Говоря о строительстве на северной оконечности Городца Спасского храма, нельзя не обратиться к теме старообрядчества, так как церковь эта возводилась здесь именно для противодействия влиянию староверов. Жёсткие гонения, обрушившиеся во второй половине ХVII века на ревнителей "старой веры", заставили многих из них бежать в заволжские леса, "ключом" к которым являлся тогдашний Городец. Согласно некоторым сведениям, уже в конце столетия поблизости от нынешнего Спасского храма стояла старообрядческая часовня. И построили её раскольники здесь неслучайно. Они утверждали, что именно на этой территории располагался древний Фёдоровский монастырь, возрождённый в 1700 году на другом месте. Позже, судя по всему, часовню эту упразднили, однако само место святым для староверов быть не перестало: их тут всегда было много. При Елизавете Петровне они устраивают здесь кладбище, всячески его обихаживая, имея в планах возвести на нём новую часовню, а позже официально преобразовать её в храм. Тогда православное духовенство строит поблизости деревянную церковь.
К 1691 году Спасская церковь была построена по благословению Патриарха Андриана. К концу 1710-х годов она пришла в совершенную ветхость "та церковь Божия древяна стала быть весьма ветха и впредь будет служить невозможно". Приходской священник ходатайствует о разрешении перестроить храм в камне. Такое разрешение в 1708 году дал митрополит Стефан (Яворский), однако каменную церковь возвели чуть ли не тридцатью годами позже. Так как с 1714 года Петром I было запрещено каменное строительство везде, кроме Петербурга. Можно предположить, что в связи с этим запретом разрешение иерарха и не сработало. В пользу такой версии говорит то, что Петров указ был отменён в 1741 году, а каменный Спасский храм был уже выстроен к 1745 году: Балахнинское духовное правление тогда докладывало в Святейший Синод: "Новопоставленная каменная церковь имеется отстроена не шатровая и по обычаю, как и прочия каменные церкви, и ко освящению той церкви иконы все изготовлены..." Святейший Синод ответил на этот доклад 4 января 1746 года, разрешив освятить новый каменный храм, который и был освящён незамедлительно.
В конце ХVIII века земля, на которой стоит Спасский храм, стала принадлежать с лёгкой руки Екатерины II Григорию Григорьевичу Орлову. Впервые Гргорий Орлов вместе со своим братом Владимиром побывали в Городце в 1767 году, сопровождая императрицу, путешествующую по Волге на галере "Тверь". В качестве отступного Екатерина II в 1772 году одарила бывшего фаворита Г.Г. Орлова бывшими дворцовыми землями, среди которых значились и "в Балахонском уезде в селе Городец большая, малая и нижняя слободы". В 1775 году Городецкая вотчина досталась Владимиру Григорьевичу Орлову; в 1831 году, по кончине последнего, её унаследовала дочь Владимира Григорьевича Софья Владимировна Панина; в собственности Паниных это имение пребывало до самой революции, когда было национализировано. Отношения между вотчинными крестьянами и клиром Спасского храма не были безоблачными. Причина тому проста - среди крестьян преобладали староверы; камнем же преткновения стала Городецкая старообрядческая часовня, поставленная в 1786 году на земле, принадлежавшей Спасской церкви. Священники храма с самого начала были против появления часовни раскольников и не уставали писать жалобы в вышестоящие инстанции, пытаясь доказать противоправность действий старообрядцев.
Сохранился такой документ 1795 года: "В Городецкой раскольничьей часовне, - говорится в нём, - венчаются дети раскольников нередко на девушках православных..." Перечень "сигналов" можно продолжить - по всякому из них проводилось расследование, но старообрядцы всеми правдами и неправдами умудрялись избегать кар - часовня по-прежнему оставалась в их руках. Изначально спор был "идеологическим", однако со временем оказался переведён в практическую плоскость исключительно земельных "разборок". Разумеется, жизнь Спасского прихода не ограничивалась только борьбой со старообрядцами. Главным оставалась богослужебная практика, духовное окормление местных обывателей. Много трудов потребовала основанная в 1882 году при храме школа, в которой обучались не только дети, но и взрослые. Гости и прихожане храма оставались довольны благолепным украшением храма. И в этом - большая заслуга городецкого купечества. Местные купцы неизменно приходили на помощь Спасскому храму, если такая требовалась. Прихожанами Спасской церкви были такие известные фамилии, как Митюковы, Шадрины, Кузнецовы и иные заводчики. Ничто не напоминало о грядущих переменах...
Грянула Пролетарская революция, и в новом обществе служители культа, купцы и другая всякого рода буржуазия оказались в роли изгоев. Притеснения непосредственно коснулись и Спасского храма в 1920-х годах. Особо ретивые большевики решили в 1922 году церковь "немного пограбить", а в конце 1920-х годов собственно её и вовсе закрыть. Прихожане с таким решением не согласились, и в 1930 году делегировали двух своих посланниц в Москву - к "всесоюзному старосте" М.И. Калинину. Тот принял просительниц, и вскоре постановление городецких властей об упразднении Спасской церкви было отменено - в ней возобновились богослужения. И продолжались они до 1937 года, после того как священника Николая Державина арестовали и вскоре расстреляли. Вскоре храм закрыли окончательно. В осквернённом храме разместился молокозавод, в 1961 году его сменил столярный цех. Исчезла шатровая колокольня, с церкви были сбиты кресты, помещения варварски переоборудовали под хозяйственные нужды. Так продолжалось до конца 1980-х годов. После празднования 1000-летия Крещения Руси Спасский храм вернули только что образовавшейся православной общине. В октябре 1990 года в Спасской церкви было совершено первое после более чем полувекового перерыва богослужение.
Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №161, 2015 г.