ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Старая Русса. Церковь Георгия Победоносца.

Георгиевская церковь


Старая Русса. Церковь Георгия Победоносца
Церковь. Действует.  
Престолы:Георгия Победоносца, Благовещения Пресвятой Богородицы
Год постройки:1410. Капитально перестроена в 1739-1740.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Новгородская область, Старорусский район, Старая Русса, ул. Георгиевская 26

Координаты: 57.983998, 31.357787



Сортировка:

Церковь Георгия Победоносца, , Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Наталия
17 июля 2009
Церковь Георгия Победоносца, , Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Altaets
15 октября 2020
Церковь Георгия Победоносца, , Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Altaets
15 октября 2020
Церковь Георгия Победоносца, , Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Altaets
15 октября 2020
Церковь Георгия Победоносца, , Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Сергей Сол
20 мая 2019
Церковь Георгия Победоносца, , Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
МОРПЕХ879
7 мая 2016
Церковь Георгия Победоносца, , Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
МОРПЕХ879
7 мая 2016
Церковь Георгия Победоносца, , Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Наталия
7 июня 2014
Церковь Георгия Победоносца, , Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Наталия
15 августа 2013
Церковь Георгия Победоносца, , Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
strusto
2 июля 2006
Церковь Георгия Победоносца, , Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
oldboy
10 июня 2023
Церковь Георгия Победоносца, Икона на восточном фасаде над апсидой<br>, Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Икона на восточном фасаде над апсидой
Наталия
15 августа 2013
Церковь Георгия Победоносца, Майолика на восточном фасаде<br>, Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Майолика на восточном фасаде
Наталия
15 августа 2013
Церковь Георгия Победоносца, Фронтон над главным входом<br>, Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Фронтон над главным входом
Наталия
15 августа 2013
Церковь Георгия Победоносца, , Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Анна
24 марта 2012
Церковь Георгия Победоносца, , Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Анна
24 марта 2012
Церковь Георгия Победоносца, , Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
oldboy
10 июня 2023
Церковь Георгия Победоносца, Внутреннее убранство придела в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.  <br>, Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Внутреннее убранство придела в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Анатолий Вениаминов
5 ноября 2021
Церковь Георгия Победоносца, Иконостас<br>, Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Иконостас
Михаил Владимиров
27 мая 2017
Церковь Георгия Победоносца, , Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Наталия
7 июня 2014
Церковь Георгия Победоносца, , Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Алексей Кротов
5 января 2015
Церковь Георгия Победоносца, , Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Алексей Кротов
5 января 2015
Церковь Георгия Победоносца, Храм на закате<br>, Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Храм на закате
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Алексей Дубовиченко
13 августа 2012
Церковь Георгия Победоносца, , Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Наталия
17 июля 2009
Церковь Георгия Победоносца, , Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
strusto
2 июля 2006
Церковь Георгия Победоносца, Фото В.В. Лелецкого<br>, Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Фото В.В. Лелецкого
Андрей Агафонов
1 февраля 1990
Церковь Георгия Победоносца, 1948 год<br>, Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
1948 год
Алексей Кротов
1 июля 1948
Церковь Георгия Победоносца, Немецкая тиражная почтовая открытка 1943 г.<br>, Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Немецкая тиражная почтовая открытка 1943 г.
Михаил Мещанинов
4 апреля 1943
Церковь Георгия Победоносца, Редкий ракурс со стороны абсиды. Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de<br>, Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Редкий ракурс со стороны абсиды. Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
6 июня 1942
Церковь Георгия Победоносца, Фрагмент фасада. Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de<br>, Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Фрагмент фасада. Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
19 марта 1942
Церковь Георгия Победоносца, Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de<br>, Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
4 января 1942
Церковь Георгия Победоносца, Колокольня храма. Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de<br>, Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Колокольня храма. Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
3 января 1942
Церковь Георгия Победоносца, Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de<br>, Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
1 января 1942
Церковь Георгия Победоносца, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
3 октября 1941
Церковь Георгия Победоносца, Частная коллекция. Фото 1910-х годов<br>, Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Частная коллекция. Фото 1910-х годов
Михаил Мещанинов
1 сентября 1912
Церковь Георгия Победоносца, Фото 1884 г. госкаталог музейного фонда. Российский этнографический музей<br>, Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Фото 1884 г. госкаталог музейного фонда. Российский этнографический музей
Оксана Мельникова
1 июля 1884
Церковь Георгия Победоносца, Колокольня до перестройки. Частная коллекция. Фото 1880-х годов<br>, Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Колокольня до перестройки. Частная коллекция. Фото 1880-х годов
Михаил Мещанинов
1 сентября 1882
Церковь Георгия Победоносца, Фото 1910-х гг.http://humus.livejournal.com/<br>, Старая Русса, Старорусский район, Новгородская область
Фото 1910-х гг.http://humus.livejournal.com/
Дмитрий Дроздецкий
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юлия Калинина
 
Юлия Калинина  4 сентября 2008

Церковь Георгия Победоносца - памятник очень древний, начала 15 века. Первоначально была построена архимандритом Варлаамом 1410 года. При описании города Старой Руссы в 1625 году упоминается, что эта церковь осталась целою при разорении города шведами и литовцами, но с 1710 по 1740 гг. она была в запустении. Перестроен храм был с сохранением старой основы только в середине 18 века, и на этом строительные работы в храме были полностью прекращены. Церковь имеет форму квадрата, с прибавлением алтарного полукружия. Кладка стен её состоит из обожжённого продолговатого кирпича, дикого камня и плиты внутри храма. По средине находятся четыре квадратных столба , поддерживающих свод всей церкви и основание купола. Но не только время разрушало древний памятник. В 1957 году по кирпичам была разобрана 35-метровая церковная колокольня. В конце прошлого года Федеральное агентство по культуре и кинематографии выступило заказчиком реставрационных работ в храме, и в ближайшее время в планах не только полный капитальный ремонт церкви, но и восстановление иконостаса и куполов, а также строительство 35-метровой колокольни. На данным момент установлены новые кресты, проведены раскопки на месте колокольни.

Источник: http://novgorod.rfn.ru www.russa.ru


Т.  1 апреля 2013

К югу от Великого Новгорода на Приильменской низменности, на правом берегу реки Полисть, при слиянии с ней реки Порусья раскинулся древнейший русский город Старая Русса. По археологическим данным он основан в 10 веке, а впервые упоминается в Новгородской летописи под 1167 годом как Руса. Церковь во имя великомученика Георгия с придельною церковью во имя Благовещенья Пресвятой Богородицы была построена в 1410 году архимандритом Варлаамом в княжение Василия Димитриевича, с благословения архиепископа велико-новгородского Иоанна II.

М.И. Полянский в «Иллюстрированном историко-статистическом очерке города Строй Руссы и Старорусского уезда» (Новгород, 1885) пишет, что церковь имеет форму квадрата, с прибавлением алтарного полукружия. Сооружение весьма прочное, кладка стен состоит из обожжённого продолговатого кирпича, дикого камня и плиты внутри храма. Посредине находятся четыре квадратных столба, поддерживающих свод всей церкви и основание купола. К передним двум столбам приставлен пятиярусный иконостас, возобновлённый в 1842 году; в нём иконы греческого письма. Храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы находится с северной стороны главного Георгиевского храма и имеет вид продолговатый. Алтарь с одной полукаменною аркою. Церковь храма отделяется от алтаря большою аркою. Иконостас устроен в 1852 году; иконы в нём письма греческого. Георгиевский и Благовещенский храмы были изолированы и не имели внутреннего сообщения.

