Краткое историческое описание Старочеркасской соборной церкви во имя Обновления Храма Воскресения Христова
I. Описание храма и принадлежащей к нему колокольни
Нынешняя Старочеркасская соборная церковь во имя Обновления Храма Воскресения Христова вновь построена в 1706 году, по указу Петра I, вместо бывшей прежде деревянной, первоначальное сооружение которой весьма замечательно.
Во время славной Азовской защиты, в 1641 году, казаки, теснимые неприятелем, дали обет соорудить церковь во имя Воскресения Христова, если Господь избавит их от руки вражеской. Оружие казаков восторжествовало над неверными, но церковь до 1649 года не была начата. В сём году посетило Черкасск ужасное моровое поветрие; казаки обратились к Богу с прежним обетом: поветрие исчезло, и в следующем 1650 году донцы приступили к сооружению храма, который в 1653 году и окончен. В 1670 году храм сей сгорел до основания, а вместо его, чрез два года, на том же месте выстроен был другой, деревянный же; но и тот, в ужасный пожар, в 1687 году, сгорел вместе со всем почти городом.
В 1706 году, по указу императора Петра I и по благословению московских митрополитов, между патриаршества при войсковом атамане Лукиане Максимове, заложен уже сей великолепный 9-ти главый каменный собор, которого построение продолжалось 13 лет и окончено при другом войсковом атамане Василии Фролове.
И так, от первоначального заложения прежде бывшего деревянного храма в 1650 году до нынешнего времени протекло 201 год; от окончания и освящения оного, в 1753 году, 198 лет; каменному же зданию, оконченному в 1719 году, 132 года. Архитектура сего храма византийско-русского стиля. Вся церковь сложена из кирпича, на каменных погребах, и покрыта железом. Длина всего храма внутри с алтарём 42 арш. и 10 верш., ширина 39 ½ арш., высота от подошвы до верхнего края среднего креста 64 арш.; снаружи в окружности собор имеет 201 арш. или 67 сажен.
В сём храме имеются три престола, вторично устроенные и освящённые после пожара, именуемого большого, бывшего в 1744 году. Первый или главный престол, во имя Обновления Храма Воскресения Христова, освящён в 1751 году июля 28 дня Преосвященнейшим Феофилактом, епископом Воронежским и Елецким.
Престол сей до пожара был весь серебряный; но во время оного превращён огнём в слиток, и после того не возобновлялся. Второй престол, во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы, освящён прежде главного в 1747 году апреля 5 дня. Третий – во имя Рождества Святого Иоанна, Пророка, Предтечи и Крестителя Господня, освящён в 1751 году, 2 августа.
Внутри храма находится драгоценный древнего писания, с превосходнейшей резьбой, золотой пятиярусный иконостас, в котором 85 Святых икон, в серебряных окладах с таковыми же венцами. Нижний пояс его состоит из 14 местных икон и трёх Царских врат. На местных иконах ризы все серебряные, позлащённые, с таковыми же венцами, а некоторые из икон, как в сём поясе, так и в верхних, унизаны жемчугом и драгоценными каменьями. Пред всеми местными иконами висят серебряные и сребропозлащённые подсвечники. Из троих Царских врат двое сребропозлащённые, с превосходнейшею черневою резьбой и Святыми иконами, а третьи серебряные с сребропозлащёнными иконами. Во всём оном иконостасе, а также в серебряных и сребропозлащённых вещах, как то: в сосудах, дароносицах, крестах, подсвечниках, лампадах, блюдах, кадилах и проч., считается серебра всего 34 пуда 16 фунтов; червонного золота, кроме мелких вещей, имеющихся на иконах, ризах и воздухах, 7 фунт. и 70 золотников; жемчугу на воздухах, убрусах, ризах, стихарях и двух плащаницах до 33 фунтов; меди – в трёх больших люстрах, подсвечниках и прочей церковной посуде, состоящей из отбельниц, купелей, кувшинов, чайников и т. п., 65 пудов и 26 фунтов.
Пред великолепным этим иконостасом на железных цепях висят три древних медных паникадила. Первое из них, огромное, великолепное, шестиярусное, с 60 подсвечниками, и, кроме того, украшенное превосходнейшей работы лавровыми и другими листочками и стебельками. В нём весу 33 пуда и 30 фунт. Предание говорит, что это паникадило вывезено донцами из Азова, в 1643 году, при оставлении ими оного.
