ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Нежин. Нежинский мужской Благовещенский монастырь.

Благовещенский монастырь


Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:не ранее 1700.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Украина, Черниговская обл., г. Нежин, ул. Стефана Яворского, д. 2.

Координаты:51.047983, 31.884287




Добавить фотографию
Нежинский мужской Благовещенский монастырь - Нежин - Нежинский район - Украина, Черниговская область
Dmitry N.
29 апреля 2013
Нежинский мужской Благовещенский монастырь - Нежин - Нежинский район - Украина, Черниговская область
Дмитрий Васильков
2 января 2008
Нежинский мужской Благовещенский монастырь - Нежин - Нежинский район - Украина, Черниговская область
Дмитрий Васильков
2 января 2008
Нежинский мужской Благовещенский монастырь - Нежин - Нежинский район - Украина, Черниговская область
Кельи. Фото Стефана Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства. 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1920
Нежинский мужской Благовещенский монастырь - Нежин - Нежинский район - Украина, Черниговская область
Фото с сайта www.pravoslavie.ru
Андрей Агафонов
1 января 1900



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  21 марта 2007

Благовещенский монастырь, называемый Назарет, 2 класса, в городе Нежине. Основан в 1716 году при церкви, заложенной в 1702 году на средства местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского. В монастыре находится свято чтимая икона Всех скорбящих Радость и замечателен образ Успения Божией Матери, писанный в Риме в 1435 году, а также Корсунская икона Богоматери, написанная киевским митрополитом Михаилом Зборовским. При монастыре школа для мальчиков-сирот.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  26 апреля 2022

Основатель обители – митрополит Стефан (Яворский), уроженец Правобережной Украины (1658), откуда его родители переехали в с. Красиловку в округе Нежина (ради верности Православию – в обстановке, когда после Хмельниччины и Руины власть католической Польши была вновь утверждена над Правобережьем), затем – слушатель Киево-Могилянской Академии и католических школ, постриженник Киево-Печерской Лавры, учитель в родной Академии и настоятель Николо-Пустынного монастыря в Киеве, участник посольства Киевского митрополита к Российскому патриарху, талантливый проповедник, автор ряда известных богословских трудов, с 1700 г. правящий архиерей Рязанской епархии и местоблюститель патриаршего престола (†1722) при замене царем Петром I патриаршества в Русской Церкви на синодальное управление (существовавшее до 1917 г.).

Желая употребить жертвуемые ему по разным поводам средства на богоугодное дело, владыка Стефан решил построить каменный храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Нежине, где настоятелем Свято-Николаевского собора служил в 1702-1730 г.г. его брат протоиерей Павел Яворский. Закладка церкви состоялась в 1702 г. В 1704 г. владыка Стефан заключил строительный контракт с зодчим Григорием Устимовым. Уже во время работ, в своих бумагах иерарх оговаривался, что хочет устроить при храме монастырь. В победе Петра I над шведами под Полтавой в 1709 г. владыка Стефан увидел еще один мотив к созданию храма с обителью: «Отныне да будет памятник в Нежинском монастыре о победе». С 1712 г. архипастырь не раз присылал в храм Евангелия в окладах, напрестольные кресты и священные сосуды. При освящении храма 22 июля 1716 г. с участием владыки Стефана, Киевского митрополита, а также Черниговского и Переяславского архиереев, состоялось официальное учреждение монастыря, который получил название «Назарет Богородицы». Новая обитель была наделена землями, ее настоятель удостаивался звания архимандрита. О своем детище владыка Стефан заботился до самой кончины, присылая новые вклады деньгами и утварью.