Краткие сведения о судьбе церкви Георгия в XVIII - середине XIX в. сообщает архимандрит Макарий в «Церковно-историческом описании города Старой Руссы» (Новгород, 1866). Он пишет, что церковь практически не пострадала во время шведского разорения 1611-1617 годов, однако сильно обветшала к началу XVIII века. С 1710 года служба в ней не велась. В 1740 году храм был частично разобран и выстроен заново на старом основании.

Внушительность и праздничность определили облик нового здания. Его мощный, богато декорированный барабан, увенчанный луковичной главой, четырехскатное покрытие, пилястры, украшенные поясками, поребриком и нишами и «перетянутые» вверху многопрофильным карнизом, большие окна с пышными наличниками, сочетание красного цвета декоративных элементов с кремовой обмазкой стен здания были характерны для архитектуры того времени, когда русские зодчие стремились к возрождению национальных традиций столетней давности. Во время перестройки церкви ее западный притвор был расширен.

Спустя сорок лет, в 1782 году, был перестроен придел Благовещения, стоявший до этого в запустении. Во время перестройки он получил луковичную главу на небольшом барабане и четырехскатное покрытие. Тогда же был сооружен притвор. Существовало предположение, что в XVIII в. Георгиевская церковь была расписана, однако оно не подтвердилось. Первоначально здание имело одинаковое цветовое решение внутри и снаружи. Отсутствие росписи в интерьере восполнялась многочисленными образами, которые висели на столбах и стенах храма, стояли в иконостасе. Описи имущества Георгиевской и Благовещенской церкви времени их перестроек до нас не дошли, поэтому мы не знаем, какие иконостасы украшали храмы в XVIII в. Не исключено, что тогда еще сохранялись древние тябловые конструкции с образами, перенесенными из разнообразных церквей.

По сведениям архимандрита Макария, в 1842 году иконостас церкви Георгия был «возобновлен». Говоря о «возобновлении», Макарий, вероятно, имел в виду создание новой конструкции иконостаса, украшенной позолоченной резьбой, и реставрацию икон «греческого письма» («греческими» автор назвал все древние иконы, отличая их таким образом от икон нового времени). Резной иконостас Георгиевской церкви, на наш взгляд, датируется именно этим временем. В 1852 году был выполнен новый иконостас придела Благовещения, погибший в 1940-е годы. В 1865 году в Георгиевской церкви проводится капитальный ремонт. В 1884 году сооружается новая грандиозная колокольня храма, выполненная в «русском» стиле, о чем сообщает очевидец этого события М.И.Полянский в «Иллюстрированном историко-статистическом очерке города Старой Руссы и Старорусского уезда» (Новгород, 1885). Колокольня была поставлена на мете старой звонницы, построенной после 1740 года. В войну она была разрушена и впоследствии не восстановлена. Ее снимок есть в книге В.Пылаева «Старая Русса», изданной в Сергиевом Посаде в 1916 году. В.Пылаев пишет о капитальном ремонте Георгиевской и Благовещенской церквей, приуроченном к их пятисотлетию. Он начался в 1905 году устройством в Георгиевской церкви печного отопления. В следующем году был перестроен Благовещенский придел (алтарная часть сохранилась в старых формах), расширенный за счет притвора. Через проем западном прясле северной стены Георгиевская церковь стала сообщаться с церковью Благовещения. С запада и севера к зданию были пристроены небольшие помещения.

Мы знаем также, что в период до 1910 года в храмах были настелены мозаичные полы, и впервые появилась настенная живопись, которая была выполнена по образцам знаменитых росписей В.М. Васнецова из киевского собора Князя Владимира (собор был освящен в 1896 году). Трудно сказать, насколько достоверно бытовавшее еще недавно в Старой Руссе предание о том, что Георгиевскую церковь расписывали палехские мастера. В те же годы по образцам киевского храма была исполнена живопись церкви Ильи пророка в Сольцах. Не исключено, что солецкий и старорусский храмы были расписаны одной артелью художников.

Источник: сайт "Род Белоликовых"


Марина Зуйкова  22 сентября 2018

Церковь св. великомученика Георгия.

Появление (1410 г.) и история храма. Архитектурные особенности. Голосники. Образа и др. священные предметы. Колокольня. Школа имени Ф. М. Достоевского.

Давно это было... На Руси княжил Василий Димитриевич, а новгородским владыкою был Иоанн 2-й. Плохо жилось тогда в Старой Руссе. Город считался то Новгородским пригородом, то отдавался во владенье литовским князьям, терпел он и нашествия московских дружин. А все же в нем красовались храмы и обители, да чуть не каждый год вырастали еще новые. Богомольны были рушане, ревниво заботились они и в тяжкие годы об устроении и красоте церковной. В эти-то годы и выросла Георгиевская церковь с Благовещенским приделом. Выстроил ее Юрьевский архимандрит Варлаам на берегу Порусьи, там, где образовался остров, омываемый Порусьею и Перерытицею. Это было в 1410 году. По преданиям, тут прежде стояла маленькая Благовещенская церковь.

Много лет и веков пролетало с тех пор над цер­ковью. Несколько раз ее поправляли и переделывали, и мало что сохранилось в ней от древних лет. Только стены — толстые, неровные, несмотря на стремление сгладить их, да несколько икон рассказывают еще таинственным языком линий и красок об иных давно отшедших временах, когда все было просто, когда живое религиозное воодушевление руководило строителями и иконописцами, когда за­ботились они не о реальности в своих созданиях, а о выражении высших идей потустороннего мира. Все остальное сравнительно ново. Даже узкие щелевидные окна расширены.

Но ведь храм пережил страшные времена, когда в городе не оставалось камня на камне. Пережил он годы литовских и шведских разорений. Цел и невредим он остался, хотя немилостивы были враги к святыням. Зато после этого пришли для него тяжелые дни. 100 лет прошло после вражеских нашествий, и храм почему-то запустел. Целых 30 лет стоял он тогда запустелый, заглохший, и не со­вершалось в нем церковной службы. Потом, снова, с благословения новгородского Владыки Амвросия (Юшкевича), он был возобновлен (1740). Но Благовещенский придел еще почти 40 лет стоял в запустении, и уже при новгородском Владыке Гаврииле его возобновили церковные радетели (1782). С тех пор не было больших невзгод для церкви — она украшалась и расцветала. Увеличился приход, и умножились ее имения. Заботились прихожане о своем храме. Блестящими ризами украсили они св. иконы, принося в этих украшениях жертву Господу от своих трудов.

Особенно много сделано для украшения храма в последние годы. В 1905 году вся церковь была почищена, начиная с золоченого иконостаса; тогда же она была сделана теп­лою, а в следующем году Благовещенский придел пере­строили. Неприкосновенною осталась в нем только алтарная древняя часть. В 1910 году праздновали пятисотлетие храма со дня основания его. Многое поновили в нем к тому времени на щедрые приношения доброхотных горожан.

