Гуслицкий Спасо-Преображенский мужской монастырь был основан в 1858 году по благословению святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского. По мысли святителя, обитель должна была сочетать традиционное монашеское делание с миссионерством и обучением детей. Первым строителем и настоятелем Спасо-Преображенского монастыря стал игумен Парфений (Агеев). Выбирая место для будущей обители, игумен Парфений обратил внимание на деревянную Преображенскую церковь, основанную еще митрополитом Московским Фотием в XV веке. Местные жители поведали строителю и миссионеру старинное предание о монастыре, который до татарского нашествия находился на противоположном берегу реки Нерской. Именно здесь игумен Парфений и начал возведение обители.
Благодаря инициативе первого игумена и помощи митрополита Филарета монастырь быстро развивался и уже в течение первых двух лет здесь собралось 50 человек братии, хотя планировалось только 33 по числу земных лет Спасителя. В монастыре было четыре храма: большой каменный (летний) Спасо-Преображенский собор, храм в честь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость", деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, храм Воскресения Христова. В монастыре была собрана прекрасная библиотека старопечатных и рукописных книг и большая коллекция древнерусских икон (их было около 500). Все это было вывезено из монастыря после его закрытия в 1922 году. При Спасо-Преображенском Гуслицком монастыре существовала монастырская школа – старейшая из церковно-приходских школ как Гуслицкого края, так и всей Московской епархии. Были созданы и успешно работали монастырская больница с богадельней, постепенно стала наполняться ценностями ризница (отдельно стоящее здание). Были построены келейные корпуса, колокольня, хозяйственные постройки, монастырская ограда. Вокруг монастыря были разбиты фруктовые сады. Монастырское хозяйство называли образцовым. Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь выделялся своим строгим уставом; на его территорию женщин не пускали. Духовное устроение и развитие монастыря происходило под наблюдением митрополита Филарета. В таком процветающем состоянии монастырь просуществовал до эпохи установления богоборческой власти.
За время существования обители ее посетили святитель Филарет (Дроздов), святитель Иннокентий (Вениаминов), святитель Макарий (Невский), священномученик Владимир (Богоявленский). В Гуслицком монастыре, в свою бытность благочинным монастырей Московской епархии, регулярно бывал также прославленный ныне в лике святых архимандрит Николо-Угрешского монастыря Пимен. С самого начала существования обители ей покровительствовала царская семья.
...В настоящее время монастырь Гуслицкий состоит из следующих зданий: от святых ворот влево на северной стороне возвышается соборный храм деревянный на каменном фундаменте; он построен в виде четвероконечного креста с одним большим и семью малыми куполами весьма красиво и прочно, и заключает в себе три престола: в средине во имя Преображения Господня, и в приделах — правом во имя Нерукотворного Образа Христа Спасителя, и левом — во имя Святителя Николая. Внутренность храма весьма поместительная и светлая. В той части храма, которая называется трапезою, устроены хоры, предназначенные исключительно для богомолок, по подобию древних православных храмов. Иконостас, в несколько ярусов, покрыт малиновой масляной краской и украшен позолоченною резьбою; он обращает на себя особенное внимание знатоков и любителей древности: в нем все св. иконы и царские двери самого высокого письма XV и XVI веков, отлично сохранившиеся. На восток от собора находится небольшая двухэтажная церковь с двумя престолами: вверху - во имя Успения Пресвятыя Богородицы, и внизу — во имя Воскресения Христова, одноглавая, деревянная, покрытая тесом по стенам и выкрашенная под кирпич, так же, как и примыкающая к ней небольшая одноярусная колокольня. Первоначальную постройку этой церкви относят к глубокой древности — к временам митрополита Фотия; сюда же перенесена она из бывшего Спасо-Нерского прихода, с версту от монастыря, в 1858 году. С западной стороны к этому древнему храму пристроен также на каменном фундаменте деревянный двухэтажный флигель, в котором помещаются восемь просторных келий для братии. По правую сторону от св. ворот, почти в углу монастыря, возвышается великолепное здание: огромный каменный трехэтажный корпус, осененный в восточном конце пятью главами, покрытыми белым железом, с восьмиконечными на них крестами, вызолоченными через огонь. Корпус этот, совершенно оконченный постройкой, ждет внутренней отделки; в нем поместятся две церкви, больница с аптекой, богадельня и несколько келий для братии. Настоятель и братия, а также братская трапеза, кухня и пекарня помещаются в трех больших двухэтажных корпусах, построенных по одному плану на прочных каменных фундаментах. Со временем отец игумен думает оштукатурить снаружи и внутри все деревянные здания в монастыре, покрытые железом, что, конечно, доставит им прочность и возможность простоять лет пятьдесят и более. В стенах монастырских выстроены некоторые хозяйственные помещения: амбары для складки хлеба, квасоварня, погреб для овощей и ледник, покамест деревянные.
Монастырь окружен деревянной оградой с пятью очень красивыми башнями в готическом стиле с остроконечными крышами из листового железа; в трех башнях устроены кельи для братии, а в двух складываются разные хозяйственные принадлежности. У св. ворот пристроена сторожка, в которой помещается и сапожная мастерская. Против св. ворот, несколько наискось, вне ограды монастырской, построена, деревянная же, двухэтажная крытая железом гостиница для приезжающих богомольцев и приходящих странников, окруженная забором. Влево от нее построен, деревянный же, конный двор и при нем столярная мастерская.
