В интернете храм называют «восхитительным памятником», из чего следует, что существуют люди, способные восхищаться плоской кирпичной стеной. Реальность строго противоположна: он аскетичен, минималистичен, почти лишён классических украшений эпохи Золотого Века, и только его портик вполне себе похож на портики XIII века. Этот портик рушит всю теорию о XIII веке. Можно предположить, что впавший в бедность князь Шалва решился строить максимально дёшево, из кирпича, но почему-то именно портик решил строить дорого и красиво. То есть, для портика нашёлся камень и каменщики, а для собора не нашлось. Более того, портиков при соборе два. И один из них кирпичный. Почему?
Здесь мы видим типовые циркулярные арки, строго полукруглые, как и было принято в XIII веке. Тогда уже началось влияние готики и арки стали немного заострять, но в этом портике они ещё сделаны полукругами. Зато в самом храме они резко килевидные. Странно видеть в одном здании две разные технологии.
И ещё одна странность. Обычно портики строились примерно по линии купола и нартекса. То есть, портик был продолжением южного рукава креста. Но здесь его сдвинули немного к западу. Стало непропорционально и некрасиво. Сложно поверить в то, что так было задумано изначально. Чтобы тимотесубанский портик окончательно и безповоротно стал рекордсменом среди странных портиков, кто-то придумал написать на его восточной стене длинное стихотворение на русском языке. Оно сейчас уже плохо читается, но кое-что разобрать можно.
Теперь посмотрим на собор с восточной стороны. В XIII веке восточная стена чаще всего бывала плоская, с двумя продольными нишами и резным крестов вв ерхней части. Так мы видим в Гударехи, Цугругашени и даже в Кинцвиси. Здесь же сделаны очень примитивные гранёные кирпичные апсиды. Это странно. Не невероятно, но странно.
надо обратить снимание на вставки из глазури. Необычная деталь для той эпохи.
На все приведённые аргументы против XIII века можно найти контраргументы. В XIII веке в Грузии таки строили из кирпича. Храм Кинцвиси, например. Но это исключение. В Армении есть храм Киранц, тоже XIII века и тоже из кирпича, и о нём искусствоведы пишут, как о белой вороне: мол, странно это, но бывало, и вот в Грузии есть Кинцвиси и Тимотесубани, они тоже кирпичные, и это наверное сельджукское влияние. Глазурь в Киранце тоже есть, и как раз их считают признаком сельджукского влияния. Про странный портал мы уже говорили. И — да, были в Грузии XIII века готичные арки (как раз тогда и появились), пусть и не так резко готичные. Сильным напряжением веры можно заставить себя поверить в то, что это XIII век. Но...
Но несколько легче поверить в то, что собор изначально был каменный, но потом рухнул, и уцелел только портик. Почему-то портики обладали повышенной устойчивостью и выживали даже после обрушения основного здания (так это случилось, например, с храмом Метехи). И уже потом, в эпоху кирпичных технологий, к портику пристроили собор из кирпича. Собор мог быть разрушен ну хотя бы шахом Тамазом в 1553 году, когда он разрушил Зелёный монастырь неподалёку. И его восстановили сразу же (между 1553 и 1578) или позже, после 1633 года, когда в Грузии было много чего восстановлено. Если так, то мог остаться какой-то кусок старого каменного храма. И такой кусок есть. Он находится в нижней части северной стены. Здесь мы видим участок каменной кладки высотой примерно в метр. И это не фундамент.
Тут конечно можно предположить, что храм таки построен в XIII веке, но на остатках какого-то более старого храма. И остаётся ещё один датирующий признак. Это фрески. Их уверенно датируют 1225 годом по аналогии с кинцвисскими и вообще по стилю. Они довольно известны, их много изучали и вероятность ошибки сомнительна. Откуда бы в храме XVI века фрески 1225 года? Тут приходится отвечать, как Груздев Шарапову: «Вот! Вот вопрос. Вы же наповал меня бьёте этим вопросом». Ибо неоткуда им взяться.
Есть конечно надежда, что когда-то явится великий фресковед и скорректирует датировку фресок. Передатировка храмов дело не новое. Совсем недавно передатировали Самшвилдский Сион и Гурджаанскую квелацминду. Так что бывает. Подождём.
Пока же фрески Тимотесубани считаются крупной достопримечательностью региона Самцхе-Джавахети, где-то наравне с фресками монастыря Сапара. Известны они в основном «грандиозной композицией» сцены Страшного Суда. К сожалению, в храме часто бывает темно, фрески видно плохо, и без спецподготовки трудно понять, где же эта грандиозная композиция. Вероятно на западной стене.
По матеиалам сайта "Грузия для всех"