ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кушерека. Церковь Вознесения Господня.

Вознесенская церковь


Кушерека. Церковь Вознесения Господня
Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Вознесения Господня
Год постройки:1669.
Адрес:
Архангельская область, Онежский район, мо Малошуйское, деревня Кушерека

Координаты: 63.811541, 37.173082





Церковь Вознесения Господня, Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Кушерека, Онежский район, Архангельская область
Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1911
Церковь Вознесения Господня, Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Кушерека, Онежский район, Архангельская область
Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1911
Церковь Вознесения Господня, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.<br>, Кушерека, Онежский район, Архангельская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Вознесения Господня, Из книги "Путевые заметки о севере России и Норвегии" академика архитектуры В.В. Суслова. - Санкт-Петербург : тип. А.Ф. Маркса, 1888 год.<br>, Кушерека, Онежский район, Архангельская область
Из книги "Путевые заметки о севере России и Норвегии" академика архитектуры В.В. Суслова. - Санкт-Петербург : тип. А.Ф. Маркса, 1888 год.
Сергей Денисов
31 декабря 1888
Церковь Вознесения Господня, На историческом месте в с. Кушерека. Фото из книги С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов. Русское деревянное зодчество. Государственное архитектурное издательство Академии архитектуры СССР. М., 1942 г.<br>, Кушерека, Онежский район, Архангельская область
На историческом месте в с. Кушерека. Фото из книги С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов. Русское деревянное зодчество. Государственное архитектурное издательство Академии архитектуры СССР. М., 1942 г.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Азарова Ольга
 
Азарова ОльгаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  12 января 2012

Село Кушерека Кушерецкого прихода располагалось в устье реки Куши, впадающей в Белое море, по обоим ее берегам, а также на острове. Церковь находилась на левом берегу. В XVII столетии в приходе (бывшей вотчине Соловецкого монастыря) существовало два деревянных храма. Наиболее древний из них – во имя Успения Пресвятой Богородицы – впервые упоминается в «Дозорной книге 1648 года по городу Каргополю (Тургасову)». В 1696 году на его месте (после того, как старый храм сгорел) поставили второй, а в 1811 году сгорел и он. Храм во имя Вознесения Господня был построен в 1669 году «усердием прихожан» и «при пособии Соловецкого монастыря» [1,2,4].


Вознесенская церковь имела несколько престолов. В немалой степени этому обстоятельству способствовало ее необычное внутреннее устройство: внутри она разделена на три яруса. В нижней части находился главный престол – во имя Вознесения Господня (теплая церковь). Во втором «ярусе» (холодном) размещались некогда два престола – во имя пророка Илии и святой мученицы Параскевы, причем два алтаря находились рядом. В 1881 году оба престола, ради удобства службы (так как места для двух алтарей было недостаточно) объединили в один, а единый алтарь разместили в втором «ярусе» алтаря (под бочкой) [2,3,5]. Третий «ярус» представляет собой весьма сложную инженерную выдумку: он образовался вследствие устроения потолка второго этажа, который «служит опорой для двух пересекающихся под прямым углом рубленых стен, которые связывают тоже рубленные из бревен грани куба и несут на себе каркас средней главы» [5,8].

В XIX веке облик церкви претерпел существенные изменения. В 1825 году с запада к ней пристроили теплую двухэтажную трапезную (нижняя ее часть значительно больше верхней)[3], а немного позже по сторонам ее появились два придела: Успения с южной стороны (1830 год) и Богоявления с северной (1860 год). В 1854 году с северной стороны возвели деревянную колокольню со шпилеобразным завершением [2,4]. В 1874 году храм обшили тесом. Существенной потерей, которую нанесли храму позднейшие пристройки, было уничтожение замечательного крыльца на срубе и двумя всходами по сторонам, размещавшегося с западной стороны до возведения трапезной.

В 1970-е годы храм Вознесения Господня перевезли в музей деревянного зодчества «Малые Корелы». Здесь, во время реставрационных работ по проекту В.А. Крохина, разобрали трапезную с приделами XIX века, восстановили паперть, некогда охватывающую церковь с трех сторон, и крыльцо, примыкавшее к ней с запада [1]. На основе существующих аналогов, колокольня получила после реставрации шатровое завершение. Большой интерес представляет собой старинный иконостас церкви, который удалось сохранить после ее перевозки в музей [7].

