ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Городец. Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Нижней Слободе.

Владимирская церковь


Городец. Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Нижней Слободе
Церковь. Действует.  
Престолы:Владимирской иконы Божией Матери
Год постройки:1657.
Адрес:
Нижегородская обл., г. Городец, ул. Панфилова, 59 (Нижняя Слобода)

Координаты: 56.624569, 43.477525
Проезд:из центра города по направлению к микрорайону Нижняя Слобода.



Сортировка:

Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Нижней Слободе, Вид с Волги<br>, Городец, Городецкий район, Нижегородская область
Вид с Волги
Сергей Меркулов
24 сентября 2022
Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Нижней Слободе, , Городец, Городецкий район, Нижегородская область
Марий
1 августа 2017
Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Нижней Слободе, , Городец, Городецкий район, Нижегородская область
Марий
1 августа 2017
Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Нижней Слободе, , Городец, Городецкий район, Нижегородская область
Марий
1 августа 2017
Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Нижней Слободе, , Городец, Городецкий район, Нижегородская область
Марий
1 августа 2017
Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Нижней Слободе, Вид с Волги<br>, Городец, Городецкий район, Нижегородская область
Вид с Волги
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
13 сентября 2015
Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Нижней Слободе, Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери<br>, Городец, Городецкий район, Нижегородская область
Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери
Андрей Сергеевич
1 января 1887



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Андрей Сергеевич  2 января 2015

История храма Владимирской Божией Матери

К концу ХVІІ века Городец был известным торгово-промысловым селом, объединяющим несколько слобод, погостов и близлежащих деревень. Верхняя и Нижняя слободы занимали в нём особое место. Здесь жили мастеровые, ремесленники, рыбаки и прочий трудовой люд. Вся Городецкая волость в XVII веке, её слободы и погосты, составлявшие село Городец, согласно границам отнесены были к двум уездам — Балахнинскому и Юрьевец-Поволжскому. Из писцовой книги Балахнинского уезда Городецкой волости за 1684 год узнаём, что было две слободы — Верхняя и Нижняя. К первой примыкал погост Архангельский, ко второй — Пятницкий. Из писцовой книги Юрьевец-Поволжского уезда Городецкой волости можно прочитать, что в Верхней слободе, кроме того, был погост Троицкий, а вверх по Волге к ней примыкала другая слободка — Верхняя Поляна. На погостах стояли храмы, в слободах — крестьянские и беспашенные дворы. В Верхней слободе была приказная изба и воеводский двор. Совокупность упомянутых слобод и погостов называлось «село Городец». Каждый, как мы бы сейчас сказали, микрорайон имел свой административно-податный центр с приходскою церковью и кладбищем при ней. Таким крупным общинным центром поселения Нижней слободы являлся Пятницкий погост. Со стороны самых дальних подступов к Городцу проходившие мимо по Волге речные суда первой встречала православная Владимирская (Пятницкая) церковь. История расцвета и заката этого древнего храма поучительна и трагична.

В описной книге с. Городца за 1666 год сохранилась запись: «Слобода Нижняя на реке Волге, пониже городецкого вала, а в слободе церковь Пресвятых Богородицы Владимирская с пределом святой мученицы Параскевии, наречённой Пятница. А церковь деревянная новая, о двух главах с трапезою, а на трапезе колокольня, а в церкви местные иконы, книги и ризы и всякая утварь церковная и на колокольне колокола… А на церковной земле поп, пономарь, просвирница, да нищенских келий 11. А в слободе крестьяне живут без пашни, а оброк платят с дворов и с огородов и с хмельников». В другой описной книге Балахнинской части Городца за 1680–1684 годы писцов Андрея Усова и подьячего Михаила Бухарова можно прочитать: «Погост Пятницкий, а на погосте церковь во имя Пресвятыя Богородицы, Сретение чудотворные иконы Владимирские, да в приделе святые великомученицы Паросковии, наречение Пятницы. На церкви 2 главы круглые на обрубах, олтари брусчатые, а церковь делана клетски… Да в церкви ж 2 оконницы слюдяные больших. На приделе колокольница рубленая брусяная на столбах, угольчатая, верх шатровой. На колокольне 6 колоколов: колокол большой, весу в нём 20 пуд., колокол под большим, весу в нём 9 пудов, в четырёх колоколах весу 6 пуд. А церковь Божия и в церкви Божие милосердие иконы и книги и ризы и всякая утварь церковная и колокола, строение мирское. На погосте ж: поп, пономарь, 10 келий для нищих и богадельня для вдов».

В Центральном архиве Нижегородской области в клировых ведомостях церквей по четвёртому благочинному округу Балахнинского уезда за 1880, 1886, 1890, 1897, 1903 годы можно найти информацию, что в 1639 году жители Нижней слободы торгово-промыслового посада на земле, закреплённой за приходом общества крестьян-собственников с. Городца, возвели на кромке высокого берега Волги церковь в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы. Храм построен из нескольких прямоугольных срубов-клетей, прирубленных друг к другу, покрытых двухскатными кровлями. Основной объём строений завершали две круглые главки на обрубах, а над трапезною возвышалась шатровая колокольня с шестью колоколами, самый большой колокол весил 20 пудов.

