«...Во второй половине XVIII века императрица Екатерина II приступила к одной из своих главных реформ, согласно которой вводилось новое территориально-административное устройство России. Создавались губернии и уезды, то есть та система, которая доказала свою замечательную жизненность, просуществовав до 1917 года и даже далее. И по этой реформе Мышкин стал одним из уездных городов России. Он получил Генеральный План своей новой «регулярной» застройки. Согласно этому Плану должно было появиться правильное расположение улиц, создававших чёткие кварталы и пересекающихся под прямым углом. Должны были появиться площади, зоны административной, жилой и производственной застройки.
Нашим предкам было чему порадоваться, ведь все они весьма повысили свой социальный статус, став мещанами и купцами. И Мышкин обрёл самоуправление, свой герб, свою городскую Думу и иные необходимые городу учреждения. Но было чем и всерьёз озаботиться, потому что многие места прежнего селения отныне оказались «внеплановыми». Среди них были жилые дома, амбары, мельница купцов Пожаловых и.... кладбище! Да, оно ведь теперь оказывалось в самой середине Мышкина...
С домами, амбарами и мельницей решили хорошо и просто, не велели их капитально ремонтировать и обложили дополнительным налогом, чтобы понудить хозяев к замене их построек новыми, построенными уже согласно Генерального Плана. А вот кладбище пришлось срочно закрыть и приискать для него новое место.
Попечалились мышкари, потому что место Никольского кладбища было очень уж хорошим — нагорным, сухим, красивым. Но делать нечего! Согласно Генерального Плана и решения городской Думы для кладбища отвели землю в самом конце улицы Ярославской. Эта главная улица города начиналась от Волги, шла к Никольскому собору, за ним продолжалась по оврагу Никольского ручья, пересекала Мологскую улицу и доходила до Загородной. Вот далеко в поле за улицей Загородной и нарезали большое пространство для нового кладбища. А коль ему нужно было своё святое молитвенное место, то сразу начали постройку кладбищенского храма, посвятив его святому Алексию, митрополиту Московскому.
Почему посвящение было таковым и какое отношение имеет к Мышкину этот великий деятель русской древности? Поскольку в далёких веках Мышкин некоторое время принадлежал московскому Чудову монастырю, созданному именно митрополитом Алексием (и ставшим его любимой обителью), то мышкари считали Алексия как бы очень близким святым. И даже в последующих веках именовали его не иначе как «мышкинским барином».
Такая устная память жила даже и в ХIХ веке, а в XVIII столетии она ещё обладала таком силой и значимостью, что храм посвятили именно митрополиту Алексию, учителю и сподвижнику Дмитрия Донского. И это вот древнеславное имя дали также и ещё двум местам. Во-первых, улице с западной стороны ограничивающей городскую застройку (теперь это улица Орджоникидзе). И все, что строилось в этом пространстве уже за городом, назвалось Алексеевской слободой. Вот так накрепко наши предки пожелали увековечить память о замечательном государственном и духовном деятеле русской древности.
За постройку церкви взялись всем миром. Город был ещё очень небогат и очень малолюден, всего три сотни жителей. Но надеяться было больше не на кого и не на что! Бывало при возведении Никольского собора Господь Бог подал щедрого благотворителя петербургского купца Александра Петровича Березина, который и принял на себя все расходы от великих до малых. Этот богомольный и щедрый земляк-волгарь не спросил с мышкарей ни копейки. А на этот раз надо самим напрячься. И напряглись!
Трудовой копеечкой в стройке участвовал каждый. Экономили на любом деле, документы сообщают, что мышкари для обретения материалов даже покупали старые речные суда и весь их тёс и брус пускали в дело. Даже гвозди вытаскивала, прямили и использовали в стройке церкви. И уже в 1793 году храм во имя святого Алексия митрополита Московского Чудотворца был освящён.
Церковь была невеличка, одноглавая, с колоколенкой очень простых, но изящных очертаний. Поскольку тогда город ещё испытывал большие денежные затруднения, то храм внутри даже не расписали, а просто побелили. Всё здесь выглядело скромно, но достойно. Иконостас храма устроили невысоким, с зеленым фоном, украшенный золочёными колонками и резьбой. Иконы одновременные ему, а самая почитаемая – Алексия–митрополита.
Ближнее окружение церкви сразу предназначили для погребений самых значительных граждан города. И здесь сложилась действительно весьма уважаемая часть некрополя. И сейчас, несмотря на громадные разрушения, пережитые кладбищем в ХХ и даже в ХХI веках, здесь ещё можно видеть надгробия многих славных людей мышкинского прошлого.
Рядом с семейными погребениями купцов и чиновников ещё сохранны могилы мышкинских священников, а в их числе такого выдающегося настоятеля как отец Иоанн Николаевский. Образованный человек, обладавший учёной степенью магистра богословия, он преподавал в средних и высших богословских учебных заведениях. По некоторым сведениям одно время он даже был ректором духовной академии. А в Мышкине отец Иоанн трудился много и плодотворно, явив пример высокого подхода к делам Веры.
Здесь были и многочисленные дворянские погребения. Но их группа пострадала более всех. Ещё в 70-е годы ХХ века было похищено мраморное художественное надгробие дворян Бартлемановых, а совсем недавно в 2015 году разрушили семейный некрополь дворян Костровых. И сегодня дворянская часть Алексеевского кладбища почти совсем исчезла.
А сам храм Алексия-митрополита исчез ещё в первой половине ХХ века. Безбожная власть сперва хотела устроить в нём какой-то склад, но вскоре определила ему ту судьбу, что и часовне Борисоглебского кладбища быть разобранным «на кирпич». Вспоминая об этом, вновь подивишься и дремучей дикости тогдашних властителей и их хозяйственной безрукости. До 60-х годов ХХ века место храма оставалось ничем не занятым, но по большей перенаселенности кладбища здесь тоже стали устраивать погребения и сейчас даже булыжный фундамент храма уже почти весь выбран и все старинное церковное занято могилами...»
Из книги: В.А. Гречухин, «Город» предков. Издание Мышкинского Народного музея, Академии краеведения и клуба «Мышкинское Землячество», г. Мышкин 2016 г., стр. 21-24
city-ancestors.docx