Кругом, у всех стен сего храма, по самой иконостас устроены, наподобие Киево-Успенским Лаврским, хоры, обнесённые вокруг балясами. Хоры эти раскрашены и расписаны историческими Ветхого и Нового Завета картинами. Полы во всей церкви, алтарях и папертях, чугунные, перемощены вместо деревянных, с дозволения Преосвященнейшего Тихона Епископа Воронежского и Задонского, в 1767 году.
При входе в сей храм снаружи, у подножия среднего западного всхода, положена на земле двойная железная дверь, а несколько повыше поставлены две, в 12 пуд. 24 фунт., петли, привезённые, как говорит предание, из развалин Азовских стен, в 1643 году, и поверженные казаками у подножия сего храма в знак вечного благодарения Богу за взятие ими города Азова и благоговейного смирения.
Далее, на внутренней паперти, у западной двери, ведущей в предхрамную трапезу, есть цепь, в два пуда весом, перенесённая из древнего собора, на которой за 35 лет до построения нынешнего храма, в 1671 году, прикован был Стенька Разин.
Пойманный под Кагальницким городком войсковым атаманом Корнилием Яковлевым 14 апреля 1671 года и на позор народа прикованный железною цепью у дверей церковных, злодей этот доставлен был самим Яковлевым в Москву, где в Китай-городе, на большой площади, по приказанию царя, живой четвертован.
Направо от сей двери, следуя по внутреннему коридору, с трёх сторон опоясывающему церковь, в стене, противоположной Благовещенскому алтарю, как бы в противоположность первому памятнику и в воспоминание доблестного соперника Разинова, вделан мраморный надгробный камень войскового атамана Яковлева, со следующей надписью: «лета 7188 (1680) месяца июля в 16 день преставися раб Божий Корнилий Яковлевич на память св. мученика Афиногена и десяти его ученик».
При сей Соборо-Воскресенской церкви находится кирпичная 3-х этажная, азиатской архитектуры, колокольня. Она построена в 1730 году, как видно из следующей имеющейся на ней надписи, высеченной на мраморной доске, вделанной в стену: «Во славу Святыя, единосущныя, животворящие и нераздельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, при блаженныя и вечно-достойныя памяти Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны Самодержицы Всероссийской, начася колокольня сия старанием донских атаманов и казаков, при войсковом атамане Андрее Иванове сыне Лапатене 1725 года, а совершися при оном же атамане 1830 года и подписася при милостивейшей Великой Государыне Императрице Анне Иоанновне Самодержице Всероссийской 1733 года, генваря 1 дня».
Первый этаж её состоит из огромного поверх земного со сводом погреба, с железною дверью и двумя таковыми же окнами, обнесённого кругом широкой кирпичной террасой, утвержденною на таковых же арках. Терраса эта до 1800 года была обнесена вокруг дубовым, раскрашенным крыльцом. Второй этаж состоит из большой четырёхгранной со сводом комнаты, имеющей с западной стороны железную дверь, а с прочих трёх сторон по два с железными решётками и таковыми же притворами окна. В сём этаже находятся старые Войсковые дела, из оставшихся от Войсковых Присутственных мест и некоторых бывших станиц города Черкасска. Поверх сего этажа, в восьмигранных стенах, имеются ещё две кладовые комнаты, с приделанными к стенам полками, на которых, в каждой на 14 арш. размере, как видно по надписям №№, лежали разных годов Войсковые дела. Третий этаж осьмигранный, состоящий из 8-ми окон, вверх по 4 ½ аршина, а в ширину по 3 арш. и 5 верш. имеющ. На этом этаже ныне находятся все колокола: первый, праздничный в 99 пуд. и 24 фунт.; вторый, полиелейный, в 58 пуд и 33 ½ фунт.; третий, буденный, перелитый из 2 царских колоколов в царствование Петра I в 1703 году, в нём весу 50 пуд.; и четыре зазвонных колокола в 8 пуд. и 11 фунт. Всей меди, находящейся на колокольне, 216 пуд. и 28 ½ фунтов.
Кровля колокольни покрыта плоским жжёным кирпичом; впрочем, как видно из описи церковной, составленной в 1817 году, прежде сего она покрыта была листовым железом и окрашена зелёною медянкою. В верх от крыши выведен каменный осьмигранный шпиль с 40 сквозными пролётами, или круглыми окнами, в которых, во время пребывания здесь Войскового Правительства, при иллюминациях в высокоторжественные и прочие дни, ставилось до 450 плошек. Сверх шпиля находится посредственной величины глава, покрытая листовым железом и окрашенная зелёною краскою, увенчанная полумесяцем, над коим возносится древний, прекраснейшей работы железный крест [27], украшенный звёздами и вызолоченный червонным листовым золотом. Вышина колокольни от подошвы её до верхнего рога креста 64 арш. и 8 верш., а вокруг нижнего этажа 65 арш. и 4 вершка.
