ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Санкт-Петербург. Церковь Александра Невского в Лисьем Носу.


Санкт-Петербург. Церковь Александра Невского в Лисьем Носу
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Александра Невского
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:Между 1855 и 1857.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
г. Санкт-Петербург, Приморский район, у мыса Лисий Нос

Координаты: 60.012574, 29.968226 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Александра Невского в Лисьем Носу, Фото с сайта http://al-spbphoto.narod.ru/Hram/nohram2-2.html<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото с сайта http://al-spbphoto.narod.ru/Hram/nohram2-2.html
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Александра Невского в Лисьем Носу, Вокзал на станции Тарховка, возможно перенесенная Александро-Невская церковь.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Вокзал на станции Тарховка, возможно перенесенная Александро-Невская церковь.
Перелётный выхухоль
31 марта 2018



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  23 июля 2016

Во второй половине XVIII века Екатерина II подарила земли, в число которых входил Лисий Нос, графу Орлову. Земли до середины XIX века плохо осваивались и представляли собой заболоченную местность, покрытую хвойным лесом с примесью мелкой березы и крупных дубов на возвышениях. В Лисьем Носу было несколько десятков жителей.

В 1854 году Лисий Нос был выбран местом для строительства укреплений, препятствовавших высадке вражеского морского десанта и прохода кораблей противника к Санкт-Петербургу по северному фарватеру. На берегу выстроили 11 укреплений из орудий, гавань для приема судов, бараки для размещения команды. Общее количество жителей Лисьего Носа в тот период достигло 2,5 тыс. человек, в связи с чем возникла необходимость строительства поселковой церкви. Уже в октябре 1854 года ополченец Иван Быков на свои средства построил деревянную часовню. В мае 1855 года инженер-поручик Войницкий обратился с просьбой к великому князю Константину Николаевичу – дать разрешение на строительство храма. Константин Николаевич не только поддержал идею строительства, но и сам начертил план и расположение будущего храма. Церковь была выстроена за 2 месяца и освящена в честь святого Александра Невского.

http://www.rprim.spb.ru/o-rajone-2/dostoprimechatelnosti


Марина Зуйкова  28 июля 2016

В 1854 году, когда ожидалось вторжение в Финский залив англо-французского флота, в Лисьем Носу был устроен редут и размещена артиллерийская батарея. В 1855 году служивший здесь ополченец Иван Быков построил деревянную часовню, рядом с которой в июне того же года была заложена церковь. Здание деревянной церкви было выстроено всего за два месяца, и 28 августа 1855 года она была освящена во имя Святого Благоверного князя Александра Невского.

Церковь была обнесена деревянной оградой, над ней возвышались два купола с позолоченными крестами. В 1857 году при церкви построили колокольню. В конце XIX - начале ХХ века храм не действовал и был возобновлён в 1914-1917 годах архитектором Г.С. Войницким. Особой любовью прихожан пользовалась икона Божией Матери "Утоли моя печали", пожертвованная великой княгиней Еленой Павловной в ноябре 1855 года, и икона св. Петра Александрийского, пожертвованная в память о погибшем в 1855 году вице-адмирале П.А. Караулове его сыном. Вновь церковь была закрыта в 1924 году и в 1928 году её здание было перенесено в Тарховку и переделано под железнодорожный вокзал.

http://al-spbphoto.narod.ru/Hram/nohram2-2.html


Перелётный выхухоль
 
Перелётный выхухоль  2 апреля 2018

О том, что здание вокзала в Тарховке является перестроенной церковью Александра Невского, перенесенной из Лисьего Носа, подтвердил КГИОП, но из-за перестройки присваивать звание памятника архитектуры отказался. Кроме комитета то, что вокзал - это бывшая церковь, подтверждают как очевидцы, так и многочисленные источники в Сети; единственным сайтом, отрицающим данную версию, является Википедия. Правка про легенду о церковном прошлом вокзала была произведена в 2008 г. и, вопреки политике энциклопедии, не подкреплялась ссылкой на какие-либо источники.

Тарховский вокзал не мог быть перенесенным с нынешней станции Лисий Нос (до 1928 г. именовавшейся Раздельная), поскольку на сохранившихся фотографиях тот был значительно больше и был уничтожен уже во время Великой Отечественной войны. Если же рассматривать версию переноса вокзала со старой станции Лисий Нос, то она также не состоятельна, поскольку станция располагалась на пристани, и вокзал был построен в форме и выполнял функцию маяка (сохранился рисунок). Вероятней, что при ликвидации в 1928 г. старой прибрежной станции Лисий Нос находившаяся рядом церковь была вывезена на станцию Тарховка, до того не имевшую собственного вокзала, а лишь навес над платформой (фотография которого также сохранилась). Имеющаяся фотография церкви сделана в период с 1904 по 1914 гг., еще до начала её реконструкции, и не отражает, как именно церковь выглядела в 1917-1928 гг., до момента своего переноса на новое место. На снимке можно видеть пассажиров, ожидающих поезд/пароход из/в Кронштадт, что косвенно подтверждается стоящим на крыльце кадетом и наличием морской фуражки у сидящего на завалинке. Кроме того, размещенная в настоящее время фотография обрезана и на ней сверху стерта надпись «Лисiй Носъ Сестрорьцкой ж. д. 143. Зданiе старинной церкви у станцiи».

Если перейти от кабинетных исследований непосредственно к полевым, то даже не имея доступа внутрь здания, можно сделать вывод, что оно имеет скорее культовое происхождение, чем железнодорожное. Вход располагается в торце, которым здание обращено к путям, в отличие от традиционных вокзалов, которые строятся вдоль путей и имеют вытянутую форму со входом в своей центральной части.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.