ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Почаев. Успенская Почаевская Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы.


Почаев. Успенская Почаевская Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы
Собор. Действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Год постройки:1771.
Архитектор:Г. Гофман
Адрес:
Украина, Тернопольская обл., Кременецкий р-н, г. Почаев

Координаты: 50.004778, 25.507013





Сортировка:

Успенская Почаевская Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, вид с юга<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
20 июля 2013
Успенская Почаевская Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, вид с востока<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
20 июля 2013
Успенская Почаевская Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, вид с юго-востока, справа Варваринская церковь<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
вид с юго-востока, справа Варваринская церковь
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
20 июля 2013
Успенская Почаевская Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, вид с востока<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
20 июля 2013
Успенская Почаевская Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, фрагмент восточного фасада, вид от лаврской колокольни<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
фрагмент восточного фасада, вид от лаврской колокольни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
20 июля 2013
Успенская Почаевская Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
11 апреля 2012
Успенская Почаевская Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
Алексей Кротов
6 марта 2011
Успенская Почаевская Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
Дмитрий Васильков
29 августа 2007
Успенская Почаевская Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, восточный фронтон<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
восточный фронтон
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
20 июля 2013
Успенская Почаевская Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, фрагмент восточного фасада трапезной<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
фрагмент восточного фасада трапезной
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
20 июля 2013
Успенская Почаевская Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, венчания, вид с юго-запада<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
венчания, вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
20 июля 2013
Успенская Почаевская Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, фрагмент фасада, вид с юго-запада<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
фрагмент фасада, вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
20 июля 2013
Успенская Почаевская Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, капители, северо-восточная часть<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
капители, северо-восточная часть
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
20 июля 2013
Успенская Почаевская Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, вид с северо-востока<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
20 июля 2013
Успенская Почаевская Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, фрагмент западного фасада<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
фрагмент западного фасада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
20 июля 2013
Успенская Почаевская Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
Дмитрий Васильков
29 августа 2007
Успенская Почаевская Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
Дмитрий Васильков
29 августа 2007
Успенская Почаевская Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Фото Бориса Бейлина<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
Фото Бориса Бейлина
Андрей Агафонов
1 июля 1983
Успенская Почаевская Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
20 июля 2013
Успенская Почаевская Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
Ole Lukoye
6 ноября 2010
Успенская Почаевская Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, панно, северный фасад<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
панно, северный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
20 июля 2013
Успенская Почаевская Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, вид с юго-запада, слева Настоятельский корпус, за ним - купол строящегося Преображенского собора<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
вид с юго-запада, слева Настоятельский корпус, за ним - купол строящегося Преображенского собора
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
20 июля 2013
Успенская Почаевская Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Фото 1960-х г.г.<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
Фото 1960-х г.г.
Елена Григорьева
1963
Успенская Почаевская Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Правый боковой придел. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
Правый боковой придел. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
25 сентября 1941
Успенская Почаевская Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
9 августа 1941
Успенская Почаевская Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Фотография выполнена с колокольни Лавры в 1930-х гг.<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
Фотография выполнена с колокольни Лавры в 1930-х гг.
Алексей Кротов
1930
Успенская Почаевская Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Фото из журнала "Кормчий".<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
Фото из журнала "Кормчий".
Андрей Агафонов
1907
Успенская Почаевская Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Балюстрада перед собором. Автор фото - французский археолог барон Жозеф Де Бай<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
Балюстрада перед собором. Автор фото - французский археолог барон Жозеф Де Бай
Елена Григорьева
1907
Успенская Почаевская Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Внутренний вид и убранство собора Успения Пресвятой Богородицы. Архивное фото.<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
Внутренний вид и убранство собора Успения Пресвятой Богородицы. Архивное фото.
Елена Григорьева
Успенская Почаевская Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Фото 1931 года<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
Фото 1931 года
Т.



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  23 августа 2011

Проект сооружения в общих чертах подготовил архит. Г. Гофман. Всю дальнейшую работу по строительству вел архит. Петр Полеевский. Расположен на самом высоком плато Почаев-ской горы над пещерами, существовавшими здесь с давних времен. Поставлен на искусственной площадке, покоящейся на многоярусных субструкциях. Перед главным фасадом устроена просторная верхняя терраса с лестницей. Собор — трехнефная центральнокупольная базилика с удлиненным прямоугольным алтарным объемом. Соотношение ширины среднего и боковых нефов характерно для эпохи позднего барокко. Нефы перекрыты полуциркульными сводами на подпружных арках, в шелыгах сводов устроены фонари, выходящие на хоры. Главный северный фасад подчеркнут высокими повернутыми под углом 45° к продольной оси здания угловыми башнями, образующими в сочетании с эллиптической формой и архитектурным оформлением притвора (четыре полуколонны) плавную изогнутую линию фасада, характерную для построек позднего барокко. Внешний облик здания в целом отличается насыщенностью рокайлевого декора — композитный ордер полуколонн, спаренные и одиночные пилястры, лучковые сандрики, сегментные изломы раскрепованных карнизов над люнетами, люкарны крыш, декоративные вазы, лепная орнаментика растительного характера. Им противопоставлен мощный барочный купол с развитым фонарем.

