ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Москва. Церковь Ризоположения (Положения ризы Христа Спасителя в Успенском соборе в Москве) на Донской.


Церковь. Действует.  
Престолы:Ризоположения (Положения ризы Христа Спасителя в Успенском соборе в Кремле), Екатерины великомученицы, Иакова Алфеева
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:Между 1701 и 1716.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
г. Москва, ул. Донская, 20

Координаты:55.720068, 37.604433
Проезд:м. Шаболовская


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Ризоположения (Положения ризы Христа Спасителя в Успенском соборе в Москве) на Донской - Москва - Южный административный округ (ЮАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
24 февраля 2007
Церковь Ризоположения (Положения ризы Христа Спасителя в Успенском соборе в Москве) на Донской - Москва - Южный административный округ (ЮАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
24 февраля 2007
Церковь Ризоположения (Положения ризы Христа Спасителя в Успенском соборе в Москве) на Донской - Москва - Южный административный округ (ЮАО) - г. Москва
фотография с крыши соседнего дома
Алексндр В.С.
1 января 1998
Церковь Ризоположения (Положения ризы Христа Спасителя в Успенском соборе в Москве) на Донской - Москва - Южный административный округ (ЮАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
22 февраля 2014
Церковь Ризоположения (Положения ризы Христа Спасителя в Успенском соборе в Москве) на Донской - Москва - Южный административный округ (ЮАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
9 ноября 2013
Церковь Ризоположения (Положения ризы Христа Спасителя в Успенском соборе в Москве) на Донской - Москва - Южный административный округ (ЮАО) - г. Москва
Anna Kudryavtseva
20 апреля 2012
Церковь Ризоположения (Положения ризы Христа Спасителя в Успенском соборе в Москве) на Донской - Москва - Южный административный округ (ЮАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
9 декабря 2011
Церковь Ризоположения (Положения ризы Христа Спасителя в Успенском соборе в Москве) на Донской - Москва - Южный административный округ (ЮАО) - г. Москва
evg.izmailov
27 августа 2011
Церковь Ризоположения (Положения ризы Христа Спасителя в Успенском соборе в Москве) на Донской - Москва - Южный административный округ (ЮАО) - г. Москва
Иванов Дмитрий
3 февраля 2008
Церковь Ризоположения (Положения ризы Христа Спасителя в Успенском соборе в Москве) на Донской - Москва - Южный административный округ (ЮАО) - г. Москва
Иванов Дмитрий
3 февраля 2008
Церковь Ризоположения (Положения ризы Христа Спасителя в Успенском соборе в Москве) на Донской - Москва - Южный административный округ (ЮАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
1 апреля 1998
Церковь Ризоположения (Положения ризы Христа Спасителя в Успенском соборе в Москве) на Донской - Москва - Южный административный округ (ЮАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
1 февраля 1990
Церковь Ризоположения (Положения ризы Христа Спасителя в Успенском соборе в Москве) на Донской - Москва - Южный административный округ (ЮАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
1 февраля 1987
Церковь Ризоположения (Положения ризы Христа Спасителя в Успенском соборе в Москве) на Донской - Москва - Южный административный округ (ЮАО) - г. Москва
Образ Спасителя на фасаде церкви Положения Ризы Господней, на Донской, в Москве.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
