Анапа сохранила память о храме, построенном в честь святого пророка Осии. История сооружения Осиевского храма в Анапе начинается с события, потрясшего не только Россию, но и весь цивилизованный мир. 17 октября 1888 года царский поезд, в котором вся семья Александра III возвращалась из Ливадии в Петербург, на 227 версте Курско-Харьковской железной дороги, между станциями Борки и Тарановка, потерпел крушение. Из царского сопровождения погибло 19 человек, 14 были ранены. Сам царь и вся его семья чудесным образом спаслись. Вскоре после крушения появилась легенда о том, что Александр сам спас семью, приняв крышу вагона на свои могучие плечи и удержав ее, пока все выбрались. Легенда эта передавалась в народе из уст в уста, что свидетельствует об особом отношении к царю-миротворцу.
О чудесном спасении царя молилась вся Россия. В память и благодарность Богу за спасение царской семьи от смертельной опасности церковь установила празднование 30 октября (17 октября по старому стилю) на вечные времена. В этот день православная церковь чтит память ветхозаветного пророка Осии и Андрея Критского.
Одним из инициаторов сооружения Осиевского храма в Анапе был генерал Дмитрий Васильевич Пиленко, бывший начальник Черноморского округа. Автором проекта и руководителем строительства церкви стал его зять – известный русский архитектор Владимир Петрович Цейдлер, автор проектов более 30 зданий только в Петербурге, академик архитектуры. Сооружался храм на средства горожан и пожертвования приезжающих в Анапу на морские купания. В 1897 г. городские власти добиваются разрешения получить денежный заем из запасного капитала г. Анапы на сооружение церкви.
В.А. Будзинский в 1900 году в брошюре «Анапа. Ее прошлое, настоящее и будущее» пишет: «…Храм этот вчерне окончен – идет уже внутренняя отделка, но крайняя скудость местных средств лишает население возможности довести начатое святое дело до желаемого конца. И если, несмотря на недостаток средств, постройка все-таки идет вперед, то она этим обязана исключительно неутомимой деятельности председателя строительного комитета И.Д.Толмазова».
Строительство Осиевской церкви было окончено при Юрии Дмитриевиче Пиленко, который возглавлял городское самоуправление в Анапе в 1900-1904 годах.
Осиевский храм стоял на площади, что находится перед зданием нынешней администрации города Анапы. По воспоминаниям анапчан, новая церковь была очень красивой, просторной, была подлинным украшением города. Это был высокий красивый храм со звонницей, построенный из красного кирпича, поэтому его нередко называли Красной церковью. На территории церкви была открыта церковно-приходская школа.
Сохранились метрические книги Осиевской церкви за 1906–1917 гг. В них – живая история небольшого курортного городка с основными вехами жизни человека – родился, крестился, женился, родил детей, крестил их, женил и т.д. Потомственные дворяне, купцы 1-й и 2-й гильдий, титулярные и статские советники, коллежские регистраторы и асессоры, полковники, штабс-капитаны, поручики, отставные фельдфебели, урядники, приставы, аптекари, инженеры, учителя, почетные граждане, мещане города Анапы, турецко-, болгарско-, австрийско-, швейцарско-, германско-подданые – при разных титулах, званиях и должностях знакомые «анапские» фамилии, потомки которых и сейчас трудятся во славу родного города. Здесь встречаются фамилии, ставшие для Анапы историческими.
Из метрических книг известно, что в эти годы в Осиевском храме служили священники: Павел Базилевский, Николай Преображенский, Митрофан Гречухин, Иосиф Берзенов, Виктор Воинов, Алексей Деянов, Николай Сокольский. Должность псаломщика исполняли: дьякон Василий Печка, Григорий Разумцев, Алексей Шинкаренко, Евдоким Горбунов, Дмитрий Мазурок. За каждым из этих имен жизнь доброго пастыря, посвятившего себя служению Богу и людям. Вне церкви не проходило ни одно важное событие в жизни горожан, которые относились к священникам не только как к духовным отцам, глубоко почитая их, но и видели в них носителей образа Христа, сверяя по ним свои мысли и дела.
Осиевский храм разделил судьбу многих православных храмов России. В начале 1930-х годов он был закрыт, а в 1937 г. - разрушен до основания. Газеты той суровой поры хранят полное молчание. Анапчане вспоминают, что в городе никто не верил слухам о том, что храм будет разрушен. В тот день на площади перед храмом собралось много людей, люди молились и плакали, брали в платочки землю из церковной ограды. Священник раздавал прихожанам иконы и просил их сберечь от уничтожения. На разрушение храма собрали работников кузни, находившейся неподалеку, а также рабочих и строителей со всего города. Это было ужасное зрелище. Когда подрубили основание большого креста, он упал и ушел в землю. Об этом в один голос говорят все очевидцы происшедшего.
Место, где стоял храм, сровняли с землей, а из оставшегося кирпича начали строить клуб. Но стройка шла медленно, все что-то не ладилось: "вдруг "обрушились леса, и несколько человек остались калеками, а по стенам почти готового здания "вдруг" поползли трещины, да такие, что и входить в него было опасно, Клуб так и не был открыт, здание стали использовать как зернохранилище, а после войны его разобрали на стройматериалы.
http://xreferat.com/35/1401-1-istoriya-pravoslavnyh-hramov-goroda-kurorta-anapa.html