Интерьер отмечен классицистической архитектоникой. Существующее декоративное убранство сложилось в конце XIX в. при участии петербургских академиков и художников: С. Комарова, Г. А. Боссе, И. М. Горбунова, Н. А. Лаврова, Е. Я. Васильева, М. В. Нестерова, С. Ф. Верховцева. Настенная масляная живопись выполнена лаврскими мастерами в 1876 г. Некоторые композиции помещены в пышные лепные картуши. Сохранились работы, выполненные в 1807 г. талантливым живописцем Лукой Долинским.

Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр. 78, издательство "Будивэльнык", 1983-1986 год


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  11 июня 2019

Столетием позднее, словно во исполнение библейского пророчества «и созиждут сынове инороднии стены твоя и царие их предстояти будут тебе», явила Почаевская святыня чудодейственную силу графу Николаю Потоцкому. Безудержный в своём магнатском произволе, он за то, что лошади всполошились, понеслись и опрокинули повозку, три раза стрелял в своего кучера. Только и успел извозчик повернуться в сторону виднеющегося на горе монастыря и обратиться с молитвой к Божией Матери – и... осечка: первый, второй, и третий раз. Потоцкий ошарашено смотрит на свой пистолет, ещё ни разу не подводивший его, переводит взгляд на кучера, полумёртвого от страха, но с огоньком какой-то надежды в глазах, всё также обращенных в сторону монастыря. Чудо это произвело на графа огромное впечатление. Со слезами покаяния падает он на колени перед Почаевским чудотворным образом Богородицы и обещает отныне посвятить свою жизнь монастырю и заботиться о приумножении его величия и славы.

И уже в 1771 г. на месте древних церквей, небольших и разрозненных, за проектом архитектора Готфрида Гофмана начинает строить в стиле позднего барокко величественный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Собор возвышается над землёй на 56 м. и стоит на горе, что высится над окружающей его местностью метров на 65. Длина его – 54 м., а ширина – 40 м. Величавый купол венчает собор. Большая терраса, ограждённая над стремниной горы железной решеткой, вделанной в 30-ти каменных столбах, на которых устроены искусно высеченные из камня фонари, с трёх сторон окружает его. Над центральным входом – икона Успения Божией Матери.

Внутри архитекторы придали ему крестообразную форму. Он разделён на три части аркадами колон, поражая богатством красок, живописи, линий и форм, граней и ярусов, богатством пространства, зовущего ввысь. Собор расписан и украшен иконами и изображениями, связанными с историей монастыря и событиями из жизни Спасителя. Это и исцеление слепорождённого брата помещицы Гойской Филиппа в 1597 г., и перенесение чудотворной иконы из замка Гойской на гору Почаевскую, перенесение инока в обитель с турецкого плена, воскрешение мёртвого младенца, сотрясение бесом жены Фирлея, граф Потоцкий и его кучер... И всё то, что сроднилось с этим краем – Волынью, этой святой горой так естественно соединяется с Евангельскими историями, знакомыми каждому верующему: Христос и покаявшаяся грешница, воскрешение сына вдовы Наинской, Христос в доме Марфы и Марии... Золотыми буквами слева направо – православный Символ веры. И, как завершение росписи, на алтарной стене – огромное изображение начала истории обители: явление Матери Божией в столпе огненном.

Расписывал храм в начале XIX в. львовский художник Лука Долинский, а спустя некоторое время в 1874 г. (после пожара) обновляли роспись лаврские художники вместе с академиком Васильевым. Отделочные работы выполнял скульптор Полиевский. Иконостас выполнен по проекту академика Нестерова. Тридцать три иконы украшают его. Наверху в двух боковых приделах устроены церкви: слева – во имя святого благоверного князя Александра Невского, а справа – во имя святителя Николая Чудотворца. Службы в них совершаются только на Светлой Седмице. Освящены они в память посещения монастыря императорами Николаем I и Александром II. Собор хранит две лаврские святыни – Цельбоносную Стопу Божией Матери и Её чудотворную икону.

Успенский собор поражает воображение своей мощью, гармонией и изяществом, величием и неповторимой красотой.

http://www.pochaev.org.ua/?pid=1383


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 января 2025

«…В 1781 году «для временного служения» освящается Успенский собор, хотя в нем предстоит еще много отделочных работ, так что чудотворный образ Почаевской Божией Матери будет перенесен сюда лишь в 1791 году.