24 апреля 2017
Церковь Ризоположения (Положения ризы Христа Спасителя в Успенском соборе в Москве) на Донской - Москва - Южный административный округ (ЮАО) - г. Москва
Северный фасад церкви Положения Ризы Господней, на Донской, в Москве.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
24 марта 2017
Церковь Ризоположения (Положения ризы Христа Спасителя в Успенском соборе в Москве) на Донской - Москва - Южный административный округ (ЮАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
9 декабря 2011
Церковь Ризоположения (Положения ризы Христа Спасителя в Успенском соборе в Москве) на Донской - Москва - Южный административный округ (ЮАО) - г. Москва
Левый придел
Иванов Дмитрий
18 мая 2009
Церковь Ризоположения (Положения ризы Христа Спасителя в Успенском соборе в Москве) на Донской - Москва - Южный административный округ (ЮАО) - г. Москва
Апсида
Иванов Дмитрий
18 мая 2009
Церковь Ризоположения (Положения ризы Христа Спасителя в Успенском соборе в Москве) на Донской - Москва - Южный административный округ (ЮАО) - г. Москва
Иванов Дмитрий
3 февраля 2008
Церковь Ризоположения (Положения ризы Христа Спасителя в Успенском соборе в Москве) на Донской - Москва - Южный административный округ (ЮАО) - г. Москва
Иванов Дмитрий
3 февраля 2008
Церковь Ризоположения (Положения ризы Христа Спасителя в Успенском соборе в Москве) на Донской - Москва - Южный административный округ (ЮАО) - г. Москва
Иванов Дмитрий
3 февраля 2008
Церковь Ризоположения (Положения ризы Христа Спасителя в Успенском соборе в Москве) на Донской - Москва - Южный административный округ (ЮАО) - г. Москва
Иванов Дмитрий
3 февраля 2008
Церковь Ризоположения (Положения ризы Христа Спасителя в Успенском соборе в Москве) на Донской - Москва - Южный административный округ (ЮАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
29 мая 2010
Церковь Ризоположения (Положения ризы Христа Спасителя в Успенском соборе в Москве) на Донской - Москва - Южный административный округ (ЮАО) - г. Москва
Иванов Дмитрий
3 февраля 2008
Церковь Ризоположения (Положения ризы Христа Спасителя в Успенском соборе в Москве) на Донской - Москва - Южный административный округ (ЮАО) - г. Москва
Иванов Дмитрий
3 февраля 2008
Церковь Ризоположения (Положения ризы Христа Спасителя в Успенском соборе в Москве) на Донской - Москва - Южный административный округ (ЮАО) - г. Москва
Фото с сайта https://pastvu.com
Андрей Агафонов
1 января 1970
Церковь Ризоположения (Положения ризы Христа Спасителя в Успенском соборе в Москве) на Донской - Москва - Южный административный округ (ЮАО) - г. Москва
Фото с сайта http://humus.livejournal.com/
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Ризоположения (Положения ризы Христа Спасителя в Успенском соборе в Москве) на Донской - Москва - Южный административный округ (ЮАО) - г. Москва
Вострышев, Шокарев "Москва православная. Все храмы и часовни."
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Ризоположения (Положения ризы Христа Спасителя в Успенском соборе в Москве) на Донской - Москва - Южный административный округ (ЮАО) - г. Москва
Вострышев, Шокарев "Москва православная. Все храмы и часовни."
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Ризоположения (Положения ризы Христа Спасителя в Успенском соборе в Москве) на Донской - Москва - Южный административный округ (ЮАО) - г. Москва
фото с сайта pastvu.com
Андрей Агафонов
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Алексндр В.С.,  2 апреля 2006

