ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Верея. Церковь Илии Пророка.

Ильинская церковь


Верея. Церковь Илии Пророка
Церковь. Действует.  
Престолы:Илии Пророка, Казанской иконы Божией Матери
Год постройки:1722.
Ссылки: Ссылка на temples.ru  Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Московская область, Наро-Фоминский район, г. Верея, Кустарный пер.4

Координаты: 55.348862, 36.178493
Проезд: На автомобиле: из Москвы по Можайскому (Минскому) шоссе доехать до 85 км и повернуть на указателе «ВЕРЕЯ» налево, по этой дороге еще 28 км. Не прозевать поворот в дер. Колодкино направо. Можно от поворота с Минского шоссе использовать указатель «Акварели». Второй вариант - использовать Киевское ш ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда На автомобиле: из Москвы по Можайскому (Минскому) шоссе доехать до 85 км и повернуть на указателе «ВЕРЕЯ» налево, по этой дороге еще 28 км. Не прозевать поворот в дер. Колодкино направо. Можно от поворота с Минского шоссе использовать указатель «Акварели». Второй вариант - использовать Киевское шоссе. Доехав до поворота на Наро-Фоминск, в Наро-Фоминске на Т-образном перекрестке (напротив «Макдональдса»), повернуть направо и следовать далее по основной дороге, проехав городок Кантемировской дивизии на окраине Наро-Фоминска примерно через 1 км, на указателе «Верея» повернуть налево и далее опять следовать по основной трассе. Общественным транспортом: на автостанции «Тушинская» сесть на прямой автобус «Москва-Верея» (на маршруте ходят комфортабельные автобусы «Мерседес») и через два часа оказаться в центре города. Можно использовать электричку с Киевского вокзала до Наро-Фоминска, а далее на внутрирайонном автобусном маршруте добраться до Вереи. С Белорусского вокзала доехать до станции Дорохово (1,5) часа, далее рейсовым автобусом до Вереи, если опоздали на автобус, можно использовать такси. Можно доехать до Можайска (2 часа) и далее опять же рейсовым автобусом или такси.



Сортировка:

Церковь Илии Пророка, , Верея, Наро-Фоминский городской округ, Московская область
Сергей Чернов
25 июля 2016
Церковь Илии Пророка, , Верея, Наро-Фоминский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
28 марта 2016
Церковь Илии Пророка, , Верея, Наро-Фоминский городской округ, Московская область
Вадим Павлов
30 апреля 2010
Церковь Илии Пророка, 		      <br>, Верея, Наро-Фоминский городской округ, Московская область

Олег Гусаров
9 июля 2005
Церковь Илии Пророка, Северный фасад<br>, Верея, Наро-Фоминский городской округ, Московская область
Северный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
2 сентября 2023
Церковь Илии Пророка, , Верея, Наро-Фоминский городской округ, Московская область
Владислав Яровинд
31 октября 2020
Церковь Илии Пророка, Вид с запада<br>, Верея, Наро-Фоминский городской округ, Московская область
Вид с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
7 сентября 2019
Церковь Илии Пророка, , Верея, Наро-Фоминский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
15 августа 2019
Церковь Илии Пророка, , Верея, Наро-Фоминский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
28 марта 2016
Церковь Илии Пророка, , Верея, Наро-Фоминский городской округ, Московская область
oldboy
23 марта 2014
Церковь Илии Пророка, Ильинский храм<br>, Верея, Наро-Фоминский городской округ, Московская область
Ильинский храм
Sergey Vladimirovich
23 ноября 2013
Церковь Илии Пророка, Ильинский храм г.Вереи после реставрации<br>, Верея, Наро-Фоминский городской округ, Московская область
Ильинский храм г.Вереи после реставрации
Татьяна П.
15 октября 2013
Церковь Илии Пророка, 		      <br>, Верея, Наро-Фоминский городской округ, Московская область

Олег Гусаров
9 июля 2005
Церковь Илии Пророка, 		      <br>, Верея, Наро-Фоминский городской округ, Московская область

Олег Гусаров
9 июля 2005
Церковь Илии Пророка, , Верея, Наро-Фоминский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
7 сентября 2019
Церковь Илии Пророка, , Верея, Наро-Фоминский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
15 августа 2019
Церковь Илии Пророка, , Верея, Наро-Фоминский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
15 августа 2019
Церковь Илии Пророка, , Верея, Наро-Фоминский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
15 августа 2019
Церковь Илии Пророка, 		      <br>, Верея, Наро-Фоминский городской округ, Московская область