Чувствуя приближение к вечности, владыка Стефан в 1721 г. передал монастырю свою богатую библиотеку. Отсылая ее в обитель, он написал в одном из каталогов книг латинские стихи, где есть строки: «Идите, книги!.. Счастливой дороги! Питайте умы других!.. Вы доставляли мне сладость и удовольствие. С вами, о книги, мне было приятно жить! Вы составляли мое богатство, славу мою, мой рай, мое утешение… Вы доставили мне знаменитое имя, через вас снискал я любовь великих мужей!.. Уже не держать мне вас больше в руках: другая, Вечная книга пред взором моим предстает, – ее хочет открыть мне Господь, Который придет». В состав каталога входит и «Тестамент» со словами: «Даю же сии книги мои тому монастырю с сим намерением, дабы в нем была своя библиотека для ученых иеромонахов, которые бы могли наставлением сих книг с Божиею помощию Слово Божие проповедати и народ поучати, не в словесех премудрости, но в силе духа, и не себе проповедающе, но Христа распята, себе же образ добрых дел людем представляюще, яко Божия слуги». В том же «Тестаменте» («Завете») дана инструкция о хранении книг: «Дабы место удобное на тые книги усмотрел, или нарочно устроил, не деревянное, но каменное с затворами железными для огненного случая. Мне видится на трапезе палату сделать с полицами довольными и там оные держать за крепким замком»; «Усмотреть доброго и благой совести монаха или иеромонаха тогож монастыря постриженца и поставить его библиотекарем, или над книгами прилежным дозорцем, чтоб незабвенно надсматривал книг, и когда бывает ветер, чтоб затворы оконные отворял для провевания книг, чтоб не погнили, и не близко при стене каменной оные держал, бо от мокроты каменя кирпичного скоро погниют»; «Когда бывает ведро летом, выносить оные книги из библиотеки верными послушниками, при добром дозоре, и просушивать на солнце, не все разом, но по части: того дня – тые, иного – иные, и хранить всячески от гнилости и моля»; «В библиотеку никому не входить кроме архимандрита и библиотекаря, и кому верному они соизволят для послушания»; «Никому же от оных книг не давать, кроме тех, которые в том же монастыре труждаются в проповеди… под реестром, с подкреплением их руки».

Уже перед самой кончиной, 15 ноября 1722 г. († 27 ноября) владыка Стефан направил в обитель последний денежный взнос с завещанием, в котором велел расписать храм, «как почали в алтаре», окончить трапезную церковь и помещение библиотеки, построить богадельню и «колокольню с большими часами для угодия всему городу». Не все замыслы иерарха были исполнены: его книги служили ученым монахам, но не в Нежине, а в Коллегиуме при Покровском монастыре Харькова, куда библиотеку перевезли по указу правительства в 1731 г.

В 1749-1756 г.г. архимандритом обители был о. Митрофан (Горленко) – родич свт. Иоасафа Белгородского. При о. Митрофане в 1750 г. сгорела трапезная. В том же году, в ходе ремонта, настоятель построил каменный корпус келий. В 1757 г. обитель частично пострадала от городского пожара.

В 1797 г. монастырь был опустошен большим внутренним пожаром. После него обитель предполагалось закрыть, но нежинцы убедили правительство сохранить прежний статус монастыря. Капитальный ремонт обители осуществил управлявший ею в 1803-1823 г.г. архимандрит Виктор (Черняев) – болгарин, уроженец Черногории (1761) и воспитанник Киево-Могилянской Академии. Описание монастыря 1867-1868 г.г. гласит: «Святитель Стефан и архимандрит Виктор неразлучны в народной памяти: первый – создал, второй – воссоздал эту святую обитель». Являя пример подвижничества и возвысив благочестие среди братии монастыря, о. Виктор обратил на себя внимание многих жертвователей, с участием которых, а также на свои средства, сумел привести обитель в новое благолепие. Невзирая на досадный конфликт с правящим архиереем, отрешение от должности и выезд на родные Балканы, о. Виктор оставил о себе благодарную память в сердцах нежинцев, а сложившийся при нем облик монастыря не претерпел существенных изменений до рубежа XIX-XX в.в.

В советское время обитель была закрыта, ее постройки использовали светские учреждения, главный храм пришел в аварийное состояние, другие строения также сильно обветшали. В 1999 г. началось возрождение монастыря.

Обитель занимает южную половину прямоугольного квартала, ограниченного с юга ул. Гоголя, с запада – ул. Митрополита Стефана Яворского, с востока – ул. Ленина, с севера – ул. Гребенки (северная половина квартала состоит, по преимуществу, из частных усадеб). Парадная сторона монастыря (вдоль ул. Гоголя) – каменное здание длиной во всю грань квартала, 1-этажное в западной половине и 2-этажное – в восточной. Строительство здания началось в 1798-1799 г.г. с нижнего этажа восточной половины, в котором предполагалось разместить настоятельские покои.