·В древности район Калужской заставы и Воробьева поля часто становился ареной боев защитников русской столицы с непрошенными "гостями", пытавшимися овладеть Первопрестольной. В 1591 году здесь располагался стан русского воинства, противостоявшего ордам Крымского хана Казы-Гирея. В 1612 году в этом направлении отступали от Москвы отряды польского гетмана Хоткевича, разбитые в Замоскворечье ополчением Минина и Пожарского. Но стены Ризоположенского храма помнят одно вражеское нашествие - наполеоновское. Тогда местность за Калужскими воротами, как и многие другие московские окраины, от пожара почти не пострадала. Из сорока шести дворов, числившихся в приходе церкви Ризоположения, сгорело только семь. Но сам храм был осквернен неприятелем. Однако его внутреннее убранство и святыни, вероятнее всего, укрытые от врагов, остались невредимы. После оставления французами Москвы в Екатерининском приделе Ризоположенского храма 22 декабря 1812 года возобновились богослужения.

В непосредственной близости от Ризоположенской церкви в 1856-1857 был основан механический завод Бромлея (впоследствии станкостроительный завод "Красный пролетарий"). В бывших усадьбах знати обосновались больницы (Голицынская и 1-я Градская). В Нескучном, обустроенном по новому плану, император Николай I устроил дворец для своей супруги Александры Феодоровны и назвал его Александринским, ныне его здания заняты Президиумом Российской Академии наук. Дворцовая церковь во имя святой мученицы царицы Александры считалась приписной к храму Ризоположения, как и домовая церковь при Марие-Максимилиановском приюте, освященная в честь иконы Божией Матери "Взыскание погибших".

Впервые (церковь) известна с 1690 г. деревянной. Каменная с 1701 г. В 1708 г. пристроены однобокая трапезная с престолом Екатерины и колокольня. Существующее ныне каменное здание храма построено в 1701-1716 годах в стиле московского барокко. История этого строительства не совсем обычна. Оно началось с возведения придела во имя святой великомученицы Екатерины. Он был заложен 7 октября 1701 года и по завершении работ освящен 18 августа 1705 года. Освящение, по благословению местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Рязанского и Муромского Стефана (Яворскогого), совершил архиепископ Коломенский и Каширский Антоний. Возведение основного объема храма в честь Положения Ризы Господней растянулось еще на несколько лет и было закончено в 1716 году. Это объясняется тем, что храм строился в нелегкие для России времена. Шла Северная война за выход к Балтийскому морю, за возвращение захваченных Швецией исконных русских земель.

На южной окраине Первопрестольной, за Калужскими воротами Земляного Города, в местности, носившей в те времена название "Воробьево Поле", москвичи строили храм. Прихожанам "церкви Положения Ризы Господней у Донского монастыря, в Новой слободе" одним осилить большую стройку не было возможности. Поэтому храм возводили всем миром, собирая но всей Москве деньги и пожертвования в виде строительного материала... Так, из особой "Сборной книги", заведенной в 1706 году для записи имен жертвователей, известно, что в их числе была и проживавшая в богадельне вдова Дарья, которая "на строение церковное дала рубль". В "Сборную книгу" вписаны имена представителей царской фамилии - несчастного сына Петра I царевича Алексея Петровича и его матери, отвергнутой государем первой супруги царицы Евдокии Феодоровны Лопухиной, окончившей свои дни монахиней Московского Новодевичьего монастыря. В конце 1880-х гг. по проекту А.С. Каминского к трапезной пристроен Яковлевский придел, и она перестала быть однобокой, тогда же к Екатерининскому приделу с запада пристроена ризница. Освящение было 10 сентября 1889 г. В 1923 г. буря сорвала 2 из 5 глав, но их в том же году восстановили под наблюдением Губмузея. Внутри был замечателен покров с шитым изображением Савватия Соловецкого, пожертвованный прихожанином". "Северный придел вновь пристроен в 1886-1889 гг. по проекту архитектора А.С. Каминского". "Ограда с воротами 1897 г., архитектор А.С. Каминский". Почти через полвека после завершения строительства в храме появился северный придел апостола Иакова Алфеева устроенный в 1763 г. полковником Иаковом Евстафиевичем Дурново в честь своего ангела. Тогда, однако, ограничились лишь постановкой иконостаса на левой стороне трапезной церкви, заложив арку в главный храм, отчего вид в него наполовину закрылся и трапезная имела неправильный вид. Освящение придела 8 октября 1763 года совершил ключарь Успенского собора Московского Кремля протоиерей Петр Алексеев - один из первых историков Русской Церкви.