Олег Гусаров
9 июля 2005
Церковь Илии Пророка, 		      <br>, Верея, Наро-Фоминский городской округ, Московская область

Олег Гусаров
9 июля 2005
Церковь Илии Пророка, 		      <br>, Верея, Наро-Фоминский городской округ, Московская область

Олег Гусаров
9 июля 2005
Церковь Илии Пророка, 		      <br>, Верея, Наро-Фоминский городской округ, Московская область

Олег Гусаров
9 июля 2005
Церковь Илии Пророка, Интерьер нижнего храма<br>, Верея, Наро-Фоминский городской округ, Московская область
Интерьер нижнего храма
oldboy
23 марта 2014
Церковь Илии Пророка, Фрагмент росписи нижнего храма<br>, Верея, Наро-Фоминский городской округ, Московская область
Фрагмент росписи нижнего храма
oldboy
23 марта 2014



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Первые упоминания о деревянной Ильинской церкви относятся к 1637 г. Церковь неоднократно возобновлялась. В 1711 г. по просьбе прихожан рядом построили теплую деревянную церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. В XVIII в., когда обе церкви обветшали, на погосте соорудили каменный двухэтажный храм во имя пророка Илии с Казанским приделом. Четырехстолпный пятиглавый храм посредством небольшой трапезной части соединен с трехъярусной колокольней. В 1930-е гг. храм закрыли, изъяли всю дорогую церковную утварь.

В 1948 г. усилиями прихожан и священнослужителей храм восстановлен и до наших дней оставался действующим. К храму приписана городская часовня, находящаяся в сквере, освященная в память о воинах, погибших в годы войны.

В храме находится икона сщмч. Илариона, архиепископа Верейского, с частицей св. мощей, и икона сщмч. Петра Пушкинского, настоятеля Ильинского храма, прослужившего с 1914 по 1937 гг.


Иванов Дмитрий  22 января 2012

Верея - один из живописнейших уголков Подмосковья. Город красиво раскинулся на холмах и берегах реки Протвы. В XVIII веке, после строительства северной столицы - Петербурга, многие уездные города Подмосковья перестраивались. Екатериной II в 1784 году был утвержден план застройка Вереи. И сейчас улицы города прямолинейны, что соответствует тому плану. Верея была уездным городом Московской губернии, значительным среди других городов Подмосковья как по численности населения, по количеству каменных домов, так и по размерам объявленного капитала (355 тыс. рублей). В последнем она уступала только Коломне. По данным Московской справочной книги (авт. Пассек) в 1842 году в Верее было 75 каменных домов, в Можайске - 22, а в Рузе - всего 13 домов. Верея застраивалась, в основном, в XVIII веке. Разбогатевшие купцы вкладывали свои деньги в строительство церквей и домов.

В 1637 году на месте современной Ильинской церкви стояла холодная деревянная церковь и при ней церковное круглое кладбище. Церковь регулярно подновлялась. В 1700 году по указу Святейшего Патриарха Андриана и по просьбе верейских посадских людей во главе с Захаром Маркеловым разрешено на посаде города Вереи на старом церковном Ильинском месте построить вновь церковь во имя пророка Илии. В 1709 году священник церкви Илии-пророка с прихожанами в прошении, поданном в патриарший Казенный приказ, писал: "Державный Царь, государь милостивейший! В Верее, Государь, на посаде церковь пророка Божьего Илии холодная, а теплой церкви нету, а ныне обещаются тоя церкви вкладчики и прихожские люди построить теплую церковь во имя пресвятой Богородицы Казанской. Всемилостивейший Государь! Просим Вашего Величества, вели, Государь, нам на том же погосте построить теплую церковь во имя Казанской Богородицы и о готовности на ту церковь лесу вели нам, Государь, дать указ из патриаршего Казенного приказа. Вашего Величества нижайший богомолец города Вереи Ильинской поп Василий Григорьев с приходскими людьми". Указ был дан в 1711 году и новая церковь построена. После того как обе деревянные церкви пришли в ветхость, на их месте в XVII веке была построена кирпичная двухэтажная церковь с небольшой трапезной и трехъярусной колокольней. Нижний храм, теплый - во имя Казанской Божией Матери, верхний, летний - во имя пророка Илии. Церковь выполнена в виде четырехстолпного храма с пятью главками. Колокольня является частью церковного ансамбля. Церковь была оснащена богатыми иконостасами и иконами, на стенах была фресковая живопись. В 30-х годах церковь была закрыта, иконы и церковная утварь были реквизированы, а строение использовалось в хозяйственных целях. В послевоенный период (1947-1948) церковь была вновь восстановлена силами прихожан, оснащена иконами и с тех пор являлась единственной действующей церковью в городе.