Но в 1684 году случилось несчастье: деревянная церковь сгорела дотла. Жители Нижней слободы не пали духом, создали группу активистов прихода церкви общества крестьян-собственников во главе с Иваном Корытниковым, который, кстати сказать, стал первым церковным старостой. Сход жителей из людей разного сословия (в основном, бобыли-ремесленники, крестьяне «непашенные») принял решение: строить всем миром на месте сгоревшей каменную церковь, не хуже, чем другие в округе, а для этого собирать деньги с дворов, кто сколько может дать.

На личные пожертвования прихожан и «доброхотных дателей» здание Пятницкой церкви взялись строить известные в Нижней слободе каменщики Терёшка Семёнов и Логинко Григорьев. В 1687 году они отстроили церковь заново в камне, как и большинство приходских храмов того времени. Она имела конструкцию по типу «корабль» со строго осевым построением архитектурных объёмов: алтаря, моленного зала, трапезной палаты для общественных сходов (8 х 7,4 м) и шатровой колокольни над западным входом. Окна украшали характерные для XVII века килевидные, набранные из «штучных» формованных фигурных кирпичиков наличники. Из-за нехватки средств храм сначала не обладал пышностью декора, не блистал внутренним убранством, но был удобным, удовлетворял сразу многим общественным духовным потребностям людей того времени.

В 1688 году новый храм освятили. Было предписано впредь называть церковь Владимирской Пресвятой Богородицы. Главный престол в холодном храме был освящён в честь Владимирской иконы Божией Матери. В тёплой трапезной имелись два придела: правый — пророка Илии и левый — мученицы Параскевы. Церковь была пятиглавой, с зелёной крышей и каменной оградой. На церковной земле было построено 10 келий для нищих и богадельня, в которой тогда жили две вдовы с детьми. При церкви имелось земли селитебной три десятины, предназначенной под застройку и находящейся под застройкой, пахотной — 30 десятин и покосной — три десятины. Земля значилась в общественной плате за приходом собственников общества крестьян села Городца. В архиве сохранился особенный план, снятый по желанию причта в 1869 году частным землемером Терентием Мигуновым.

Девять десятин земли из числа всей земли находилось в отдалённости от церкви, эта земля отдавалась удельным крестьянам в аренду, а остальной церковнослужители владели сами. На церковных усадебных землях строились дома (в 1880 году числится 21 дом, 1890 году — 27 домов), в которых жили люди разных сословий — с них причт получал арендных денег до 40 руб. в год. Причт при церкви состоял из священника и дьякона на должности помощника, они проживали в собственных деревянных домах. На содержание причта жалованья не поступало, хотя обеспечение его было неплохим, так как священно-служители получали доход в виде процентов от ценных бумаг, облигаций и казначейских билетов банков – Нижегородского Николаевского городского и Нижегородского Александровского дворянского.

Неплохо была налажена церковная бухгалтерия. С 1872 года ежегодно составляется опись церковного имущества. В церкви велась приходно-расходная книга, хранились копии с метрических книг, а также копии из циркулярных предписаний Епархиального начальства с 1847 года. Государственные облигации и денежные средства хранились церковным старостой в специальном месте под замком и под печатью священника. Причём 25 % дохода от торговли свечами выделялось на содержание духовного учебного заведения Нижегородской епархии.

Церковнослужители и прихожане не жалели средств на украшение храма, приобретение различной утвари и имущества, что способствовало тому, что церковь стала одной из самых красивых и почитаемых. На Нижегородской ярмарке приобретались церковные раритеты, и делалось это на средства попечителей и прихожан храма.

Главной святыней храма являлась икона Владимирской Божией Матери, написанная в 1688 году. Икона была облачена в старинную вызолоченную серебряную ризу весом чуть более трёх фунтов. Особенной чеканной работой отличался большой серебряный венец Богоматери с жемчужным возглавием. В храме имелась и другая святыня — образ Тихвинской Божией Матери 1738 года — дар жителя Нижней слободы В.Г. Пугина. Эта икона также имела массивный позолоченный серебряный оклад, украшенный девятью большими каменьями и жемчугом. Привлекала внимание и другая реликвия — литой серебряный с позолотой напрестольный крест, в котором, судя по надписям на нём, имелись частицы мощей трёх святителей — Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, а также семи русских православных чудотворцев и святой великомученицы Параскевы.

При церкви имелось церковно-приходское училище, где обучались грамоте и основам православия. В архиве имеется документ, что с 1883 года законоучителем в Нижнеслободское мужское народное училище, а также в Городецкое приходское народное мужское училище (ныне школа № 1) определён священник Андрей Васильевич Никольский.

