ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Еремейцево. Храмовый комплекс. Церкви Покрова Пресвятой Богородицы и Рождество Христова.


Еремейцево. Храмовый комплекс. Церкви Покрова Пресвятой Богородицы и Рождество Христова
Храмовый комплекс.  Утрачен.  
Год постройки:Между 1725 и 1797.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Ярославская область, Мышкинский район, село Еремейцево

Координаты: 57.861697, 38.506406



Утраченные храмы комплекса:
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1725)
Церковь Рождества Христова  (1797)






Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


samoyloff.aleksandr2012
 
samoyloff.aleksandr2012Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 апреля 2024

 Две церкви: 1-я деревянная, на каменном фундаменте, в честь Покрова Пресвятой Богородицы летняя, 2-я каменная с каменной колокольней в честь Рождества Христова-зимняя, оба прочные. В 1-й церкви летней два престола: в честь Покрова Пресвятой. Богородицы и в честь Ярославских Чудотворцев Святых Благоверных Князей Феодора, Давида и Константина; во второй церкви зимней один престол в честь Рождества Христова. Летняя церковь построена и освящена в 1725 г., зимняя построена и освящена в 1797 г.; оба построены иждивением прихожан. Особо чтится прихожанами икона Знамения Пресвятой Богородицы. При церкви две каменные часовни: одна в связи с церковною оградою, a другая часовня-столб в 15 саженях от 1-й, посреди села. Церковной земли 113 дес. 2025 кв. с.

Прихожан 439 м., 526 ж.: в селе Еремейцево 42 дома, 110 муж., 120 жен.; в деревнях: Устье Верхнем 8 д., 31 м., 27 ж., въ 2 в.; Устье Нижнем 9 д., 18 м., 31 ж., в 2 в.; Терентьевской 9 д., 29 м., 30 ж., в 3 в.; Байкахъ д., 19 м., 31 ж., в 4 в., препятствует весеннее разлитие р. Волги; Гладышено 8 д., 17 м., 26 ж., в 2 в.; Кочевкахъ 4 д., 12 м., 10 ж., в 3 в.; Вальцево 9 д., 34 м., 30 ж., в 4 в.; Петрунино 6 д., 10 м., 10 ж., в 5 в.; Григорково 8 д., 21 м., 34 ж., в 5 в.; Тяпкино 3 д., 5 м., 6 ж., в 4 в.; Коркодиново 7 д., 18 м., 26 ж., в 3 в.; Юркино 8 д., 29 м., 37 к., в 2 в.; Пашково 1 д., 5 м., 7 ж., в 2 в.; Пащулино 5 д., 16 м., 18 ж., в 1 в.; Рыпах 8 д., 25 м., 36 ж., в 2 в.; Юрьевце 14 д., 40 м., 47 ж., в 3 в.; всего 156 д., 439 м., 526 ж. Село расположено на высоком берегу реки Волги, в 90 верст. от Ярославля. Почтовый и телеграфный адреса: город Мышкин, село Еремейцево, город Рыбинск в село Еремейцево. В приходе школа церковно-приходская, содержится на % капитала в 14200 руб., пожертвованного прихожанами. Штатный состав причта: священник и псаломщик. Причтового капитала 5352 рубля.

Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. Ярославль: Типография Земской управы, 1908 г.

В 1937 году закрытые храмы использовались для нужд Волгостроя, одна как общежитие для заключённых, а вторая изначально планировалась использовать как клуб этой организаций. В 1939 году обветшавшую Покровскую церковь Мышкинский финотдел предложил купить Рыбинскому авиационному институту как лесоматериал с кровельным тёсом за 12150 рублей. На месте Рождественского храма стоит деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  29 мая 2024

