ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Почаев. Успенская Почаевская Лавра. Церковь Иова Почаевского.


Почаев. Успенская Почаевская Лавра. Церковь Иова Почаевского
Церковь. Действует.  
Престолы:Иова Многострадального
Год постройки:1774.
Адрес:
Украина, Тернопольская обл., Кременецкий р-н, г. Почаев

Координаты: 50.004959, 25.50631





Успенская Почаевская Лавра. Церковь Иова Почаевского, , Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
Дмитрий Васильков
29 августа 2007
Успенская Почаевская Лавра. Церковь Иова Почаевского, входная дверь прохода в церковь<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
входная дверь прохода в церковь
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
20 июля 2013
Успенская Почаевская Лавра. Церковь Иова Почаевского, , Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
Ole Lukoye
6 ноября 2010
Успенская Почаевская Лавра. Церковь Иова Почаевского, , Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
Ole Lukoye
6 ноября 2010
Успенская Почаевская Лавра. Церковь Иова Почаевского, , Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
Ole Lukoye
6 ноября 2010
Успенская Почаевская Лавра. Церковь Иова Почаевского, , Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
Елена Громакова
2 сентября 2005
Успенская Почаевская Лавра. Церковь Иова Почаевского, Вход в пещеру Иова Почаевского<br>, Почаев, Кременецкий район, Украина, Тернопольская область
Вход в пещеру Иова Почаевского
Елена Громакова
2 сентября 2005



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  11 июня 2019

Кроме Успенского храма в этот период были построены пещерная церковь преподобного Иова и братский корпус, в котором живет братия и поныне. Спустившись по крутой лестнице и пройдя длинный коридор-галерею, стены которого расписаны ликами святых угодников в земле Русской просиявших, входим в небольшой храм. Он устроен на склоне горы (1774) и как бы соединен с ней. С правой стороны церкви – окна, а с левой – вход в каменный грот, где покоятся нетленные мощи преподобных Иова и Амфилохия, и находится маленькая пещерка, где молился угодник Божий Иов. Над входом в грот помещена древняя икона преподобного Иова. На стенах же грота написаны важнейшие события земной жизни и посмертного прославления угодника Божия: его кончина, явление митрополиту Киевскому Дионисию Балабану, самое открытие его мощей. От входа в храм и вплоть до иконостаса, на сводах арочного плафона роспись, повествующая о крестном пути Спасителя, начиная от омовения ног ученикам и кончая положением во гроб, а на стенах – эпизоды его земной жизни. Венчает церковь резной дубовый иконостас.

Сюда, в Пещерный храм, к преподобным Иову и Амфилохию устремляются сердца и души всех верующих православных христиан. Пещерная церковь, как бы обняв гору, навсегда соединилась с величественным сооружением Свято-Успенского собора.

http://www.pochaev.org.ua/?pid=1385


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 января 2025

«…В 1833 году, при епископе Иннокентии, для всеобщего почитания торжественно вновь были открыты мощи преподобного Иова, игумена Почаевского, имя коего вот уже 400 лет неразрывно связано с Почаевской Лаврой. Преподобный Иов Почаевский жил в трудные для православной России годы, когда на западных ее окраинах православный народ Волыни и Галиции подвергся церковным и политическим притеснениям со стороны польско-литовских магнатов. Преподобный Иов был свидетелем Брестской унии 1596 года и последовавшего за ней неудержимого наступления католичества, а также все возраставшего влияния протестантизма. Будучи игуменом монастыря и пользуясь огромным духовным авторитетом, преподобный Иов использовал все свои возможности для борьбы с инославными и еретическими влияниями на народное сознание, для укрепления Православия.

Родился будущий святой (в миру Иоанн) в 1551 г. на Покутье в Галичине (ныне: Львовская обл., неподалеку от г. Коломыя) в благочестивой семье Ивана и Агафьи Железо, принадлежавших дворянскому роду, хранившему верность Православию. Символична родовая фамилия преподобного: именно как железо проявил он себя, ревнителем в деле Православия и в борьбе с Римом, с унией. В акафисте преп. Иову речется: «Против лжемудрований Запада непреоборимый защитниче и поборниче...»

В 1842 году его мощи были перенесены в новую серебряную раку, пожертвованную известной благотворительницей русских монастырей Анной Орловой-Чесменской. Эта рака представляет собой подлинное произведение искусства. На ее верхней, серебряной, доске - чеканное изображение преподобного Иова усопшего, в мантии и схиме, а по сторонам - изображение Матери Божией в облаках, перед Нею - молящийся преподобный Иов, а также вид прежней Свято-Троицкой церкви, над которой было явление во время брани Збаражской, и, наконец, - Явление Божией Матери в столпе огненном.

