Уже не одно столетие на Соборной площади Нежина, в центре, возвышается Николаевский собор. Стройная, крещатая в плане, пятикупольная постройка и сегодня радует глаз, поражает совершенными архитектурными формами.
Исследователи считают церковь св. Николая в Нежине одной из древнейших каменных эпохи раннего барокко на Левобережье, закладку ее относят к половине XVII века. Считают, что именно на этом соборе мастера Черниговской архитектурной школы отрабатывали свои методы – перенося народные традиции с деревянного строительства в каменное. Вскоре, наследуя и развивая особенности Нежинского здания, появились сходные в разных местах Украины: Троицкий собор Густинского монастыря под Прилуками (1672-1676 г.г.), Екатерининская церковь в Чернигове (1690-е г.г. - нач. 18 ст.), Успенский собор в Новгороде-Северском (кон. 17 – нач. 18 ст.), Всехсвятская церковь Киево-Печерской лавры (1696-1698 г.г.), Георгиевский собор Выдубицкого монастыря в Киеве (1696 - 1701 гг.) и многие другие (Логвин Г. «Памятники искусства Советского Союза: Украина и Молдавия». – М.-Лейпциг, 1982 г.).
Николаевский собор предстает доминантой Старого города: вокруг него складывается архитектурный ансамбль Соборной площади. В 18–19 веках здесь возводят теплую церковь Иоанна Предтечи (ныне городской дом культуры), стройную двухъярусную колокольню с небольшой часовней (не сохранилась) и торговые ряды, которые принадлежали церкви.
Судьба обошла памятник, как и многие храмы Украины. Собор не раз горел на протяжении XVII-XIX веков, самым разрушительным был пожар 1797 года. После многократных перестроек потерял первоначальную форму бань и внешний декор на стенах. Был закрыт во время массовой антирелигиозной кампании 1920-30-х г.г., когда взрывали храмы, распиливали на дрова иконостасы, жгли книги. Старые жители города помнят, как разрушали колокольни греческой Михайловской и Спасо-Преображенской церквей, разбирали на строительные материалы сооружения Ветхориздвяного Георгиевского монастыря – памятники XIV века (памятников 14 в. на Левобережье не бывает. - прим. М. Жарких), портили внешний вид Замковой Богоявленской церкви (там холодильник горторга), взрывали Успенскую церковь 1764 года с колокольней (сегодня на ее фундаменте возвышается устрашающая постройка городского Дома быта)... во время войны пострадали, а впоследствии были разобраны такие замечательные гражданские сооружения, как дом богоугодного заведения (архитектор Висконти, 1817 г.) и помещение Нежинского магистрата (архитектор М. Казаков, конец XVIII в., теперь – сквер им. Л. Губиной).
Как знать, что ожидало Николаевский собор, если бы городские власти не признали его годным ... под склад. Когда в 1950 г. черниговские реставраторы во главе с М. Говденко осматривали его, перед ними предстала ужасная картина: разрушены бани, провалены своды, уничтожены рисование, завален мусором пол. Западные двери собора были расширены с расчетом, чтобы в середину алтаря мог заезжать грузовик. Так разрушили чудесный портал. К сожалению, не известно, когда и как погиб резной с позолотой иконостас, созданный местным мастером Василием Реклинским в 1734 году. Он был одним из крупнейших в Украине тех времен и имел шесть ярусов (Гумилевский Ф. «Историко-статистическое описание Черниговской епархии». – 1873 г. – Кн. 7).
В 1990 году, после длительного кропотливого труда, уникальную достопримечательность реставрировали. Вернули первоначальный вид бань, восстановили великолепное каменное кружево на стенах, а над старинной площадью зазвучали торжественные колокола.
К сожалению, история не сохранила точную дату основания собора: исследователи немало лет спорят на этот счет, но согласия так и не пришли. Автор «Черниговского наместничества топографическое описание» А. Шафонский писал о происхождении собора: «церковь святителя Николая Чудотворца Соборная. Перед ней стояла на седьмом месте деревянная. Да ни о начале деревянной, ни каменной нет никаких сведений». Отметив, что не хватает надлежащих документов (исследователь работал в архивах Нежинского магистрата), он приводит предания местных старожилов: «Поведают, что эту каменную (церковь. - О.М.) казаки полка Нежинского соорудили, что могло произойти не далее, как в середине прошлого семнадцатого века, когда казаки против Польши усилились» (Шафонский А. Черниговского наместничества топографическое описание. – М., 1851 г.). Автор другого исследования – «Историко-статистического описания Черниговской епархии» архиепископ Филарет Гумилевский придерживался мнения, что каменный Николаевский собор в Нежине построен после 1668 года – тогда город сжег карательный отряд князя Ромодановского за участие его жителей в восстании против московских воевод. Как свидетельствует «Летопись Самовидца», князь Ромодановский с войском двинулся на помощь воеводе Ржевскому, которого взяли в осаду казаки Нежинского полка. Увидев приход карательного отряда, «нежинцы, взявшись с казаками, уступили из Нежина, все оставив. Где придя, князь Ромодановский стал в городе, и все войско разграбило, и выходя из Нежина, город сжег, ничего не оставляя»...
