Обитель Св. Троицы, что на "Белых песках" расположен напротив города Каширы, на берегу реки Оки, где в нее впадает река Кремеченка. В давние времена, говоря об этом монастыре, люди упоминали, что стоит он «на белых песках» — такими им виделись берега. Местный белый песок отсюда доставляли даже в Москву, на постройку храмов и боярских палат.
Монастырь окружен высокой стеной и неспроста. Первоначально он был мужским и долгие годы являлся крепостью на подступах к Первопрестольной столице. Во время многочисленных набегов татаро-монголы и крымчаки разоряли монастырь, но он всякий раз возрождался.
Точной даты образования Троицкого Белопесоцкого монастыря не известно. Предание связывает основание монастыря в ХIV веке с именами благоверного великого Московского князя Дмитрия Ивановича Донского и преподобного Сергия Радонежского.
Однажды вдоль левого берега Оки проходил Сергий Радонежский, он шёл в Коломну пешком. Прославленный святой шел из Серпухова, от удельного князя Владимира Андреевича Серпуховского — и остановился на живописном речном берегу реки Оки. Место, где он сделал остановку, с давних времен называлось Белыми Песками (берег был песчаным). Тут знаменитый святой пережил божественное озарение, после чего он изготовил и установил здесь крест. Таким образом он отметил место, на котором в будущем возникнет обитель: это было пророчество Сергия Радонежского.
Спустя некоторое время на этом месте, возле родника бившего из-под земли, остановился на отдых еще один святой. Это был не кто иной, как московский князь Дмитрий Иоаннович, который провел тут некоторое время вместе со своими сподвижниками. Они шли берегом реки и остановились здесь на ночлег (может быть, это было августовской ночью 1380 года?). Возможно, они видели крест, установленный тут Сергием Радонежским, или этот знак появился здесь позже. Так или иначе, это место было особенным, необычайным задолго до основания здесь обители. Великий Московский князь Дмитрий Донской, после победы русского воинства в Куликовской битве, попросил благословения Сергия Радонежского для создания монастыря в выбранном им месте в пойме р. Оки; он видел новый монастырь и как оборонительный пункт на южной границе его государства. Сергий Радонежский был в этих местах и благословил создание здесь обители.
Основателем монастыря считается преподобный Владимир Белопесоцкий. Преподобный Владимир принял монашеский постриг в Варлаамо-Хутынском в честь Преображения Господня монастыре под Новгородом, который впоследствии покинул, чтобы основать собственную обитель. Впервые этот монастырь упоминается в 1498 году в таком письменном источнике, как жалованная грамота татарского князя Магмет-Аминя. Затем святой Владимир Белопесоцкий еще несколько раз упомянут в ряде жалованных грамот. Вот перечень всех этих случаев, составленный современным церковным историком архимандритом Макарием (Веретенниковым). В феврале 1507 г. великий князь Московский Василий Иванович дал преподобному Владимиру тарханную и несудимую грамоту починки Ступинский, Крутовражский, Воргосовское в Туровской волости, а также деревню Мальцово в Растовской волости Каширского уезда. В июле 1511 года он же пожаловал несудимую грамоту на деревни в Туровской и в Растовской волостях Каширского уезда. 28 февраля 1512 года датируется жалованная несудимая грамота со стороны Абдул-Латифа, бывшего казанского хана, получившего в удел Каширу, по-видимому, во второй полови 1511 года. 7 января 1515 года великий князь Московский Василий III даровал обители еще несколько починков в Каширском уезде. 20 января 1516 года князем П. В. Великим-Шестуновым игумену Белопесоцкого монастыря были пожалованы деревни в Каширском уезде. Последняя жалованная грамота, выданная преподобному Владимиру, датируется январем 1522 года. Очевидно, эти земельные вклады предоставляли достаточно средств для безбедного существования иноческой общины.
При жизни преподобного Владимира в Белопесоцкой обители появились деревянная церковь во имя Святой Троицы и кельи. Каменных построек, насколько известно, не имелось. Строительство здания из камня на Руси в эпоху Средневековья являлось значительным событием, которое повышало престиж того места, где оно велось. Средств и сил на возведение каменных построек в лесной стране требовалось гораздо больше, чем на строительство деревянных сооружений. Русские монастыри, имевшие каменные храмы, уже этим выделялись на общем фоне и, как правило, были богатыми. Поэтому отсутствие зданий из камня в Белопесоцком монастыре в эпоху игуменства его основателя все же косвенно свидетельствует о том, что, несмотря на все пожалования и вклады, каких-то особенных средств в распоряжении монастырской администрации не было.
Монастырь являлся крепостью на подступах к Кашире, защищал от крымских татар переправу через р. Оку, прикрывал переправу через р. Оку и от других врагов.
Больше всего монастырь страдал от крымских татар, которые в период военных походов на Каширу и Москву разоряли его. А крымские татары тогда почти ежегодно совершали набеги на Москву и Каширу, нанося большой урон Белопесоцкому монастырю.