Гуслицкая обитель с трех сторон - восточной, северной и западной,— окружена сплошным лесом; с южной же стороны окаймляют ее две небольшие речки: Нерская и Сошица, за которыми виднеются монастырские огороды, пахотные поля и луга сенокосные; весною огороды и луга заливаются сплошь водою, и потому летом и осенью приносят изобильный урожай. За речкой Нерской, на месте, где стояла древняя церковь, построенная Митрополитом Фотием, отец игумен Парфений соорудил очень красивую каменную часовню. За нею на довольно пространном участке земли, примыкающей к деревне Куровской, населенной раскольниками, разведены огороды и вспахивается земля для посева ржи и гречихи; овес же в здешнем месте почти никогда не родится. Тут же, недалеко от часовни, в деревянном доме помещается монастырское училище, где живут учитель и до сорока мальчиков, пользуясь пищей, книгами, бумагой, отоплением и освещением на счет обители, без всякой платы за это. Наискось от школы две избы с обширным двором отведены для скотного двора, прачечной и для жилья прислуги, скотниц и прачек. Окруженная со всех сторон закоренелыми раскольниками, юная Гуслицкая обитель видит в церквах своих очень мало богомольцев, и потому единственным источником материальных доходов и средств для поддержки и будущего процветания монастыря, с его школой, больницей и богадельней, служит часовня, находящаяся в Петербурге на Невском проспекте у Гостиного двора близ Градской Думы. В Гуслицком монастыре заведено полное общежитие: вся живущая здесь братия снабжается от обители с приличною обстановкою в кельях, отоплением, освещением, пищей, одеждой, обувью и чаем с сахаром; кроме того все богомольцы и странники на гостиной пользуются помещением и пищей из братской трапезы без всякой платы за это. В настоящее время в пятидесяти с лишком деревнях, составляющих собою три округа или волости: Запонорщину, Заход и собственно Гуслицу, — раскольников насчитывается до 35 тысяч душ обоего пола; Запонорщина и Заход находятся в самой середине Богородского уезда; Гуслица же, отделясь от Захода речкой Нерскою, распространяется по границам уездов: Коломенского и Бронницкого Московской губернии, Георгиевского Рязанской, и Покровского Владимирской. Раскольники во всех трех округах, так же, как и православные, между ними живущие, весьма трудолюбивы и занимаются хлебопашеством, но большая часть из них труду пахаря предпочитает фабричные занятия и торговлю, и потому в каждой деревне здесь увидите фабрички, более или менее обширные, и почти в каждой избе найдете станок или два, на которых ткутся бумажное трико, клетчатая сарпинка или же полушерстяные материи: карусет и казинет. Гусляки же, кроме того, занимаются разведением хмеля, за которым ухаживают с особенной тщательностью. В каждом селении и даже деревеньке вы найдете две-три лавки с разными товарами, а также непременно с чаем и постным сахаром.
Революционное лихолетье не пощадило и Гуслицкую обитель. После 1917 года монастырь терпел гонения от новых властей, которые разорили храмы, отобрали здания, конфисковали большую и лучшую часть монастырских ценностей. По решению большевиков на попечении братии монастыря оказалась младшая группа одного из детских домов Орехово-Зуевского уезда.
В 1918-1920 годах здесь была размещена колония для малолетних преступников. В 1922 году в Преображенском соборе был устроен склад реквизированного имущества и столовая лесхоза. В том же 1922 году монастырь закрыли, однако в обители оставались жить монахи, деля территорию с расположившимся здесь домом инвалидов. У них была устроена домовая церковь в бывшей монастырской бане. Затем большинство насельников было репрессировано. Некоторые из них пополнили число Новомучеников и Исповедников Российских и теперь молятся в обителях небесных за земную свою обитель. Последние три монаха были вынуждены уйти из монастыря в 1928 г., когда монастырь окончательно закрыли и монахам велели освободить все помещения.
После Великой Отечественной войны в монастыре открыли большой Дом инвалидов; затем здесь разместились психиатрический диспансер и интернат. Располагались здесь и некоторые другие светские организации. Все они, заботясь о своих интересах, мало думали о сохранности архитектурного комплекса монастыря, который год от года приходил все в больший и больший упадок. Казалось, что обитель погибла безвозвратно.
Гуслицкий Спасо-Преображенский монастырь, самый молодой из мужских монастырей Московской епархии, был устроен в 1859 году. Чуть более 60 лет просуществовала обитель. В 1922 году она была закрыта на 72 года. Здесь расположили сначала дом инвалидов, затем — областной психоневрологический интернат. В 1994 году часть монастырских построек была возвращена Русской Православной Церкви. Началось возрождение обители. Постройки были переданы в таком состоянии, что сегодня без слез не взглянешь на фотографии тех лет. С самого начала реставрация проходила под руководством игумена Георгия. Конечно, самым важным явилось восстановление из руин в короткий срок Спасо-Преображенского собора, в первую очередь благодаря супругам Курбатовым — Алексею Алексеевичу и Анне Сергеевне и компании «Гранд», поддержка которых всегда очень значима для обители.
В 2009 году «НИиПИ экологии города» было организовано и проведено необходимое обследование зданий колокольни и трапезной. Даны технические заключения по обследованию грунтов основания, фундаментов и строительных конструкций.
http://www.guslickiy.ru/