После этого пожара город восстанавливали почти полностью. Известно, что в 1669 году его жители обращались к московскому царю с просьбой отстроить укрепления и просили, чтобы «и ратные люди, в верхнем городе остаются в строении города великого помогали; да и вся волость, в полку Нежинском есть, чтобы все вместе то город строили...» (Гумилевский Ф. Указанная работа. - С. 374; «Летопись Самовидца». – К., 1971.; Лазаревский А. «Описание старой Малороссии». – К., 1893. – Т. 2). Как наиболее вероятную, мнение Филарета Гумилевского поддержали и современные исследователи во всех серьезных изданиях истории украинской архитектуры.
В последнее время возрос интерес специалистов к дате и обстоятельствам закладки этой достопримечательности. Связано это прежде всего с тем, что в фондах Нежинского городского архива сотрудники краеведческого музея обнаружили «Ведомости о церкви Нежинской соборной за 1832 год». Датируя древнейшие издания, которые согласно описанию 1832 года хранились в соборе, «Ведомость» устанавливает примерную дату возведения его – 1634 год (Нежинская филиал ЧОДА, ф. 240, оп. 1, спр. 11, арк. 152). При господстве поляков ни одного каменного православного храма не было построено, то есть дата невозможна по политическим соображениям (прим. М. Жарких).
Однако углубленное изучение документов истории Нежина XVII века ставит под сомнение как эту дату, так и приведенную Гумилевским.
Во-первых, документ 1832 года подает только вероятное время основания собора, которое отнюдь не согласуется с сообщением О. Шафонского об устных преданиях нежинских старожилов.
Во-вторых, внимательное изучение документов позволяет сделать вывод, что в половине XVII века во соборный храм в Нежине использовали совсем другую церковь.
Напомним, что следует отличать среди городских храмов так называемые приходские, которые обслуживали потребности населения отдельных частей города, от соборного, в котором происходили все важные торжества. Соборными считали также центральные монастырские церкви, но в самом городе, как правило, такой храм был один.
23 января 1654 года в Нежине состоялась торжественная церемония зажжения местных жителей на верность московскому царю Алексею Михайловичу. Для этого прибыла делегация во главе с боярином Василием Бутурлиным. Подробности ее пребывания в городе находим в статейном списке: «... И, придя в соборную церковь Живоначальной Троицы, говорили ектению и молили Бога о государево... многолітнє здоровья...» («Воссоединение Украины с Россией». – К.: 1953. – Т. 3).
Итак, тогда каменный Николаевский собор ещё не существовал, а все торжества происходили именно в Троицком деревянном соборе. Кстати, каменная Троицкая церковь до сих пор возвышается в центре, вблизи Соборной площади. Построили ее в 1733 году на месте бывшей деревянной.
Первым достоверным упоминанием о Николаевском соборе следует считать сообщение «Летописи Самовидца» от 18 июня 1663 года. Именно тогда Нежин становится средоточием драматических событий, связанных с так называемой «Черной Радой», когда во время избрания гетмана левобережной Украины в городе произошли ожесточенные столкновения между сторонниками претендентов на гетманскую булаву.
Самовидец свидетельствует, что после избрания пресловутый гетман И. Брюховецкий «... внедрил в соборную церковь святого Николая, где присягу выполнил ... со всем войском» («Летопись Самовидца». - с. 91).
Итак, согласно этим документам, собор основан между январем 1654 и июнем 1663 годов. Дальнейшие поиски сделали еще более интересные выводы. Известный отечественный историк А. Лазаревский, автор многих трудов по истории Левобережной Украины, приводит текст одного документа, датированного 1655 годом: Нежинская мещанка Копачевчиха в связи с тем, что была тяжело больна, продала свой дом за 200 польских золотых. З цієї суми при свідках вона «40 золотих и осмаков 50 полских на монастир ніжинский; на Троицу Святую другую 40 золотих и осмаков 50; на новую церков, за помочью Божиею и за старанием его мл. пана Ивана Ничипоровича, гетмана нашего северского, и паней матки его мил. фундована, мает третюю сорок золотих и осмаков 50 полских» (Лазаревский А. «Обозрение Румянцовскон описи Малороссии». - Чернигов, 1897. – Вып. 2.).
Как видим, мещанка Копачовчиха отписала часть своих средств на Ветхориздвяний Георгиевский монастырь, что его тогдашние документы называли нежинским. Вторую часть отдала на нежинскую соборную Троицкую церковь. И наконец, третью часть «должна была дать» на какую-то «новую церковь», которую в 1655 году в Нежине строили полковник Иван Ничипорович Золотаренко и его мать. А ведь именно тогда и появляется в городе каменный Николаевский собор! О важное функциональное назначение "новой церкви" свидетельствует то, что ее упоминают рядом с такими объектами, как монастырь и городской соборный храм.
