«…В 1833 году, при епископе Иннокентии, для всеобщего почитания торжественно вновь были открыты мощи преподобного Иова, игумена Почаевского, имя коего вот уже 400 лет неразрывно связано с Почаевской Лаврой. Преподобный Иов Почаевский жил в трудные для православной России годы, когда на западных ее окраинах православный народ Волыни и Галиции подвергся церковным и политическим притеснениям со стороны польско-литовских магнатов. Преподобный Иов был свидетелем Брестской унии 1596 года и последовавшего за ней неудержимого наступления католичества, а также все возраставшего влияния протестантизма. Будучи игуменом монастыря и пользуясь огромным духовным авторитетом, преподобный Иов использовал все свои возможности для борьбы с инославными и еретическими влияниями на народное сознание, для укрепления Православия.
Родился будущий святой (в миру Иоанн) в 1551 г. на Покутье в Галичине (ныне: Львовская обл., неподалеку от г. Коломыя) в благочестивой семье Ивана и Агафьи Железо, принадлежавших дворянскому роду, хранившему верность Православию. Символична родовая фамилия преподобного: именно как железо проявил он себя, ревнителем в деле Православия и в борьбе с Римом, с унией. В акафисте преп. Иову речется: «Против лжемудрований Запада непреоборимый защитниче и поборниче...»
В 1842 году его мощи были перенесены в новую серебряную раку, пожертвованную известной благотворительницей русских монастырей Анной Орловой-Чесменской. Эта рака представляет собой подлинное произведение искусства. На ее верхней, серебряной, доске - чеканное изображение преподобного Иова усопшего, в мантии и схиме, а по сторонам - изображение Матери Божией в облаках, перед Нею - молящийся преподобный Иов, а также вид прежней Свято-Троицкой церкви, над которой было явление во время брани Збаражской, и, наконец, - Явление Божией Матери в столпе огненном.
Перед мощами преподобного Иова и сегодня множество неугасимых лампад, еще один дар Орловой-Чесменской. А в 1889 году над мощами святого был воздвигнут новый балдахин, сделанный итальянцем Леопольдом Менционе из белого каррарского мрамора и привезенный сюда из Италии. По форме своей балдахин представляет собой сень, поддерживаемую четырьмя витыми колоннами. Потолок состоит из пяти частей, каждая из которых имеет форму цельной доски в виде полукруга. На срединной части, венчающей весь потолок, - рельефное изображение Святого Духа в виде голубя, окруженного сиянием. На лицевой стороне - рельефное изображение двух ангелов, держащих свинцовую ленту с надписью: «Восхвалятся преподобнии во славе и возрадуются на ложах своих». Спереди балдахина, на центральной части потолка, изображено Всевидящее Око, а сверху водружен крест. Балдахин над ракой преподобного - одно из лучших украшений Лавры.
Примечательно, что все это великолепное и дорогое убранство находится в простом и не заслоненном никакими украшениями природном гроте, и, вступая в него, мы видим рядом с иконами и каррарским мрамором грубую и невзрачную горную породу и нависшие темно- серые своды - все то, что видел некогда и преподобный Иов, когда удалялся сюда на молитву. Богомольцы, которые приходят в этот грот, чтобы приложиться к мощам, покоящимся в богатой раке под балдахином, нередко отваживаются посетить и саму пещеру преподобного, которая находится совсем рядом. И тем самым на несколько минут они становятся как бы свидетелями и подвигов святого: его славы небесной, которую символически должно выразить пышное убранство его гробницы, и скудости жизни земной, о которой напоминает его суровая и жесткая, поистине лишенная всякой житейской «сладости» пещера.
Мощи преподобного Иова покоятся с большим почетом и в великом бережении. Мощные каменные своды из серого необработанного камня в пещере, и тут же небольшой богатый иконостас, лампады, свечи и собственно мощи. Мощи сокрыты стеклом, но не полностью. Руки нетленных мощей открыты совершенно! И прикладываются к ним как к руке живого праведника! Руки преподобного, нетленного и почившего много веков назад, - теплы и мягки, как у живого! И источают дивный аромат.
Желающие могут осмотреться и помолиться в пещерке преподобного. Проникают в святой лаз, буквально проползая туда и обратно, наравне с детьми, даже довольно упитанные люди. Изустная молва приписывает этому лазу чудесную особенность пропускать свободно людей, чистых сердцем, смиренных, покаявшихся, а вот нераскаявшихся «прихватывает» и не отпускает, покуда не покаются при всех! Великая сила заключена в мощах преподобного, да и во всем том месте!
Вот как описывает свои впечатления паломник, побывавший в Лавре в августе 2004 г.: «Дыхание перебивается, грудь сжимается при вползании во тьму, сердце колотится от неизвестности, словно хочет выпрыгнуть... Нащупал иконку, прикоснулся губами, с трудом собрался с собой и прочитал три молитвы. Ощущение в молитвенной пещерке преподобного Иова - будто ты упал в десницу Господа, она сжала тебя, как кусок сыра, выжала все лишнее и вновь возвращает в реальный мир. Прямое, полное, ясное ощущение, что пребываешь пред Лицем Господним, на очень высокой ступеньке близости к Престолу Его...»