«…В архивах сохранилась минея служебная за сентябрь 1692 года и за август 1693 года Покровской церкви села Еремейцева. Наличие колоколов указывало на определенный статус. В те годы село было центром громаднейшего прихода, который в 1678 году после пожара, уничтожившего деревянную церковь Рождества Христова разделился, отойдя к селу Николо-Корме и позднее в 1790 году к новой в селе Круглицы. До этого все три села представляли одну большую вотчину, которая управлялась монастырскими старцами, проживающими в селе Еремейцеве, где были и монастырские храмы, а в селе Никольском находился только монастырский двор. В 1725 году шатровый Покровский храм был выстроен и освящен. Он имел с запада небольшую трапезную, а с левой стороны придел Ярославских чудотворцев. В 1747 году при осмотре епархии архимандритом Ярославского Спасского монастыря в селе Еремейцеве им осмотрены «церковь деревянная с приделом благоверных князей преподобного чудотворца и отца нашего Федора, сына его Давила, где всё исправно».

Вторая теплая церковь Рождества Христова деревянная ветхая, «из коей святой престол, одежды и антимине не вынесены». Рождественская церковь вскоре была упразднена. Не сохранились и описания, и фотографии Покровской церкви, а вот о интерьере ее сохранилось описание, сделанное в 1803 году местным священников Георгием Андреевым. «Иконостас резной и позолоченные царские врата резные. На них Благовещение с четырьмя евангелистами. На правой стороне царских врат образ Спасителя. На нем розы и венец серебряный. Оклады медные, чеканные, посеребрённые, ценою 360 рублей. Храмовый образ Покрова Пресвятой Богородицы. На нем венец с жемчужными камешками… риза серебряной чеканки и поля чеканные медные посеребренные, ценою 700 рублей. Возле него второй образ Покрова Богородицы, поменьше Венец и оклад медные. На левой стороне царских врат образ Иверской Божьей матери. На нем риза и венец серебряные. Возглавие унизано китайским жемчугом. Оклад и оплечье чеканное, медное, посеребренное, ценой 225 рублей. В пределе Ярославских чудотворцев иконостас гладкий, местами золоченый. На правой стороне царских врат образ пресвятой Богородицы Тихвинской. На нем венец и риза серебряная и позолоченная. Возглавие все низанное жемчугом. За ней образ Николая Чудотворца. Второй образ Петра и Павла. За престолом образ Богородицы в киоте. Второй образ - пророка Ильи.

Особо чтимой прихожанами была икона Знамения Пресвятой Богородицы. В собрании историко-художественного музея г. Рыбинска хранится минея этой церкви за ноябрь 1763 года. Особо стоить отметить небольшой образ Пресвятой Богородицы в окружении апостолов и архангелов, вырезанные в камне. С западной стороны Покровской церкви была прирублена небольшая трапезная, в которой размещены иконы: страшного суда, святителей Николая Чудотворца, Божьей Матери Казанской и всех скорбящих Радостей». С левой стороны от главного алтаря был прирублен приделанный храм святых благоверных князей Федора и чад его Давила и Константина, Ярославских Чудотворцев, сохранивший посвящение от древнего упраздненного храма. Придел имел столярный гладкий, местами позолоченный, одноярусный иконостас с резными позолоченными царскими вратами и традиционными изображениями в резных клеймах.

Покровская церковь неоднократно подновлялась. Была обшита тёсом и покрыта железом, но в 1870 году вновь потребовала ремонта. В 1871 году по духовному завещанию Санкт-Петербургского купца Ивана Моисеевича Белянкина в церковь поступили банковские билеты на общую сумму 7 тысяч рублей. Часть средств было решено потратить на капитальный ремонт Древней Покровской церкви. В сентябре 1872 года был заказан проект реконструкции церкви бывшему архитектору императорского двора Михаилу Ивановичу Ломакину на подведение нового фундамента из дикого камня под храм. В мае 1873 года начались работы. В июне был заключен контракт с Василием Андреевичем Нарышкиным на исполнение работ. Работы были успешно проведены, но имели не самые лучшие последствия для сохранности древнего памятника так как были допущены переделки с целью придания более современного вида старой постройки. В результате древний храм взамен шатрового завершения получил деревянный купол на широком барабане. В 1877 году началась подготовка к ремонту интерьеров. Работы проводили летом следующего года, когда был заключен контракт с живописцем Евгением Ивановичем Миловидовым. Тогда же был заключен контракт с позолотчиком Павлом Федоровичем на обновление иконостаса новой краской. Подобные работы проводили и в 1895 году. Все работы выполнены по контракту мастером живописных работ Николаем Алексеевичем Авдеевским.