Вступивший в управление обителью в 1803 г. о. Виктор (Черняев) изменил этот замысел. В 1804-1808 г.г. он достроил здание таким образом, что 1-й этаж по всей ширине квартала был отведен под торговые лавки (для сдачи в аренду), а на 2-м этаже восточной половины разместилась теплая церковь свв. апп. Петра и Павла. При этом за алтарем в торцевой части корпуса скрывалось круглое в плане основание колокольни, верхний ярус которой поднимался над кровлей, венчая угол монастыря со стороны Свято-Николаевского собора (в советское время этот ярус колокольни разобран). С ул. Гоголя (в старину – Московской) на 1-м этаже здания лавок и теплой церкви были устроены 2 сквозных входа: один, западный (его считали св. вратами), – против южных дверей Благовещенского собора; другой, восточный, с лестницей на 2-й этаж (по примеру проходных подъездов) – в теплую церковь, в стыке 1-этажной и 2-этажной половин. Ныне 1-й этаж здания, включая западный вход, занимают городские киоски, восточный вход служит для подъема в возрожденный на 2-м этаже теплый храм, а входы в монастырь устроены с боковых улиц. Архимандрит Серафим (Покровский, 1839-1846) расширил теплый храм, устроив еще 2 престола – в честь Введения Пресвятой Богородицы и свт. Митрофана Воронежского, но 2-й из них вскоре был упразднен. В 1878 г. Введенский престол был переосвящен в честь сщмч. Харлампия, а главный – Рождества Пресвятой Богородицы. В настоящее время теплый храм вновь называется Петро-Павловским.

С севера к зданию лавок и теплой церкви примыкает вытянутый по ул. Ленина старинный 2-этажный корпус (образует с ними Г-образное в плане сооружение). 1-й этаж корпуса выстроен в нач. XVIII в. в качестве первоначальной трапезной церкви. В 1799 г. был надстроен 2-й деревянный этаж, замененный в 1817 г. каменным. После перестроек 1-й этаж продолжал служить трапезной, во 2-м размещались покои настоятеля. В 1843 г. корпус подвергся еще одной перестройке.

Посреди западной половины обители возвышается 5-главый Благовещенский собор, возведенный в 1702-1716 г.г. мастером Григорием Устимовым в стиле барокко, с чертами российского зодчества. После пожара 1797 г. храм капитально отремонтировал в 1811-1816 г.г. о. Виктор (Черняев), придав куполам и фронтонам черты классицизма. Тогда же собор был заново расписан, в числе новых композиций появились портреты митрополита Стефана (Яворского), Петра I (при котором воздвигнут храм), Александра I (с подписью: «Се виновник всеобщего мира в Европе в 1814 году»). В ходе ремонта отреставрировали 7-ярусный иконостас (в советское время утрачен). Кроме главного престола храм имел боковые: правый – Сретения Господня, левый – св. ап. первомч. архидиакона Стефана.

В плане собор представляет собой квадрат с закругленными углами, 4 внутренние опоры делают его 9-частным, выделяя равноконечный «вписанный крест» на осях сооружения. Особенность собора на фоне подобных построек XVII-XVIII в.в. – единство внутреннего пространства, где угловые части, кроме 2-ярусной юго-восточной, не изолированы от осевых. Своеобразие центральной части храма придает план опор – в виде раздвинутых четвертей кольца. Внутри восточных опор устроены винтовые лестницы: северная – на кровлю собора, южная – на 2-й ярус угловой части, где в старину под куполом находилась библиотека монастыря.

Севернее собора, под прямым углом к ул. Митрополита Стефана Яворского, протянулся каменный 1-этажный корпус келий, построенный в 1750 г. архимандритом Митрофаном (Горленко). В северо-восточном углу обители сохранился старинный каменный 1-этажный дом, построенный в 1858 г. для келий, а с 1877 г. служивший в качестве трапезной.

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский_мужской_монастырь_(Нежин)


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  26 апреля 2022

В кельях Благовещенского монастыря (20-е годы XVIII в.) первый этаж был жилым, а подвал являлся складом товаров и продовольствия (в этом нет ничего удивительного, ибо нежинские, да и другие монастыри нередко вели крупные торговые операции). Оба этажа перекрыты красивыми сводами.

Цапенко М.П. «Архитектура левобережной Украины 17–18 в.в.». – М.: Стройиздат, 1967 г.



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.