Свято-Введенский женский монастырь находится на юго-западе Нежина. Раньше это было предместье. «Когда и кем он был основан – нет никаких сведений, а по наличию в нем Евангелия, напечатанного во Львове 1678 г., можно видеть, что он существует более ста лет». Так писал об этом монастыре в 1786г. А. Шафонский.
Автор описания Черниговской епархии Филарет (Гумилевский) пишет, что Нежинский женский монастырь основан при царе Алексее Михайловиче «вдовой Стародубского полковника Бриславской Анной» (по некоторым источникам скончалась в схиме с именем Евдокия), но откуда взяты эти сведения не объясняется. Глубоко переживая смерть мужа, Анна решила посвятить оставшуюся жизнь служению Богу, а для молитв за покойного мужа и за себя открыть в Нежине монастырь. «Закупив земли для дома, она вокруг своего жилища начала строить небольшие келии для приюта престарелых и бедных; потом, по благословению архипастыря, построила два храма: один посреди двора в честь Введения Богоматери в храм, поэтому монастырь и начал называться Введенским, а другой – на восток от первого во имя преп. Ильи. Это было не позднее 1660 года». С самого своего основания обитель была общежительной.
В 1756г. случился пожар: сгорели обе церкви и келии. На пепелище церкви святого Илии нашли три не поврежденные иконы – Печерской Богоматери, Спасителя и святого пророка Илии. Эти три иконы особо почитались в монастыре. Они были украшены серебряными ризами. На иконе Печерской Ьогоматери главного храма в складных крестиках сохранялись с давних времен части мощей священномученика Макария, митрополита киевского, и святой мученицы Параскевы. Игуменья Елевферия со своими монахинями осталась под открытым небом. Но вскоре ее стараниями с помощью Божией здесь выросла новая деревянная церковь.
В ведомости 1767г. Есть запись: «на Овдеевской улице девичий монастырь: по леву сторону (от входа) в оном новая дерев.церковь во имя св.прор.Илии; вновь делаются каменные для игумении и деревянные для прочих келии». На месте деревянного храма найдена свинцовая дощечка с надписью : «основана сия трапезная церковь в честь и память св. пророка Илии Фестивянина…при игуменье Елевферии. Положены здесь мощи св. рос. Кн. Александра Невского – в лето 1757 м. ген. 12 д». Древний Ильинский храм был одновременно и трапезной. При игуменьи Аполинарии, которая пришла с Киевского Богословского монастыря, на пепелище был возведен каменный храм Введения Богоматери. Этот храм освящен в 1778г. В 1814г. построена каменная колокольня и теплый храм преп. Илии.
Среди известных игумений монастыря Филарет выделяет Памфилию Кулябкову; Елевферию, бабку нежинского вийта Тернавиота Ивана, при ней произошел пожар в монастыре и она успела снова построить Ильинский храм; игуменью Магдалину, при которой был простроен каменный Введенский храм. С 1775г. игуменьей стала гречанка Евфросиния. При ней императрица Екатерина пожертвовала обители 150 руб. во время своего пребывания в Нежине. С 1786г. обителью управляла игуменья Анна, которая пришла из упраздненного Черниговского монастыря. С ее доклада начальству стало известно, что в обители было 26 монахинь и послушниц. При игуменье Варваре Стороженковой, которая была настоятельницей 17 лет, построена каменная колокольня с храмом.
В 1804г. монастырем руководила игуменья Лаврентия. Среди известных игумений была также Панкратия Чернова, дочь почетного нежинского гражданина Семена Чернова. Она вместе с казначей Смарагдой (в миру Раисой), дочкой капитана Ростика Урсулы, сделала очень много полезного для монастыря: было построено ограждение, достроен теплый храм с приделом при нем в честь святых Жен Мироносиц (1850г.), построен двухэтажный каменный корпус для черниц (1857г.) В 1860г. казначея Смарагда становится игуменьей. Благодаря ей в 1863г. при Введенском монастыре было открыто училище для девочек. На монастырское обеспечение было принято 10 девочек-сирот. Здесь изучали Закон Божий, русскую словесность, русскую историю, географию, арифметику, французский язык. Кроме этого, детей учили церковному пению, рукоделию и музыке. Каждую субботу ученики пели в храме литургию и читали церковные тексты. В 1867г. состоялся первый выпуск: из принятых 10 воспитанниц выпущено 8.
