ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Малые Карелы. Музей деревянного зодчества. Церковь Георгия Победоносца из с. Горка Верхнетоемского р-на.

Георгиевская церковь


Малые Карелы. Музей деревянного зодчества. Церковь Георгия Победоносца из с. Горка Верхнетоемского р-на
Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Георгия Победоносца
Архитектурный стиль:Шатровые храмы
Год постройки:1672.
Адрес:
Россия, Архангельская обл.,Приморский р-н, с. Малые Карелы

Координаты: 64.454843, 40.951519
Проезд:от Архангельска авт. №№ 104, 108 или 111 до остановки Малые Корелы





Сортировка:

Музей деревянного зодчества. Церковь Георгия Победоносца из с. Горка Верхнетоемского р-на, , Малые Карелы, Приморский район, Архангельская область
Маресев Юрий
25 июля 2012
Музей деревянного зодчества. Церковь Георгия Победоносца из с. Горка Верхнетоемского р-на, Вид с севера после реставрации<br>, Малые Карелы, Приморский район, Архангельская область
Вид с севера после реставрации
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
21 сентября 2023
Музей деревянного зодчества. Церковь Георгия Победоносца из с. Горка Верхнетоемского р-на, , Малые Карелы, Приморский район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Михаил и Галина
3 августа 2018
Музей деревянного зодчества. Церковь Георгия Победоносца из с. Горка Верхнетоемского р-на, Восточный фасад<br>, Малые Карелы, Приморский район, Архангельская область
Восточный фасад
Игорь Монаков
4 ноября 2012
Музей деревянного зодчества. Церковь Георгия Победоносца из с. Горка Верхнетоемского р-на, , Малые Карелы, Приморский район, Архангельская область
Владимир_А
10 июля 2007
Музей деревянного зодчества. Церковь Георгия Победоносца из с. Горка Верхнетоемского р-на, Глава<br>, Малые Карелы, Приморский район, Архангельская область
Глава
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
8 сентября 2021
Музей деревянного зодчества. Церковь Георгия Победоносца из с. Горка Верхнетоемского р-на, , Малые Карелы, Приморский район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
8 сентября 2021
Музей деревянного зодчества. Церковь Георгия Победоносца из с. Горка Верхнетоемского р-на, Шатёр<br>, Малые Карелы, Приморский район, Архангельская область
Шатёр
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
10 января 2008
Музей деревянного зодчества. Церковь Георгия Победоносца из с. Горка Верхнетоемского р-на, В процессе реставрации <br>, Малые Карелы, Приморский район, Архангельская область
В процессе реставрации
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
8 сентября 2021



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Азарова Ольга
 
Азарова ОльгаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  3 января 2012

Георгиевская церковь из села Вершины Верхнетоемского района

Летняя (холодная) церковь святого великомученика Георгия первоначально находилась на правой стороне речки Верхней Тоймы (правый приток Северной Двины) и входила в число храмов Николаевского прихода Вершинского погоста. Сведений о времени его образования не сохранилось, так как пожар 1717 года уничтожил зимний (теплый) храм этого прихода (тоже деревянный – во имя святителя Николая) и все записи о селении. В 1777 году на месте сгоревшего храма поставили новый, поэтому наиболее древним строением стала считаться Георгиевская церковь 1672 года. «Сей и сгоревший теплый были первые храмы по открытии здесь прихода, который, вероятно, составили поселившиеся жители соседственного селения - Верхней Тоймы, стесненные нуждами жизненного продовольствия». Ансамбль из теплого и холодного храмов некогда дополняла колокольня. Находившийся на ней старинный колокол относился к несколько более раннему времени, нежели Георгиевская церковь. Такой вывод следует из текста надписи, вылитой на нем: «HENRICX TER HORST FECIT DAЛENTRIAE ANNO 1633» [1]. Надпись имеет некоторые неточности, но несомненно, что колокол отлил некий мастер Генрих … Хорст в 1633 году. Возможно, это дает основание отнести возникновение села и строительство первого Никольского храма примерно к 1630 году.