В 1885-1886 гг. прихожане храма по приглашению настоятеля прот. В.П. Рождественского на своих собраниях решили войти с прошением к митр. Иоанникию о разрешении восстановить церковь в прежнем виде, сделать прикладку с левой стороны трапезной церкви для алтаря и устроить в ней новые иконостасы. В главном храме древний иконостас, лепка и роспись стен почернели при бывшем прежде дурном устройстве печей. Предположено вызолотить иконостас, промыть роспись, причем все произвести без всякого изменения; иконы в иконостасе, как не требующие изменения, оставить в прежнем виде. Иконостасы приделов ветхи и не имеют художественного достоинства, поэтому их предполагается устроить заново применительно к главному иконостасу настоящей церкви, а также сделать соответствующую лепку и росписи на стенах. В сентябре 1886 г. разрешение получено; работы начаты после торжественной закладки нового придела 26 апреля 1887 г. В создании Ризоположенского храма принимали деятельное участие служившие здесь в первой трети XVIII века приходские священники: Василий Михайлов, Алексий Андреев, Григорий Саввин и диакон Матфей Иванов. В XVIII веке местность вокруг храма была малонаселенной, приход - сравнительно небольшим. В 1722 году в нем значилось 130 домов.

Обновленным встречает Ризоположенский храм - уникальный памятник церковного зодчества XVIII века, трехсотлетие (в 2001 г.) со дня своего основания. Его изящные пропорции, тщательно проработанные детали привлекают взгляд каждого, кому дорога православная культура, дороги памятники родной истории и искусства нашего славного прошлого. Четверик основного объема храма, увенчанный мощным и одновременно изящным пятиглавием, украшен по красному фону белокаменными порталами, наличниками, обрамляющими окна, расположенные в два яруса, белокаменным карнизом. Под самой кровлей четверика, в больших кокошниках - декоративные белокаменные раковины, придающие всему зданию особенно нарядный, торжественный вид. Декор трапезной лаконичен и сдержан, он словно подчеркивает барочное великолепие четверика. Облик храма дополняет восьмигранная колокольня, завершающийся невысоким шатром с окошечками - "слухами". На колокольне - один из колоколов, отлитый в год московской чумы. Интерьер храма отличается богатством убранства, созданного творческим полетом фантазии мастеров XVIII века. Своды и стены четверика покрыты лепниной высокого рельефа, высокий резной шестиярусный иконостас поражает проработкой сложных деталей узора. Особо чтимыми являются иконы святого апостола Иакова Алфеева и святой великомученицы Екатерины. Замечательны иконы Успения Пресвятой Богородицы (XVIII в.), Нерукотворенного Образа Спасителя (XVIII в.), Тихвинская и Владимирская иконы Божией Матери (XVIII в.). На западной стороне столпа образ Архангела Михаила (XVIII и.), написанный в яркой выразительной манере.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич,  13 апреля 2014

Деревянный храм сооружен в 1690 г. на месте торжественной встречи московским духовенством в 1625 г. посольства персидского шаха Аббаса. передавшего в дар царю Михаилу Федоровичу и Патриарху Филарету одну из наиболее почитаемых святынь христианского мира - Ризу Господню, частицу одежды, в которой Христа вели на Голгофу. Риза была возложена на особый престол под сенью в Успенском соборе Кремля, на месте встречи сооружен деревянный храм, позже - обелиск, сохранившийся поныне. С тех пор в российском церковном календаре появилась новая запись: "Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625)". Праздник этот отмечается лишь одной православной церковью - Русской. Во всем христианском мире ему посвящен один единственный храм - эта московская церковь Ризоположения, что на Донской.

Каменная церковь построена на месте деревянной в 1701-16 гг. в стиле московского барокко. Среди московских храмов XVII-XVIII вв. она выделяется стройными пропорциями четверика. завершенного аттиком и выразительным пятиглавием. В 1886-89 гг. был сооружен придел ап.Иакова Алфеева, а около 1894 г. перестроен верх колокольни. Интерьер церкви сохранил барочное лепное убранство сер.XVIII в., к этому же времени относится замечательный барочный иконостас. Храм не закрывался.

http://hram.riza.su/


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич,  25 ноября 2016

Положения ризы Господней на Донской церковь (Донская улица, дом № 20/6).