Всё ныне блестит в храме — всюду видна заботливая рука, охорашивающая его; все святыни окружены вниманием и теплою любовью прихожан... Но и среди блеска золоченых и серебряных окладов видны еще древние формы вдохновенного творчества, свободного, как волен был Господин Великий Новгород, стихийного, как стихийно величава и беспредельна гладь полей и заливных лугов, раскинувшихся кругом на необъятные пространства.

Проста, незамысловата архитектура храма; на четырехугольном основании возвышается его кубическое тело. По размерам храм невелик. Вместе с притвором он всего 11 сажен и 2 арш. длины, 8 саж. 2 арш. ширины и 5 сажен высоты, а вместе с трибуною, главою и куполом — 12 сажен 1 аршин. С левой стороны прилеплен про­долговатый четырехугольник Благовещенского придела с не­большою апсидою. На востоке Георгиевской церкви выдается небольшая алтарная апсида, а самый алтарь как бы вдавлен в храм; жертвенник и диаконник заняли пространство между восточными столбами и восточною стеною. Стены снаружи разбиты на три части пилястрами, а пилястры, в свою очередь, украшены разнообразными кирпичными узорами... Карнизами и колонками обведены все окна. Карниз нахо­дится под кровлею и на барабане. Крыша покрыта на 4 ската, а посредине ее возвышается трибуна, окрашенная, кроме карниза, кирпичным кружевным убором.

Своды храма и трибуна поддерживаются четырьмя квадрат­ными столбами.

Стены сложены по-старинному, как строили новгородские зодчие — просто, основательно, стихийно. Тут продолговатый обожженный кирпич, тут булыжник и плита — все это крепко слеплено древними зодчими, а для большей прочности связано толстыми железными связями. Потому неровны, шероховаты стены церкви, потому и не сгладить их под одну линию в течение веков. Неровности особенно заметны в алтарных апсидах.

Древностью веет от внешности храма, а вступая под его своды, как бы вступаешь в древние века, когда строился он, когда обвеивался горячими молитвами старорусцев... Уже притвор, пристроенный к церкви, очевидно, в позднейшие века, навевает эти мысли (Большая часть икон притвора относится к нач. 18 века), а впереди, в церкви открывается иконостас, приставленный к двум передним столбам. Позднейшие исправления и поновления 1) несколько изменили его старинный вид, но многие образа современны построению храма.

1) Последнее поновление было в 1865 году.

Блестит и сияет нижний ярус иконостаса дорогими окладами. Тут, справа от царских врат, находится образ Воскресени Христова, на котором, по древнему обычаю, изображены все события, сопровождавшие крестную смерть Спасителя, кончая Сошествием во ад и Воскрешением. Рядом с ним — храмовой почитаемый образ св. великомуче­ника Георгия в виде воина в полном вооружении. По полю, в клеймах, помещено лицевое житие великомучени­ка. По преданию, этот образ современен построению храма.

Слева от царских врат — почитаемые образа Смоленской Божией Матери и трех Московских святителей. Южную дверь алтаря, — рая на земле, украшает Благоразумный Разбойник, шествующий с крестом в рай.

Выше, в пять ярусов тянутся другие обычные священные изображения, завершаясь уже в трибуне св. крестом с предстоящими. Иссохшие, сгорбленные, неземные фигуры святых, несмотря на поздние переделки и сравнительную свежесть красок, все же гармонируют с удивительною простотою храмовой архитектуры. В трибуне чернеют разбросанные неправильными рядами отверстия. Это, так называемые, «го­лосники» — сосуды, в виде, древних кувшинов, заложенные, вероятно, для облегчения тяжести трибуны, или для усиления резонанса.

Внизу стены украшены св. иконами, среди которых есть древние. Особенно привлекает к себе внимание небольшой образ Спаса Еммануила в арке, отделяющей Георгиевский храм от Благовещенского. Недавно появился этот образ в церкви (1906 г.). Его пожертвовала усердная прихожанка Сумочикова, как свою древнюю родовую святыню. Со всею привлекательностью древле-отеческого письма — просто, отчет­ливо вычерчена вся фигура прекрасного Лика. Линии плавны, определенны; нет ничего острого в изображении — все гово­рит о небесном совершенстве. Христос-Младенец взирает поверх всего земного бесстрастными, тихими, широко раскры­тыми очами в пространство. Кажется; все благоговейное вни­мание иконописца было обращено на вырисовку священного Лика, возбуждающего молитвенное умиление кроткой верующей души.

К основному четверику Георгиевского храма слева примыкает узкая продолговатая Благовещенская церковь, с не­большою, древнею алтарною апсидою на востоке 1). Недавно она перестроена, а образа иконостаса сохранились от древних лет и, может быть, современны храму. Это — образа Рождества Христова и Благовещения. Еще почитается здесь древний образ св. Николая Чудотворца — копия образа Николо-дворищенского собора в Новгороде.

1) Длина всего храма 10 с. 21/2 арш., шир. 3 саж.

Хранилось еще в церкви дорогое напрестольное Евангелие — дар Варлаама, святителя Ростовского и Ярославского. По листам св. книги была надпись «великий господин, преосвященный Варлаам, митрополит Ростовский и Ярославский сию книгу св. евангелие дал в Старую Руссу на посад, в церковь Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Благовещения, страстотерпца Христова Георгия, по отце своем священноиерее Карпе и по матери своей, инокине схимнице Евфимие, и по сродиче своем иноке, схимнике Иоасафе». Очевидно, Ростовский митрополит любил Старую Руссу, что в трех Старорусских церквах хранились ценные дары от него. Уже в последнее время это памятное Евангелие было передано из церкви в консисторию, по особому указу.

Хранятся в церкви еще старые оловянные сосуды, как памятник тех лет, когда для нее наступили тяжкие годы бедности.

Такова в общих чертах история, внешний вид и достопримечательности церкви, прожившей уже больше пяти веков. Многое пришлось увидеть ее седым стенам из истории старорусской. Видела она страшные разгромы от врагов, видела счастливые дни в жизни города, видела богатых солеваров — купцов старорусских, ездивших торговать за море, видит и ныне больных, приезжающих лечиться на соленые воды. Как страж, стоит она, спокойно взирая на смену поколений, на смену занятий и промыслов. И каж­дое из поколений оставляет в храме память о своих молитвенных переживаниях. В истории церкви и достоприме­чательностей ее, в надписях на иконах и блестящих ризах каждый может прочесть большую повесть об них, о заботах и думах радетелей прихожан о своем родном храме. И встают тут одно за другим их имена, а еще больше их остается в полной безвестности, совершенно забытых, затерянных, но о всех и о них несется к небесам церковная молитва.

На запад от церкви подымается стройная колокольня, изукрашенная колонками и разными орнаментами. Она поя­вилась только в 1884 году, а до этого времени на ее месте стояла другая колоколенка, но устарела она и была заново перестроена на иждивение усердных прихожан. Еще раньше того колоколенка стояла при самой церкви. Во время всеобщего разорения в городе, она уцелела вместе с храмом. На ней висли тогда медный колокол с железным билом. В настоящее время на ней висят 6 колоколов, из ко­торых самый большой весит 136 пудов. А вся колокольня с куполом и крестом подымается на 18 сажен в вышину. Внизу помещается сторожка.

