В Петергофе к концу ХIХ столетия сложилась парадоксальная ситуация: при достаточном количестве церквей - 13 храмов на 11 тысяч жителей - простому народу некуда было пойти на богослужение, особенно в праздничные дни. Все церкви были либо "придворные", либо "военные", то есть предназначенные для определённого круга лиц, и обычным горожанам вход в них был запрещён. Нуждам простых городских жителей служила маленькая Крестовоздвиженская церковь, в которую по праздникам набивалось столько народу, что нечем было дышать. Люди вставали на цыпочки, пытаясь хоть что-то увидеть за спинами впереди стоящих. Видя столь плачевную ситуацию, протопресвитер о. Иоанн (Янышев), духовник императорской фамилии, в 1892 году подал прошение о строительстве в Петергофе ещё одной церкви для простых горожан. Несмотря на свою близость к императору Александру III, отец Иоанн не мог ходатайствовать перед ним лично, и бумага попала к министру императорского двора графу Иллариону Ивановичу Воронцову-Дашкову, который и передал императору. По счастью, ходатайство о строительстве очередной церкви не вызвало у царя отрицательной реакции. Напротив, Александр заинтересовался идеей и устроил своеобразный конкурс: сам пригласил к участию четырёх архитекторов, сам выбрал один понравившийся проект и указал место для строительства будущей церкви возле Царицынского (Ольгина) пруда в центре города. В конкурсе участвовали: петергофский городской архитектор А.И. Семёнов, граф Николай Иванович де Рошфор, знаменитый Леонтий Николаевич Бенуа, уроженец Петергофа, а также Николай Владимирович Султанов, домашний архитектор Шереметевых и Юсуповых. По всем признакам победу должен был одержать Бенуа, предоставивший на конкурс сразу три проекта - два в "старомосковском" стиле и один в стиле барокко, но император выбрал проект Султанова. Важно отметить, что победа в конкурсе не испортила отношений с Бенуа, к которому Султанов относился с глубоким уважением. Спустя три месяца, 15 июня, архитектор удостоился встречи с самим императором. Он в подробностях представил свой проект и получил высочайшее повеление не отступать от намеченного плана. Позже он записал следующее: "Я сложил рисунки в папку и пошёл за Государём, он повернул направо к двери, но затем снова обернулся ко мне и заговорил со мной в самых милостивых выражениях об Петергофской церкви. Суть слов Государя сводилась к тому, чтобы я их производил и чтобы никак не отступал от модели..."
Слова ли государя подействовали на участников строительства, или проект был так хорош - но построенный храм действительно ни в малейших деталях не отклонялся от изначального плана, что для архитектуры была большая редкость. Мало того, он полностью соответствовал даже беглым наброскам, которые делал Султанов в самом начале работы над проектом. Неофициальная часть работ была начата в 1894 году - построены домик чертёжной и конторы, сараи для хранения материалов, вырыт котлован под фундамент храма. 25 июля 1894 года дочь императора, великая княгиня Ксения Александровна сочеталась браком с великим князем Александром Михайловичем, а один из приделов будущего храма должны были освятить во имя преподобной Ксении Миласской. Александр III связал эти факты и назначил дату торжественной закладки собора ровно через год - 25 июля 1895 года, в первую годовщину свадьбы любимой дочери. К сожалению, сам он не дожил до этого дня, скончавшись в Ливадии через три месяца, 20 октября. Николай II не стал менять назначенную дату, но сам на торжественную закладку не явился. Церемонию проводил всё тот же отец Иоанн (Янышев) вместе с придворным духовенством. Если рассчитать время от даты закладки до торжественного освящения собора, то получится, что его строительство продолжалось ровно десять лет без одного месяца. Четыре года ушло на возведение стен, ещё четыре - на отделочные работы, два года продолжалась роспись храма, которую выполняли палехские иконописцы и московские мастера Н.М. Сафонов и В.И. Колупаев. Вокруг собора был разбит сквер, а рядом построено здание для церковно-приходской школы. Одновременно возводились здания котельной и электростанции - Султанов предусмотрел в своём проекте и вентиляцию, и отопление. Такая забота о клире и прихожанах была в новинку для того времени.
Интересно, что главный храм Петергофа, расположенный в непосредственной близости от северной столицы, был выдержан в стиле московского зодчества ХVI-ХVII веков. Он построен из кирпича - не только из обычного красного, но из жёлтого, который использовался как элемент украшения. Кроме того, при строительстве использовался серовато-белый камень и зелёные изразцы, так что собор приобрёл очень нарядный вид. Увенчанный золотыми куполами и украшенный узорчатыми коньками, он напоминает московские храмы, но выглядит при этом не пёстро, а по северному сдержанно и гармонично. К храму ведут четыре крыльца: северное, южное и два западных. Кроме того, с западной стороны к храму прилегают колокольня и часовня, что тоже было новшеством в те времена - обычно эти сооружения ставились отдельно, но Султанову удалось спроектировать их как одно целое с храмом, сохранив при этом их величественный вид. Забота архитектора о людях, будь то клир или прихожане, видна во многих архитектурных деталях, на первый взгляд незначительных. Так, при каждом входе было предусмотрено помещение для верхней одежды, нечто вроде гардероба. Выход на улицу пролегал через тёплые сени. Строя храм невдалеке от северной столицы архитектор подумал и о непредсказуемой северной погоде, которая вполне могла проявиться проливным дождём или даже снегом на раннюю Пасху. На этот случай Султановым была предусмотрена крытая галерея для крестного хода в плохую погоду, проходившая внутри собора под апсидами.
Торжественное освящение собора Апостолов Петра и Павла в Петергофе состоялось 25 июня 1905 года в присутствии императорской фамилии - Николая II с императрицей Александрой Фёдоровной. Боковые приделы святого Александра Невского и преподобной Ксении были освящены спустя два месяца - 28 августа 1905 года.
Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №248, 2017 г.