Рядом с мощами преподобного Иова покоятся мощи другого Почаевского подвижника (Василия Головатюка), родившегося в 1864 году, а почившего 1 января 1971 года и совсем недавно прославленного нашей Церковью под именем преподобного Амфилохия. Всего лишь чуть более трех десятилетий назад скончался преп. Амфилохий, проживший 96 лет. Монахом батюшка стал в 1931 г., уже в преклонном возрасте. В 50-60-х годах изгонял бесов, слыл провидцем. Лечил святою молитвою. Местные жители до сих пор рассказывают, что во время Великой Отечественной войны к Амфилохию (тогда - Иосифу) приходили женщины и спрашивали прозорливца: «Придет ли мой муж с фронта?» Иногда он благословлял и говорил: «Придет, придет». А иногда: «А ты не плачь, не придет». Так и бывало. Даже умершего ребенка однажды оживил этот благодатный старец. Перенесение его мощей в Лавру сопровождалось, по многочисленным свидетельствам очевидцев, явлением в небесах трех белых крестов. Входя в грот преподобных Иова и Амфилохия, мы видим также иконы исцеления болящего игумена Досифея, явления преподобного Иова спящему митрополиту Киевскому Дионисию Балабану, открытия митрополитом его мощей и, наконец, явления его с Божией Матерью над горой Почаевской во время брани Збаражской и др.
Грот этот составляет лишь часть большой церкви, расположенной на южной окраине горы Почаевской, на том месте, где раньше было старинное кладбище, на котором и были обнаружены нетленные мощи преподобного Иова. Эта церковь служит как бы контрфорсом для Успенского собора или, точнее, для той большой галереи, с которой храм вздымается кверху. Построенная еще стараниями Потоцкого и освященная во имя великомученицы Варвары, эта церковь была переустроена архиепископом Арсением, а в 1864 году заново освящена архиепископом Антонием во имя преподобного Иова. Последующими архиереями она была приведена в сегодняшний вид. Церковь эту называют обычно Пещерной, связывая ее с тем местом, где покоятся мощи святого и где он созидал свои подвиги во дни земной жизни.
Чтобы попасть в эту церковь, нужно обойти Успенский собор, пройти по всей его великолепной галерее, оставляя по левую руку расстилающиеся вокруг дали, и войти через створчатые двери в тесный притвор, вернее, проход, ведущий из братского корпуса. Но мы еще не в церкви, а лишь в преддверии к ней. Путь туда, как и путь к монастырю, также подчинен определенному замыслу, сумевшему вложить духовное содержание в то что дано природой, и воплотить это содержание руками строителей и художников. Путь в церковь пролегает через целую анфиладу лестниц, спускающихся вниз, по длинному коридору, стены которого были некогда расписаны лаврскими живописцами, иеродиаконами Паисием и Анатолием. Вы идете в церковь мимо всех святых, в земле Российской просиявших, причем первыми провожают нас самые недавние святые девятнадцатого века, а последними нас встречают - у самого входа в храм святые десятого (равноапостольная Ольга, митрополит Михаил и два мученика варяг Феодор и сын его Иоанн) и одиннадцатого веков (во главе с великим равноапостольным князем Владимиром, святыми князьями Борисом и Глебом, преподобными Антонием и Феодосием и другими).
Десять веков, давших блестящий сонм православных святых, проплывают мимо нас за те две минуты, которые уходят на то, чтобы добраться от внешнего входа до самой церкви. И если поначалу они действительно пробегают, кажется, не оставляя по себе памяти, то затем, по мере того как все чаще и чаще будем мы приходить в этот храм, мы все дольше будем задерживаться перед ликами этих русских святых, подобно воинам, выстроившимся по обеим сторонам спускающейся анфилады лестниц.
Церковь, в которую вы входите, имеет необычно вытянутую форму, похожа на длинную галерею, и, если стать у входа там, где продают свечи и заказывают просфоры, алтарь окажется где-то вдали, на востоке. Храм тянется вдоль всего южного склона горы Почаевской, так что свет в него проникает только с одной южной стороны через большие полуовальные окна. В середине храма, немного выдаваясь вперед (ибо гора имеет чуть округлую форму), и расположен вход в пещеру преподобного Иова. Над входом, в некотором углублении, — одна из древнейших икон преподобного, по преданию, может быть, даже его портрет.
В храме слева, со стены, примыкающей непосредственно к горе, и с потолка картины последних дней земной жизни Спасителя (Вход Господень в Иерусалим, Тайная Вечеря, предательство Иуды, суд Пилата, Моление о Чаше, Распятие, Снятие со Креста, Погребение и, наконец, - Воскресение), выписанные чрезвычайно ярко, крупно, красочно. Далее мы двигаемся к алтарю как будто через последние Страстные дни и часы жизни Господа нашего. Те, кто не читал Евангелия, могут прочитать его здесь в росписи Пещерной церкви, или, по крайней мере, узнать о последних его главах. Кажется, ни одно из событий Страстной недели не упущено здесь, и это единство темы при росписи храма отличает Пещерную церковь от других церквей. Всего же здесь можно насчитать 52 картины, включая и те шесть, которые находятся в алтаре (Снятие со Креста, Помазание тела Христа, Положение во гроб, а также - Христос в темнице, Моление о Чаше и Воскресение Христово). По данным главного иконописца Лавры иеромонаха Паисия, заведовавшего росписью и окончившего ее 27 октября 1888 года, здесь выписано 606 фигур.
Каждый день в Пещерной церкви преподобного Иова в шесть часов утра совершается ранняя, или «беззвонная», литургия. После нее перед мощами святого Почаевского игумена читается акафист. Каждый вторник после литургии акафист служится соборно. После акафиста богомольцы могут приложиться к святым мощам…»
Источник: Храмы России / [Авт.-сост. С. Минаков]. – М.: Эксмо, 2010, стр. 820-822