Невдалеке от древней Георгиевской церкви, с южной стороны ее, стоят три обширных двухэтажных здания второклассной церковно-приходской школы имени Ф. М. Достоевского. Многое здесь обвеяно воспоминаниями о великом писателе. Невдалеке отсюда он жил несколько лет. Здесь он думал, страдал душою за несовершенства жизни, здесь написал он своего «Подростка»; здесь многие годы прожила вдова писателя после его смерти; здесь осталось много друзей у почитателей покойного. Потому, лишь только разнеслась весть о смерти Феодора Михайловича, собрались скорбные горожане в собор отслужить панихидку по тихом старорусском затворнике (2 февраля 1881 г.). Усердно помо­лились все, а городское общество, в знак особого почтения к памяти усопшего, постановило освободить купленный им перед смертью дом от всяких городских налогов, вно­сить за него и государственный налог.

Тронула признатель­ность горожан вдову покойного, и она, в благодарность за это, пожелала устроить в городе на память и своем великом супруге школу с библиотекою, рукодельным классом и приютом для беднейших детей. Пожертвовала она на это дело 3000 рублей. Присоединили сюда же, по ходатайству обер-прокурора Св. Синода К. П. Победоносцева 4000 руб., оставшихся от постройки памятника Ф. М. Горячо откликну­лось на мысль Анны Григорьевны и городское общество и епархиальное начальство. В 1883 году 30 октября школа была уже открыта. С того времени чуть не каждый год она увеличивалась и расширялась благодаря трудам строителя школы, друга почившего писателя, о. Иоанна Румянцева и преемника его о. Димитрия Горского. В 1885 году для нее было выстроено собственное двухэтажное здание, которое через несколько лет сгорело. В настоящее время школа, общежитие и квартиры учащих помещаются уже в трех зданиях. В 1896 году школа была преобразована во второклассную.

Большое значение имела она для распространения в городе женского образования. Первое время после открытая второклассной школы большая часть учениц ее выступили в качестве учительниц в школах грамоты. В настоящее же время она является лучшим в город рассадником религиозно-нравственного просвещения для девочек. Под покровом св. Великомученика и Пресвятой Богородицы в течение существования своего школа выпустила уже больше 1000 учениц. В настоящее время в ней обучается более 300 девочек. Такой чудный памятник воздвигнут в городе великому писателю русской земли, и помнят его, крепко помнят в этом уголке; воспоминаньями о нем обвеяно почти каждое собрание в школе, каждый ученический вечер. Большие отрывки из произведений почившего читаются ученицами школы наизусть пред посетителями.

С большою энергиею действует под кровом церкви еще Братство в честь св. великомученика Феодора Тирона, открытое в 1885 году. В состав Братства входит много именитых горожан и все городское духовенство. Открыло оно библиотеку из книг религиозно-нравственного содержания, и заботится о просвещении народа через чтения, которые обычно ведутся зимою в воскресные дни.

В. Пылаев "Старая Русса". - Сергиев Посад Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры. 1916. http://russa.narod.ru/books/pilaev/005.htm


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  4 октября 2019

Одной из самых древнейших построек на территории Старой Руссы признается церковь во имя Георгия Победоносца. Этот архитектурный памятник был построен на территории древнего поселения примерно в XV в., что делает его особенно ценным с культурной и исторической точки зрения.

Архимандрит Варлаам в 1410 г. возвел на просторной площади удивительный по своей гармоничности и лаконичности храм. Изначально церковь была достаточно маленькой и имела всего один придел во имя Благовещения. Храм имел четыре внутренних столпа, крыша была представлена лишь одной главой. Георгиевский собор один из немногих православных храмов, которому удалось устоять под натиском литовских и шведских войск в период между 1611 и 1617 г.г. Об этом свидетельствуют многочисленные летописи, в которых упоминается как сам город Старая Русса, так и церковь Георгия Победоносца. Но, несмотря на это, уже к 1710 г. храм начал постепенно терять свой былой внешний вид, а к 1740 г. и вовсе пришел в запустение. Из-за этого на территории православной обители прекратили осуществлять богослужения, литургии и любые другие священные действия.

В 1740 г. церковь во имя Георгия Победоносца была полностью разобрана. Оставили только фундамент, на котором было принято решение возвести новый православный храм. Новая святая обитель обрела совершенно иной облик, который позволил сделать внутренние помещения намного просторнее и свободнее. Обновленное здание выделялось громадными окнами, которые были украшены прекрасными наличниками и дополнительными нишами, а также декоративным оформлением фасада. Стены церкви выкрасили в нежный кремовый цвет, тогда как элементы декора оформили в красный оттенок.

1905 г. стал для православной обители переломным моментом. Георгиевский собор был подвержен полной реконструкции и реставрации. Именно в этот период появилась мозаика на полах, которая придавала им роскоши и помпезности, а стены были украшены чудесными картинами, которые выполнялись в строгом соответствии с эскизами, выполненными В. Васнецовым. Это является неким подобием росписи Владимирского собора, который находится в Киеве.

К сожалению, до современников не дошла ни одна уникальная роспись. Единственное, чем приходится наслаждаться из старины – небольшой клочок на церковном куполе, который напоминает о «васнецовских» шедеврах, выполненных палехскими мастерами. Это связано с тем, что все стены храма несколько раз переписывались, тем самым каждый слой стирал былую красоту начала XX столетия.

В 1957 г. было принято решение о разборе старой колокольни, поэтому сооружения быстро разошлось по кирпичам. Сегодня этот архитектурный ансамбль восстановлен. Теперь величественная колокольня призывает всех паломников заглянуть в этот удивительный Георгиевский собор, который закрывался в Советский период всего лишь два раза: в 1939 г., о чем "попросили сами трудящиеся", а также во время Великой Отечественной войны.

http://samovar.travel/place/georgievskaya-tserkov/


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  4 октября 2019

Стенопись Георгиевской и Благовещенской церквей, исполненная по штукатурке в технике масляной живописи, неоднократно переписывалась. Есть сведения о внутренних работах в храмах в 1940-е г.г., о реставрациях их живописи, осуществленных в 1968 г. новгородцем Ю.И. Марковым и в 1976-1980 г.г. москвичами А. Лисицыным, А. Ивановым, Е.Г. Тимаковым, А.А. Егоровым. Однако во всех перечисленных случаях следует говорить не столько о «реставрации», то есть сохранении и воссоздании подлинной живописи, сколько об «обновлении» интерьера. А те работы, которые были проведены в Георгиевской церкви в начале 1990-х г.г., вообще имели ярко выраженный «оформительский» характер и оставили о себе память в виде пышного, неподходящего для культового здания «узорочья». В результате о живописи «васнецовского стиля», украсившей Георгиевскую церковь в начале ХХ в., мы можем судить в данный момент лишь по относительно сохранным изображениям «Господа Саваофа» в куполе и евангелистов Иоанна и Матфея в северо-восточном и юго-восточном парусах, которые в 1996 г. были открыты новгородскими реставраторами из-под поздних записей. Тогда же по образцам киевского собора нашими реставраторами были реконструированы сильно утраченные изображения евангелистов Луки и Марка в двух других парусах.