Ни колокольня, ни теплый деревянный храм не сохранились до нашего времени. В 1872-1875 годы на месте теплой церкви построили каменный Никольский храм, тоже не сохранившийся [2]. Сегодня единственной уцелевшей постройкой этого комплекса остается деревянный Георгиевский храм. В 1960-е годы его перевезли в музей деревянного зодчества «Малые Корелы» (Приморский район Архангельской области). В 1969 году церковь была отреставрирована под руководством В.А. Крохина. Проведенные в ходе работ исследования позволили восстановить обходную галерею и высокое «боярское» крыльцо с нарядным перекрытием «бочкой» и двумя лестницами-всходами по обе стороны от него [3,4].

По своей архитектуре Георгиевский храм входит в группу шатровых церквей «простейшего типа». Сейчас, к огромному сожалению, большинство старинных храмов этой группы уже утрачено. Почти такую же композицию, центром которой является высокий восьмерик, срубленный «в лапу» и отделенный широким повалом от могучего шатра, имели Владимирская церковь в Белой Слуде (1642 год), Никольский храм в селе Панилово (1600 год), Ильинская церковь Выйского погоста (1600 год). Счастливым исключением можно назвать древнейшую из дошедших до наших дней деревянных шатровых церквей - Никольский храм в Лявле (1584 или 1587 год). Ко всем ним в полной степени относится определение «прекрасная по пропорциям и силуэту и очень сдержанная по внешней обработке церковь» [5]. Георгиевский храм, как и все церкви этой группы, имеет два прируба: алтарь с восточной стороны и притвор с запада. Интересную особенность представляет собой неправильная форма восьмерика. Она не симметрична, а вытянута по оси север-юг [5].

Несомненное свидетельство влияния наиболее древних храмов – убранство шатра. Очень высокий, без всяких украшений, он сплошь покрыт лемехом (за исключением пояса над полицами повала) [6]. Именно так украшены шатры всех перечисленных церквей (кроме Владимирской в Белой Слуде). Эта характерная особенность, придающая особенное благородство всему облику шатровых храмов, скорее всего, восходит к самым первым шатровым сооружениям. В более позднее время (середине – второй половине XVII века и позднее) такое оформление почти не использовали, а покрывали шатры тесом (хотя есть и некоторые исключения).

Стены восьмерика и прирубов тоже практически лишены какого-либо декора. Их «спокойная гладь» лишь кое-где прорезана окнами с резными наличниками [6]. Существенное отличие Георгиевского храма от названных предшественников – крытая галерея на консольных выступах, которая охватывает церковь с трех сторон – севера, запада и юга и придает ей легкость и изящество. У церкви святителя Николая в Панилове галерею заменяли дополнительные помещения у западного прируба [7], а у Ильинского храма Выйского погоста такая галерея имела несколько упрощенную конструкцию.

Оба прируба – и притвор и алтарь – перекрыты бочками с очень плавными и гармоничными боковыми изгибами. Особого упоминания заслуживает крыльцо у западного притвора. Такое крыльцо – на срубе - украшало западный вход Никольской церкви в Панилове, храма Архангела Михаила Юромско-Великодворского погоста (1685 год), а в более позднее время – Вознесенской церкви села Конецгорье (1752 год), Флоро-Лаврского храма села Ростовское (1755 год) и некоторых других. Особенностью именно Георгиевского храма Вершинского погоста стала венчающая его бочка с пологими кровлями и полицами на резных столбиках, перекрывающими лестницы по обе стороны от крыльца. Бочка и перекрытия как бы повторяют форму бочки над притвором и вторит перекрытию галереи, что создает исключительно богатый и нарядный рисунок форм. Галерея и покрытие крыльца едва не были утрачены. Их восстановили уже в музее «Малые Карелы» благодаря усилиям реставраторов [3]. Из внутреннего убранства музейные сотрудники воссоздали резной старинный иконостас [4].