По своей архитектуре Вознесенская церковь относится к «кубоватым» храмам. Основной ее объем – высокий стройный четверик, рубленный «в обло», с широким повалом и полицей. На четверике покоится величественный куб необыкновенно благородных очертаний. По своей форме он, как и куб Пятницкой церкви села Шуерецкое (1666 год), имеет несколько вытянутые пропорции и все еще (хотя уже в меньшей степени) напоминает о шатровом верхе. В отличие от Пятницкого храма, верх Вознесенской церкви завершен чрезвычайно нарядно - в виде небольшой крещатой бочки, которая поддерживает центральную главу. Под шеями четырех боковых главок неизвестный зодчий тоже поместил такие «бочки», только их «лбы» ориентированы не по сторонам света, как у центральной главы, а по диагонали [1]. Этот прием позволил создать редкостно гармоничное и цельное навершие, видимое в древности издалека, особенно с реки. Одной из уникальных особенностей храма можно назвать декоративный эффект от сочетания разной фактуры покрытий: резного лемеха из осины на главках, их шеях и кокошниках под ними (причем каждая дощечка спереди имеет вид креста [8]); ряды пластин из гонта на кубе и бочке алтарного прируба, умело положенного теса на перекрытиях крыльца и лестниц.

Такая подчеркнутая декоративность немного позже получит логическое развитие в облике кубоватых храмов с девятью главами: храмы Преображения Господня в Чукуеве (1687 год) и Владимирской иконы Божией Матери в Подпорожье (1757 год) [6]. В них мы видим уже не одну бочку над алтарным прирубом, а четыре – над прирубами со всех четырех сторон. Они дали возможность вновь вернуться к излюбленному шатровому завершению. Четыре шатра прихотливо сочетались с кубом и бочками и создавали неповторимую игру разнообразных объемов. Еще одним вариантом «многоглавия» на основе куба стала композиция из девяти глав, венчающая церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бережной Дуброве (1678 год).

Библиография:

[1] Крохин В.А. Реставрация Вознесенской церкви в селе Кушерека Архангельской области // Архитектурное наследие и реставрация. Реставрация памятников истории и культуры России. М., 1988. Вып.3. С.: 59-70
[2] Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Архангельск, 1895. Вып. III. С.: 20-24
[3] Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. М., 1942. С.: 144
[4] Ведомость о церкви Архангельской епархии, Онежского уезда, Кушерецкого прихода за 1896 год // НА РК. Ф. 229. Оп. 1. Ед. хр. 33. Л.л. 54-57 об.; Архангельские епархиальные вести. 1889. №3. Ч. офиц. С. 54 (цит. по: http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=252)
[5] Красовский М.В. История русской архитектуры: Деревянное зодчество. Пг., 1911. С.: 268, 269
[6] Грабарь И.Э. История русского искусства. Спб., 1910. Т.1. С.: 404-408
[7] Уникальные памятники архитектуры в собрании Архангельского государственного музея «Малые Корелы». Архангельск, 2004. С.: 5
[8] Бартенев И.А., Федоров Б.Н. Архитектурные памятники Русского Севера. Л.–М, 1968
[9] Суслов В.В. Путевые заметки о Севере России. Спб., 1888. С.: 44, 45


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  6 февраля 2018

Сведений об истории Вознесенского храма, который ныне находится в Музее-заповеднике "Малые Корелы", сохранилось немного. Как и другие деревянные церкви Русского Севера, он веками стоял в тихом селе, вдали от "большого мира". А его строителям, надо думать, даже в голову не приходило, что они создали шедевр.