Ещё несколько лет назад церковь Георгия с приделом Благовещения была единственным действующим православным храмом Старой Руссы. Другие городские храмы в советский период десятилетиями использовались не по назначению – в лучшем случае как музейные здания, а в основном как складские, хозяйственные или жилые помещения. Георгиевская же церковь стояла без службы относительно недолго: с 1939 г., когда она была закрыта решением Ленинградского облисполкома «по ходатайству трудящихся», до осени 1941 г., с марта 1943 по июнь 1945 г. Тогда храм пустовал, за исключением первых месяцев 1945 г., в которые был занят под рабочее общежитие. 23 июня 1945 г., после небольшого ремонта, был заново освящен Благовещенский придел, 24 декабря следующего года – главный престол храма.

В военный период Георгиевская церковь была открыта по распоряжению немецких оккупационных властей. Весной 1943 г., во время наступления советских войск на Северо – Западном фронте, они вывезли основное имущество храма, в том числе список XVIII в. с чудотворного образа «Богоматери Старорусской», в Дно, в церковь Михаила Архангела, где оно находилось под наблюдением старорусского священника отца Сергея Василевского. Из Дно часть ценностей была переправлена в кафедральный собор города Риги. Резной иконостас Георгиевского храма после войны оказался в Успенской церкви села Коростынь. Там же и в соседнем селе Борисове была обнаружена часть церковной утвари.

Для храма эти перемещения обернулись большими потерями. После войны были возвращены только те предметы утвари, книги, облачения и иконы, которые хранились в Коростыни, Борисове и в Дно, причем по поводу некоторых икон, незаконно оставленных в церкви Михаила Архангела ее причтом, шла многолетняя тяжба. Другие иконы Георгиевской церкви, и в их числе образа главного иконостаса, были утрачены для Старой Русса навсегда: они или погибли, или ушли на Запад. Среди них были такие, которые по древности не уступали самому храму, то есть насчитывали несколько столетий. Сейчас взамен вывезенных в 1943 г. «греческих» икон в иконостасе стоят иконы из других храмов, отреставрированные в 1980-е г.г. Ю. Новиковым: праздники, Деисус, пророки и праотцы второй половины XVIII в., разновременные местные образа и среди них – «Георгий в житии» XVI столетия. Известно, например, что 9 икон было передано в Георгиевскую церковь в 1946 г. из Благовещенской церкви села Горки Порошки, куда в свою очередь они поступили из кладбищенской Симеоновской часовни Старой Руссы.

Во время войны пропала и одна из знаменитых богородичных икон, почитаемых всей русской православной Церковью "Богородица Старорусская". Согласно народному преданию, икона была привезена в Старую Руссу в конце X века из греческого города Ольвиополя. Начало творения ею чудес связывается со временем Ивана Грозного. В 1570 г., во время морового поветрия, охватившего северные окраины Новгорода, чудотворный образ Богоматери был перенесен в Тихвин, где он оставался более трехсот лет. В 1888 г., после длительной тяжбы с тихвинцами, не желавшими расставаться с драгоценной реликвией, икона была возвращена в Старую Руссу.

В результате многократного копирования и перенесения икон в Новгороде и Старой Руссе образовалось два типа копий Старорусской иконы. В настоящее время под наименованием "Старорусская" особо почитается один из ее условно называемых "списков" - по устному свидетельству, копия с копии чтимой иконы. Икона находится в действующей Георгиевской церкви, на левом клиросе перед иконостасом, как некогда в соборе Тихвинского Успенского монастыря. Она имеет богатый серебряный оклад середины XIX в. с большими вставками, предположительно, XVIII столетия.

В Центральном Государственном архиве Санкт-Петербурга найден документ Президиума Ленинградского областного исполнительного комитета о ликвидации церкви в 1931 г. Протокол № 26 заседания Президиума Ленинградского областного исполнительного комитета от 7 августа 1931 г. пункт 11. О ликвидации Георгиевской церкви в гор. Ст. Руссе Старорусский район. Ввиду того, что здание церкви требует неотложного ремонта, который 20-ка не производит, что рядом с Георгиевской церковью находится Педтехникум, стесненность которого в помещении не дает возможности расширить прием учащихся, а здание данной церкви может быть переоборудовано под школьный клуб и гимназический зал, на что средства у Горсовета имеются, что на расстоянии полукилометра находится церковь Мины вместимостью в 500 чел., где верующие могут удовлетворить свои религиозной потребности, а также учитывая, постановление 34-х избирательных собраний о закрытии указаний церкви – церковь ликвидировать и здание передать для расширения Педтехникума.

ЦГА СПб Фонд 7179 Опись 10 дело 315 (типографская печать) Л.2об.

Настоятелем Георгиевской церкви предположительно с 1932 до 1937 г. был протоиерей отец Иоанн - Белоликов Иван Захарович, арестованный 20 октября 1937 г. и приговоренный Особой тройкой УНКВД ЛО 4 ноября 1937 г. по статье 58-10-13 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в Ленинграде 12 ноября 1937 г. Вслед за отцом Иоанном, 29 октября 1937 г., был арестован священник (дьякон) этой церкви Верещагин Николай Клавдиевич, 1898 г. рождения. Особая тройка УНКВД Ленинградской области 10 ноября 1937 г. приговорила его по статье 58-10 УК РСФСР к расстрелу. 19 ноября 1937 г. приговор приведен в исполнение.

А. Трифонова «Георгиевская церковь в Старой Руссе» («София» №3, 1997 год); М. Чумовицкая «Храмы Старой Руссы» ( «София» №3, 1997 год); Н. Жервэ «Страницы истории храмов старорусского благочиния» («София» №3, 1997 год); ЦГА СПб Ф. 7179 Оп. 10 Д. 315 Л.2об. Л.125


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  24 октября 2019

Храм Георгия Победоносца можно считать одним из древнейших памятников архитектуры Старой Руссы. Известно, что первая церковь на этом месте появилась ещё в самом начале ХV века. Действительно, сохранились сведения о том, что первую церковь на этом месте поставили в 1410 году, "в княжение Василия Димитриевича". Инициатором строительства был архимандрит Варлаам, предварительно заручившийся благословением архиепископа Великого Новгорода Иоанна II. Интересно, что при одноглавом четырёхстолпном храме, освящённом во имя Георгия Победоносца, стояла придельная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Причём каждый из этих храмов имел отдельный вход.

В летописях 1625 года при описании Старой Руссы отмечалось следующее: несмотря на страшные разорения, которые учинили в городе литовские и шведские войска, Георгиевский храм уцелел, как и его колокольня с двумя колоколами - "одним средним, да другим клепалом железными". Однако по прошествии почти ста лет храм полностью обветшал. С 1710 по 1740 год церковь пришла в столь плачевное состояние, что в ней даже перестали проводить службы. В итоге её разобрали, в прямом смысле слова, до основания. На старом фундаменте архиепископ Амвросий Юшкевич благословил начать работы по возведению новой церкви - значительно просторнее прежней, с огромными окнами и роскошными наличниками. Стены покрасили кремовой краской, а весь декор и лепнину - красной. В 1782 году пришло время перестраивать и расширять храм. Как раз тогда "по благословению преосвященного Гавриила" возобновили придел в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, также построили притвор.