Последние 23 года настоятелем храма служит протоиерей Владимир Плешинец. За это время территория храма была обнесена металлической оградой, построены газовая котельная, хозяйственные постройки, проведён водопровод, благоустроенна территория храма. Была заменена большая часть кровли, проведена большая работа по реставрации икон. В настоящее время храм нуждается в наружном косметическом ремонте. В храме находится икона священномученика Иллариона архиепископа Верейского с частицей святых мощей переданных храму Сретенским монастырём по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Также в храме есть икона священномученика Петра бывшего настоятелем этого храма с (1914-1937) г. Священномученик Петр Пушкинский родился 23 декабря 1891 года в селе Барково Дмитровского уезда Московской губернии в семье священника Сергея Пушкинского. После окончания Перервинского духовного училища он поступил в Московскую Духовную семинарию, которую окончил по первому разряду в 1913 году. По окончании Духовной семинарии по постановлению педагогического собрания правления семинарии Петру Васильевичу была присуждена особая награда за отличное составление и произнесение проповедей. В течение года после окончания семинарии Петр Васильевич преподавал Закон Божий в Орехово-Зуевском народном училище. В 1914 году он женился на Зинаиде Васильевне, дочери протоиерея Василия Смирнова, настоятеля церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьяковском, был рукоположен в сан священника и назначен настоятелем церкви Илии Пророка в городе Верее и законоучителем Верейской женской прогимназии. С 1915 года отец Петр состоял лектором и секретарем Верейских народных катехизаторских курсов. Когда началась Первая мировая война, в городе Верее был устроен лазарет имени "Всероссийского союза", где отец Петр безвозмездно исправлял обязанности священника.

В 1918 году отец Петр был арестован карательным отрядом латышей, направленным большевиками в Верейский уезд для подавления крестьянского восстания, и заключен в тюрьму в качестве заложника. Его арестовали на улице в то время, когда он сопровождал покойника на кладбище, и провели в городскую управу, а затем в тюрьму. В тюрьме отца Петра поместили в камеру, где были собраны в качестве заложников священники, купцы и богатые горожане, которые были освобождены после уплаты за себя выкупа, а отец Петр был освобожден бесплатно, как арестованный случайно на улице. Во время гражданской войны отца Петра призвали в городское ополчение. Как человек грамотный, он был назначен работать секретарем. Однажды начальник попросил его остаться вечером на работе, а этот день был предпраздничный и должна быть всенощная. Отец Петр сказал, что он не может остаться, так как должен служить в храме. Его отпустили, но наутро он получил извещение о высылке в Серпухов. Здесь его поставили работать в гарнизонной конюшне -чистить конюшню и лошадей. Из конюшни его перевели в продовольственный отдел тыла, но легче ему здесь не стало. Однажды к нему явился красный командир и потребовал выписать ему сухой паек, между тем как документа, дающего право на его получение, он не имел. Отец Петр направил его к начальнику продовольственного отдела. Вечером, возвращаясь, домой, он увидел на противоположной стороне улицы этого командира, который призывал его подойти и сам уже направился навстречу священнику. Поняв, что не с доброй целью хочет видеть его вооруженный военный, отец Петр быстро развернулся и ушел домой.

В следующий раз священник причащал больного в больнице, и когда вышел из больничного барака, то столкнулся с красным командиром, который несколько раз выстрелил в него, но промахнулся. По окончании гражданской войны отец Петр вернулся служить в Ильинскую церковь. В 1920 году епископом Верейским был назначен преосвященный Иларион (Троицкий). Несмотря на многочисленные поручения, которые ему приходилось исполнять в качестве помощника патриарха Тихона, преосвященный Иларион часто служил в храмах и монастырях Верейского уезда. В это время стали устраиваться диспуты между духовенством и безбожниками. Участниками одного из таких диспутов стали епископ Иларион и священник Петр Пушкинский. К концу диспута для всех присутствующих стало очевидно, что безбожники терпят поражение, и тогда бывшие здесь комсомольцы предложили поставить на голосование вопрос об аресте епископа и священника. Пока обсуждали и голосовали, отец Петр черным ходом вывел епископа Илариона из клуба и привел к себе в дом. Владыка поужинал, переночевал в доме свя­щенника, а наутро уехал. Отец Петр много внимания уделял воспитанию благочестивого отношения к храму, к богослужению. Церковные службы в Ильинском храме проводились в субботу, воскресенье и в праздники. Священник служил, ничего не сокращая в службе, даже если было мало народа.

