Церковь Входа Господа Спаса в Иерусалим в Красной слободе - бывший собор Спасского монастыря, упразднённого в 1764 года в связи с манифестом Екатерины II о секуляризации церковных земель. Входо-Иерусалимский собор относится к древнейшим памятникам Вереи, является памятником федерального значения. Этот храм, безусловно, наиболее ценный в художественном отношении памятник на территории Московской области. Его можно отнести к классическим произведениям своего времени - четырёхугольное здание (четверик) с пятью главками на глухих барабанах. Маковки, покрытые во время реставрации в 1960-м году деревянными лемехами, в ХХI веке были демонтированы и заменены на медный лист, так же как и покрытие кровли, трёх апсид и звонницы. Верхняя часть фасадов украшена рядом ложных закомар и аркатурными поясами. С северо-западного угла к храму примыкает восьмигранная шатровая колокольня. Именно шатёр делает её чрезвычайно узнаваемой и, бесспорно, относит к ХVII веку.
Как известно, патриарх Никон запретил строительство шатровых церквей, однако этот запрет не затронул колоколен, которые продолжали возводиться и после ХVII века. Трапезной в храме нет, придел Покрова Пресвятой Богородицы находится в подклети храма. Особо следует упомянуть о трёх входах в храм - с северной, западной и южной сторон. Подняться к ним помогают три высоких крыльца, к главному входу подводит самое красивое - с кувшинообразными колоннами и открытой галереей. Оно выглядит очень монументально и является важным составным элементом всего храма. До реставрации главное крыльцо было практически уничтожено, но благодаря усилиям реставраторов вновь приобрело прежний вид. Крыльцо, или "всход" в старинных храмах, стоявших на высоких подклетах, происходит от слова "крыло", это символ восхождения духовного ко храму и осеняющего благословения Божия. Во Входо-Иерусалимский храм ведёт высокое крыльцо с двумя площадками, выложенными мрамором. Столпы, поддерживающие сень крыльца, массивные, с кувшинообразными и круглыми колоннами. Шестигранный шатёр с венчающим его крестом означает символ "семи даров Святого Духа" и семи церковных Таинств. Окна основного четверика храма сделаны с особой выдумкой, тут архитектор дал полную волю своей фантазии - можно насчитать по крайней мере семь каменных наличников, которые абсолютно не повторяются. Наличники имеют завершения, сходные по очертаниям с кокошниками - треугольные, килевидные, пламеневидные, в виде фронтонов... Боковые части наличников также оформлены разнообразно: полуколонками с бочками, пилястрами, резьбой, рустовкой. Сами окна небольшие, напоминающие, скорее, бойницы, с полукруглыми завершениями.
К северо-западному углу храма примыкает, практически сливается с ним, колокольня. Её гладкий восьмигранный столп с муравлёными изразцами по парапету яруса звона завершён каменным шатром с двумя рядами небольших оконцев-слухов, имеющих килевидные завершения. Венчает шатёр колокольни небольшая главка с крестом. В звоннице - 8 колоколов, самый большой из них "Благовест" весит 700 килограммов. В ходе реставрационных работ 2007-2013 годов были восстановлены внутренние интерьеры храма, вновь созданы иконостасы, киоты, приобретена церковная утварь. Так как трапезной в храме нет, из притвора посетитель сразу попадает в основной объём - небольшое бесстолпное помещение с четырёхгранным куполом, с побелёнными, нерасписанными стенами. Сверху помещение церкви освещает хорос - одноярусное паникадило в виде колеса - очень тонкой работы. В киоте с левой стороны от иконостаса храма находится резная деревянная скульптура Святителя Николая Чудотворца. Это копия старинной святыни, которой гордился собор и которая, к сожалению, была утеряна. Образ был восстановлен по чудом сохранившейся фотографии с максимальной точностью.
Иконостас четырёхъярусный, украшенный тончайшей резьбой по дереву, которую выполнил иеромонах Введенского мужского монастыря "Оптина пустынь" специально для Входо-Иерусалимской церкви. В нижнем, местном ряду иконостаса находятся самые большие иконы: справа от царских врат - Спасителя, рядом с ней - храмовая икона "Вход Господа Спаса в Иерусалим", слева от царских врат - Пресвятой Богородицы и икона "Собор Новомучеников Верейских и Наро-Фоминских". Во втором ярусе - праздничном - находятся иконы с изображением двенадцати основных событий Евангелия, так называемых двунадесятых праздников. В деисусном ряду мы видим иконы Божией Матери, Святых Апостолов, Архангелов, Святителя Николая Чудотворца. В центре этого ряда - икона "Спас в силах", на которой Иисус Христос восседает на престоле, держа в руках книгу. Одет Он в белые, что характеризует Его непорочность и чистоту, а также золотые одеяния, что символизируют Его святость. За ним размещается красный квадрат с удлинёнными концами. Квадрат символизирует землю. На четырёх его концах - евангельские символы: ангел, лев, орёл и телец, которые соответствуют евангелистам Матвею, Марку, Луке и Иоанну. Синий овал означает духовность всего мира, в него заключены ангелы, которые считаются небесными силами. Это и определяет название иконы. Поверх овала размещён красный ромб, символизирующий мир невидимый. Четвёртый, пророческий ряд представлен иконами ветхозаветных пророков. В центре его находится образ Божией Матери "Оранта". Завершают иконостас икона "Ветхозаветная Троица" и православный крест. На царских вратах традиционно изображены евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн, а в верхнем ряду - икона "Благовещение".
Помещение нижнего храма - придела Покрова Пресвятой Богородицы - как бы углублено в землю, дневного света проникает сюда очень мало через небольшие оконца. Мощный столп зрительно делит придел на четыре части, потолки низкие. Иконостас здесь гораздо скромнее, чем в верхнем храме. Он состоит из одного ряда икон, но отделка его выдержана в стилистике главного иконостаса - та же ажурная резьба ручной работы. В приделе находится ковчежец с мощами святых, Распятие, на аналое - икона Покров Пресвятой Богородицы. Вход в нижний храм расположен справа от главного крыльца и ведёт в довольно низкое помещение, в центре которого - две массивные колонны, удерживающие всю конструкцию храма. В ходе масштабной реставрации 2007-2013 гг. был полностью восстановлен двухэтажный дом причта и церковная ограда с въездными воротами. Четыре башенки по углам бывшей монастырской ограды придают Входо-Иерусалимскому храму невероятную монументальность и торжественность.
Из журнала "Православные храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №319, 2018 г.