Христорождественская церковь

Первый каменный теплый храм Рождества Христова был выстроен в 1750 году на месте деревянной церкви того же наименования, а в 1764 году издан указ на просьбу прихожан о дозволении его освящения. Весной 1795 года в ЯДК поступило прошение священнослужителей и прихожан, в котором они сообщали, что прежде выстроенная в их селе теплая каменная церковь Рождества Христова с колокольнею «по сделавшимся в буте, своде и стенах расщелинах, клонится к падению. От этого немалая состоит опасность к отправлению в оной церкви священнослужения, почему мы как церковно священнослужители, так и все приходские люди с общего всех согласия положили иную ветхую церковь с колокольней ныне разобрать и из разобранного материала с прибавлением нового построить на том же месте новую церковь во имя Рождества Христова и колокольню на имеющуюся церковную сумму». Просьба была удовлетворена и выдана им 11 марта 1795 года и «сборная книга» для записи и учета собранных пожертвований, и 19 марта этого же года выдана храмоздательная грамота на построение новой камерной церкви.

Строительство закончилось в 1797 году, когда закончились кладочные работы и началась отделка здания и подготовка к освящению, которая продолжилась до 1802 года. В 1803 году тем же священником Георгием Андреевичем ее внутреннее убранство описано так: «Иконостас в ней резной «гладкой». Царские двери резные, золоченные. Евангелисты писаны красками. По правую сторону царских врат образ Господа Вседержателя. На нем венец серебряный позолоченный. Чеканный оклад медный позолоченный. Нижняя дверь с «изображением архистратига Михаило». Образ храмовый Рождества Христова. На нем ризница небольшая серебряная, венки серебряные. По левую сторону царских врат образ Пресвятой Богородицы (Толгской)… На нем риза и венец серебряные чеканные, золоченные… На нем образ Николая Чудотворца с чудесами, на нем венец серебряный. Над царскими вратами Тайная вечеря, а по сторонам их десять, «двунадесятых» праздников. Во втором ярусе в середине образ господа Вседержителя. По сторонам его - десять апостолов, а в третьем ярусе – десять пророков. Вверху распятие Господне с «предстоящими» Богородицею, Иоанном Богословом. «Паникадило медное, гладкое в полтора пуда». Архитектура одноглавого храма была выдержана в форме раннего классицизма.

Сравнивая с описью 1803 года, видно, что к 1865 году иконостас подвергся значительной переделке за счет добавления элементов резьбы на рамы икон, резных колонн и подколонн, арабиок и кронштейнов. Обновление церкви продолжалось и в последующие годы. В 1873 году была проведена штукатурка церкви и колокольни с их последующей побелкой. В 1880 году была обновлена стенная роспись Ярославским мещанином Евгением Ивановичем Миловидным. Летом 1898 года мастером золотарных работ был произведен капитальный ремонт интерьеров с поправкой живописи. Заново покрашены иконостас кармином с позолотой, заново покрыты маслом. За добросовестное исполнение живописных и позолотных работ ему была выдана награда в 30 рублей.