В 1520-е гг. в этом монастыре обитал известный в то время и прославивший обитель старец Феодосии (Ковеля). Правивший тогда великий князь Московский Василий III почтительно относился к Свято-Троицкому монастырю и его знаменитому старцу Феодосию Ковеле.
Великие московские князья и цари щедро помогали Белопесоцкому монастырю, понимая его важное стратегическое значение. В 1578 г. почти все монастырские здания и часть стен были каменными. В 1627—1629 гг. на стенах Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря стояли 11 пушек и 20 пищалей.
В конце XVII в. военно-стратегическая значимость Белопесоцкого монастыря ослабла. Он потерял прежнее значение как важный оборонительный объект. С 1681 г. был приписан к Коломенскому Архиерейскому дому, в 1700 г. его по указу царя Петра I приписали к Троице -Сергиевой Лавре Только в 1764 г. при императрице Екатерине II монастырь стал, самостоятельным, но числился заштатным, лишился всех своих вотчин. Тем не менее этот, тогда уже небогатый, общежительный монастырь продолжал функционировать, жил и развивался.
Свято-Троицкий Белопесоцкий мужской монастырь закрыли в 1918 г., монастырские ценности были конфискованы, здания разорены, разграблены. До осенних событий 1917 г. в монастыре жили 50 насельников. После революции 1917 года монастырь старался какое-то время продолжать свою деятельность. Монашество Белопесоцкого монастыря объявило себя совхозом. Они находились на самоснабжении, имея одну рабочую лошадь. Но, в 1918 г. представители безбожной новой власти, оставшихся монахов вывели за территорию монастыря и расстреляли их у восточной стены обители. Монастырские здания точас опустели...
В апреле 1920 года несколько сельских сходов обратились к властям с просьбой о передаче обществу храмов и имущества Белопесоцкого монастыря. Исполком выполнил эту просьбу, и в 1924 году монастырские постройки были изъяты в пользу Белопесоцкого лесничества. Стоит сказать, что сам монастырь был закрыт, но богослужения в приходском соборном храме совершались чудом оставшимся в живых иеромонахом Киприаном вплоть до 1933 года. В 1920-е гг. одно из зданий монастыря передали музею. В соборном храме во имя Живоначальной Троицы открыли клуб, в Иоанно-Предтеченском храме разместили стекольную фабрику. В середине 1930-х гг. в келейных корпусах были устроены общежития для рабочих, а затем заключенных, строивших мост через р. Оку. Одно время, перед войной, в монастыре находился пионерский лагерь.
В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. бывший монастырский комплекс снова выполнял военно-стратегические функции, и был в 1941 г. важным опорным пунктом советских войск на приокском направлении. Осенью 1941 г. монастырь оказался в прифронтовой полосе. В нем были расквартированы части 1-го гвардейского корпуса генерала П.А. Белова. Поблизости размещался дивизион первых «катюш».
В день рождения монастыря по летописи — 16 ноября по старому стилю и 29 ноября по новому стилю — было остановлено наступление немецких танковых частей, и отброшенных от Москвы.
В послевоенные годы часть обветшавших монастырских зданий использовалась как складские помещения, а другая часть пустовала и постепенно разрушалась. С 1962 г. на территории монастыря размещалась автоколонна. В 1970 - начале 1990-х гг. в бывшем монастыре царили полная разруха и запустение, монастырские постройки превратились в руины, брошенные на произвол судьбы... Но после широкого празднования 1000-летия крещения Руси в 1988 г. в монастыре начались реставрационные работы. В 1991 году строения Троицкого Белопесоцкого монастыря были переданы Русской Православной церкви. В 1993 г. Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь возродился как женская обитель. В 1994 г. в Свято-Троицком Белопесоцкой женской мобители было всего 10 насельниц, затем число насельниц и монахинь стало расти. Троицкий Белопесоцкий монастырь имеет свое подворье в Ступинском округе - в селе Голочелово, где действует Свято-Троицкий храм.
Храмы, находящиеся в обители, в основном относятся к более позднему времени. А от монастырского некрополя осталось лишь несколько надгробий, все они имеют большую историческую ценность. В числе святынь храма — чудотворный образ Богородицы (икона Божией Матери "Утоли моя печали", ставший источником множества исцелений. Рассказывают, что благодаря этой иконе во время свирепствовавшей эпидемии холеры (в августе 1871 года) выздоравливали целые села. Об этом образе даже был снят документальный фильм. Есть в монастыре и другие чтимые святыни, среди которых стоит выделить: образ Божьей Матери «Скоропослушница», образ Божьей Матери «Всецарица» или «Пантанасса»
Говоря об обители, нельзя не упомянуть о ее старинном колодце со вкусной ключевой водой. Его история началась с источника, который возник здесь чудесным образом много столетий назад. По преданию, вода стала бить из-под земли там, где ударил посохом Сергий Радонежский. На этом месте в наши дни и находится колодец.
С сайта: monasterium.ru/Монастырский вестник/Монастыри/Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь.