Богородице-Рождественский храм выстроен утилитарным и добротным, с заботой скорее не о внешнем мимолётном впечатлении, а об удобстве тех, кто связан с церковью на долгие годы, - причта и прихожан. Инициатором этой постройки стал настоятель храма о. Василий Нечаев, весьма ревностный пастырь. Он "заразил" своей идеей купца Гаврилу Матвеевича Толоконникова, имевшего воскоотбельный завод во Владыкине и торговавшего церковными свечами, причём заразил настолько, что Гаврила Матвеевич собрался строить нечто чуть ли не грандиозное (впрочем, будь храм слишком заметен, возможно, он и не дожил бы до сего дня). Но о. Василий убедил благотворителя, что новый храм не должен быть слишком большим. Во-первых, приход его был невелик, а к тому же священник опасался, что Гаврила Матвеевич, будучи в преклонных летах, мог не дожить до завершения масштабной стройки. Несколько месяцев ушли на согласование проекта с консисторией, губернской строительной комиссией и составление сметы. Смету помощник гражданского инженера Палаты государственных имуществ А. Ярошевский показал ктитору, и тот подтвердил, что готов предоставить требуемые "4792 руб сер. 60 коп. сер." из своего капитала, не касаясь церковных сумм. Строительство храма встало Гавриле Матвеевичу дороже, чем предполагалось изначально. Г. М. Толоконников хотел построить более величественный храм, но вдруг ограничил свои амбиции.
Церковь получилась небольшой, камерной и очень уютной. Времена княжеских и усадебных храмов прошли. Время настало буржуазное. А какое время - такая и архитектура. В 1850-е годы, когда строился Владыкинский храм, получало развитие новое направление в зодчестве, которое, представляя собой смешение многоразличных стилей, сменявших друг друга на протяжении веков, давало архитектору и заказчику определённую свободу выбора конструктивных особенностей будущего здания и его декоративных элементов - сообразно вкусу и средствам. Стиль этот впоследствии исследователи именовали эклектизмом. Эклектика могла быть вызывающе-роскошной и дорогой, как, например, необарочный дворец Белосельских-Белозерских, построенный А. И. Штакеншнейдером. А могла быть очень скромной, непритязательной, как церковь Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине, постройка вполне безвестного архитектора А. И. Ярошевского. Архитектор имел право ориентироваться на любые эпохи, использовать элементы византийские, готические, романские, древнерусские - лишь бы результат того стоил.
Глядя на храм, замечаем, что четверик перекрыт крышей "конвертом" и увенчан пятью небольшими главками на глухих барабанчиках, при оформлении которых архитектор обратился к арсеналу древнерусских декоративных приёмов: здесь мы видим и кокошники в основании, и "облегченный" аркатурно-колончатый поясок, и нишки, как бы напоминающие нам о "старших братьях" этих глухих барабанчиков - больших световых барабанах с окнами. Трапезная имеет кровлю на два ската, причём наличие в ней двух приделов также обозначено маленькими главками, правда, уже лишёнными каких бы то ни было украшений. По углам четверика мы видим кокошники (как и в основании барабанчиков), здесь лишённые какой-либо функциональной нагрузки. Они являются как бы визуальным продолжением капителей сдвоенных полуколонн - и нам этот приём представляется не лишённым некоторого обаяния. Вот уж что оформлено действительно скромно, так это полукруглая, довольно массивная алтарная апсида. В ней, если воспринимать её отдельно от всего здания храма, есть отсылка к фабричной архитектуре своего времени - надёжному и мрачноватому "соло" красного кирпича. Высота церкви 10 метров. Скромная 15-ти метровая колокольня составляет одно целое с притвором храма, являющимся одновременно её нижним, опорным четвериком. На него поставлен четверик (со срезанными углами) несколько меньшего размера - ярус звона, увенчанный шатром, высота которого равна высоте второго яруса. Над шатром - маленькая главка. Храм Рождества Богородицы невелик. При его постройке никто и предположить не мог, что он будет служить домом молитвы для стольких людей. По праздничным дням церковь ныне не вмещает в себя молящихся.
Внутреннее убранство храма отличается опрятной скромностью (и таким было всегда). Лучшее его украшение - старинные иконы, ценность которых была понятна уже в позапрошлом столетии. В "Исторической записке", сохранившейся в архивах храма (её составил священник Александр Воздвиженский, служивший здесь в 1866-1883 годах), говорится: "Святые иконы в главном иконостасе почти все старинные. Особенно это нужно сказать об иконах первого яруса, а именно: икона Спасителя, храмовая - Рождества Пресвятой Богородицы, Святителя Николая, Казанская икона Божией Матери и икона Божией Матери Смоленская-Одигитрия. Все эти иконы значатся в описании Дворцового приказа за 1701 год. По означенным описям на сих иконах значатся венцы, цаты и другие старинные украшения, которые, к прискорбию, не сохранились". Надо отметить также, что в советское время, когда закрывались окрестные храмы, во владыкинскую церковь "пришли" многие другие образа. Совсем древних среди них нет, но есть хорошего письма. Особенно просты, даже бедны, были первоначальные интерьеры храма - пол из лещадки, стены выкрашены клеевой краской. Затем появились голландские печи, бетонный узорчатый пол (последняя модная новинка того времени), масляная живопись на стенах. Отопление, однако, работало не вполне исправно. Как следствие - в храме было сыро, страдали позолота иконостасов и росписи. Первый серьёзный ремонт во Владыкинской церкви провели в 1896 году при настоятельстве о. Иоанне Протопопове. Что касается живописи, то она поновлялась не раз, и теперь от первоначальной остались лишь небольшие фрагменты, да и то среднего качества.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №108, 2014 г.