Поморское село Кушерека, расположенное в пятидесяти километрах от города Онега, было основано переселенцами из Великого Новгорода не позднее ХVI века. Оно выросло на одноимённой реке, название которой, по легенде, происходит от слова "куш", что означает "богатая река", то есть место нереста речной рыбы, издавна являвшейся одним из главных источников пропитания северян. Впрочем, сама река - относительно небольшая, она не идёт ни в какое сравнение с Онегой, главной водной артерией этого края. Село, как и другие поселения Поморского берега, относилось к владениям Соловецкого монастыря. Здесь занимались и сельским хозяйством, и рыбной ловлей, но основной доход приносил соляной промысел. С основанием Патриархом Никоном монастырей на Кий-острове солеварни в Кушереке отошли на какое-то время к новой обители, но вскоре были возвращены Соловецкому монастырю и принадлежали ему вплоть до секуляризационной реформы, проведённой Екатериной II в 1764 году.

Первое упоминание о кушерецких храмах относится к 1631 году, хотя очевидно, что крупное село не могло существовать без них с момента основания. По монастырской переписи за упомянутый год, в селе имелась тёплая шатровая церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Время её постройки установить не представляется возможным. Позднее этот храм сгорел и был восстановлен на кладбище в одной версте от села, там же построили и колокольню. А в самом селе возвели новую церковь, которая сохранилась до наших дней, но не на своём исконном месте - в ХХ столетии она "переехала" под Архангельск и стала музейным экспонатом.

Строительство Вознесенской церкви относится к 1669 году. Она была гораздо больше своей предшественницы и имела как зимний, так и летний алтари. Церковное здание получилось огромным - фактически трёхэтажным. Впрочем, размеры северных храмов несколько обманчивы: внутри эти церкви совсем не так просторны, как может показаться снаружи. Освятил Вознесенский храм архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий (Любимов). Настоятелем церкви он поставил священника Епимаха Кононова, потомки которого управляли приходом вплоть до пятого колена. Возведение принципиально нового храма взамен сгоревшего объяснилось, скорее всего, политическими причинами. Незадолго до этого началась реформа Патриарха Никона, приведшая к расколу Русской церкви. Среди прочего, вышел запрет на строительство шатровых храмов как не соответствующих традициям православия. Однако насаждаемое из Москвы "освящённое пятиглавие" сыграло свою положительную роль в истории деревянного зодчества: в связи с внедряемыми новациями родилось сразу несколько новых форм. Помимо обячных пятиглавых церквей, про которые говорили, что они строены "на каменное дело", то есть в подражание каменным храмам, появились необычные многоглавые храмы и оригинальные церкви "кубоватой" формы.

Новая церковь Кушереки, поставленная по правилам "святых апостол и святых отец о пяти верхах, а не шатром", обрела именно этот, с одной стороны, компромиссный, а с другой, очень необычный и запоминающийся вид. Кушерецкая Вознесенская церковь вышла необыкновенно высокой: если двухэтажные церкви с холодным приделом наверху не были в редкость в районах с особенно суровым климатом, то трёхъярусный храм - явление исключительное. Впрочем, третий ярус, устроенный практически в самом кубе, венчающем храм, для богослужений не использовался. Первый ярус Вознесенского храма расположен на высоте второго этажа типичной онежской избы: он сильно поднят над уровнем земли, а ведёт в него высокое крыльцо-рундук. В этом первом ярусе устроили тёплую церковь в честь Вознесения Господня, обнесённую с трёх сторон просторной галереей. Последняя использовалась не только как притвор, но как паломническая гостиница - прибывающие из далёких деревень богомольцы могли переночевать прямо тут на лавках вдоль стен, чтобы с утра присутствовать на богослужении. Во втором этаже, куда ведёт мощная лестница, изначально имелось сразу два алтаря, во имя пророка Илии и святой мученицы Параскевы, чья чудотворная икона являлась главной святыней храма. Оба алтаря располагались рядом в весьма тесном помещении. В 1881 году для удобства службы их объединили в один. В пространстве между потолком второго этажа и гранями куба был сформирован ещё один ярус; впрочем, престола там за отсутствием необходимости так и не появилось. Срубленная онежскими мастерами постройка отличались необыкновенной прочностью и долговечностью. О поновлениях и перестройках Вознесенского храма в ХVIII веке ничего не известно - если они и были, то незначительные.