Перед мощами преподобного Иова и сегодня множество неугасимых лампад, еще один дар Орловой-Чесменской. А в 1889 году над мощами святого был воздвигнут новый балдахин, сделанный итальянцем Леопольдом Менционе из белого каррарского мрамора и привезенный сюда из Италии. По форме своей балдахин представляет собой сень, поддерживаемую четырьмя витыми колоннами. Потолок состоит из пяти частей, каждая из которых имеет форму цельной доски в виде полукруга. На срединной части, венчающей весь потолок, - рельефное изображение Святого Духа в виде голубя, окруженного сиянием. На лицевой стороне - рельефное изображение двух ангелов, держащих свинцовую ленту с надписью: «Восхвалятся преподобнии во славе и возрадуются на ложах своих». Спереди балдахина, на центральной части потолка, изображено Всевидящее Око, а сверху водружен крест. Балдахин над ракой преподобного - одно из лучших украшений Лавры.

Примечательно, что все это великолепное и дорогое убранство находится в простом и не заслоненном никакими украшениями природном гроте, и, вступая в него, мы видим рядом с иконами и каррарским мрамором грубую и невзрачную горную породу и нависшие темно- серые своды - все то, что видел некогда и преподобный Иов, когда удалялся сюда на молитву. Богомольцы, которые приходят в этот грот, чтобы приложиться к мощам, покоящимся в богатой раке под балдахином, нередко отваживаются посетить и саму пещеру преподобного, которая находится совсем рядом. И тем самым на несколько минут они становятся как бы свидетелями и подвигов святого: его славы небесной, которую символически должно выразить пышное убранство его гробницы, и скудости жизни земной, о которой напоминает его суровая и жесткая, поистине лишенная всякой житейской «сладости» пещера.

Мощи преподобного Иова покоятся с большим почетом и в великом бережении. Мощные каменные своды из серого необработанного камня в пещере, и тут же небольшой богатый иконостас, лампады, свечи и собственно мощи. Мощи сокрыты стеклом, но не полностью. Руки нетленных мощей открыты совершенно! И прикладываются к ним как к руке живого праведника! Руки преподобного, нетленного и почившего много веков назад, - теплы и мягки, как у живого! И источают дивный аромат.

Желающие могут осмотреться и помолиться в пещерке преподобного. Проникают в святой лаз, буквально проползая туда и обратно, наравне с детьми, даже довольно упитанные люди. Изустная молва приписывает этому лазу чудесную особенность пропускать свободно людей, чистых сердцем, смиренных, покаявшихся, а вот нераскаявшихся «прихватывает» и не отпускает, покуда не покаются при всех! Великая сила заключена в мощах преподобного, да и во всем том месте!

Вот как описывает свои впечатления паломник, побывавший в Лавре в августе 2004 г.: «Дыхание перебивается, грудь сжимается при вползании во тьму, сердце колотится от неизвестности, словно хочет выпрыгнуть... Нащупал иконку, прикоснулся губами, с трудом собрался с собой и прочитал три молитвы. Ощущение в молитвенной пещерке преподобного Иова - будто ты упал в десницу Господа, она сжала тебя, как кусок сыра, выжала все лишнее и вновь возвращает в реальный мир. Прямое, полное, ясное ощущение, что пребываешь пред Лицем Господним, на очень высокой ступеньке близости к Престолу Его...»

Рядом с мощами преподобного Иова покоятся мощи другого Почаевского подвижника (Василия Головатюка), родившегося в 1864 году, а почившего 1 января 1971 года и совсем недавно прославленного нашей Церковью под именем преподобного Амфилохия. Всего лишь чуть более трех десятилетий назад скончался преп. Амфилохий, проживший 96 лет. Монахом батюшка стал в 1931 г., уже в преклонном возрасте. В 50-60-х годах изгонял бесов, слыл провидцем. Лечил святою молитвою. Местные жители до сих пор рассказывают, что во время Великой Отечественной войны к Амфилохию (тогда - Иосифу) приходили женщины и спрашивали прозорливца: «Придет ли мой муж с фронта?» Иногда он благословлял и говорил: «Придет, придет». А иногда: «А ты не плачь, не придет». Так и бывало. Даже умершего ребенка однажды оживил этот благодатный старец. Перенесение его мощей в Лавру сопровождалось, по многочисленным свидетельствам очевидцев, явлением в небесах трех белых крестов. Входя в грот преподобных Иова и Амфилохия, мы видим также иконы исцеления болящего игумена Досифея, явления преподобного Иова спящему митрополиту Киевскому Дионисию Балабану, открытия митрополитом его мощей и, наконец, явления его с Божией Матерью над горой Почаевской во время брани Збаражской и др.