В "Церковно-историческом описании города Старая Русса" (Миролюбов Н. К., Новгород, 1866) рассказывается, что "церковь Георгиевская имеет форму квадрата с прибавлением алтарного полукружия... Зданием весьма прочная, стены ее кладены обожженым продолговатым кирпичом, диким камнем и плитою, связи кладены железные, углы стены имеют пилястры, выделанные кирпичом с разными украшениями, окна все продолговатого четырехугольника, с железными витыми решетками; у верхних окон наличники с украшениями; под самой кровлей опоясана карнизом. Внутри храма посредине находятся четыре квадратных столба, поддерживающие свод... К передним столбам приставлен пятиярусный иконостас... в нем иконы все греческого письма". В 1840-х годах иконостас "переделали" - то есть, как полагают исследователи, заменили на новый, с изящной резьбой и позолотой. Те самые "греческие" иконы тогда же были отреставрированы. Также специалисты отмечают, что в Георгиевском храме напрочь отсутствовали какие-либо росписи. Храм украшало только большое количество всевозможных икон.

А что же колокольня? Как отмечает М. И. Полянский в своём "Иллюстрированном историко-статистическом очерке города Старая Русса и Старорусского уезда" (1885 год), "колокольня при церкви старинного вида существовала до 1884 года, а когда построена, неизвестно. Колокольня эта, по ветхости, в 1884 году разобрана и в настоящее время уже построена на средства прихожан новая, каменная же". По одной из версий, старая сильно пострадала ещё во время Отечественной войны. Новая звонница была возведена в "русском" стиле и выглядела "восхитительно". Для нахождения в храме большего числа прихожан во время службы, в 1873-1880 годах был сооружена западная паперть. Кроме того, к концу ХIХ века снова возникла необходимость расширения храма. Любопытно, что в течение ХIХ столетия Благовещенский, а не Георгиевский придел считался главным. Но потом они поменялись ролями. Перестройка коснулась, в первую очередь, придела Благовещения Пресвятой Богородицы.

В книге "Храм во имя великомученика Георгия Победоносца" (автор-составитель Наталья Прокопчук, Великий Новгород, 2015 год) рассказывается, что в ХIХ веке была "возведена новая апсида, северная стена обложена новой кладкой, увеличена паперть, в торце вместо окна устроен вход. Узкие щелевидные окна расширили для улучшения освещения внутреннего пространства. В 1905 году появилось печное отопление. Через проём стены церковь Благовещения стала сообщаться с Георгиевской церковью". К 1910 году в церкви заменили полы - выложили их мозайкой. Кроме того, на стенах впервые появились росписи, причём выполнили их по эскизам фресок В. М. Васнецова, взятых из киевского собора Князя Владимира. Для выполнения этой работы в Старую Руссу пригласили художников из Палеха. К сожалению, от тех, "васнецовских" фресок практически ничего не осталось - их регулярно переписывали - с упорством, достойным лучшего применения.

После революции 1917 года Георгиевский храм практически не пострадал - только 35-метровая колокольня лишилась своей главки. Правда, согласно постановлению Новгородского областного исполкома от 31 мая 1951 года, её разобрали совсем - надо было заново налаживать мирную жизнь, а строительных материалов катастрофически не хватало. Что же касается самого храма, то его закрыли в 1939-м - по решению Ленинградского облисполкома. Однако уже через семь лет, службы в Георгиевской церкви возобновились, после того, как после освобождения города в феврале 1944 года прихожане подняли вопрос об открытии Георгиевской церкви, но городской исполком счёл открытие храма нецелесообразным. Когда же из оккупированной Старой Руссы эвакуировали всех жителей, храм начал приходить в запустение. Зимой 1945-го, когда немцев уже прогнали, в бывшем церковном здании открыли рабочее общежитие. Верующие после долгой переписки отстояли эту небольшую церковку и к лету 1945 года её удалось отремонтировать, 24 февраля 1946 года освятить Благовещенский придел, а через год и главный - Георгиевский - престол. В послевоенные годы это был единственный действующий в городе храм. Здесь были собраны иконы, спасённые из разорённых церквей города. В середине 1960-х годов специалисты зетеяли в храме полноценную реставрацию: древние конструкции требовали ремонта и укрепления.

Прошло двадцать лет, и на территории Георгиевской церкви появилась деревянная крестильная церковь, освящённая во имя свт. Николая Мирликийского. В другом здании - на том самом месте, где некогда стоял один из корпусов приходской школы им. Достоевского, - открыли воскресную школу. В начале 1990-х годов мастера взялись за художественное оформление храма. А уже в ХХI веке занялись реставрацией куполов. В 2007 году состоялось освящение новых позолоченных крестов и установка их на отреставрированные главки. Позже внешние стены Георгиевского храма украсили изразцами, стилизованными под плитку ХVII века. Более того, примерно тогда же реставраторы открыли фрагмент древней кладки - из ракушечника и плитняка. Устроили временную звонницу.

Ещё одну реставрацию затеяли к 600-летию церкви (2010 год) - привели в порядок фасады, в Благовещенском приделе поновили настенные росписи. Напомним, что изначально его создавали в память о прежнем миниатюрном храме, освящённом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. По мнению большинства исследователей, он был самым маленьким храмом в новгородском зодчестве. Несмотря на многочисленные изменения, последовавшие от разрушений и реконструкций, стены храма сохранились местами на высоту до 4,5 метров. По сравнению с Георгиевской церковью Благовещенская выглядит скромно в плане архитектурного решения. Однако её фрески в технике масляной живописи по штукатурке, делают её поистине неповторимой.

Для устройства Благовещенского иконостаса немало усилий приложил архиепископ Новгородский и Старорусский Сергий (Голубцов). Например, владыка лично написал для него несколько образов. В правом приделе стоит ковчег с мощами семнадцати святых, в том числе епископа Новгородского Никиты. Его мощи уже почти сто лет покоятся в Софийском соборе Великого Новгорода. После Октябрьской революции по распоряжению новых властей, останки епископа зашили в мешок и отправили в хранилище музея, расположившегося в Святой Софии, позже переправлены в Николо-Дворищенский собор. 13 мая 1993 года по благословению Высокопреосвященнейшего Льва, архиепископа Новгородского и Старорусского, мощи святителя Никиты Новгородского крестным ходом были торжественно перенесены в Софийский кафедральный собор. Образ исцелителя больных, святителя Никиты, воспроизведён в стенописи Георгиевской церкви. А рядом с мощевиком установлена скульптура Нила Столобенского, особенно любимого старорушанами святого. Главной святыней храма является чудотворная икона "Богородица Старорусская", получившая название "Взыгрался младенец". Это одна из знаменитых богородичных икон, особо почитаемых РПЦ и связанных именно с Новгородской землёй. Согласно преданию, икона была привезена в Старую Руссу в конце Х века монахами из греческого города Ольвиополя. Начало творения ею чудес связано со временем царя Иоанна Грозного. В августе 1941 года во время оккупации, икона исчезла и до сих пор не найдена. Сейчас в Георгиевской церкви находится особо почитаемый список с чудотоврной иконы Божией Матери "Старорусская".

