ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Старочеркасская. Церковь Спаса Преображения.

Преображенская (Ратная) церковь


Церковь. Действует.  
Престолы:Спаса Преображения
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:между приблизительно 1740 и 1751.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Ростовская область, Аксайский р-н, станица Старочеркасская, северная часть станицы

Координаты:47.246573, 40.042891
Проезд:От г. Ростова н/Д с речного вокзала до пристани Старочеркасск, авт. маршрут Аксай-Старочеркасск, автомобилем по новому шоссе через Аксай и Нижний Лог


Добавить фотографию
Церковь Спаса Преображения - Старочеркасская - Аксайский район - Ростовская область
А.Токарев
21 августа 2013
Церковь Спаса Преображения - Старочеркасская - Аксайский район - Ростовская область
А.Токарев
21 августа 2013
Церковь Спаса Преображения - Старочеркасская - Аксайский район - Ростовская область
А.Токарев
21 августа 2013
Церковь Спаса Преображения - Старочеркасская - Аксайский район - Ростовская область
А.Токарев
21 августа 2013
Церковь Спаса Преображения - Старочеркасская - Аксайский район - Ростовская область
А.Токарев
21 августа 2013
Церковь Спаса Преображения - Старочеркасская - Аксайский район - Ростовская область
А.Токарев
21 августа 2013
Церковь Спаса Преображения - Старочеркасская - Аксайский район - Ростовская область
Апсида
Иванов Дмитрий
31 июля 2010



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Александр Тихонов,  30 мая 2010

«В 1701 г. на Черкасском острове была построена Ратная церковь Ильи Пророка с приделами Фрола и Лавра. Дата постройки названа в челобитной войска Донского царю Петру I, в которой казаки просят прислать к новой церкви священников для отправления богослужения. Церковь была деревянной так, как хорошо известно, что до постройки кирпичного Воскресенского собора никаких других каменных сооружений в Черкасске не было. Имеется документальное подтверждение существования Ратной церкви в 1718 г. На планах Черкасска она впервые показана в 1735 г. Это изображение представляет собой условный знак в виде 4-х конечного креста, помещенного в окружность, что не дает даже приблизительного представления о конфигурации храма. В какой-то степени данные плана подтверждает священник Старочеркасского собора с 1841 по 1872 гг., краевед Григорий Андреевич Левитский. В своей работе «Старочеркасск и его достопримечательности» он сообщает, что Ратнинская церковь построена в 1733 г. при войсковом атамане Даниле Ефремове, правда, не уточняя материала, из которого сооружена постройка. К сожалению, эта информация пока не находит подтверждения в документах XVIII в.

Из Указа императрицы Елизаветы, посланного на Дон 31 мая 1744 г., мы знаем, что в Черкасске в это время намерены вести строительство каменной церкви. Войсковой атаман Данила Ефремов уже нанял для этого строительства в столице 1 мастера, 8 каменщиков и 2 штукатуров, скупил 200 пудов меди и олова для изготовления колоколов, которые должны были отлить на Воронеже. Военная коллегия выделила деньги на доставку металла в Воронеж и на проезд строителей до Волуек. Дальнейшая доставка мастеров ложилась на плечи войска Донского. Приступили ли вышеназванные мастера к работе нам не ведомо. Зато хорошо известно, что 12 августа того же 1744 г. в Черкасске произошел большой пожар. Военная коллегия, опираясь на сообщение с Дона, доложила в Правительствующий Сенат, что в течении 3 часов «Черкасск з двумя каменною и деревянною церквами и со всем строением тако и с пороховою казною... згорел без остатку»». Сгоревшей каменной церковью, названной в документе, являлся Собор. Именно там находились жалованные грамоты, клейноты войска Донского, «которые подлинно все погорели». Какая из деревянных церквей сгорела, требует уточнения. Пожар поразил и Ратненскую церковь, находившуюся за городской чертой, определяемой крепостными стенами. Об этом свидетельствуют как В. Сухоруков, так и Г. Левитский. Естественно, что при восстановлении сгоревшего города, основное внимание было обращено на ремонт и создание нового интерьера войскового Воскресенского собора. Тем не менее, уже в 1749 г., апреля 13 в Москве по просьбе войска Донского были выделены деньги на подводы для возвращавшегося на Дон казака Михаила Барабанщикова. Он вез с собой строителей: 1 мастера и 10 каменщиков и штукатуров. Мастеровые должны были в Черкасске строить церковь Петра и Павла, а так же каменную колокольню к церкви преображения. Можно предположить, что основное здание кирпичного храма уже существовало, оставалось выстроить колокольню.