Несмотря на гонения и террор по отношению к Русской Православной Церкви и священнослужителям, отец Петр создал большой, до сорока человек, церковный хор, которым руководил врач Дмитрий Волков. Среди певчих были люди самых разных профессий - это были учителя, врачи, служащие разных учреждений, городские ремесленники. Отец Петр вел близкие отношения с протоиереем Алексеем Мечевым. Отец Алексей приезжал в Верею не один. С ним приезжали прихожане, которые не имели средств для поездки на отдых. По утрам они ходили к обедне в Ильинскую церковь. Летом 1923 г. отец Алексей приехал в Верею. Что-то его беспокоило, он торопился написать завещание. Последний вечер был весел и со всеми ласков. Ночью 9 июня он внезапно умер от паралича сердца. После смерти отца Алексея, к отцу Петру стал приезжать его сын, священник Сергий Мечев, который вместе с членами общины часто отдыхал в Верее, где они снимали дачи. В 1925-1927 годах в семье отца Петра жили двое детей беспризорников, которых прислал отец Сергий Мечев. Несколько раз к отцу Петру в дом приходили агенты ОГПУ и убеждали его оставить священство: "Вы молодой, вы должны уйти, вы должны объявить с амвона о том, что вы в течение времени отошли, осознали, что вы отрекаетесь от Христа и Церкви", - говорили они и предлагали деньги. Несколько раз его вызывали в Москву и там также предлагали деньги. Отец Петр отвечал всегда одинаково: "Я категорически против".

Священника арестовали 31 июля 1937 года, обвинили в контрреволюционной деятельности и заключили в тюрьму в городе Можайске. Лжесвидетель по делу отца Петра сказал, что священник Петр Пушкинский относится к советской вла­сти враждебно? о сталинской конституции он говорил: "Что нам ждать от этой конституции, ни на какие выборы я не пойду, это для смеха-то идти? Все восхищаются конституцией, а что в ней нового, люди мало сознают, восторгаются именно Сталиным, все газеты наполнены этим, и получается деланное восхваление одной личности". Лжесвидетель показал, что Пушкинский имел тесную связь со священниками города Москвы отцом и сыном Мечевыми, известными монархистами, которые под видом благотворительности собирали денежные суммы и помогали репрессированным священникам. Что квартира Пушкинского является притоном для контрреволю­ционно настроенного духовенства. Основываясь на показаниях лжесвидетеля, отца Петра спрашивали на допросах о том, знаком ли он со священниками Алексеем и Сергием Мечевыми, последний из которых арестован за контрреволюционную деятельность, также о том, помогал ли он находившимся в заключении священнослужителям. Отец Петр ответил, что священников Мечевых он знал, а также помогал жене священника, находящегося в заключении, который является его родственником. Обвинение в контрреволюционной деятельности отец Петр категорически отверг. 9 октября 1937 Тройка НКВД приговорила отца Петра к расстрелу. Священник Петр Пушкинский был расстрелян 13 октября 1937 года и погребен в безвестной могиле.

В 1989 г. дело по обвинению священника Петра Пушкинского было пересмотрено, и он был реабилитирован. Память священномученика Петра совершается в день его смерти - 30 сентября (13 октября), а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских - 25 января (7 февраля), если этот день совпадает с воскресным днем, а если этот день не совпадает с воскресным днем, то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля). Каждую пятницу в Ильинском храме совершается акафист и водосвятный молебен Казанской иконе Божией Матери. К храму приписана часовня Казанской иконы Божией Матери в честь воинов погибших в годы войны (1941-1945), находящаяся в городском сквере.

