В 1552 году в Каргополе случился пожар, после чего стал формироваться новый центр этого старинного города - Соборная площадь. Собор в честь Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, строился десять лет и был освящён в 1562 году. Христорождественский собор появился не на пустом месте, до него здесь стояла деревянная церковь с тем же посвящением, и пожар, таким образом, лишь подтолкнул каргопольцев к постройке каменного храма. Понятно желание каргопольских купцов "обзавестись" собственным каменным собором - подобием величественных соборов Новгорода и Москвы. Средств на осуществление своего благочестивого желания они не пожалели, пригласив мастеров, по-видимому, из самого Новгорода. Вскоре на этом месте вырос первый каменный храм Каргополя - один из первых каменных храмов Русского Севера. Христорождественский собор и по сию пору остаётся недоиследованным. Поэтому высказанное выше предположение о новгородском происхождении его строителей пока остаётся лишь предположением, основанным на самом его поверхностном огляде. Историк А. Г. Мельник пишет: "В подтверждение данного мнения (о постройке собора новгородскими мастерами) можно привести следующие аргументы. Смешанный тип кладки собора характерен для зодчества Новгорода того времени. По-новгородски трактованы чуть ли не все архитектурные элементы памятника. Но особенно красноречиво указывают на руку новгородских мастеров такие мелкие детали, как тонкие карнизы в верхних частях лопаток, срезанные углы алтарных столпов, оформление южного портала, архивольты с нижней выступающей полочкой аркатур апсид. Итак, действительно, каргопольский собор построили новгородские мастера. Но важно, что они принадлежали к тому направлению новгородского зодчества, которое испытало на себе сильное влияние московской и среднерусской архитектуры".
В 1565 году, вскоре после постройки Христорождественского собора, Иван Грозный включил Каргополь в число опричных городов. В 1612 году каргополы, получив известие о захвате интервентами Вологды, спешно срубили острог, чтобы защититься от незванных польско-литовских гостей. Деревянные стены были возведены вокруг главной городской святыни, единственного к тому времени каменного Христорождественского собора. В 1765 году в Каргополе случился очередной пожар, оставшийся в истории города как "великий". Огонь, по воспоминаниям очевидцев, был столь силён, что "брёвна метало за реку". Городская застройка, по большей части деревянная, выгорела полностью, сильно пострадали и каменные здания, в том числе Христорождественский собор, сгорели его купола, получили повреждения стены. Пять лет он стоял, никем не ремонтируемый, - прихожане всё это время собирали деньги на ремонт. Работы начались в 1770 году и закончились лишь спустя двадцать восемь лет (хотя главный престол собора заново освятили уже в 1778 году). Именно в ходе этого длительного ремонта собор Рождества Христова приобрёл черты, донесённые им до наших дней, - главы, которые в статье "Каргополь" (1913) Ф. К. Докучаев-Басков называет "репчатыми", растесанные окна и мощные контрфорсы. Касательно последних Г. В. Алфёрова в очерке "Каргополь и Каргополье" (1973) пишет: "Возведённые для спасения храма контрфорсы лишний раз свидетельствуют о глубоком уважении каргопольцев к своему прошлому и к зданиям, созданным "тщанием самих прихожан". Строители Каргополя нашли путь укрепить сооружение в целом, не разбирая его". В ХIХ веке рядом с собором появилась Введенская церковь, служившая прихожанам зимним храмом. В связи с этим зимний храм, обустроённый в подклете самого собора, пришёл в запустение. Ф. К. Докучаев-Басков отмечал: "В нижнем храме давно запущено и не служится". После революции собор в течение некоторого времени оставался действующим. В 1936 году он стал музеем. Внешность Христорождественского собора внушает восхищение.
Любопытно, что в ХVI веке собор выглядел несколько по-иному. Он не имел контрфорсов, приделов, имел закомары вместо четырёхскатной кровли и, конечно, выглядел более цельно. Отчётливее просматривались и ориентиры, на которые равнялись его строители. Чем то родственнен ему собор Богородичного Успенского монастыря в Тихвине. С ним каргопольский собор сближает расположение барабанов, при этом и в том, и в другом случае световыми являются только три барабана - центральный и два западных. Христорождественский собор, в отличие от Успенского Тихвинского, стоит на подклете. Фасады Христорождественского собора расчленены лопатками; восточный и западный на три, южный и северный на четыре прясла, из которых ближайшее к восточной стене - самое узкое. Расположение лопаток соответсвует расположению шести столпов внутри храма. Прежде, когда фасады не были заслонены приделами и контрфорсами, лопатки просматривались чётче, задавая собору "вертикальную ориентацию". Теперь он выглядит как бы вросшим в землю (что до известной степени так и есть: культурный слой с ХVI века поднялся примерно на метр). Скромное убранство в виде арочек на апсидах и лёгкие карнизы по алтарной части и по основному объёму храма, без выносов, дают основание предположить, что здание первоначально было покрыто тёсом с большим свесом крыш. В оформлении северного придела особого внимания заслуживает крыльцо. Его покрытие напоминает так называемую "крещатую бочку", какой часто покрывали четвериковые срубы. Это явное заимствование из арсенала деревянного зодчества.
Историк А.Г. Мельник писал: "Различие в ширине восточных и западных барабанов... проистекает от Архангельского собора Московского Кремля. У него же, а также у ряда других московских и среднерусских памятников заимствован и декор барабанов каргопольского собора. Однако следует отметить, что ещё до его строительства некоторые подобные декоративные элементы уже были почерпнуты из тех же источников новгородской архитектурой". В интерьере верхнего храма сохранились иконостас, сооружённый в конце ХVIII века, когда собор ремонтировали после пожара 1765 года, и фрагмент "допожарной" фрески "Страшный суд" на западной стене. Другие фрески погибли - причём не столько разрушительно воздействовал на них огонь, сколько сказалось отсутствие у собора кровли в течение нескольких послепожарных лет. Что касается иконостаса, то он, согласно мнению исследователей, "по своей композиции, архитектурным формам и динамичному резному убору... восходит к лучшим образцам московского церковного зодчества ХVII столетия. (Б. Н. Фёдоров. Каргополь и его окрестности (1978)). Христорождественский собор находится сейчас в сложном состоянии. Он стоит без крестов, имеет, насколько можно судить по внешнему виду, серьёзные проблемы с кровлей и покрытием куполов. Вот уже несколько лет он, к огорчению заезжих туристов-фотографов, окружён лесами. Предполагалась реставрация, давно назревшая. Леса поставили - деньги на реставрацию кончились. А леса гниют без дела, лишь усугубляя незавидное положение храма.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №81, 2014 г.