ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Каргополь. Ансамбль Соборной площади.


Архитектурный ансамбль. Не действует.  
Год постройки:Между 1562 и 1808.
Адрес:
Архангельская область, Каргополь, Соборная пл.

Координаты:61.503626, 38.948741




Добавить фотографию
Сортировка:


Ансамбль Соборной площади - Каргополь - Каргопольский район - Архангельская область
Лактионова Настя
21 декабря 2007
Ансамбль Соборной площади - Каргополь - Каргопольский район - Архангельская область
Общий вид с востока. Слева от церкви - двухярусная, поскольку проездные ворота в основании ярусом не считаются, соборная колокольня высотой 61,3 м. Построена в 1772-78 гг. Архитектурный стиль – эклектика.
Игорь Монаков
3 декабря 2007
Ансамбль Соборной площади - Каргополь - Каргопольский район - Архангельская область
Николай
1 июля 2006
Ансамбль Соборной площади - Каргополь - Каргопольский район - Архангельская область
Илья Смирнов
21 июня 2018
Ансамбль Соборной площади - Каргополь - Каргопольский район - Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
15 июля 2011
Ансамбль Соборной площади - Каргополь - Каргопольский район - Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
27 марта 2008
Ансамбль Соборной площади - Каргополь - Каргопольский район - Архангельская область
Слева-направо: Церковь Входа Господня в Иерусалим (утрачена), церковь Рождества Иоанна Предтечи, Соборная колокольня, Христорождественский собор и Введенская церковь.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1914




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  24 июня 2017

Ко времени Ивана Грозного относится возведение древнейшего архитектурного памятника города - Христорождественского собора (1552—1562). Огромное белокаменное здание должно было символизировать богатство и величие славного торгового города. Постройка типична для архитектуры городских и монастырских соборов ХVI века, образцом для которых был Успенский собор Московского Кремля. Север по-своему перерабатывал формы пятиглавого кубического храма, упрощая их.

Действительно, объем собора предельно прост и ясен. Это белая, скупо украшенная гладь стен. Грузная каменная масса. Ничем не декорированные глубокие оконные проемы еще более выявляют толщину и массивность стен. Христорождественский собор был двухэтажным. За четыре века собор значительно «врос» в землю, так что окна нижнего этажа приходятся почти в уровень земли — это обстоятельство, безусловно, нарушило пропорции здания, усилило впечатление грузности, массивности. Интерьер верхнего храма — просторный, высокий. Собор отреставрирован внутри, выбелен, в нем много света, воздуха. Шесть мощных столпов поддерживают своды. Четыре приходятся на сам храм, два других отделяют алтарную часть, к ним прикреплен огромный пятиярусный иконостас.

В новую эпоху на просторной площади, получившей название по одной из церквей Благовещенской (также — Старая Торговая площадь, к западу от Соборной, или Новой Торговой площади), возникают два замечательных сооружения, составивших целый ансамбль еще с двумя церквями — деревянной Владимирской ХVII века, несохранившейся, и сохранившейся каменной Никольской церковью ХVIII века.

Первое — церковь Рождества Богородицы (1678—1680 гг.). Здание принадлежит к московскому типу пятиглавых бесстолпных храмов с трапезной и примыкающей колокольней. Богородицерождественская церковь открывает собой ряд памятников особенного местного стиля, который можно назвать каргопольским узорочьем.

Подлинный шедевр - находящаяся рядом Благовещенская церковь (1692), по имени которой названа площадь. Памятник этот недаром вызывал восторги многих исследователей. Принадлежит к типу кубических пятиглавых каргопольских храмов, образцом которых был Христорождественский собор. Храм внешне прост в своих очертаниях, но уже издали, подходя к нему, отмечаешь чистоту его линий, четко расставленное пятиглавие и найденное соотношение высоты и овала апсид. Подлинное чудо каргопольской архитектуры — восточная, алтарная стена Благовещенской церкви. Ее мастера изукрасили с особенным старанием. Благовещенская церковь была строением посадских людей Каргополя, постройкой народных мастеров для народа - и они создали свой дворец! По оригинальности оформления апсиды Благовещенской церкви, пожалуй, ни с чем не сравнимы в древнерусском зодчестве.

Следующим памятником того же времени и того же стиля является Воскресенская церковь конца ХVII века, расположенная между Соборной площадью и Валушками. Из всех каргопольских белокаменных кубических храмов Воскресенский, пожалуй, наиболее живописен по силуэту. Этому впечатлению способствует и то обстоятельство, что он единственный имеет покрытие по закомарам; пять его мощных глав соединены в единую скульптурную массу, которая пропорционально и композиционно сочетается с общим объемом. Воскресенская в плане прямоугольная, также четырехстолпная, но одноэтажная. Апсиды низкие — в половину высоты стен. С запада примыкает небольшой притвор.

Никольская каменная церковь построена в 1741 г. Небольшой уютный пятиглавый храм состоит из нескольких объемов: увенчанного пятиглавием четверика, тапезной, притвора, крыльца, а с запада - трех апсид (после реставрации церковь стала однокупольной).

ХVIII век довершил формирование облика города. Наиболее важным было решение ансамбля Соборной площади. На площади возле главной святыни города — собора — возникают новые каменные здания. В 1732 году возводится каменная Входоиерусалимская церковь, ныне не существующая. Церковь была двухэтажной, кубической формы, увенчанная пятью главами на тонких вытянутых барабанах. Стояла она к востоку от собора.

В 1740-1751 годы [на Торговой площади] строится церковь Иоанна Предтечи, невдалеке от Входоиерусалимской (1732 г. - не сохранившейся), ближе к оси главной улицы (ныне ул. Октябрьская). Здание внушительно своими размерами, под стать другим каменным громадам; вместе с ними ему принадлежит важная роль в создании силуэта города. Четкий графический контур его легко читается. Белая неукрашенная гладь стен куба скупо членится плоскими пилястрами. Толщу стен прорезают три яруса окон, из которых верхние фасонной восьмигранной формы. Резкий контур каменного куба неожиданно живописно восполняется вычурной формой барочных глав на вытянутых барабанах.

Третье каменное сооружение на Торговой площади - Введенская церковь 1802 г. - двухэтажное здание, в первом этаже которого с момента его возникновения помещалось пять складов. Для богослужения предназначался верхний этаж, в котором был только один престол.

Соборная колокольня (1767), построенная в новой манере, со знанием ордерной системы, отвечает общему характеру грузных объемов зданий на Торговой площади. Она трехъярусная, увенчана четырехгранным куполом со шпилем и крестом. Общая высота ее 61,5 м. Это действительно самое высокое сооружение среди каргопольских равнин, далеко видимое отовсюду.

В сегодняшней панораме города на северо-восточной окраине его высится внушительных размеров Троицкая церковь (1790-1802). Это все тот же массивный куб, перекрытый огромным световым барабаном с куполом, возведенным в конце ХIХ века (первоначально здание было традиционно пятиглавым). Особняком стояла лишь завершающая юго-западный конец города (в старых границах) церковь Зосимы и Савватия (1819) — один из поздних памятников архитектуры.

Когда-то на этом месте была древняя церковь, называвшаяся Горской, или церковью «на горке». Горская церковь была самой богатой в Каргополе — к ней были приписаны обширные лесные владения. Церковь эта, прежде находившаяся вне городской черты, стоит особняком и среди других каргопольских зданий. Она построена в новом, классическом стиле, выкрашена охрой.

http://kenozerjelive.ru/arhonega-kargopol.html

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.