Деревянный храм возвели на месте встречи в марте 1625 г. посольства из Персии, которое привезло царю Михаилу Федоровичу и его отцу патриарху Филарету дар от шаха Аббаса – частицу Ризы Господней. Сохранившийся до нашего времени каменный храм с приделом великомученицы Екатерины выстроен рядом со старым в стилистике московское барокко в 1701–1716 гг. на пожертвования царевича Алексея Петровича и состоятельных прихожан. В 1763 г. в нем был устроен второй придел – апостола Иакова Алфеева. В 1885–1889 гг. церковное здание частично перестроили, были сооружены колокольня и ризница (архитектор А.С. Каминский). Своды трапезной украсили лепными фигурами и новой живописью (художник Я.И. Ручкин).

Храм является примечательным памятником московскоо барокко. Кубовидный основной объем венчают пять луковичных глав с ажурными крестами. Фасады богато украшены разнообразными декоративными деталями (наличники, порталы, раковины в кокошниках, колонки). Богатый лепной декор украшает и интерьер храма. Иконостас – барочный, шестияруснный, золоченый. Сохранились также колокола храма, один из которых, Чумной, был отлит в 1771 г. во время эпидемии чумы в Москвы. Храм никогда не закрывался, поэтому сохранил часть своих святынь. В 1944 г. здесь служил свою последнюю литургию патриарх Сергий (Страгородский). В 1951 г. к 250-летию Ризположенской церкви патриарх Алексий I (Симанский) подарил храму аналойную икону «Положение ризы Господней в Москве» с серебряным крестом и частицей ризы Господней. Другие святыни храма – образ-складень, изображающий храм, над главами которого помещены три иконы «Неделя первая Всех Святых», «Святых Отец» и «Лик Преподобных» с частицами мощей апостола Иакова Алфеева и 70 малыми частицами мощей святых; икона Божией Матери «Взыскание погибших»; икона архистратига Михаила (начало XVIII в.) и другие.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни".

http://rutlib.com/book/21735/p/16


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  1 августа 2018

В 1625 году на том месте, где сейчас стоит храм Положения Ризы Господней - красивейший памятник нарышкинского барокко, - московское духовенство встречало часть Ризы Господней, привезённую персидским послом Урусамбеком. "По внешней архитектуре и внутренней отделке это один из замечательных храмов первопрестольной столлицы, - писал о Ризоположенской церкви священник Николай Миловский в 1916 году. - Он построен в стиле нарышкинского барокко с характерными розетками по фризу и наличниками на окнах. Внутри своды и стены его покрыты скульптурными раскрашенными в соответствующие цвета фигурами ангелов со свитками в руках и разными замысловатыми кокошниками и завитушками".

Композиция храма отличается простотой и выразительностью. Известно, что зодчие эпохи московского барокко шли двумя путями - или сосредотачивались на декоре храмового здания, сохраняя его традиционную структуру (четверик, увенчанный одной главой или пятиглавием), или предпочитали воплотить нечто новое в области пространственных решений (в том числе и в декоративном убранстве). В последнем случае возведены были такие памятники, как церковь Покрова в Филях или церковь Бориса и Глеба в Зюзине. В первом - храмы, подобные Ризоположенской церкви на Донской. Представляя собой высокий, очень стройный бесстолпный четверик с "маньеристически" вытянутым, тесно составленным пятиглавием и выраженной алтарной частью, Ризоположенский храм композиционно близок храмам предыдущей эпохи. Различия проявляются, по большому счёту, лишь в пропорциях. Зато в оформлении, в деталях зодчий даёт себе гораздо больше воли. Тут и широкий карниз с венетейскими раковинами, обозначающими места, где "могли бы быть" закомары, и снежно сияющие замысловатые наличники на карминном фоне (сочетание красной плоскости и белого декора характерно для нарышкинского барокко), и полуколонны с коринфскими капителями. Довершают облик храма золочёные прорезные кресты, торжественно взметнувшиеся над гранёными главами.