Храм во имя вмч. Георгия Победоносца является не только интереснейшим произведением русского зодчества, но и памятником истории. Он теснейшим образом связан с русским писателем Ф. М. Достоевским. Это был приходской храм для семьи великого писателя. Выбор Достоевским именно этой церкви, видимо, определялся духовной близостью, которая возникла между ним и настоятелем Георгиевской церкви отцом Иоанном Румянцевым, в доме которого семья Достоевских жила в свой первый приезд в Старую Руссу в 1872 году. Здесь крестили младшего сына Достоевского Алёшу. Отец Иоанн стал близким другом и частым собеседником Достоевского. После смерти писателя, он совместно с вдовой Анной Григорьевной стал инициатором создания школы имени Достоевского, которую сам и возглавлял. Школа открылась при церкви св. Георгия в 1883 году. Она предназначалась для девочек из небогатых семей. Предполагалось, что они, получив образование, понесут далее свет духовного просвещения.

Из журнала: "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №361, ООО "Де Агостини", 2019 и сайта: www.vizitrussa.ru/Город-курорт Старая Русса


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  24 октября 2019

Прежде всего, когда говорится о внешнем облике Георгиевской церкви, следует держать в уме, что здание, изначально построенное в 1410 году, в 1740-м было полностью перестроено. То есть, это не совсем (или совсем не) новгородская архитектура и не ХV век. Это - то, как видели новгородскую архитектуру ХV века в веке восемнадцатом. Как отмечает М.И. Мильчик в большом архитектурно-реставрационном каталоге "Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области", "некоторые типологические особенности древней постройки, возможно, повторены (строителями нового здания Георгиевской церкви); именно это определяет архаичный характер архитектуры памятника, тяготеющий к допетровскому зодчеству". Стилизация, надо отметить, вышла весьма успешной, хотя опытный взгляд, безусловно, отличит приметы иной эпохи. Достаточно сравнить Георгиевскую церковь с такими шедеврами новгородской архитектуры ХV века, как храм Петра и Павла в Кожевниках и Иоанна Богослова на Мячине Новгород - это сложные кровли, трёхчастное членение фасадов "от пошвы" до крыши, характерный декор - на первый взгляд грубоватый, но при ближайшем рассмотрении виртуозный. Всё-таки церковь Святого Георгия - это не новгородская архитектура, а "то, как видели новгородскую архитектуру в Российской империи". Ещё одна особенность храма - то, что он двойной: к северному фасаду Георгиевской церкви примыкает Благовещенская. Храмик этот небольшой, его вполне можно принять за придел, между тем в сборнике "Архитектурное наследство Великого Новгорода..." и ряде других источников он указан именно как отдельный храм; а это значит, что Георгиевская церковь принадлежит к редкому типу "сдвоенных храмов", хрестоматийный пример которых - церкви Покрова и Рождества Богородицы от Пролома в Пскове.

По состоянию на конец ХIХ века, Георгиевский и Благовещенский храмы были изолированы друг от друга, внутреннего сообщения между ними не было. Портал между ними был раскрыт в ходе реставрации 1965-1967 годов, проводившейся по проекту одного из ведущих сотрудников Новгородской мастерской и главного специалиста по Старой Руссе - Тамары Гладенко. Отдельное помещение представляет собой западный притвор Георгиевский церкви, значительно расширенный во время очередной перестройки здания на рубеже ХIХ-ХХ веков. Георгиевский храм увенчан, по старинной традиции, единственной внушительной главой. К ХVIII веку её формы обрели вид стандартной "луковицы". Барабан мощный, изобильно декорированный. Интересная его примета - декоративные арочные полукружия в простенках между окнами, последние расположены по сторонам света (итого оконных проёмов в барабане четыре). Четырёхскатная кровля характерна для ХVIII столетия. Декор также относит нас к восемнадцатому веку - можно сказать, мимикрирует под семнадцатый, но уж точно не соответствует пятнадцатому. Скажем, висячие пилястры - не доходящие до земли, обрывающиеся на середине фасада, - это точно не "преданья старины глубокой". То же самое можно сказать и об украшающих эти пилястры поясках и поребрике. Широкие окна с пышными наличниками, расположены в два яруса, - тоже примета ХVIII века. Интересно, что многие из этих окон были заложены в ходе ремонтов и косметических перестроек ХIХ - начала ХХ века и раскрыты в ходе реставрации 1965-1967 годов. Стены снаружи разбиты на три части пилястрами, которые были украшены разнообразными кирпичными узорами. Карнизами и колонками обведены все окна. Карниз находится под кровлей и на барабане. Стены сложены по-старинному, как строили новгородские зодчие, просто, основательно: тут продолговатый обожжённый кирпич, тут булыжник и плита. Всё это крепко слеплено древними зодчими, потому неровны, шероховаты стены церкви.

В конце августа 2009 года в нишах по фасаду и стене церкви были установлены керамические изразцы со сценами из жития великомученика Георгия. Занималась их изготовлением московский архитектор Анна Смирнова. Для изразцов были выбраны сюжеты на темы: "Усекновение главы Св. Георгия раскалённым оловом", "Проповедь Св. Георгия", "Беседа с царицей Александрой". Сцены списаны с икон ХVI века. Выполнены изразцы в традициях, характерных для ХVII века. На изображениях несколько изменены пропорции тела человека (возможно потому, что смотрят на них снизу вверх). Благовещенский храм, "притулившийся" с северной стороны, тоже одноглавый, но с маленькой "луковицей", практически лишён декоративного убранства. Это простое здание, вместе с трапезной представляющее в плане прямоугольник, сильно вытянутый по оси "запад-восток". Как и Георгиевский храм, Благовещенский перестраивался в ХVIII, ХIХ и ХХ веках. Изначальные стены сохранились на высоту от метра до четырёх с половиной; о том, как выглядел в далёком прошлом верх церкви, можно говорить только теоретически. Вот как описывает Георгиевскую церковь М. И. Полянский, автор "Иллюстрированного историко-статистического очерка города Старой Руссы и Старорусского уезда" (Новгород, 1885): "Церковь имеет форму квадрата, с прибавлением алтарного полукружия... Посредине находятся четыре квадратных столба, поддерживающих свод всей церкви и основание купола. К передним, восточным двум столбам приставлен пятиярусный иконостас, возобновлённый в 1842 году; в нем иконы греческого письма". Стоит сказать, что ныне иконостас - резной, золочёный - стал четырёхъярусным. Первый ярус он потерял в богоборческое время ХХ века. Храмовый образ Святого Георгия Победоносца - в нижнем ярусе иконостаса слева, вместе с ним - спасённые в годы войны иконы, в том числе из других храмов: праздничный и деисусный чины, местные иконы разных лет. Внимательные и искушённые люди наверняка заметят, что некоторые иконы стоят "не по канонам" - это как раз оттого, что обретаемым образам подыскивали место в существующем иконостасе, стараясь не переделывать его - он сам по себе памятник истории. Бытовавшее некоторое время предположение, что в ХVIII веке Георгиевский храм был расписан, подтверждения не получило. Изначально стены были выбелены, отсутствие живописи компенсировалось большим количеством икон. Стенопись "масло по штукатурке" возникла позже и неоднократно переделывалась - всего исследователи обнаружили целых девять слоёв краски!

