Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря относится к так называемому "раннемосковскому зодчеству". Выясняя генеалогию этого храма, искусствоведы обычно сравнивают его с двумя церквами - более ранним звенигородским Успенским собором на Городке и Троицким собором Троице-Сергиевой Лавры. Все эти храмы выстроены князем Юрием Звенигородским, все они типологически близки, хотя при ближайшем рассмотрении выясняются и некоторые отличия. Если говорить о близости, то следует назвать три характерные особенности для "раннемосковского зодчества".
Вот цитата архитектора-искусствоведа Д.Ю. Палкина: "...во-первых, необязательность соответствия внутренних и внешних членений, или "система смещённых соотвтствий", во-вторых, это применение ступенчатых арок, подчёркивающих вертикальную динамику, и, в-третьих, это типично московское завершение посредством двух или более ярусов закомар". В Рождественском соборе, в отличие от упомянутых Успенского и Троицкого соборов, мы видим полное соответствие внешних и внутренних членений. С другой стороны, если в Успенском соборе на Городке наблюдается вертикальное устремление объёма, то в двух монастырских храмах налицо своеобразная горизонтальная динамика - они, благодаря выбранным пропорциям основного объёма, как бы слегка оседают на землю. Характерно в этом смысле устроение апсидных лопаток - в Рождественском соборе они "обрываются" на уровне среднего уровня трёхрядного фриза, словно "запрещая" наметившийся рост. Собственно, и ощущения от всех трёх храмов - несмотря на их очевидную близость - различны: в этом смысле Рождественский собор выглядит более уютным, камерным, простым и ясным, но это та простота, которая очевидным образом устремляется к "золотому сечению". В сечении основной объём является почти квадратом (14,4 Х 14,5 м). Храм стоит на довольно высоком подклете - высотой около полутора метров. Северный и южный фасады ассиметричны: боковые их деления имеют неодинаковую ширину (западные шире восточных).
Большую роль в создании образа храмов "ранней Москвы" играет внешний декор. Он достаточно прост и скуп, находя своё выражение в нескольких декоративных поясах, но тут мы видим парадокс - эта скупость чуть ли не более выразительна и поразительна, нежели чрезмерность и некоторая "навязчивость" декорировки, например барочных церквей позднейшей эпохи. "Фасадный" фриз Рождественского собора почти повторяет соответствующий пояс Успенского собора на Городке, однако он становится более плоскостным, более плотным, более геометричным. Тут намечается некоторая функциональность и програмность - такой фриз легче повторять в других храмовых постройках. Переход от основного объёма к барабану осуществляется с помощью трёх рядов характерных килевидных кокошников (закомары в виде кокошников). Вероятнее всего, они должны были сформировать вертикальный "вектор" храма, но странным образом этого не произошло - основной объём собора всё равно остаётся "приземистым". На протяжении почти 250-ти лет кокошники были скрыты под устроенной в 1735 году четырёхскатной кровлей. Как уже было сказано, что основной тип "раннемосковского зодчества" - это одноглавый четырёхстолпный храм. В данном случае глава опирается на световой барабан с высокими узкими окнами-бойницами, украшенный трёхрядным декоративным поясом. Этот пояс совпадает по исполнению с фризом, идущим в верхней части апсид, за исключением нижнего ряда, где на барабане появились сплетенные пучки растений. Апсиды Рождественского собора понижены относительно основного объёма, что вкупе с другими соответствующими элементами, формирует "приземистость" постройки. Характерная особенность апсид - лопатки, делящие их на части. Апсиды, подобно фасадам и барабану, украшены декоративным резным поясом. Средняя апсида в диаметре вдвое больше боковых и значительно дальше выступает на восток.
Пристройки "обросли" храм в середине ХVII века, при царе Алексее Михайловиче. Они в отличие от основного здания, построенного из белого камня, возводились из кирпича. В юго-восточном углу - придел преподобного Саввы Сторожевского, стилистически стремящийся подражать основной постройке. С юга и запада - галерея, причём южная её часть надстроена вторым этажом - туда некогда вёл крытый переход из дворца Алексея Михайловича; позже это помещение занимала ризница. Внутреннее пространство Рождественского собора наследует устройству Успенского собора на Городке. Так же, как и на Городке, четыре столпа здесь заметно сдвинуты к стенам - с целью максимально увеличить ширину центральных нефов. Впрочем, есть и отличия. Во-первых фасадное членение лопатками строго соответствует расположению пилонов, которые в плане стали квадратными, а не крестчатыми (как в Успенском соборе), и более "тонкими". Кроме того, исчезли хоры. Вообще, в соборном храме Саввино-Сторожевского монастыря заметно стремление к некоторой зальности. "Некоторой", потому что это конечно, не классическая зальность, характерная для позднейших храмов, а лишь её "призвук" но этот "призвук" сообщает Рождественскому собору очень приятные камерность и уютность. Изначально в храме не имелось иконостаса; его роль, как в древних церквах, исполняла алтарная преграда, которая в 1913 году, при очередной реставрации, помогла ответить на вопрос, был ли как-то украшен только что построенный собор. Дело в том, что именно на алтарной преграде реставраторы обнаружили остатки фресок, относящихся, скорее всего, к началу ХV века, то есть ко времени строительства Рождественского собора. Искусствоведческий анализ открытых и позже реставрированных фресок показал, что они созданы мастерами круга преподобного Андрея Рублёва, который, как известно, в ту пору работал в Звенигороде.
В 1430-х годах в храме появился иконостас "от стены до стены", закрывший алтарную преграду. Следующая кардинальная реконструкция интерьера состоялась в середине ХVI столетия - видимо, по желанию царя Алексея Михайловича, благоволившего Саввиной обители; именно тогда храм приобрёл "примерно" современный вид. В частности, собор был полностью расписан артелью под руководством иконописца Степана Григорьевича Рязанца и каменщика Карпа Тимофеева. В артель входили 29 царских жалованных и кормовых мастеров, известных ныне поимённо. Был установлен и сохранившийся до наших дней пятиярусный иконостас, закрывший восточные столпы. Иконы для верхних четырёх рядов исполнили тот же Степан Рязанец, а также Яков Тихонович Рудаков, прозываемый Казанцем. В нижний ряд поместили разновременные образа, некоторые из которых, возможно, были современны самому собору. Впоследствии в храме появились новые росписи: в ХVIII столетии, в 1835 и 1913 годах. Начиная с 1960-х годов росписи Рождественского собора неоднократно реставрировались. Сохранившиеся иконы иконостаса с 1960-х годов хранились в Звенигородском музее (утрачеными оказались лишь образа местного чина, а также убранство нижнего яруса иконостаса и царские врата). В 1998 году, к 600-летию Саввино-Сторожевского монастыря, они вернулись на своё законное место.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №132, 2015 г.