Изменения в конструкции церкви начались только в ХIХ столетии. В 1825 году к зданию пристроили большую двухэтажную трапезную с западной стороны. Для этого потребовалось разобрать старую паперть храма. Второй этаж трапезной, намного меньше первого, был увенчан небольшой главкой. Через некоторое время по бокам первого этажа трапезной появились два небольших придела: в честь Успения Божией Матери с южной стороны (1830) и Богоявления с северной (1860). Над ними поднялись симметричные главки, и во второй половине позапрошлого столетия храм стал уже восьмиглавым. В 1854 году с северной стороны возвели колокольню, которая оказалась ещё выше храма. До этого, видимо, при церкви существовала примитивная звонница в виде площадки звона на нескольких столбах, врытых в землю. В подавляющем большинстве случаев колокольни при деревянных храмах Русского Севера ставили отдельно, и кушерецкая колокольня не стала исключением. Изначально она представляла собой мощный восьмерик, с шатровым завершением, на четверике - запреты на шатровый стиль не касались колоколен, но к ХIХ веку эти запреты в любом случае превратились в далёкую историю. Впрочем, через некоторое время шатёр всё равно увенчали крупной главкой, сделав таким образом завершение колокольни более традиционным. Восьмигранный ярус звона устроили в верхней части восьмерика.

В 1874 году храм обшили тёсом для сохранения брёвен сруба от гниения. В те годы это была обычная практика, которая тем не менее, сильно портила облик древних зданий. Вплоть до ХХ века в храме были тябловые иконостасы. Брусья такого иконостаса - тябла - вставлялись в углубления в стенах, иконы на них устанавливались впритык, лишь иногда разделялись небольшими деревянными столбиками. Отдельно стоящие каркасные иконостасы для всех престолов храма создавались на протяжении десяти лет мастером Павлом Шишовым. В 1909 году он завершил работу над иконостасами для приделов трапезной, а ещё через два года закончил иконостас для главного алтаря. Конструкция последнего была специально приспособлена для разных по размерам старинных икон, сохранившихся в храме. Царские врата для этого иконостаса выполнил в 1899 году мастер Д. Терентьев, включивший в их конструкцию сохранившиеся детали ХVII века.

Самое тяжёлое для Русской Церкви время, 1920-1950-е годы, кушерецкому храму удалось пережить достаточно благополучно. Саму Кушереку потрясения ХХ века затронули слабо. Село просто пустело, молодёжь уезжала в города, не находя для себя занятия на малой родине. Если в середине ХIХ века в селе жило более полутора тысяч человек, то после войны население уже исчислялось десятком человек. Село практически вымерло - и, возможно, не последнюю роль в этом сыграл тот факт, что уже больше сорока лет назад оно лишилось своего храма. Экспедиция этнографов и искусствоведов зачастили в Кушереку в 1960-е годы. Они обнаружили здесь не только один из лучших образцов "кубоватого стиля", но и ценнейшие старинные иконы в интерьере храма. Все они вскоре "переехали" в Архангельский художественный музей, где хранятся и поныне. Сам храм с колокольней было решено перевезти в созданный в 1964 году и открытый для публики девять лет спустя Музей деревянной архитектуры под открытым небом "Малые Корелы". Центром Онежско-Каргопольского сектора и одним из центральных экспонатов музея и стала кушерецкая Вознесенская церковь с колокольней, "перебравшаяся" сюда в 1972 году.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №85, 2014 г.


Марина Зуйкова  28 декабря 2020

Вознесенская церковь в селе Кушерека сооружена в 1669 г. и принадлежит к тому типу церквей, которые строились со второй половины XVII в. вплоть до конца XVIII в. Особенно часто встречаются они на реке Онеге. Это храмы, завершенные кубоватыми крышами. В кубоватых церквах зодчие сумели, до некоторой степени, удовлетворить и требование московского духовенства увенчать храмы луковицами и сохранить в основе покрытия форму шатра. Это подтверждается ранними одноглавыми кубоватыми храмами. Так, в церкви Параскевы-Пятницы (1666 г.) села Шуерецкое, не сохранившейся до наших дней, покрытие имело удлиненную форму, напоминающую привычный древний шатер. Позже на «кубе», кроме центральной главы, появляются еще четыре — по углам. Пятиглавие на кубовом покрытии, видимо, вполне устраивало патриаршество. Именно с таким храмом мы и встречаемся в селе Кушерека.