К колокольне, с восточной стороны её, приделана в 1823 году двойная каменная караульня, покрытая листовым железом.
Примечание. Налево от крайнего западного входа в церковь, на северной наружной стене находятся заметки о возвышении воды во время весенних разливов Дона, состоящие в железных и медных различной формы дощечках. На этих дощечках означены года, в которые вода наиболее затопляла город. Название этих вод следующее: Таракановская (1740 г.), Краснощёковская (1786), Чернышёвская (1820), Сунженская (1845) и Венгерская (1849). В 1849 году вода была наибольшая: Апреля 22 река вышла из берегов; 24 вода не только затопила весь Старочеркасск, но и Воскресенский проспект; 25 сравнялась с Сунженскою; 28 покрыла Чернышёвскую; 29 сравнялась с Таракановскою; 30 с Краснощёковскою, и наконец, 2 мая возвысилась от настоящего своего уровня в реке на 6 аршин и 3 ½ вершка, отопила Собор вокруг, на 2 арш. и ½ вершка в вышину; но во внутренность оного не входила, потому что Собор сей устроен на поверхземных погребах, возвышающихся от подошвы земли в верх до церковного помосту на 6 ½ аршин. В это время в Монастырской Донской церкви было воды сверх полов 12 ¾ верш., в Петропавловской 10 верш. и в Преображенской 5 вершков.
О воде 1740 года, или Таракановской, сделана на головке гвоздя, вбитого в наружную церковную стену, такая заметка: 1740 П.Г.В.Б., это значит: 1740 года потопила город вода большая. Вероятно, до сего времени такой воды ещё не было. Вода Краснощёковская получила название от того, что гроб скончавшегося в это время Бригадира Алексея Феодоровича Краснощёкова более двух месяцев простоял в засмоленном дубовом склепе на плавном каюке, на Ратинском кладбище, по невозможности, приготовить для него могилу. Вообще большие разливы вод были одною из главных причин перемещения города на нынешнее место.
II. Достопримечательные вещи, в сём соборе находящиеся
1. Золотой сосуд с таковым же прибором, украшенный 8-ю эмальными иконами и чеканным искусством, сооружённый из Христославных денег, как видно из находящейся на нём надписи, старанием Войскового Атамана Алексея Ивановича и жены его Анны Андреевны Иловайских, в 1792 году. В нём весу, со всем принадлежащим к нему прибором, 5 фунт. и 72 золотн.
2. Золотой 8-ми конечный крест резной работы, сооружённый в 1800 году усердием той же г-жи Иловайской. В нём весу чистого золота 87 золотников.
3. Три креста со святыми мощами: 1-й восьмиконечный сребропозлащённый, с мощами: Св. Великомученицы Варвары, Лаврентия, Олимпии, Логгина, Ахиллы Диакона, Михаила Митрополита Киевского, Силуана, Захария, Евфимия, Феодора и Макария. Крест сей поступил из дому Войскового атамана Михаила Самарина, коего благословил оным в Киеве блаженной памяти Митрополит Иосиф Нелюбович Тукальской, 2-й небольшой, четырёхконечный сребропозлащённый крест, с мощами Св. Иоанна Предтечи, Св. Иоанна Златоустого, Василия Великого, Иоанна Милостивого, Царя Константина, Пимена Великого, Анастасия Перского, мученика Меркурия, Архидиакона Стефана, Спиридона чудотворца, Косьмы от Аравит, Священномученика Анфиногена, Ефрема Сирина, Михаила Малеина, Кира безсребреника, Священномученика Анфима, Архимандрита Кумнопоса, Александра Свирского, Богоматери Анны, Николая Чудотворца и Св. мученицы Феодосии девицы. На сём кресте надпись: «Крест сей Войскового Атамана Корнилия Яковлева, сделан рпд (184) году декабря в 1-й день», т. е. 7184 год (1676). 3-й крест небольшой, восьмиконечный, кипарисный, обложенный кругом серебром, на верхней части которого изображено кистью распятие Господне, а в нижней части, в особо устроенном затворе, хранятся мощи Св. первомученика и Архидиакона Стефана и преподобного Нила Сельгерского чудотворца. Крест этот подан, в ноябре 1827 года, вдовою полковницкою женою Праскевою Леонтьевою Быхаловою.