В небольшой церковной библиотеке было несколько интересных изданий. Это книга приходского попечительского совета православного духовного общества (братства), документ, представляющий исторический интерес — синодик с 1798 по 1855 годы. В поминовении, в основном, были записаны священнослужители Владимирского храма да род графа В.Г. Орлова, которому принадлежала Нижняя слобода.

В клировых ведомостях есть информация, что в приходе церкви имеется 100 дворов с проживающими в них людьми разного сословия обоего пола. Приведём для любознательных информацию о проживающих в Нижней слободе за 1880 год. Так, военные составляли 32 чел., купцы — девять чел., мещане – пять чел., удельные — 66 чел., собственники — 383 чел.; в деревне Ляпуново графини Паниной временно обязанных крестьян обоего пола насчитывалось 101 чел.; в раскольнической беглопоповской секте Нижней слободы значились 42 мужчины и 91 женщина, д. Ляпуново — 21 мужчина и 22 женщины.

В XIX веке церковь отличалась красотой внешнего облика и убранства. Так, украшением плоских стен холодной Владимирской церкви являлись три полукруга, в которых были изображены праздники. Внутренние стены холодной церкви украшались росписями на сюжеты Вселенских соборов. С главного купола взирал на молящихся прихожан окружённый херувимами Господь Саваоф, а по сторонам купола были изображены пророк Илия на огненной колеснице, мученица Параскева и образ Владимирской Божией Матери.

Имеются сведения, что настенная роспись церкви периодически переписывалась, и, очевидно, новая роспись накладывалась на предыдущий слой. Известно, что в 1850 году роспись делал крестьянин вотчины князя Репнина Погостинской Кулаковской слободы Семёновского уезда Павел Железнов. Тёплые приделы храма (стены и потолок) были украшены росписями масляной краской. На шейках пяти глав в 1901 году крестьянином села Холуй А.И. Кузнецовым были написаны фигуры святых.

Значительную помощь церкви оказывали меценаты и попечители. Так, церковный староста Иван Яковлевич Корытников в 1860 году за 150 руб. купил и внёс в храм печатное Евангелие 1753 года с чеканной серебряной крышкой, на которой в центре был изображён Спаситель, сидящий на престоле, а по углам — евангелисты. Позднее церковный староста Андрей Иванович Мальцев жертвовал на церковь ежегодно от 200 до 700 рублей (всего более 1 024 рублей) — это была значительная сумма. Деньги пошли на украшение церкви, на ризницу, церковную утварь и имущество. Церковный староста Константин Иванович Пугин-Корытников в 1895 году пожертвовал 60 руб. на масляную краску для покраски холодной церкви. Он лично на Нижегородской ярмарке в 1896 году купил четыре больших посеребрённых подсвечника к двум иконам в холодную церковь за 272 рубля, установил на колокольне новую деревянную главу, крытую глянцевым железом, а на неё — зеркальный крест за 300 руб., оштукатурил цементом купол колокольни, пожертвовал средства и на другие работы по храму. Усилия прихожан и меценатов способствовали тому, что храм стал настоящим украшением Слободы, одним из лучших в Нижегородской епархии.

После революции 1917 года в стране был взят курс на преследование религии, гонения на священнослужителей, разграбление храмов. Что касается Владимирской церкви, то здесь регулярно изымались серебряные богослужебные предметы и другие ценные вещи, сдирались оклады с икон. Прихожане не мирились с происходящим и как могли поддерживали храм. Тогда власти прибегли к поистине кощунственным мерам. В Городце стали варварски разрушать церкви и церковные строения, в храмах устраивали склады, клубы, различные учреждения. В закрытой Спасской церкви был размещён молокозавод, а в Духовской — общественная баня.

Не избежала печальной участи и Владимирская церковь. 16 ноября 1935 года появляется постановление райисполкома о закрытии храма, однако в нём, разграбленном и разорённом, продолжает теплиться жизнь. 16 февраля 1937 года местные власти окончательно постановили ликвидировать общину верующих Владимирского прихода, священников арестовать, церковь закрыть, а здание использовать как складское хранилище. Впоследствии храм был обезглавлен и подвергся целенаправленному разрушению. Кирпичная кладка, сделанная в XVII веке старыми мастерами Терентием Семёновым и Логином Григорьевым, была такой крепкой, что с трудом поддавалась разрушению, но в конце концов жители Нижней слободы и древний город лишились храма. Сегодня на его месте можно видеть остатки стены основного четверика здания, хранящие память о некогда великолепной церкви.

Настали времена, когда власть и люди вновь осознали величие и значимость веры в Бога в духовном становлении человека. Повсеместно восстанавливаются храмы и учреждения культа. Наш город и район являются хорошим примером этого: восстановлены Феодоровский монастырь, ряд церквей. Хочется надеяться, что найдутся энтузиасты, спонсоры и инициативные люди типа Ивана Корытникова, которые смогут организовать сбор средств, чтобы по имеющимся документам и чертежам восстановить разрушенный храм.

Монахов Виталий, краевед



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.