К 1751 г. все новостроящиеся и подновляющиеся церкви были готовы. На празднование столь крупного события прибыл с причтом епископ Воронежский и Елецкий Феофилакт, освятивший все три храма: Собор, Преображенскую и Петропавловскую церкви. Преображенская церковь была освящена в три приема. 6 августа 1751 г. обряд освещения главного придела во Имя Преображения Господня совершил сам епископ Феофилакт. 8 августа архимандрит Варсонофий освятил престол св. Илии, а 10 августа архимандрит Корнилий освятил престол св. Фрола и Лавра».

http://fstanitsa.ru/history/preobrazhenskaya-tserkov-na-ratnom-kladbishche-v-stanitse-starocherkasskoi-xviii-nach-xx-vv

Сейчас церковь находится в стадии ремонтных работ. И если отделочные работы снаружи церкви выполнены, то внутри пока работ хватит не на один год.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  21 ноября 2017

В августе 1751 года состоялось торжественное событие - освящение сразу трёх церквей Черкасска: главного престола Воскресенского собора и новых каменных Преображенского и Петропавловского храмов. Для этого в Черкасск прибыл сам епископ Воронежский и Елецкий Феофилакт (Губанов). Преображенский храм, любимый жителями Черкасска, никогда не жаловался на бедность и своими богатствами соперничал с войсковым собором. Сохранилось свидетельство 1820-х годов, касающееся иконостаса Преображенского храма: "Отличается правильностью и красотою; он носит теперь отпечаток греческого вкуса: осбенно делают ему хороший вид колонны коринфского ордера, покрытые резьбою. Живопись сей церкви, хотя также простая, но несравненно лучше соборной..." Последнее утверждение заставляет задуматься - ведь насколько выразительны иконы и росписи Воскресенского собора... Иконостас упоминается и в статье корреспондента "Казачьего вестника", опубликованной в 1883 году: "Это какая-то громада, как бы висящая на воздухе и поминутно угрожающая упасть на головы молящихся. Перед царскими вратами выдвинута вперёд на целую сажень гигантская колонна, упирающаяся в самый свод купола и держащаяся лишь на двух исполинских столбах..." Пол храма, как и в войсковом соборе, был выложен чугунными плитами. В начале 1930-х годов большевики закрыли Спасо-Преображенский храм. К концу советской эпохи он представлял собой жалкое зрелище. Разорено оказалось и Ратное кладбище. В 2002 году при церкви была зарегистрирована православная община, после чего началось восстановление храма и приведение в порядок кладбища.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №83, 2014 г.


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  10 апреля 2020

Среди храмов станицы Старочекасской — бывшей столицы Тихого Дона — Преображенская Ратная церковь всегда занимала особое место. На кладбище, раскинувшемся вокруг неё, покоятся многие герои XVII-XX веков. Кроме того, согласно преданию, это единственный храм на Дону, в который донские казаки, отправляясь в поход, могли войти с оружием.

В 1673 году чуть севернее Черкасского городка на Дону (ныне — станица Старочеркасская) под руководством инженера Альбрехта Шневеца было возведено укрепление, на основе которого русские войска вместе с донскими казаками планировали вести совместные боевые действия против крепости Азов, принадлежавшей на тот момент туркам. Укрепление получило название Ратное. В 1677 году русские войска покинули укрепление, и оно превратилось в городок-спутник Черкасска. Со временем его обжили казаки. Здесь же появилось кладбище, на котором донцы хоронили и перезахоранивали своих соотечественников — и в установленные дни творили на их могилах поминальную молитву. Среди старейших захоронений кладбища — могилы атаманов, участвовавших в героическом Азовском осадном сидении: Наума Васильева и Осипа Петрова.

