ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ДУХА, 1-я пол. 19 в., 2-я пол. 20 в.
Стоит на возвышенной северной окраине города посреди кладбища. Построена в 1839 г. на средства купца И.В. Полякова. Кирпичный храм в стиле позднего классицизма имеет продольно-осевую структуру составляющих его объемов: четверик, несущий купольную ротонду; прямоугольная апсида, трапезная с притвором; ярусная колокольня. В 1950-е гг. здание сильно расширено придельными пристройками, для связи с ними в первоначальных стенах пробиты большие проемы. В 1984 г. пристроена полуциркульная апсида. Фасады оштукатурены, колокольня побелена по кирпичу.
Широкий прямоугольный объем, растянутый по поперечной оси, завершен невысокой первоначальной ротондой-барабаном с пологим куполом и маковичной главкой. Над скатами кровли с северной и южной сторон видны фронтонные завершения первоначальных фасадов. В композиции доминирует стройная трехъярусная колокольня, завершенная куполом с люкарнами и граненым барабанчиком, несущим невысокий шпиль с крестом. Арочные проемы в нижнем ярусе колокольни оформлены архивольтом с замковым камнем, аналогично проемам первоначальной апсиды. Во втором четверике, увенчанном пологими фронтонами, узкие арочные проемы помещены в широкие ниши той же формы с профилированным архивольтом, опирающимся на приземистые лопатки. В декоре верхнего стройного четверика с высокими арками звона многократно повторяются горизонтальные профили: в завершении малых и больших пилястр, в замковых камнях, в раскрепованном карнизе. Аналогично декорированы завершения ложных люкарн и барабана.
Главный вход устроен на южном фасаде трапезной; в ее средней части сохранился полуциркульный свод - такой же, как в алтаре. Основное помещение перекрыто куполом на парусах. На оказавшихся теперь в интерьере угловых частях первоначальных фасадов четверика видны арочные ниши. В одном из проемов колокольни сохранилась решетка с заусенцами. Лестница к звону устроена в южной стене нижнего четверика колокольни.
Главный одноярусный иконостас собран в 20 в., иконы того же времени. Придельные одноярусные иконостасы и царские врата главного выполнены в кон. 19 в. в духе эклектики. Необычны барельефные сцены "Тайная вечеря", "Успение", "Вход в Иерусалим" 2-й пол. 19 в. в завершении главного и южного иконостасов.
Юрьевецкий краеведческий музей (Рукопись Б.В. Ширяева, Юрьевец, 1912-17, с. 61). Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3». - М., Наука, 2000, с. 741-743