4. Древний образ Свят. Апостола Иоанна Богослова, написанный, как свидетельствует надпись, в 7053 году, т. е. от Рождества Христова в 1545 году.
5. Древний образ Воскресения Христова, прежде бывший местным, но ныне находящийся на Горнем месте в Предтечевском алтаре. Поновлён.
6. Образ Тифинския Божия Матери в сребропозлащённом окладе с таковым же венцом. Убрус на нём и половинная часть ризы низаны жемчугом. В надписи на нём, между прочим, говорится: «написася сей Св. образ в царствующем граде Москве 1762 года апреля 1-го дня, а писал города Ярославля большого изограф Дмитрий Лукъянов, сын Истомин, Войска Донского старшине Макару Никитичу сыну Грекову».
7. Образ Живоносного источника, высокого письма; писан в 1756 году по поручению непременного судьи генерал-майора и кавалера Амвросия Гавриловича Луковкина.
8. Образ Ватопецкия Пресвятыя Богородицы, именуемой Раненной, замечателен по превосходной живописи и имеющейся на нём надписи: «Сей честный образ Богоматере Ватопецкой, нарицаемой Раненной, лицо коего пронзил ножом один Диакон Монастырский, его же рука лежит под сим образом, как явственнее открывается в Истории сей обители, на медной дщице изсечеся благоговения ради, трудами славных художников Римских, из Руфеции, в Венеции обитающих, благословением преподобнейшего Игумена и Эконома сей обители Г. Стефана, по совету всепочтеннейшего Г. Гавриила; из сего сие Монастыря, да туне сей дар православным христианам ради благословения преподается, в лето 1563 года».
9. Большое сребропозлащённое с каменным украшением Свят. Евангелие, пожертвованное Петром Великим, как видно из следующей надписи: «Лета от сотворения мира 7217, а от Рожд. Христова 1709 года, февраля месяца, во славу всего создания Спасителя нашего Бога и Пречистыя Его Матери и всех святых, в лета благополучныя милостию Всемогущего Бога и Пресвятыя Его Богоматере, помощию Великого Государя нашего и Великого Князя Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца державы Его, и при сыне Его Благороднейшем Государе нашем Царевиче Алексие Петровиче, меж Патриашества, сие Свят. Евангелие, с принадлежащим сим украшением, построися в отчину Его Государскую, в город Черкаск в соборную церковь, где по Его Государской милости живут Донские казаки; построена Войсковою казною».
10. Священническая риза, богатой золотой, посыпной парчи, сшитая, как говорят старожилы, из собственного платья Императрицы Екатерины II, подаренного ею в проезде из Крыма в 1787 году жене Войскового атамана А. И. Иловайского, Анне Андреевне. Кроме того, из сего же платья тогда же сделаны были стихарь и воздухи, находящиеся также в сей церкви.
11. Колокол, перелитый по приговору всего Войска Донского, как говорят старожилы, из двух Царских колоколов, присланных в сей собор вместе с другими вещами, в царствование Алексея Михайловича. Вот точная надпись на нём: «По приговору всего Войска Донского вылит сей колокол в городе Черкаском, при Г. Войсковом атамане Андрее Иванове, сыне Лапатином месяце июля в 20 д. 1703 г.; весу в нём 50 п., лил сей колокол мастер Данила Кательников».
12. При входе в церковь с западной стороны ея с надворья, лежит двойная железная дверь, имеющая в длину 8 фут. и 10 дюйм., в ширину 4 фут. и 12 дюйм., а в толщину в 2 дюйм., весом в 67 пуд. и 20 фунт., и две петли в 12 пуд. и 24 фунт. Двери и петли сии привезены, как говорит предание, из Азова, в 1643 году, в то время, когда казаки, по повелению Царя Михаила Феодоровича, оставили Азов туркам.
13. При входе в самой храм, с правой стороны главных во внутреннем коридоре дверей висит железная цепь, в два пуда весом, именуемая Разеновой.
14. Внутри храма, против главного алтаря, повешено драгоценное медное паникадило, в 6 огромных ярусов с 60 подсвечниками, украшенное лаврами, репьями, цветами и другими украшениями. Весу в нём 33 пуда и 30 фунт.; крест в верху онаго осьмиконечный, у подножия коего, на самом яблоке, имеется надпись: «В дар Богу принесено сие паникадило в Черкаскую Соборную церковь 1643 г.».
Публикация С. П. Чибисовой, http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m8/2/art.aspx?art_id=1454