Христорождественская церковь не имела приделов и с западной стороны трапезной была пристроена каменная трёхъярусная колокольня. Ее строительство закончилось в 1802 году, когда кладка храма была закончена, а в 1803 году на ней имелись 6 колоколов резного веса, самый большой из которых весил 62 пуда (1,01 т), позднее приобретен колокол весом 1,54 тонн. Колокольня несколько раз штукатурилась, белилась, но наиболее значительное событие произошло в 1900 году, когда по желанию прихожан на нем были установлены полностью новые колокола, отлитые на заводе Николая Оловяшникова в Ярославле. Завод предлагал заинтересованным покупателям наборы из тонально подобранных колоколов для исполнения «гармоничных звонов». Один из таких наборов был приобретен церковным старостой Г. Д. Хлыстовым и священником Н. Троицким для приходской церкви. Это был единственный случай Рыбинском уезде. Для оплаты заказа были отправлены в Ярославль на завод 7 старых колоколов, в их числе и старый большой колокол, который пришел в негодность. Для оплаты разницы в цене старых и новых колоколов и разницы в весе было собрано по приходу церковным старостой Александром Ивановичем Парамоновым 696 рублей. Кроме того, крестьянин дер. Юрьевец Александр Иванович Строгин пожертвовал 200 рублей, а разницу в цене и в весе большого колокола оплатил Терентий Чигирянов в сумме 1950 рублей. Из этих средств был оплачен осмотр архитектором, привоз снастей для подъема на колокольню всех колоколов.

Заказ на колокол был исполнении специалистом под руководством Ивана Веревкина. Первым был отлит в 1899 году большой колокол-благовестник весом 3,38 тонны, к которому вместо 5 прежних «для гармоничного звона» были «подобраны под тон большого», семь новых колоколов общим весом 3,38 тонн. В августе 1900 года все колокола были доставлены по железной дороге до станции «Волга», а затем водным путем перевезены к церкви и подняты на колокольню. Вокруг приходских церквей в 1820-е годы была устроена каменная с деревянными решетками ограда, в которой выстроены двое каменных святых ворот, украшенных изображениями храмовых праздников, и каменная угловая келья-сторожка. Верх ограды был покрыт листовым железом узорчатым. При церкви две каменные часовни: одна в связи с церковною оградой, а другая часовня – столб в 150 саженей от первой посреди села.

Эти ворота с каменными ступенями обращены на Запад, к Волге, а за воротами виден купол Покровской церкви. В 1877-1879 г.г. каменщиком Тимофеем Евстигнеевичем Корулиным переложена значительная часть церкви с возведением двух новых ворот с двумя калитками, угловой каменной башней и приворотной каменной часовней. Кровельщиком Ефимом Игнатьевым для украшения ограды были изготовлены двадцать одинаковых жестяных ваз, установленных на кирпичных столбах ограды, и еще четыре вазы с крестами разных размеров были установлены на воротах. Между столбами установлены кованые железные решетки, изготовленные местным кузнецом Василием Дмитриевым.

Архитектурный ансамбль церквей села Еремейцево

В центре с колокольней – зимняя церковь Рождества Христова. Перед ней святые ворота церковной ограды на углах которой с юго-востока находилась каменная келья – сторожка (на фотографии слева), а с северо-востока находилась угловая башня, в котором была устроена часовня (справа, вдали). Сзади за сторожкой видны главы деревянной Покровской церкви.

Основную нагрузку по строительству и содержанию несли местные крестьяне из своих скудных средств жертвуя на храм. Крестьянский капитал составлял основную массу церковных денег. Мирские капиталы складывались за счет доходов с «мирских оброчных статей», штрафов, выморочных капиталов, сумм, вырученных от продажи излишков зерна «из мирских фондов», пожертвований и других источников. «Мирской капитал» должен был храниться в кредитных учреждениях «для прирощения процентами».

Крестьяне своими пожертвованиями помогали любимому храму в приобретении имущества. Так, Ярославские епархиальные ведомости в № 35 за 30.08.1894 в официальной части опубликовали: «О преподании Архипастырского благословения». Крестьянину села Еремейцева Рыбинского уезда Ивану Морозову и Санкт-Петербургскому купцу Ивану Логашеву 25 июля преподано Архипостырское благославение за пожертвование Морозовым в церковь села Еремейцева Рыбинского уезда полного священнического облачения из золотой парчи с белыми шелковыми подризником стоимостью в 160 рублей и полного священнического облачения в 50 рублей; Логашевым - из тофных хоругвий в 75 рублей и священнического облачен…»

По материалам очерка Груздевой Л.П. «Память сердца», https://myshgorod.com/content/book/Gruzdeva_heart.pdf



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.