Известно, что Нежинский полковник Иван Золотаренко был человек состоятельный. Долгое время считался наказным гетманом реестрового казачества, участвовал в Освободительной войне 1648-1654 годов и военных действиях в Беларуси в 1654-1655 годах. Породнился с Богданом Хмельницким (гетман в 1651 году женился на его родной сестре Анне). Умер в декабре 1655 года от тяжелой раны, которую получил при осаде города Быхова.
Во время похорон в Корсуне, откуда родом покойник, в церкви, где был установлен гроб, возник внезапный пожар. В пламени погибло более 430 присутствующих на богослужении («Летопись Самовидца». - с. 71-72).
Причастность семьи Золотаренко к Нежинскому Николаевскому собору подтверждают также другие факты. Еще и сегодня от местных старожилов можно услышать предания о том, что именно в этом храме венчались седоусый гетман Богдан Хмельницкий та дівчина-красавица Анна Золотаренко. А по А. Шафонскому, в ризнице Николаевского собора долгое время скрывали драгоценное Евангелие, на серебряном окладе которого было написано, что подарил его этому храму брат покойного полковника Василий Золотаренко 1658 года (Шафонский А. - с. 465). Надо отметить, что с 1659 года Василий Золотаренко был Нежинским полковником и в 1663 году казнен из приказа Ивана Брюховецкого вместе с Переяславским полковником акимом Сомко.
Итак, сведения о строительстве Николаевского собора нужно искать среди документов времен Ивана и Василия Золотаренко. До последнего времени обнаружение их не имело успеха. Но разгадка тайны собора случилась неожиданно. Поставило последнюю точку в этом деле изучения материалов о пребывании в Нежине известного хорватского проповедника, миссионера и публициста, который призвал к объединению всех славянских государств, Юрия Крижанича. Путешествуя в Москву, он находился в Украине и некоторое время жил в Нежине.
В город Юрий Крижанич прибыл в апреле 1659 года и учитывая ожесточенные военные действия, которые шли за гетманство Ивана Выговского, должен был задержаться на долгие пять месяцев. Человек любознательный, он хорошо ознакомился с положением в Украине и близко сошелся с Василием Золотаренко и нежинским протопопом Максимом Филимоновичем. Здесь и увидел воочию новый Николаевский собор и узнал о подробностях сооружения его. Впоследствии, оказавшись в далекой Сибири, куда он был сослан по приказу царя Алексея Михайловича Крижанич отразил тогдашние события в ярких публицистических произведениях на русском и латинском языках.
В одном из них, рассказывая о пожаре во время похорон Ивана Золотаренко в Корсуни, Крижанич назвал ее карой божьей за то, что нежинский полковник и его казаки в военных походах, грабили униатские и католические церкви. Сам Крижанич был католиком и отстаивал идею объединения церквей – унию. В частности, он писал: «Кто будет отрицать здесь чудо и явную месть Божьего правосудия? Признал это меньший брат, Василий Золотаренко, к которому в наследство перешли богатства покойного: для замаливания грехов сыновей брата построил он в Нежине большую церковь во имя святителя Николая. Но не дошел до покаяния истинного, ибо награбленное церковное имущество не повернул туда, откуда оно было взято, а держал у себя. На Майдане Нежинском построил был купеческий амбар с крепкими замками и цепями; он, как рассказывают, был полон упомянутых награбленных святых вещей. Я сам видел два святых образы, что их было вынесено из литовских церквей: один был прикреплен изначально Василием снаружи над дверью построенной им церкви, о которой мы говорили выше; второй оставался у него, прибитый во внутреннем покое до стены дома».
Но, по мнению автора, за это Василий Золотаренко навлек на себя кару Божью: «Не долго владел он святым утварью. Воевода Брюховецкий обвинил его в измене и наказал воровской карой». Так заканчивает свой рассказ Юрий Крижанич, превращая трагическую судьбу нежинского полковника на поучительную притчу (Крижанич Ю. «О промысле», Бессонов П. «Сведения об открытой рукописи». – М., 1860 г.).
Итак, углубленный анализ приведенных документальных свидетельств опровергает ложное датировки закладки и строительства Николаевского собора в Нежине. Исторические источники дают возможность проследить хронологию возведения его. Фундирован собор не позднее 1655 года за счет казаков и мещан, в частности Нежинского полковника Ивана Золотаренко и его матери. После гибели Ивана Золотаренко занимался строительством брат покойного Василий. В 1659 году собор уже действовал, о чем свидетельствует Ю. Крижанич. Возможно, завершили здание в 1658 году, когда Василий Золотаренко подарил храмовые Евангелие в ценном окладе.
Сегодня, как и много лет назад, солнечный блеск выигрывает золотом на крестах, что венчают поседевшие от времени купола собора. К жизни возвращен еще один памятник казацкой славы наших прадедов, восстановлена еще одна страница многовековой истории Нежина.
Александр Морозов «Памятник казацкой славы», «Памятники Украины», 1992 г., № 2-3.