Библиография:

[1] Церковно-историческое и статистическое описание церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии. 1854 год. Цит. по: http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=196&pn=48
[2] ВЕВ. 1875. №16. С. 211; ИИАК. Пг, 1915. Вып. 61. С.: 25-26. Цит. по: http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=928
[3] Крохин В.А. Система построения формы в древнерусском деревянном зодчестве XVI-XVIII веков. С.: 197-246 // Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. М., 1976. Вып.4. С.: 204
[4] Уникальные памятники архитектуры в собрании Архангельского государственного музея «Малые Корелы». Архангельск, 2004. С.: 19
[5] Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. М., 1942. С.: 91
[6] Красовский М.В. История русской архитектуры: Деревянное зодчество. Пг., 1911. С.: 268, 269
[7] Грабарь И.Э. История русского искусства. Спб., 1910. Т.1. С.: 359, 363, 370
[8] Ополовников А.В. Сокровища Русского Севера. М., 1989. С.: 200


Воронов Юрий Викторович
 
Георгиевская церковь построена в 1672 году на Николаевском Вершинском погосте, расположенном на правом берегу реки Верхней Тоймы (правого притока Северной Двины) в Вершинской волости Сольвычегодского уезда Вологодской губернии (ныне - д. Гора Верхнетоемского района Архангельской области), в 21 км к северо-востоку от райцентра (п. Верхняя Тойма) и в 311 км на юго-восток от музея "Малые Корелы".

Основой храма служит высокий восьмигранный сруб, рубленный "в обло", который окружён крытой висячей галереей и увенчан величественным шатром с главкой на барабане, покрытыми лемехом. С запада и востока к восьмерику храма поставлены равновеликие прирубы, крытые бочками и служащие с востока алтарём, а с запада - трапезной. В храм, стоящем на высоком подклете, ведёт двусходное крыльцо, покрытое бочкой, являющееся украшением храма.

Перевезена Георгиевская церковь в музей "Малые Корелы" в 1970-х гг. Ныне является композиционным центром Двинского экспозиционного сектора музея.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  15 июля 2024

«…Архитектурной доминантой Северодвинского сектора стала Георгиевская церковь (1672) из села Вершина Верхнетоемского района, одна из жемчужин северного русского зодчества. Она представляет собой распространенный на русском Севере тип шатровых храмов. Мощный восьмигранный сруб этой церкви - словно вырастает из широкой крытой галереи с примыкающим к ней резным крыльцом. Высокий шатер, венчающий храм, имеет старинное покрытие городчатым лемехом. Восемь крестьянских усадеб из разных районов Северной Двины составили вместе с Георгиевской церковью основу сектора, воссоздающего большое село с ярмаркой, школой и волостным правлением.

В музее собраны все типы деревянных ветряных мельниц и толчеи, встречавшихся в России, - так богат ими был русский Север. Распластанные крылья разнообразных шатровок, толбовок на «раме», на «ряже», на «стойках» непременная деталь пейзажа северной деревни. Широко представлены хозяйственные постройки: амбары, бани, кузницы.

Пожалуй, не встретишь на Севере две избы, похожие одна на другую. Всегда видны отличия в постановке, и в элементах конструкции, деталях, украшениях. Неповторимость образа постройки в целом, при известной повторяемости традиционных черт, - вот характерная особенность русской деревянной архитектуры. Она воплотилась как в уникальных памятниках зодчества, так и в обычной северной избе. Типы изб (домов-дворов) отразили этнографическую специфику различных регионов архангельского Севера. Здесь и пятистенок, получивший ХІХ веке распространение едва ли не по всему краю, тут и четырехстенные каргопольские курные избы, топившиеся «по-черному», и вычегодские шестистенки на высоком подклете, Двинские двухэтажные («двужирные») избы с широкими взвозами для въезда телег и саней прямо на второй этаж. Величина северной избы оправдана. Мощные сосновые бревна ее защищали человека от морозов в студеные зимы. Все хозяйство: жилье, скот, продукты, орудия труда - располагалось под одной крышей. А иной хозяин строил избу еще и с запасом, рассчитывая на рост семьи.

Не случайно русская пословица гласит: «Дай крестьянину топор, и он починит даже часы». О высоком профессионализме «крестьянских» архитекторов говорит наличие в средневековой Руси «щепных» базаров. На этих деревянных базарах можно было купить в разобранном виде амбар, избу и даже церковь. Оставалось только перевезти и собрать постройку на месте. Именно этот принцип разборности и монтажности деревянных строений дал возможность создать Музей деревянного зодчества под Архангельском…»

Из книги: Храмы России / [Авт.-сост. С. Минаков]. – М.: Эксмо, 2010, стр. 649-650.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.