Основной объем Вознесенской церкви — высокий и стройный четырехстенный сруб, с сильно расширяющимися повалами. Он завершается очень красивым, словно корона, кубом, с пятью изящными главками, стоящими на тонких чешуйчатых ножках. Основания этих глав украшены легкими кокошниками, с прорезными гребнями на коньках килей. К основному объему церкви с восточной стороны примыкает мощный и высокий квадратный в плане прируб. Он покрыт большой «бочкой», кровлей которой служит крупный городковый лемех-гонт. Сооружение обращает на себя внимание необычным решением внутреннего пространства, редко встречающимся в деревянном церковном зодчестве русского Севера.

Церковь двухэтажная. Второй этаж отличается от первого лишь меньшим размером трапезной. В 1825 г. к трапезной первого этажа были пристроены два квадратных придела. Церковь обшита тесом, главы и шейки сохранили свою первоначальную окраску. Внутри храма сохранился иконостас XVII в.

Село Кушерека Кушерецкого прихода располагалось в устье реки Куши, впадающей в Белое море, по обоим ее берегам, а также на острове. Церковь находилась на левом берегу. В XVII столетии в приходе (бывшей вотчине Соловецкого монастыря) существовало два деревянных храма. Наиболее древний из них – во имя Успения Пресвятой Богородицы – впервые упоминается в «Дозорной книге 1648 года по городу Каргополю (Тургасову)». В 1696 году на его месте (после того, как старый храм сгорел) поставили второй, а в 1811 году сгорел и он. Храм во имя Вознесения Господня был построен в 1669 году «усердием прихожан» и «при пособии Соловецкого монастыря».

Вознесенская церковь имела несколько престолов. В немалой степени этому обстоятельству способствовало ее необычное внутреннее устройство: внутри она разделена на три яруса. В нижней части находился главный престол – во имя Вознесения Господня (теплая церковь). Во втором «ярусе» (холодном) размещались некогда два престола – во имя пророка Илии и святой мученицы Параскевы, причем два алтаря находились рядом. В 1881 году оба престола, ради удобства службы (так как места для двух алтарей было недостаточно) объединили в один, а единый алтарь разместили в втором «ярусе» алтаря (под бочкой). Третий «ярус» представляет собой весьма сложную инженерную выдумку: он образовался вследствие устроения потолка второго этажа, который «служит опорой для двух пересекающихся под прямым углом рубленых стен, которые связывают тоже рубленные из бревен грани куба и несут на себе каркас средней главы».

В XIX веке облик церкви претерпел существенные изменения. В 1825 году с запада к ней пристроили теплую двухэтажную трапезную (нижняя ее часть значительно больше верхней), а немного позже по сторонам ее появились два придела: Успения с южной стороны (1830 год) и Богоявления с северной (1860 год). В 1854 году с северной стороны возвели деревянную колокольню со шпилеобразным завершением. В 1874 году храм обшили тесом. Существенной потерей, которую нанесли храму позднейшие пристройки, было уничтожение замечательного крыльца на срубе и двумя всходами по сторонам, размещавшегося с западной стороны до возведения трапезной.

В 1970-е годы храм Вознесения Господня перевезли в музей деревянного зодчества «Малые Корелы». Здесь, во время реставрационных работ по проекту В.А. Крохина, разобрали трапезную с приделами XIX века, восстановили паперть, некогда охватывающую церковь с трех сторон, и крыльцо, примыкавшее к ней с запада. Большой интерес представляет собой старинный иконостас церкви, который удалось сохранить после ее перевозки в музей.

http://arh.infagrad.ru/journal/?id=2529


Воронов Юрий Викторович
 

Типология церковной архитектуры, как известно, перенималась Древней Русью из Византии. Однако в дереве чрезвычайно трудно передать форму купола — необходимого элемента храма византийского типа. Вероятно, именно технологическими трудностями вызвана замена в деревянных храмах куполов кубоватыми завершениями. Такие храмы строились с середины XVII до конца XVIII веков. Район их постройки ограничивался Поонежьем и Поморским побережьем Белого моря. Куб представляет собой трехсоставную фигуру: квадратный четырехгранный пояс, на который снизу и сверху поставлены две четырехгранные пирамиды, при этом верхняя пирамида всегда выше нижней.

