Кирпичная кладбищенская церковь в стиле классицизма, сооружённая в 1817-1823. Высокий четверик, завершённый небольшим пятиглавием, с небольшой трапезной, в которой помещался Живоносовский придел. Новая высокая колокольня пристроена в 1898. Закрыта в 1937, в годы войны повреждена, в 1951 разобрана.
Ядрышников В. А. Архитектура Старой Руссы XII - начала ХХ века. М.-СПб., 2010, с. 311-315
Иоанно-Богословская церковь.
Прошлое Симоновщины. Церковь св. Духа. Иоанно-Богословгкая церковь. Перестройки ее и икона Богослова.
Симоновщина — место, знакомое для каждого коренного старорусца. — Это тихий, мирный уголок города, поросший березками плакучими и всякими иными деревьями. А внизу под деревьями стоят кресты да памятники намогильные. Не слышно здесь шума и смеха игривого, все здесь объемлет покой... И только пение надгробное, порою вопли, или тихий плач, удары заступа и стук замерзших комьев земли о крышку гроба нарушают покой; да нет, не нарушают — это только отзвук охватывающего все покоя.
На большом пространстве раскинулись могилки усопших православных христиан на тех как раз местах, где когда-то кипела жизнь... Целый ряд преданий сохранился об них из древних времен. По одним преданиям (Полянский), эта земля издавна принадлежала Московскому Симонову монастырю. Здесь будто бы стояла и монастырская варница. По другим преданиям, она принадлежала богатому солепромышленнику, московскому купцу Симонову, и вся была застроена варницами да амбарами.
Как бы то ни было, эта земля, издавна называвшаяся Симоновщиною, к 1763 году была во владениях казны. Солеварение тогда уже значительно сократилось, и Симонова земля оказалась пустопорожним местом. В это время устроили на ней две скудельницы: одну для погребения умерших во время чумы, так как их запрещено было погребать среди города; а другая скудельница была для безвестных странников, нищих и преступников. Когда же, наконец, было запрещено хоронить умерших около церквей среди города, Симоновские скудельницы стали обычным местом погребения горожан. Так и поныне здесь погребаются все усопшие православные христиане. Почти каждый день здесь роются новые и новые могилки, с каждым годом растет кладбище, и одно за другим поколения старорусцев обретают здесь вечный свой покой.
Много старых и знатных старорусских фамилий можно прочесть здесь на могильных плитах и на надписях по крестам. Тихою грустью обвевается, как дымом кадильным, кладбище. Все здесь навевает грусть — и могилки заглохшие, забытые и расчищенные заботливою рукою живых, помнящих о своем последнем часе на земле. Еще более грустны надписи, встречающиеся нередко в форме стихов. Неблагозвучны, неправильны эти стихи порою во всех отношениях, но тихая неподдельная грусть сквозит в каждой их строчке.
У северо-западного угла кладбища стоит церковь. Давно, когда только появилось здесь, по царскому указу, кладбище, два старорусских купца — Абрам Махаев с Памфилом Сушецким задумали устроить и, по благословению владыки Гавриила, устроили небольшую церковку во имя Святого Духа. 8 октября 1776 года эта церковка была торжественно освящена архимандритом Гервасием, и могильный покой с тех пор стал нарушаться колокольным звоном. Служили в той церкви соборные священники. Только скоро стала она ветшать. Наспех строили ее храмоздатели, да сыровато было и место Симоновское.
Тогда городское общество решило на городские деньги выстроить новую церковь. Три года строили ее и, наконец, в 1820 году 19 сентября преосвященный Дамаскин освятил придел ее в честь Богородицы «Живоносный Источник». Тогда же назначен был и храму особый причт... А главная часть храма еще достраивалась. Только 2 января 1823 года она была освящена преосвященным Сильвестром, а прежний деревянный храм был разобран, и на месте его осталась лишь небольшая часовенка.
Несколько раз, даже в последние годы, поновлялся этот храм. В 1898 году с запада к нему приделали каменную паперть. После этого щедрый прихожанин, купец Ложкин, на свое иждивение построил новую колокольню, а через год прихожане перестроили алтарь, поновили весь храм, позолотили и покрасили его.
В его архитектуре нет ничего особенного выдающегося. В основе — обычный четверик, завершающийся со всех сторон фронтонами. Над основным четвериком — другой четверик, выше его ротондообразная трибуна с куполом, завершающимся главою. По сторонам купола — 4 малые главы. С востока находится алтарная апсида, а с запада — другой, меньший по высоте, четверик для притвора и придельного алтаря. Наконец, еще западнее, двумя ярусами над церковным нефом возвышается колокольня.
