех Святых» и при ней устроить кладбище для погребения усопших, как братии обители, так и странных и бедных пришельцев (...) многие из них, заболев дорогою, умирают и хоронятся в лесу, а они - кости христианские. Внутри же обители похоронить непоместительно, ибо монастырь в течение давнего времени почти весь замещён уже могилами…».

Среди людей, давших деньги на строительство, значатся купцы из Москвы, Ростова, Орла, Великого Устюга и других городов. В бумаге, с которой осуществлялся сбор пожертвований, значатся и иностранные деньги: «9 голландских червонцев». Одновременно собирались пожертвования на строительство западного корпуса чёрной гостиницы, который был возведён рядом с кладбищенской церковью и предназначался «на принятие и успокоение бедных и убогих пришельцев не имеющих где главу свою преклонить...»

Церковь освятил 3 июля 1834 года епископ Тамбовский и Шацкий Арсений. Кладбище, на котором хоронили как монахов, так и мирян, располагалось к западу от здания церкви и называлось Всехсвятским. В 1860 году церковь вместе с кладбищем была обнесена каменной оградой. Со временем кладбище стало мало для монастыря, и под могилы был отведён ещё один участок земли - к западу от купеческой гостиницы напротив Всехсвятского кладбища (позднее на этом месте были построены корпуса новых гостиниц - «красный дом»). В 1888 году это новое кладбище было также обнесено каменной оградой.

В начале 1890-х годов в церкви были сложены печи и сделаны двойные рамы. Тем самым холодная («летняя») церковь была превращена в тёплую («зимнюю»). Иконостас внутри был одноярусный, украшенный позолоченной резьбой, длиной 5 аршин (3,5 м).

После 1946 года к зданию церкви была сделана пристройка, в ней были часть торгового зала и подсобные помещения магазина. В 1992 году магазин был закрыт, и здание передали городскому православному приходу. 6 февраля 1993 года престол Всех Святых в храме был освящён митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем. В 1994 году был вновь пробит западный вход в церковь и к нему пристроена каменная паперть (во времена Саровской пустыни эта часть здания была деревянной).

Сейчас кладбищенская церковь Всех Святых занимает особое место среди построек Саровской пустыни. Это единственный памятник, где хорошо сохранились росписи монастырского времени. По манере письма роспись похожа на работы арзамасской школы Ступина.

По материалам: Архитектура Саровской пустыни, http://serafimov.narod.ru/bibl/sar/sar4_0.html



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.