Самой древней из сохранившихся церквей кубоватого типа является Вознесенская церковь, стоявшая ранее в селе Кушерецком (ныне — д. Кушерека Онежского района Архангельской области) на Поморском берегу Белого моря, в устье реки Куша (ныне — Кушерека).

Первое упоминание о кушерецких храмах относится только к 1631 году, хотя очевидно, что крупный населённый пункт не мог существовать без храма с момента основания. До 1764 года село Кушерецкое находилось в вотчине Соловецкого Спасо-Преображенского мужского монастыря; здесь в XVII веке существовало два деревянных храма. Один из них — тёплый шатровый, освящённый в честь Успения Пресвятой Богородицы. Время постройки этой церкви установить не представляется возможным. Во второй половине XVII века Успенская церковь сгорела, но в 1696 году она была построена вновь. Простояв 115 лет, в 1811 году и она также сгорела; больше, по всей видимости, храмы с таким посвящением в селе не строились.

Второй деревянный храм во имя Вознесения Господня, дошедший до нашего времени, был построен в 1669 году на средства прихожан и на пособие Соловецкого монастыря. Вознесенская церковь по своей архитектуре относится к кубоватым храмам. Двухэтажный храм, рубленный «в обло», стоит на высоком подклете. Основной объём храма – высокий четверик, с широким повалом, на который поставлен куб с несколько вытянутыми кверху пропорциями. Завершён основной объём пятиглавием, стоящим на небольших крещатых бочках, причём крещатые бочки под боковыми главками ориентированы не по сторонам света, как у центральной главы, а по диагонали. С востока к основному объёму примыкает высокий прямоугольный алтарь, крытый бочкой, а с запада — крытое крыльцо, ведущее на второй этаж, под двускатной кровлей. Храм на первом этаже имеет крытою бревенчатую галерею, охватывающую церковь с трёх сторон, с которой ведёт красивое крыльцо на два всхода, стоящее на клети.

На первом этаже храма находится главный тёплый престол, освящённый в честь Вознесения Господня. На втором, холодном этаже размещались первоначально два престола – во имя пророка Илии и святой мученицы Параскевы, причём два алтаря находились рядом и внешне с улицы между собой не отличались, имея лишь по небольшому косящатому окну в бочке, стоящей над алтарным прирубом. При реставрации храма в «Малых Корелах» по неизвестной причине эти окна не были восстановлены.

Таким, по мнению специалистов, был храм на момент постройки, и так он был восстановлен по проекту архитектора-реставратора Владимира Анатольевича Крохина в музее «Малые Корелы», куда храм был перевезён в 1973 году.

За свою 300-х летнюю историю Вознесенская церковь, как и многие другие деревянные храмы, дошла до нас не в первоначальном виде. На основании архивных документов можно проследить изменения конструкции и внешнего облика церкви на протяжении последних веков. Самые большие перестройки коснулись церковь в XIX веке. Так, в 1825 году с запада к ней вместо крыльца и галереи пристроили тёплую трапезную, в которой устроили два придела: Успения Пресвятой Богородицы — с южной стороны (1830 год — в память о сгоревшей церкви в 1811 году) и Богоявления Господня — с северной (1860 год). Над трапезной и придельными алтарями первого этажа дополнительно были поставлены главки. К западу от трапезной было выстроено новое крытое крыльцо. Вход в подклет осуществлялся через северное боковое крыльцо в трапезной. В 1874 году храм обшили тёсом и стены выкрасили в белый цвет. В таком виде он простоял до 1973 года.

В 1854 году с северной стороны храма возвели отдельностоящую деревянную колокольню со шпилеобразным завершением. Она состоит из высокого четверика, рубленого в «обло», и меньшего по высоте восьмерика, рубленного «в лапу», на который поставлен ярус звона. Во время реставрации в «Малых Корелах» на основе существующих аналогов колокольня получила шатровое завершение.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.