Высота Успенского собора достигает 56 метров над землей, а стоит он на горе (или, скорее, на холме), что возвышается над окружающей его местностью еще метров на 70. Он виден издалека и как бы притягивает, сосредоточивает в себе пространство радиусом более чем в десяток километров. Длина его - 54, а ширина - 40 метров. Строители придали ему крестообразную форму, которую нелегко заметить снаружи. Он разделен на три части аркадами столбов или колонн. Как только мы входим в Успенский собор через Великие, или Главные, врата, то сразу же замечаем справа киот и ковчег с Цельбоносной Стопой.

Есть соборы, поражающие своей духовной строгостью, собранностью, простотой. Успенский собор поражает своим богатством - богатством красок (преобладание золота и лазури), богатством живописи, богатством линий, граней, ярусов, геометрических форм. Наконец, если можно так выразиться, богатством пространства, распахнувшегося под его сводами, массивными и в то же время взлетающими вверх.

Над алтарем, над горним местом, открывающимся поверх иконостаса, в этом храме - изображение «Явления Божией Матери на скале Почаевской в столпе огненном», созданное в 1870 году академиком В. В. Васильевым, расписавшим и весь собор. Первые же впечатления от храма - встреча с Цельбоносной Стопой и образ самого явления через толщу веков переносят нас к преданию о посещении Богоматери, тому Чуду, что через три с половиной века как будто откликнулось и воплотилось вновь в Чудотворной иконе, Чуду, заявившему о себе многими исцелениями и утешениями и, наконец, воздвигнувшему и сам собор.

Сама Почаевская икона Божией Матери находится над иконостасом. Иконостас (его называют «царским» в память о подарившем его императоре Александре II, посетившем Лавру В 1859 году) состоит из четырех ярусов. Он устроен в византийском стиле по рисункам архитектора Боссе; иконы его (всего их 33) писаны на медных досках академиками Лавровым, Горбуновым и Васильевым. Иконостас был установлен, а затем, 13 августа 1861 года, освящен, заменив собой ту небольшую перегородку, которая с начала XIX века служила иконостасом у базилиан. Звездообразный киот с чудотворной иконой Богоматери находится в третьем ярусе иконостаса над изображением Тайной Вечери. Свет, исходящий от Матери Божией и касающийся сердец, символически передается сиянием, исходящим от драгоценных камней, вправленных в киот и как бы разлетающихся в стороны. Это работа золотых дел мастера С. Ф. Верховцева, украсившего Цельбоносную Стопу и сделавшего покрытие для Престола. Перед иконой - массивная неугасимая лампада с несколькими светильниками. Она сделана в древневизантийском стиле по рисунку художника С. Комарова, с характерным орнаментом, залитым разноцветной эмалью.

По мнению протоиерея А. Ф. Хойнацкого, Успенский собор был едва ли не единственным в Российской империи, столь оригинально украшенным иконами и изображениями, связанными именно с тем краем, где он построен. Слава, которой овеян чудотворный образ Почаевской Богоматери, нашла здесь свое выражение средствами живописи.

Например, «Исцеление слепорожденного брата помещицы Гойской, Филиппа, по молитве пред иконою Божией Матери в 1597 году». Или «Удержание на вервии» юноши, упавшего в колодец, успевшего «сердцем вздохнуть» к Богоматери. Или «Чудесное перенесение инока в обитель из турецкого плена». Или «Воскрешение мертвого младенца». Или «Стрясение бесом жены Фирлея в момент учиненного ими кощунства». А вот и «Преподобный Иов, Игумен Почаевский, с братнею пред иконой Божией Матери молящийся». И все, что видно на стенах собора, сроднилось с этой местностью, этой горой, этой иконой и, вместе с тем, естественно и чудесно соединяется с Евангельскими историями, знакомыми каждому верующему: «Христос и покаявшаяся грешница», «Воскрешение сына вдовы Наинской», «Христос в доме Марфы и Марии», и т. д. Изображения общехристианских святых соседствуют с образами тех, кто какими-то узами связан с этим краем. И это не механическое сложение, не смешение разных эпох и сюжетов, но единый замысел, воплощению которого служит Успенский собор со всем своим убранством.