В 1868г. программу обучения расширили, училище стало трехклассным. В каждом классе учились два года. Монастырское училище действовало до русско-турецкой войны. В этом помещении игуменьей Смарагдой был открыт госпиталь для раненых офицеров. После войны школа не открывалась. А в ХХ в. здесь действовала уже обычная школа. При игуменье Смарагде была основана больница на 12 коек, гостиница (богодельня) для паломников, которых здесь бывало до 100 человек, и мастерские для резьбы и живописи.
В 1863г. при обители открыли школу иконописи. Здесь обучались рисованию сестры, имевшие к этому способности. Учителями рисования были Павло Давиденко (1863-1867г.г.), Цибульский (1868г.), Гаранович (из 1869г.), который учился в Петербургской академии художеств. Гаранович давал уроки бесплатно. Он нарисовал бесплатно четыре образа для часовни на вокзале (курско-нежинской железной дороги). Монастырь серез пять лет после основания школы иконописи начал принимать заказы для соседних церквей. Были написаны иконы для иконостаса Вознесенской церкви с.Басани, для Рождественско-Богородичной церкви в Монастырище, Елецкого монастыря в Чернигове. Одновременно с иконописной мастерской начала свое существование иконостасная. Здесь обучалось 15 послушниц. Руководил иконостасной мастерской мещанин Балабан, который был прекрасным мастером.
В обители изготавливали и золотошвейные изделия. Среди них – заказы, по сведениям Филарета, для Елецкого монастыря в Чернигове и киевской Ильинской церкви (написана плащаница и встроена резная рама к ней). Нежинские мастерицы реставрировали ризницу Черниговского архиерейского дома, пошили новое архиерейское облачение для Елецкого монастыря. В 1864г. началось строительство монастырской кладбищенской церкви в память иконы Божией Матери «Утоли моя печали». В 1869г. каменная церковь уже была готова. Потом здесь построили деревянные келии для сестер обители. В них они жили во время обработки монастырских огородов. О жизни монастыря перед революцией 1917г. описывает Александр Николаевич Лазаренко в своих воспоминаниях: «Нежинский женский монастырь был на Миллионной улице, где имел большую усадьбу с каменной оградой.
В ограде была церковь и часовня. Монастырь имел хозяйство с конной мельницей и пекарней. Доходной частью монастыря была двухэтажная гостиница на углу Гоголевской площади. При гостинице и на вокзале были две работницы. Раз в неделю на вокзал ехала монастырская линейка, запряженная двумя лошадьми, на которой 10-12 монашек ездили на церковную службу. На вокзале был еще киоск, в котором продавались изделия монашек: сумочки, шитые золотом туфельки, кошельки и другие рукоделия. Особенно славились закладки в книжки. Монашеская гостиница считалась самой аристократической и дорогой. Условия были настолько комфортабельны, что богатые холостяки жили там постоянно. Помимо усадьбы в городе, монастырь имел скит в лесу около села Ветхого, где была церковь и большая сельскохозяйственная ферма. Священником там был Спасский старший – отец священника Георгия из Собора. Все монашки были искусными рукодельницами. Обеспеченные семьи заказывали в монастыре приданное для дочерей. Это были добротные высококачественные вещи, выполненные с тонким художественным вкусом: мягкие, легкие стеганные ватные одеяла с разными замысловатыми узорами, прекрасное постельное белье из голландского полотна с пришивами ручной вязки или шитьем с монограммами, вышитые мереженные полотенца, ночные рубахи с кружевами, изысканное носильное белье на все сезоны и разные вкусы.
При женском монастыре была церковно-приходская школа, через дорогу напротив монастыря. Настоятельницей монастыря была игуменья, как правило, со средним образованием. В отличие от мужского монастыря, который пользовался популярностью, женский монастырь способствовал повышению культуры и в городе». В конце ХIХ – начале ХХ ст. в Свято-Введенском монастыре было 200 монахинь. Они вели свое хозяйство, держали мельницу. Монастырю принадлежали 30 десятин земли.
В 1936г. обитель была упразднена и до 1947г. храм действовал как приходской. После долгих лет забвения за время советской власти 11 мая 1998г. снова состоялось открытие Введенского монастыря.