Сведений об истории Вознесенского храма, который ныне находится в Музее-заповеднике "Малые Корелы", сохранилось немного. Как и другие деревянные церкви Русского Севера, он веками стоял в тихом селе, вдали от "большого мира". А его строителям, надо думать, даже в голову не приходило, что они создали шедевр.
Поморское село Кушерека, расположенное в пятидесяти километрах от города Онега, было основано переселенцами из Великого Новгорода не позднее ХVI века. Оно выросло на одноимённой реке, название которой, по легенде, происходит от слова "куш", что означает "богатая река", то есть место нереста речной рыбы, издавна являвшейся одним из главных источников пропитания северян. Впрочем, сама река - относительно небольшая, она не идёт ни в какое сравнение с Онегой, главной водной артерией этого края. Село, как и другие поселения Поморского берега, относилось к владениям Соловецкого монастыря. Здесь занимались и сельским хозяйством, и рыбной ловлей, но основной доход приносил соляной промысел. С основанием Патриархом Никоном монастырей на Кий-острове солеварни в Кушереке отошли на какое-то время к новой обители, но вскоре были возвращены Соловецкому монастырю и принадлежали ему вплоть до секуляризационной реформы, проведённой Екатериной II в 1764 году.
Первое упоминание о кушерецких храмах относится к 1631 году, хотя очевидно, что крупное село не могло существовать без них с момента основания. По монастырской переписи за упомянутый год, в селе имелась тёплая шатровая церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Время её постройки установить не представляется возможным. Позднее этот храм сгорел и был восстановлен на кладбище в одной версте от села, там же построили и колокольню. А в самом селе возвели новую церковь, которая сохранилась до наших дней, но не на своём исконном месте - в ХХ столетии она "переехала" под Архангельск и стала музейным экспонатом.
Строительство Вознесенской церкви относится к 1669 году. Она была гораздо больше своей предшественницы и имела как зимний, так и летний алтари. Церковное здание получилось огромным - фактически трёхэтажным. Впрочем, размеры северных храмов несколько обманчивы: внутри эти церкви совсем не так просторны, как может показаться снаружи. Освятил Вознесенский храм архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий (Любимов). Настоятелем церкви он поставил священника Епимаха Кононова, потомки которого управляли приходом вплоть до пятого колена. Возведение принципиально нового храма взамен сгоревшего объяснилось, скорее всего, политическими причинами. Незадолго до этого началась реформа Патриарха Никона, приведшая к расколу Русской церкви. Среди прочего, вышел запрет на строительство шатровых храмов как не соответствующих традициям православия. Однако насаждаемое из Москвы "освящённое пятиглавие" сыграло свою положительную роль в истории деревянного зодчества: в связи с внедряемыми новациями родилось сразу несколько новых форм. Помимо обячных пятиглавых церквей, про которые говорили, что они строены "на каменное дело", то есть в подражание каменным храмам, появились необычные многоглавые храмы и оригинальные церкви "кубоватой" формы.
Новая церковь Кушереки, поставленная по правилам "святых апостол и святых отец о пяти верхах, а не шатром", обрела именно этот, с одной стороны, компромиссный, а с другой, очень необычный и запоминающийся вид. Кушерецкая Вознесенская церковь вышла необыкновенно высокой: если двухэтажные церкви с холодным приделом наверху не были в редкость в районах с особенно суровым климатом, то трёхъярусный храм - явление исключительное. Впрочем, третий ярус, устроенный практически в самом кубе, венчающем храм, для богослужений не использовался. Первый ярус Вознесенского храма расположен на высоте второго этажа типичной онежской избы: он сильно поднят над уровнем земли, а ведёт в него высокое крыльцо-рундук. В этом первом ярусе устроили тёплую церковь в честь Вознесения Господня, обнесённую с трёх сторон просторной галереей. Последняя использовалась не только как притвор, но как паломническая гостиница - прибывающие из далёких деревень богомольцы могли переночевать прямо тут на лавках вдоль стен, чтобы с утра присутствовать на богослужении. Во втором этаже, куда ведёт мощная лестница, изначально имелось сразу два алтаря, во имя пророка Илии и святой мученицы Параскевы, чья чудотворная икона являлась главной святыней храма. Оба алтаря располагались рядом в весьма тесном помещении. В 1881 году для удобства службы их объединили в один. В пространстве между потолком второго этажа и гранями куба был сформирован ещё один ярус; впрочем, престола там за отсутствием необходимости так и не появилось. Срубленная онежскими мастерами постройка отличались необыкновенной прочностью и долговечностью. О поновлениях и перестройках Вознесенского храма в ХVIII веке ничего не известно - если они и были, то незначительные.