Прот. Владимир Плешинец Источник: http://nfhram.ru/hramy/verilija/index.html 


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  26 февраля 2019

В начале 30-х годов предпринимались попытки властей храм закрыть. В очередной раз церковь во имя Илии Пророка пытались закрыть в 1932 году на основе постановления Мособлисполкома, но решением ВЦИК это постановление было отменено. 31 июля 1937 года настоятель храма, протоиерей Пётр Пушкинский был арестован, обвинён в саботаже и расстрелян на печально знаменитом Бутовском полигоне 13 октября 1937 года (Архирейским Собором 2000 года Пётр Пушкинский был причислен к лику святых). После чего храм был закрыт на 10 лет. Сразу после окончания Великой Отечественной войны, когда город еще лежал в руинах, в 1947 году, благодаря многочисленным просьбам верующих Вереи, церковь решено было открыть для прихожан. Своими силами жители Вереи, как смогли, восстановили церковь, и с 1948 года в ней стали проходить редкие Богослужения. В 1960-м Постановлением Совмина РСФСР за №1327 от 30 августа 1960 года ей был присвоен статус памятника архитектуры. Ильинская церковь долгие годы являлась единственным действующим храмом маленькой Вереи.

Из журнала "Православные храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №319, 2018 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  15 августа 2020

Храм Илии Пророка в Кустарном переулке после недавней реставрации привлекает внимание своими нарядными бело-голубыми фасадами и довольно необычной архитектурой: трёхэтажный четверик без восьмерика; пятиглавие без большой центральной главы, боковые главы разнесены по углам здания; апсида прямоугольная, двухэтажная; трапезная - совсем небольшая, это скорее переход из притвора в основной объём. Время строительства Ильинской церкви - начало ХVIII века, но прежде на этом месте уже стояла деревянная. В 1803 году храм подвергся капитальной перестройке и принял тот вид, который имеет сегодня.

Из журнала: "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №407, ООО "Де Агостини", 2020


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  10 марта 2024

Храм пророка Илии в подмосковной Верее в советские годы оставался единственным действующим из пяти городских церквей. Хотя в 1930-е годы и он был закрыт, после Великой Отечественной войны верующим удалось добиться возобновления служб. С Ильинской церковью связана жизнь знаменитого старца св. Алексия Мечева – основателя и духовника «маросейской» общины в Москве. В доме старшей дочери рядом с Ильинской церковью отец Алексий отдыхал в летние месяцы. В этом доме в июне 1923 года он скончался от болезни сердца. Сегодня недалеко от храма открыт святой источник пророка Илии.

Сохранившийся пятиглавый двухэтажный храм пророка Илии был построен в XVIII столетии, но ему предшествовало несколько деревянных церквей. В книге В. И. Холмогорова, посвященной Верейской, Дмитровской и Троицких вотчин десятин, говорится, что в 1692 году по указу патриарха Адриана и челобитию жителей посадской части Вереи во главе с Захаром Маркеловым было велено построить «на старом церковном Ильинском месте... вновь церковь во имя пророка Илии».

В 1709 году священник Ильинской церкви Василий Григорьев ходатайствовал о строительстве рядом с «холодной» церковью еще и «теплой». Прошение было удовлетворено, и в 1711 году на посаде Вереи была построена новая деревянная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. У Холмогорова указано, что антиминс для храма взял иеромонах московского Чудова монастыря Александр.

Интересно, что к Чудову монастырю питал особенную любовь московский старец Алексий Мечев, судьба которого оказалась связанной с Вереей и Ильинской церковью. В этой старинной московской обители служил регентом хора его отец. Кроме того, после закрытия Чудова монастыря в 1919 году большая часть его прихожан перешли под духовное попечение отца Алексия в Никольский храм на Маросейке. Они ввели на приходе богослужение по «чудовскому» уставу.

Рождение будущего старца Алексия было ознаменовано чудесной помощью святителя Филарета (Дроздова). Из-за тяжелых родов младенец был при смерти. Его отец Алексей Иванович Мечев поехал молиться в Алексеевский монастырь, где в этот момент возглавлял торжественную службу в честь престольного праздника – памяти Алексия человека Божия – сам митрополит московский Филарет. Увидев в алтаре опечаленного регента чудовского хора, владыка утешил его: «Помолимся вместе... Родится мальчик, назови его Алексеем, в честь празднуемого нами сегодня святого...» По слову святителя на свет благополучо появился мальчик, которого нарекли Алексеем.

На путь старчества отца Алексия благословил святой праведный Иоанн Кронштадтский. До этой встречи в течение восьми лет священник Алексий Мечев служил в маленькой московской церкви Николая Чудотворца в Кленниках на Маросейке почти в полном одиночестве – никто не приходил на службы. Однако вскоре слава о подвижнике распространилась по Москве, и в храм стали стекаться люди. Священник скромно называл себя «неграмотным», чуждым науки, но среди его духовных чад были литературовед Сергей Дурылин, философ Николай Бердяев, искусствовед Александр Салтыков, педагог и художник-реставратор Иулиания Соколова...