В начале ХХ века храм расписали в модном "васнецовском" стиле - такие значительные фрагменты этих росписей, как "Господь Саваоф" в куполе и евангелисты в парусах, были вскрыты новгородскими реставраторами в 1996 году. "Храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, - пишет далее Полянский, находится с северной стороны главного Георгиевского храма и имеет вид продолговатый... Церковь храма отделяется от алтаря большою аркою. Иконостас устроен в 1852 году; иконы в нем греческого письма". Георгиевский храм Старой Руссы с полным правом можно назвать сокровищницей - столько в нём удивительных реликвий - древних, намоленных. Почти с каждой связана целая история. Вот, к примеру судьба самого иконостаса, как и множество икон Георгиевского храма. Весной 1943 года, во время наступления советских войск на Северо-Западном фронте, немецкие оккупационные войска вывезли более ценное имущество из действующего на то время Георгиевского храма, в том числе список ХVIII века с чудотворного образа "Богоматери Старорусской", в город Дно, в церковь Михаила Архангела, где храмовое имущество находилось под наблюдением старорусского священника, отца Сергия Василевского. Из Дно часть ценностей была переправлена в кафедральный собор города Риги, где следы их теряются. Резной иконостас Георгиевской церкви после войны оказался в Успенской церкви села Коростынь, а часть церковной утвари в соседнем селе Борисове. Для храма эти перемещения обернулись большими потерями, в том числе и возвращённый в храм иконостас с отсутствующим первым ярусом. После войны утварь, книги, облачения и некоторые иконы из Коростыни, Борисово и Дно были возвращены открывшемуся в 1946 году единственному храму на всю Старую Руссу. Известно, что 9 икон было передано в Георгиевскую церковь из Благовещенской церкви села Порожки Волотовского района, куда в свою очередь они поступили из кладбищенской Симеоновской часовни Старой Руссы. Только в 1980-е годы иконостас стали заполнять спасёнными из других церквей иконами. Появлявшиеся иконы просто устанавливали на свободные места. Так, на месте иконы Георгия Победоносца оказался образ Святителя Николая Чудотворца. Также известно, что реставрацией многих икон занимался новгородский мастер-реставратор Ю. Новиков. Слева от аналоя расположена икона Покрова Божией Матери. Где она хранилась раньше - история умалчивает. Даже надпись, которую обнаружили во время реставрации, не прояснила ситуацию - название храма не сохранилось (подпись гласит: "Сия икона-местночтимая икона... храма). Однако известно, что именно перед таким образом молился царь Пётр I во время своего приезда в Старую Руссу, правда, не здесь, в Георгиевском храме, а в только что освящённом Воскресенском соборе.

Из журнала: "Православные храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №361, ООО "Де Агостини", 2019 и сайта: www.vizitrussa.ru/Город-курорт Старая Русса


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  8 июля 2022

Церковь во имя вмч. Георгия с придельною церковью во имя Благовещения Пресвятой Богородицы – каменная. Первоначально была построена архимандритом Варлаамом в 1410 г., в княжение Василия Димитриевича, с благословения архиепископа Велико-новгородского Иоанна II. При описании г. Старой Руссы 1625 г. упоминается, что сия церковь осталась целою при разорении немцами и литовцами, с двумя колоколами на колокольне, одним средним, да другим клепалом железным.

С 1710 г., неизвестно по какому случаю, она была в запустении до 1740 г., в котором была возобновлена; придел же во имя Благовещения Пресвятой Богородицы возобновлен в 1782 г.

Церковь имеет форму квадрата, с прибавлением алтарного полукружия. Длина всей церкви 9 саж. 2 арш., ширина 8 саж. 2 арш., высота 5 саж., а с трибуном, главою и куполом 12 саж. 1 арш. Здание весьма прочное, стены ее кладены обожженным продолговатым кирпичом, диким камнем и плитою, связи кладены железные, углы стен имеют пилястры, выделанные кирпичом с разными украшениями, окна все продолговатого четырехугольника, с железными витыми решетками. У верхних окон наличники с украшениями, под самою кровлею опоясана карнизом. Внутри храма, по середине, находятся четыре квадратных столба, поддерживающие свод всей церкви и основание купола. К передним двум столбам приставлен пятиярусный иконостас, возобновленный в 1842 г., в нем все иконы греческого письма.

Храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы находится с северной стороны главного Георгиевского храма и имеет вид продолговатый. Длина всей церкви 8 саж. 2 ½ арш., ширина 3 саж. ¼ арш., а вышина 1 саж. 1 ¾ арш. Алтарь с одною полуконусною аркою, свод имеет каменный. Церковь храма отделяется от алтаря большою аркою. Иконостас устроен в 1852 г., иконы в нем греческого письма.

Храмовый образ Благовещения Пресвятой Богородицы современен построению церкви, на нем сребропозлащенная риза, устроенная в 1826 г. тщанием прихожан. В Геогиевской церкви храмовый образ св. вмч. Георгия современен построению церкви, что видно из самого его написания. Сребропозлащенная риза на нем устроена усердием прихожан в 1837 г. Колокольня при церкви старинного вида, а когда построена – неизвестно.

Миролюбов Н. К. (Макарий) «Церковно-историческое описание города Старой Русы, содержащее в себе сведения о старорусских церквах, Спасском монастыре и духовном училище». Типография Э. Классона, 1866 г.



Комментарии и обсуждение


Старая Русса. Церковь Георгия и Благовещения. Построена в 1410 году. В прошлом являлась приходским храмом Достоевских. Действует.

10 мая 2003, Юрий Менделеев.

Каноническое название этой церкви - Георгиевская. У этой Георгиевской церкви есть Благовещенский придел. Откуда пошло якобы второе название церкви - не представляю, но в инете, действительно, оно фигурирует - в основном, на туристских сайтах.

Каноническое название - Церковь во имя великомученика Георгия с придельною церковью во имя Благовещенья Пресвятой Богородицы. Реально два входа, сами церкви даже изнутри отличаются. Приезжайте - покажем и расскажем!
12 апреля 2012.

Вряд ли нам "каноническое название" старорусской церкви известно лучше, чем Новгородской духовной консистории на рубеже XIX-XX вв. Так вот, о.Иоанн Румянцев (друг Достоевского)  был награжден в 1892 г.  камилавкой (Новгородские епарх. ведомости. 1892, № 10-11), а в 1904 г. саном протоиерея (НЕВ. 1904, № 10) как священник Благовещенской церкви Старой Руссы. Никакого сомнения, что о. Иоанн служил в данной церкви, нет. После его кончины в 1904 г. "на праздное священническое место к старорусской градской Благовещенской церкви" был перемещен священник Димитрий Горский (НЕВ. 1904, № 22). Скорее всего, церковь стала "канонически" Георгиевской около 1919 г., при национализации здания  советской властью и передаче его в "бесплатное и бессрочное пользование" религиозной общине.

Прим. модератора: ничего не надо придумывать, достаточно внимательно прочитать предыдущий комментарий.
17 апреля 2013.