В начале нового, XVIII столетия в Ратном городке была построена деревянная Преображенская церковь на три престола, которую также назвали Ратной — по главному роду занятий местных жителей, казаков. Главный придел церкви был освящен с честь великого праздника Преображения Господня, а боковые - во имя пророка Илии и мучеников Флора и Лавра. В челобитной от 1701 года, составленной на имя императора Петра I, казаки просят прислать священнослужителей для совершения богослужений в новом храме. В картографии донского городка Черкасска Ратная церковь впервые появляется в 1735 году.

В 1744 году в казачьей столице случился опустошительный пожар, уничтоживший большинство жилых домов и храмов. Пострадала и находившаяся на окраине, за крепостными стенами деревянная Ратная церковь. «Черкасск з двумя каменною и деревянною церквами и со всем строением тако и с пороховою казною... згорел без остатку», — сообщает один из письменных источников того времени.

Уже в 1749 году начинается восстановление Черкасска, включая и его храмы — при немалых финансовых вливаниях из Петербурга и участии зодчих и строителей из Москвы. После подавления национально-освободительного восстания казаков под началом Кондратия Булавина в 1709 году Российская империя стремилась вернуть лояльность коренных жителей Дона — и ради этого ни на деньги, на на ценные кадры не скупилась. Храм Преображения Господня отстраивают в камне.

К Ратной церкви пристраивают колокольню. Вскоре после этого, в 1751 году храм освящают в три приёма. 6 августа епископ Феофилакт освятил придел Преображения, 8 августа архимандрит Варсонофий — престол пророка Илии, и, наконец, 10 августа архимандрит Корнилий освятил престол мучеников Флора и Лавра.

Атаман Всевеликого Войска Донского Данила Ефремов, чьё подворье располагалась всего в двухстах метрах от Ратной церкви, выказывал особую заботу об этом храме. Он жертвовал сюда лампады и подвечники искусной работы, а в 1743 году приобрел для него на Сибирском Демидовском заводе колокол. Именно священнослужители Ратной церкви по очереди служили литургию в домовой церкви войскогвого атамана.

Господь Бог упас Ратную церковь от пожара 1757 года. А вот в 1788 году она всё-же пострадала от огня: от свечи, которую забыл погасить пономарь, сгорел иконостас (сохранились лишь несколько икон из него), а само здание сильно обгорело. Уже на следующий год здесь разворачиваются ремонтные работы: белятся стены, ремонтируется кровля, продаются расколовшиеся колокола, а деньги, вырученные за продажу металла, направляются на церковные нужды. В Москве для Преображенского храма отливают два новых колокола.

Вообще за состоянием Ратной церкви, как и других храмов Черкасска, казаки ревностно следили: в архивах можно найти многочисленные свидетельства о приобретении немецких инструментов и лучших отечественных материалов для ремонта объектов религиозного значения. В девяностых годах XVIII века были проведены работы по реставрации и украшению Ратной церкви, после которых в архитектурном поясе здания появились изразцы, которые можно видеть и сегодня.

Восстановлением же утраченного в пожаре иконостаса занялась команда специалистов под руководством поручика Алексея Асадченкова, который был искусным резчиком по дереву. Мастер предложил позолотить иконостас. Войско Донское с ним согласилось и приобрело для этого нужное количество листового золота — «46 книжек». Кроме артели Асадченкова интерьер храма восстанавливали и украшали и другие мастера. Сотник Романов получил заказ на починку церковных часов. Немало потрудились для храма местные и приезжие иконописцы.