В главном четверике находится церковь св. Иоанна Богослова, — а в притворе-трапезе — придел в честь Богоматери Живоносный Источник. Здесь нить ничего особенного, поражающего взоры — все здесь свежо и просто. А из образов полюбились старорусцам — образ Богоматери «Живоносный Источник» и образ св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Изображение Богоматери над купелью, около которой лежат недужные люди, обычного вида, а св. Богослов изображен не совсем обычно. Указательный перст левой руки его приложен к губам, правая рука с пером лежит на книжном свитке, а над ухом его склонился ангел. Ангел шепчет ему тайны Божии, но при этом он говорит Апостолу: одно запиши, а о другом помолчи до времени. И приложил Богослов палец к губам — как символ молчания; а другою рукою он пишет Апокалипсис.
Возвышенное богословие, услышанное им в тайне, как гром, раздалось по всему миру и наполнило всю землю. Ему, как и ветхозаветным пророкам Даниилу и Ездре, было приказано не все оглашать миру, но «иное объяви миру, а иное тайно передай мудрым» (3 Ездры 14, 26). «Скрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени» (Дан. 12, 4). Вот почему ап. Иоанн одной рукой пишет книгу, но в то же время кое-что и утаивает от людей, полагая на уста знак молчания. Не оттого ли и говорит он избранным христианам в своих посланиях: «не хочу писать чернилами на бумаге, а надеюсь поговорить к устам», т. е. для вас избранных Божиих, кроме тайн, написанных в книгах, я готов раскрыть сомкнутые уста, чтобы проповедать вам самое сокровенное.
Как обыкновенно, Богослов изображен в зеленом хитоне и красной хламиде, сообразно с древними апокалипсическими толкованиями. Стена небесного Иерусалима, по Апокалипсису, имеет 12 оснований и на них имена 12 апостолов Агнца. С третьим основанием связан драгоценный камень халцедон, а с четвертым смарагд, или изумруда. В списках апостолов Иоанн занимает 4-е место, хотя у Марка он стоит на 3 месте. Следовательно, к его одежде приложены цвета изумруда и халцедона, т.е. зеленый и красный. Таково символическое значение цветов одежды Богослова и особенностей его изображения. (По Ювачеву) Подобные изображения Иоанна Богослова довольно часто встречаются в старорусских церквах.
Приветливо стоит этот храм среди могильного покоя для постоянных молитв об умножающемся сонме усопшей братии. И каждый день, по пути на дорогие могилки, вереницами проходят около него богомольцы, набожно осеняя себя крестом. Много богомольных старорусцев собирается в кладбищенскую церковь к службе Божией, а особенно много бывает их в день апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Тогда с торжественным крестным ходом приходят они к праздничному храму. Еще больше оживает молчаливое кладбище, когда в первое воскресенье после праздника Казанской Божией Матери совершается крестный ход из всех городских церквей около соборной стороны. Тогда перед порогом церковным устанавливают святыни: великие чудотворные иконы Богородицы с Животворящим Крестом, а остальные святыни располагаются дальше рядами по пути, и начинает клир церковный умильное панихидное пение обо всех почивших отцах и братьях, а несметные толпы народа стихают в общей молитве. Оживает тогда мирное кладбище и живые как бы роднятся с отшедшими, объятые одною молитвою.
Часовенка Богородицы «Утоли моя печали»
Недалеко от церкви, всего в 185 саженях к северу от нее, на повороте дороги к кладбищу стоит небольшая часовенка в честь Божией Матери «Утоли моя печали». Около ста лет прошло уже, как была построена здесь часовенка именитым старорусским купцом Сухановым, и до последних лет стояла она, ветшая с каждым годом. Наконец, собрались симоновские прихожане, поратовал тороватый купец Ложкин (1910), и ветхая часовенка была перестроена заново. Посреди ее стоит почитаемый образ Богоматери с Пречистым Младенцем, а у Него в левой ручке свиток с надписью: «Суд праведен судите, милости и щедроты творите кийждо к брату своему и вдовицы в сироты и пришельцы и убоги не насильствуйте»… Задняя стена часовенки увешана жертвованными образами...
Кротко мерцают в ней негасимые лампадочки пред иконами Пресвятой Богородицы и Софии Премудрости Божией.
Стоит эта часовенка для поклонения православным христианам, на распутье двух дорог — за город и к месту вечного покоища.
В. Пылаев "Старая Русса". - Сергиев Посад Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры. 1916. http://russa.narod.ru/books/pilaev/005.htm