Особую роль в формировании "портрета" храма играют гранёные барабаны. Из них световым является, что естественно при бесстолпной конструкции четверика, только центральный. Барабан поделён на два яруса и имеет два ряда окон (перекличка с четвериком), причём грани первого яруса отмечены простыми полуколонками, а второго - витыми полуколонками. Четверик опоясан в верхней части широким карнизом, ограниченным от основного объёма четверика двухрядным городчатым поясом, нарядно белеющим на красном фоне. Главная составляющая карниза - раковины. Мотив этот не был к началу ХVIII века новым для русского зодчества - вспомнить хотя бы Архангельский собор Московского Кремля. Но в случае с Архангельским собором раковины обозначают в самом деле существующие закомары. Ризоположенская церковь - бесстолпная, закомар не имеет. Раковины здесь - лишь "воспоминание" о закомарах. Если вертикальную устремлённость храму сообщает его преувеличению вытянутый четверик, продолженный по этой оси пятиглавием, то за горизонтальную динамику отвечает алтарная часть, кораблеподобно вытянутая в виде выступа. Над алтарём помещено изображение Распятия с предстоящим.

Заслуживает внимание деликатность архитектора А. С. Каменского, по чьему плану в 1880-е годы осуществлялась "прикладка" Иаковлевского придела. Сравнивая с Екатерининским приделом, мы не сможем найти никаких отличий. Наибольший интерес во внутреннем убранстве храма представляет его основной четверик с сохранившимся иконостасом середины ХVIII века и барочной лепниной на стенах. Золочёную резную раму шестиярусного иконостаса венчает скульптурное изображение Распятия, а многие иконы в нём значительно старше его самого. Они относятся, скорее всего, ко времени построения каменной Ризоположенской церкви и, по стилю своему, могут быть приписаны кисти кого-либо из мастеров Оружейной палаты. Выразительно композиционное решение царских врат. На их створках помещены резные изображения евангелистов, а также, в коленопреклонении, святители Иоанн Златоуст и Василий Великий, составители наиболее употребительных чинопоследований Божественной литургии. Всю западную стену главного четверика традиционно занимает монументальная композиция "Страшный Суд". Она исполнена в середине ХVIII столетия, но впоследствии пережила ряд поновлений. "Рама" композиции - гирлянда, составленная из лепных изображений ангелов. Лепнина выполнена из алебастра, ярко раскрашена и позолочена. Подобным образом оформлены и меньшие по размеру живописные композиции, присутствующие на сводах, а также на южной и северной стенах четверика. Вместе с иконостасом лепные элементы создают стройную декоративную систему.

С момента основания Ризоположенского храма главной святыней его была частица Ризы Господней, вложенная в серебряный крест, прикреплённый, в свою очередь, к иконе Положения Ризы Господней в Москве. Сегодня, как и прежде, частица Ризы находится в храме. Но определённый временный отрезок - длиной, видимо, в несколько десятилетий - её бытования неясен. Во всех современных изданиях, посвящённых Ризоположенской церкви, говорится о том, что икону с частицей Ризы Спасителя передал храму в 1951 году Патриарх Алексий I. Эта икона, однако, старая и по описанию подходит под тот образ, что имелся в церкви до революции. И, кроме того, изображённые на ней по сторонам апостол Иаков и великомученица Екатерина свидетельствуют о том, что когда-то (но, очевидно, не ранее обустройства Иаковлевского придела) икона была написана именно для Ризоположенского храма. Получается, что икона прежде находилась здесь, а потом на какое-то время покидала Донскую улицу - с тем чтобы вернуться при посредстве Патриарха Алексия. Но почему она уходила? Ведь храм не закрывался, а если бы икону забрали в рамках кампании по изъятию церковных ценностей, то следы её должны были затеряться.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №140, 2015 г.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.