Согласно свидетельству, сохранившемуся с 20-х годов XIX века, отремонтированный после пожара интерьер храма выглядел много лучше, чем прежний. «Усердные прихожане сделали новый несравненно лучший (иконостас), который отличается правильностью и красотою; он носит теперь отпечаток греческого вкуса: особенно делают ему хороший вид колонны коринфского ордера, покрытые резьбою. Живопись сей церкви, хотя также простая, но несравненно лучше соборной.»

Из чтимых образов в Ратненском Преображенском храме пребывали иконы Божией Матери «Одигитрия» и «Троеручница», работы XVI и XVII века соответственно. Был здесь и образ пророка Илии, вывезенный казаками в 1736 году из Крыма. Но, пожалуй, самой почитаемой прихожанами была икона пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, найденная в 1696 году среди развалин Азова. Этот образ напоминал казакам о героических событиях донской истории, таких, как взятие Азова у турок в 1637 году и последовавшее за ним Азовское осадное сидение 1637-1642 годов, окончившееся явлением Пресвятой Богородицы и волшебным спасением по Её милости оставшихся в живых защитников крепости.

Нужно отметить, что вплоть до начала прошлого века из всех храмов станицы Старочеркасской именно Ратненская церковь имела самый многолюдный приход. Здесь служили войсковые молебны перед отправкой казаков на войну. Здесь же отпевали воинов, которым не посчастливилось вернуться домой живыми — и хоронили их рядом, на церковном погосте, который вместе с церковью был ограждён от внешнего мира каменной оградой с решетками. Знаменитые донские рода Грековых, Дячкиных, Исаевых, Иловайских делали богатые вклады в Преображенскую церковь, немало способствуя её украшению. На эти средства, в частности, на рубеже XIX-XX веков художником Е. Г. Черепахиным были написаны новые иконы для иконостаса. Пожертвования казачьей старшины и простых прихожан, кроме всего прочего, позволяли проводить и текущий ремонт церкви — станицу и её окрестности часто затапливало разливом Дона.
Немалые средства выделялись и на поддержание в порядке церковного погоста, по могильным плитам которого можно было изучать историю Войска Донского с XVII по начало XX века. Здесь нашли свой покой атаман Данила Ефремов, могучий воин Иван Матвеевич Краснощёков и его внук Алексей, родители атамана Матвея Платова, один из первых командиров лейб-казаков Яков Мешков и многие другие герои Тихого Дона. У некоторых из старшинских родов на кладбище были свои семейные усыпальницы, где нашли покой представители многих поколений известных фамилий — например, Карповых.

Видимо, Господу Богу было угодно, чтоб далеко не все могильные плиты этого пантеона казачьей славы пережили бурный XX век и сохранились до наших дней — возможно, для того, чтобы потомки самостоятельно прикладывали усилия, по крупицам собирая историю своих родов, и оттого ещё больше дорожили ей. Не пощадил жестокий прошлый век и самого Ратного храма Преображения Господня. После установления безбожной власти уникальная церковь от десятилетия к десятилетию постепенно приходила в упадок. В 1980-х годах здесь начались реставрационные работы, однако смена общественно-политического строя в России в 1991 году и последовавшие за ней «лихие девяностые» не позволили их завершить. Со строительной площадки похищались стройматериалы, с церковного кладбища стали пропадать исторические надгробия. Сотрудники музея-заповедника, который представляет собой в наши дни станица, включая и Ратный храм, не раз обращались к федеральным и местным властям с просьбами спасти разрушающийся памятник Донской истории и культуры — Преображенскую церковь и её погост. Только в новом веке здесь возобновились восстановительные работы в рамках реализуемой в Ростовской области Программы развития станицы Старочеркасской. Ведутся они и сегодня. Однако очень многое ещё только предстоит сделать для того, чтобы вернуть Ратному храм Преображения Господня и особенно пантеону донской казачьей славы, которым, без преувеличения, является церковное кладбище, их исторический вид.

https://santosepulcro.co.il/religious-objects/khram-preobrazheniya-gospodnya-na-ratnom-kladbishche-/



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.