Изменения в конструкции церкви начались только в ХIХ столетии. В 1825 году к зданию пристроили большую двухэтажную трапезную с западной стороны. Для этого потребовалось разобрать старую паперть храма. Второй этаж трапезной, намного меньше первого, был увенчан небольшой главкой. Через некоторое время по бокам первого этажа трапезной появились два небольших придела: в честь Успения Божией Матери с южной стороны (1830) и Богоявления с северной (1860). Над ними поднялись симметричные главки, и во второй половине позапрошлого столетия храм стал уже восьмиглавым. В 1854 году с северной стороны возвели колокольню, которая оказалась ещё выше храма. До этого, видимо, при церкви существовала примитивная звонница в виде площадки звона на нескольких столбах, врытых в землю. В подавляющем большинстве случаев колокольни при деревянных храмах Русского Севера ставили отдельно, и кушерецкая колокольня не стала исключением. Изначально она представляла собой мощный восьмерик, с шатровым завершением, на четверике - запреты на шатровый стиль не касались колоколен, но к ХIХ веку эти запреты в любом случае превратились в далёкую историю. Впрочем, через некоторое время шатёр всё равно увенчали крупной главкой, сделав таким образом завершение колокольни более традиционным. Восьмигранный ярус звона устроили в верхней части восьмерика.
В 1874 году храм обшили тёсом для сохранения брёвен сруба от гниения. В те годы это была обычная практика, которая тем не менее, сильно портила облик древних зданий. Вплоть до ХХ века в храме были тябловые иконостасы. Брусья такого иконостаса - тябла - вставлялись в углубления в стенах, иконы на них устанавливались впритык, лишь иногда разделялись небольшими деревянными столбиками. Отдельно стоящие каркасные иконостасы для всех престолов храма создавались на протяжении десяти лет мастером Павлом Шишовым. В 1909 году он завершил работу над иконостасами для приделов трапезной, а ещё через два года закончил иконостас для главного алтаря. Конструкция последнего была специально приспособлена для разных по размерам старинных икон, сохранившихся в храме. Царские врата для этого иконостаса выполнил в 1899 году мастер Д. Терентьев, включивший в их конструкцию сохранившиеся детали ХVII века.
Самое тяжёлое для Русской Церкви время, 1920-1950-е годы, кушерецкому храму удалось пережить достаточно благополучно. Саму Кушереку потрясения ХХ века затронули слабо. Село просто пустело, молодёжь уезжала в города, не находя для себя занятия на малой родине. Если в середине ХIХ века в селе жило более полутора тысяч человек, то после войны население уже исчислялось десятком человек. Село практически вымерло - и, возможно, не последнюю роль в этом сыграл тот факт, что уже больше сорока лет назад оно лишилось своего храма. Экспедиция этнографов и искусствоведов зачастили в Кушереку в 1960-е годы. Они обнаружили здесь не только один из лучших образцов "кубоватого стиля", но и ценнейшие старинные иконы в интерьере храма. Все они вскоре "переехали" в Архангельский художественный музей, где хранятся и поныне. Сам храм с колокольней было решено перевезти в созданный в 1964 году и открытый для публики девять лет спустя Музей деревянной архитектуры под открытым небом "Малые Корелы". Центром Онежско-Каргопольского сектора и одним из центральных экспонатов музея и стала кушерецкая Вознесенская церковь с колокольней, "перебравшаяся" сюда в 1972 году.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №85, 2014 г.
Комментарии и обсуждение