Отец Алексий был открыт для каждого, независимо от образования, социального статуса и вероисповедания: «приходили и ученые, и профессора, и студенты, и инженеры, и оккультисты, и мистики различных толков, и врачи, и коммунисты, и протестанты, и католики...», – писал диакон Владимир Сысоев.

В сборнике С.В. Фомина «Пастырь добрый» можно найти воспоминания духовных чад отца Алексия Мечева о его жизни в подмосковной Верее. Например, Мария Тимофеева писала: «Каждый год я бывала с батюшкой в Верее, куда он ездил к своей дочке. Он часто там служил в храме Ильи Пророка...Батюшка уезжал отдыхать не более чем недельки на две. Какой же у него был отдых! Он служил там почти каждый день в храме Ильи Пророка. Отдых его был в храме Божием. Во время Божественной литургии он был как огненный столп!»

После службы в Ильинской церкви священник часто ходил в лес полюбоваться рекой Ратовкой. Он говорил о ней так: «Вон посмотри, как Раточка-то спокойно журчит и журчит. Так и наша жизнь должна быть подобна ей, исполнением воли Божией и спокойно течь прямо в Царствие Небесное».

Вот как вспоминал жизнь старца в Верее диакон Владимир Сысоев: «Летом уезжал батюшка обыкновенно в Верею... Время отдыха своего батюшка проводил больше в духовном чтении, заставлял иногда ему читать «Жизнь пустынных отцов» или «Авву Дорофея»...Писем батюшка писал много, приходило их к нему еще больше...Вообще и в домашней жизни своей, и на отдыхе он не оставлял никогда забот о доверившихся ему душах».

Отец Алексий Мечев намеренно уехал перед кончиной в Верею, чувствуя приближение смерти. Он торопился написать духовное завещание (формально это было надгробное слово) в тишине и в дали от Москвы. «Ведь я для того и приехал, чтобы написать, в Москве мне бы не дали», – говорил сам о. Алексий. Духовные чада вспоминали, что обычно священник неохотно уезжал из Москвы, а в последний раз сам настоял на отъезде, назначил дату. За несколько месяцев до кончины на приглашение священника Ильинской церкви Вереи о. Петра Пушкинского (будущего священномученика) о. Алексий ответил пророчески: «Я к вам помирать приеду». Завещание о. Алексия Мечева, написанное, вероятно, за два дня до смерти в Верее, по слову философа Павла Флоренского – важный документ для понимания личности и глубокой духовной жизни этого святого начала XX столетия. Это двухуровневая бесстолпная церковь на подклете с небольшой трапезной и трехъярусной колокольней, четверик верхнего храма увенчан пятью главами. Нижний храм – теплый, во имя Казанской Божьей Матери, верхний - холодный, во имя пророка Ильи. Церковь была оснащена богатыми иконостасами и иконами, на стенах была фресковая живопись.

В 1937 году при Советской власти храм закрыли, а иконы с богатейшего резного иконостаса и наиболее ценная церковная утварь были реквизированы местными уполномоченными органами. Строение бывшей церкви использовалось в хозяйственных целях. В послевоенные годы, а именно в 1947-1948 годах, по просьбам нжителям Вереи, Ильинский храм был восстановлен силами образовавшейся общины православного прихода и с тех пор является действующим. Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327, прил. 2 от 30 августа 1960 года храму присвоен статус памятника архитектуры. Так как церковь Илии Пророка стояла без богослужений всего 10 лет, в ней сохранились интерьеры. В нижнем уровне находится иконостас, конца 19 - начала 20 века. В главном, верхнем, храме помещается классический иконостас, времен перестройки церкви в 1803 года.

В последние десятилетия в храме многое изменилось. Церковь была обнесена металлической оградой, покрашен фасад, заменены оконные рамы, построена газовая котельная, проведен водопровод, благоустроена территория. А в 2000 году на Ильинской церкви обновили купола.

Ильинский храм в Верее является объектом культурного наследия и памятником регионального назначения. Святыни, находящиеся в церкви Илии Пророка: икона священномученика Иллариона, архиепископа Верейского с частицей святых мощей; икона священномученика Петра Пушкинского с частицей святых мощей (настоятеля этого храма с 1914 по 1937 года). 

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Ильинская церковь в Верее.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.