Грот этот составляет лишь часть большой церкви, расположенной на южной окраине горы Почаевской, на том месте, где раньше было старинное кладбище, на котором и были обнаружены нетленные мощи преподобного Иова. Эта церковь служит как бы контрфорсом для Успенского собора или, точнее, для той большой галереи, с которой храм вздымается кверху. Построенная еще стараниями Потоцкого и освященная во имя великомученицы Варвары, эта церковь была переустроена архиепископом Арсением, а в 1864 году заново освящена архиепископом Антонием во имя преподобного Иова. Последующими архиереями она была приведена в сегодняшний вид. Церковь эту называют обычно Пещерной, связывая ее с тем местом, где покоятся мощи святого и где он созидал свои подвиги во дни земной жизни.

Чтобы попасть в эту церковь, нужно обойти Успенский собор, пройти по всей его великолепной галерее, оставляя по левую руку расстилающиеся вокруг дали, и войти через створчатые двери в тесный притвор, вернее, проход, ведущий из братского корпуса. Но мы еще не в церкви, а лишь в преддверии к ней. Путь туда, как и путь к монастырю, также подчинен определенному замыслу, сумевшему вложить духовное содержание в то что дано природой, и воплотить это содержание руками строителей и художников. Путь в церковь пролегает через целую анфиладу лестниц, спускающихся вниз, по длинному коридору, стены которого были некогда расписаны лаврскими живописцами, иеродиаконами Паисием и Анатолием. Вы идете в церковь мимо всех святых, в земле Российской просиявших, причем первыми провожают нас самые недавние святые девятнадцатого века, а последними нас встречают - у самого входа в храм святые десятого (равноапостольная Ольга, митрополит Михаил и два мученика варяг Феодор и сын его Иоанн) и одиннадцатого веков (во главе с великим равноапостольным князем Владимиром, святыми князьями Борисом и Глебом, преподобными Антонием и Феодосием и другими).

Десять веков, давших блестящий сонм православных святых, проплывают мимо нас за те две минуты, которые уходят на то, чтобы добраться от внешнего входа до самой церкви. И если поначалу они действительно пробегают, кажется, не оставляя по себе памяти, то затем, по мере того как все чаще и чаще будем мы приходить в этот храм, мы все дольше будем задерживаться перед ликами этих русских святых, подобно воинам, выстроившимся по обеим сторонам спускающейся анфилады лестниц.

Церковь, в которую вы входите, имеет необычно вытянутую форму, похожа на длинную галерею, и, если стать у входа там, где продают свечи и заказывают просфоры, алтарь окажется где-то вдали, на востоке. Храм тянется вдоль всего южного склона горы Почаевской, так что свет в него проникает только с одной южной стороны через большие полуовальные окна. В середине храма, немного выдаваясь вперед (ибо гора имеет чуть округлую форму), и расположен вход в пещеру преподобного Иова. Над входом, в некотором углублении, — одна из древнейших икон преподобного, по преданию, может быть, даже его портрет.

В храме слева, со стены, примыкающей непосредственно к горе, и с потолка картины последних дней земной жизни Спасителя (Вход Господень в Иерусалим, Тайная Вечеря, предательство Иуды, суд Пилата, Моление о Чаше, Распятие, Снятие со Креста, Погребение и, наконец, - Воскресение), выписанные чрезвычайно ярко, крупно, красочно. Далее мы двигаемся к алтарю как будто через последние Страстные дни и часы жизни Господа нашего. Те, кто не читал Евангелия, могут прочитать его здесь в росписи Пещерной церкви, или, по крайней мере, узнать о последних его главах. Кажется, ни одно из событий Страстной недели не упущено здесь, и это единство темы при росписи храма отличает Пещерную церковь от других церквей. Всего же здесь можно насчитать 52 картины, включая и те шесть, которые находятся в алтаре (Снятие со Креста, Помазание тела Христа, Положение во гроб, а также - Христос в темнице, Моление о Чаше и Воскресение Христово). По данным главного иконописца Лавры иеромонаха Паисия, заведовавшего росписью и окончившего ее 27 октября 1888 года, здесь выписано 606 фигур.

Каждый день в Пещерной церкви преподобного Иова в шесть часов утра совершается ранняя, или «беззвонная», литургия. После нее перед мощами святого Почаевского игумена читается акафист. Каждый вторник после литургии акафист служится соборно. После акафиста богомольцы могут приложиться к святым мощам…»

Источник: Храмы России / [Авт.-сост. С. Минаков]. – М.: Эксмо, 2010, стр. 820-822



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.