«…Из Пермогорья, как указывали И. А. Бартенев и Б. Н. Федоров в работе «Архитектурные памятники русского Севера», до Кулиги Дракованной, где была расположена высокая колокольня и остатки небольшой клетской Никольской церкви, по сосновому бору - едва восемь километров. Дорога то поднимается на холм, то спускается в глубокий овраг. На полдороге, у маленького лесного озерка, окруженного темным таинственным лесом, старая водяная мельница, а дальше - резкий подъем на красный глинистый холм, и вот оттуда вдали, прямо на дороге, на фоне бледного северного неба, четким силуэтом вставала колокольня Никольской церкви, одна из старейших на Севере.
Ee датируют ХVІ веком. Эта колокольня, так же как и, скажем, Цывозерская – шатровая. Однако, в отличие от нее, - семнадцатистолбная. (Она значительно выше, и в ней нет той задушевности, той лирической задумчивости, которые есть в колоколенке Цывозера.) Это сооружение, основанием которого служит низкий четырехстенный сруб, придающий постройке большую устойчивость и зрительно связывающий ее с землей, имеет совершенно иной художественный образ. Соотношением объемов она скорее напоминает многогранную сторожевую башню, одну из тех, что ставились по углам стен древнерусских деревянных крепостей. В мощности ее восьмерика, с низкой арочной галереей звона и особенно в больших выносах повалов, чувствуется та суровая сила, которая характерна для башен порубежных северных укреплений Беломорья XVI-XVII вв., таких как Кола, Сумской и Кемский остроги.
Недалеко от колокольни, в густом ельнике, на маленьком кладбище, стояла клетская Никольская церковь, построенная в 1748 г. на месте сгоревшей. Сохранились очень красивое одновсходное крыльцо и висячая на выпусках крытая галерея. Некогда над коньком, в его восточной части, церковь имела маленький прямоугольный четверик, на котором возвышалась небольшая бочка с главкой. Внутреннее убранство церкви не сохранилось.
Колокольня является одной из самых древних колоколен башенного типа на семнадцати столбах. В старину на подступах к древнему городу или селу стояли сторожевые башни. Возможно, такая башня и послужила прообразом для шатровой колокольни. Основанием служит приземистый четверик, на который поставлен мощный восьмигранный сруб, завершающийся резными лопатками «полицами». Затем следует ярус звона с колоколами. Венчает колокольню шатер строгих пропорций, на который, минуя барабан, насажена миниатюрная главка, крытая лемехом. Это уникальный прием в деревянном шатровом зодчестве…»
Из книги: Храмы России / [Авт.-сост. С. Минаков]. – М.: Эксмо, 2010, стр. 647-648.