Мы как будто можем прочитать этот замысел, подняв глаза к голубой ленте, опоясывающей интерьер собора над верхними карнизами. Лента эта написанный золотыми буквами «посолонь», т. е. слева направо православный Символ Веры. Ибо одна из основных черт замысла, выраженного во всех этих росписях и убранстве, - придание собору православного характера, который в данном случае утверждает себя не вопреки, а в согласии с его архитектурным обликом. Собор строился униатами и для униатов, но Православие как будто влилось в него и «обжило» его изнутри, сделало его своим, русским, намоленным храмом, утвердило себя в святых иконах и ликах, во всех благодатных воспоминаниях о чудесах Божией Матери, изображенных на его стенах, и каждый богомолец, вступающий в этот собор, ощущает свое духовное родство со всеми, отдаленными от него временем, братьями и сестрами по вере, прибегавшими некогда к милости Царицы Небесной и получавшими ее.

«И видится, и чувствуется умом и сердцем при созерцании этих священных изображений, что и тебя не оставит Своим покровом и милостию Царица Небесная, что и тебя Она посетит, наставит, помилует, исцелит, как посещала, наставляла, благословляла этих несчастных, лики которых начертаны здесь в знаменательные для них моменты посещений свыше, - заметил о. А. Ф. Хойнацкий, - тем усерднее преклоняются колени перед образом Пречистой, тем теплее возносится молитва к Ее чудотворному Лику, этому непостыдному прибежищу всех скорбящих и обремененных не только на горе Почаевской, но и во всем мире христианском»…»

Источник: Храмы России / [Авт.-сост. С. Минаков]. – М.: Эксмо, 2010, стр. 816-819


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  9 марта 2025

Ансамбль Почаевской лавры (XV-XIX в.в.) состоит из пещер с подземными храмами, расположенными в три яруса (XV-XVI в.в.), Успенского собора (1771-1783, архитектор Г. Гофман), корпусов келий, трапезной (XVII-XVIII в.в.), колокольни (1861-1871), Троицкого собора (1906, архитектор А.В. Щусев) и нескольких хозяйственных и производственных построек.
Успенский собор в плане трёхнефный, крестово-купольный (30х69 м); главные продольный и поперечный нефы образуют пространственный крест с подкупольным квадратом (13х13 м). В объеме средокрестие на одну треть выше боковых нефов (ширина 6,7 м), имеющих двухъярусные хоры. Алтарь (13 х 21 м), ризница и дьяконник (оба 6,7х6 м) прямоугольные в плане. На западном фасаде угловые башни с лестницами на хоры повернуты под углом 45° к продольной оси здания.

Пещеры и подземные церкви, над которыми построен Успенский собор, вынудили зодчего создать для него террасообразное основание. Благодаря этому возникла сложная композиция объемов, в которых доминирует средний, с огромным куполом (высота 45 м).

Интерьер просторен и светел, но особенно впечатляет подкупольное пространство. Иконостас и настенная живопись – конца XIX в. Для внешнего облика храма характерны необычайно изысканная композиция расчлененных масс, игра вертикальных и горизонтальных линий, высокая культура деталей (ионический ордер, фигурные фронтоны и наличники), а в интерьере – редкостная гармония глубинного и высотно раскрытого пространства, сложность пространственного узора арок двухъярусных хор. Все эти особенности отличают его от других произведений архитектуры барокко на Украине.

Логвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М.: «Искусство», 1982 г., перевод с украинского.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  9 марта 2025

Успенский собор является центром ансамбля. Он поставлен на участке, ограниченном ранее возведенными зданиями, в сложных инженерных условиях (на трёхэтажных субструкциях). Имеет нетрадиционную ориентацию: главный фасад обращен на юг, а алтарь – на север. Собор представляет собой однобаневую трехнавовую базилику с трансептом. Средняя нава и трансепт намного шире и на треть выше боковых нав, которые являются двухъярусными (2-й ярус – хоры).

Все нефы перекрыты цилиндрическими сводами. В шелигах сводов боковых нав-круглые отверстия, устроенные для лучшего освещения. Подбаневый квадрат имеет размеры 13х13 м. Позолоченная восьмигранная баня с люкарнами на восьмигранном подбаннике увенчивается макушкой, возвышающейся на высоту 45 м. Симметричный главный фасад акцентирован фронтоном на оси и фланкирован двумя пятиярусными четырехгранными башнями, плоскости стен которых повернуты под углом 45° к продольной оси собора. Перед главным фасадом трёхэтажный корпус субструкций образует широкую террасу, вход на которую с уровня земли устроен сбоку так, что собор раскрывается с лестницы в сильном ракурсе.

Архитектурные формы - в стилистике рококо, колонны и пилястры ионического ордера, раскрепленные антаблементы, лучковые сандрики, картуши, вазы и лепнина с использованием красок (желтой охры поле стен, белые детали, позолоченные капители) создают возвышенную полифоническую композицию.

«Памятники архитектуры и градостроительства Украины». - К.: «Техника», 2000 г. 



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.