«…В 1781 году «для временного служения» освящается Успенский собор, хотя в нем предстоит еще много отделочных работ, так что чудотворный образ Почаевской Божией Матери будет перенесен сюда лишь в 1791 году.
Высота Успенского собора достигает 56 метров над землей, а стоит он на горе (или, скорее, на холме), что возвышается над окружающей его местностью еще метров на 70. Он виден издалека и как бы притягивает, сосредоточивает в себе пространство радиусом более чем в десяток километров. Длина его - 54, а ширина - 40 метров. Строители придали ему крестообразную форму, которую нелегко заметить снаружи. Он разделен на три части аркадами столбов или колонн. Как только мы входим в Успенский собор через Великие, или Главные, врата, то сразу же замечаем справа киот и ковчег с Цельбоносной Стопой.
Есть соборы, поражающие своей духовной строгостью, собранностью, простотой. Успенский собор поражает своим богатством - богатством красок (преобладание золота и лазури), богатством живописи, богатством линий, граней, ярусов, геометрических форм. Наконец, если можно так выразиться, богатством пространства, распахнувшегося под его сводами, массивными и в то же время взлетающими вверх.
Над алтарем, над горним местом, открывающимся поверх иконостаса, в этом храме - изображение «Явления Божией Матери на скале Почаевской в столпе огненном», созданное в 1870 году академиком В. В. Васильевым, расписавшим и весь собор. Первые же впечатления от храма - встреча с Цельбоносной Стопой и образ самого явления через толщу веков переносят нас к преданию о посещении Богоматери, тому Чуду, что через три с половиной века как будто откликнулось и воплотилось вновь в Чудотворной иконе, Чуду, заявившему о себе многими исцелениями и утешениями и, наконец, воздвигнувшему и сам собор.
Сама Почаевская икона Божией Матери находится над иконостасом. Иконостас (его называют «царским» в память о подарившем его императоре Александре II, посетившем Лавру В 1859 году) состоит из четырех ярусов. Он устроен в византийском стиле по рисункам архитектора Боссе; иконы его (всего их 33) писаны на медных досках академиками Лавровым, Горбуновым и Васильевым. Иконостас был установлен, а затем, 13 августа 1861 года, освящен, заменив собой ту небольшую перегородку, которая с начала XIX века служила иконостасом у базилиан. Звездообразный киот с чудотворной иконой Богоматери находится в третьем ярусе иконостаса над изображением Тайной Вечери. Свет, исходящий от Матери Божией и касающийся сердец, символически передается сиянием, исходящим от драгоценных камней, вправленных в киот и как бы разлетающихся в стороны. Это работа золотых дел мастера С. Ф. Верховцева, украсившего Цельбоносную Стопу и сделавшего покрытие для Престола. Перед иконой - массивная неугасимая лампада с несколькими светильниками. Она сделана в древневизантийском стиле по рисунку художника С. Комарова, с характерным орнаментом, залитым разноцветной эмалью.
По мнению протоиерея А. Ф. Хойнацкого, Успенский собор был едва ли не единственным в Российской империи, столь оригинально украшенным иконами и изображениями, связанными именно с тем краем, где он построен. Слава, которой овеян чудотворный образ Почаевской Богоматери, нашла здесь свое выражение средствами живописи.
Например, «Исцеление слепорожденного брата помещицы Гойской, Филиппа, по молитве пред иконою Божией Матери в 1597 году». Или «Удержание на вервии» юноши, упавшего в колодец, успевшего «сердцем вздохнуть» к Богоматери. Или «Чудесное перенесение инока в обитель из турецкого плена». Или «Воскрешение мертвого младенца». Или «Стрясение бесом жены Фирлея в момент учиненного ими кощунства». А вот и «Преподобный Иов, Игумен Почаевский, с братнею пред иконой Божией Матери молящийся». И все, что видно на стенах собора, сроднилось с этой местностью, этой горой, этой иконой и, вместе с тем, естественно и чудесно соединяется с Евангельскими историями, знакомыми каждому верующему: «Христос и покаявшаяся грешница», «Воскрешение сына вдовы Наинской», «Христос в доме Марфы и Марии», и т. д. Изображения общехристианских святых соседствуют с образами тех, кто какими-то узами связан с этим краем. И это не механическое сложение, не смешение разных эпох и сюжетов, но единый замысел, воплощению которого служит Успенский собор со всем своим убранством.
Мы как будто можем прочитать этот замысел, подняв глаза к голубой ленте, опоясывающей интерьер собора над верхними карнизами. Лента эта написанный золотыми буквами «посолонь», т. е. слева направо православный Символ Веры. Ибо одна из основных черт замысла, выраженного во всех этих росписях и убранстве, - придание собору православного характера, который в данном случае утверждает себя не вопреки, а в согласии с его архитектурным обликом. Собор строился униатами и для униатов, но Православие как будто влилось в него и «обжило» его изнутри, сделало его своим, русским, намоленным храмом, утвердило себя в святых иконах и ликах, во всех благодатных воспоминаниях о чудесах Божией Матери, изображенных на его стенах, и каждый богомолец, вступающий в этот собор, ощущает свое духовное родство со всеми, отдаленными от него временем, братьями и сестрами по вере, прибегавшими некогда к милости Царицы Небесной и получавшими ее.
«И видится, и чувствуется умом и сердцем при созерцании этих священных изображений, что и тебя не оставит Своим покровом и милостию Царица Небесная, что и тебя Она посетит, наставит, помилует, исцелит, как посещала, наставляла, благословляла этих несчастных, лики которых начертаны здесь в знаменательные для них моменты посещений свыше, - заметил о. А. Ф. Хойнацкий, - тем усерднее преклоняются колени перед образом Пречистой, тем теплее возносится молитва к Ее чудотворному Лику, этому непостыдному прибежищу всех скорбящих и обремененных не только на горе Почаевской, но и во всем мире христианском»…»
Источник: Храмы России / [Авт.-сост. С. Минаков]. – М.: Эксмо, 2010, стр. 816-819