«…Черты своеобразия прослеживаются в постройках бывшего Борисоглебского (Бельчицкого) монастыря в Полоцке. Большой его храм первой половины XII в. имел три притвора, которые примыкали к стенам, придавая сооружению крестообразный вид. Строитель этого собора был хорошо знаком с киевским зодчеством. Храм украшали фресками. В нижней части стенопись похожа на струйчатый орнамент и представляет волнообразный рисунок из зеленых, коричневых и иных линий разной толщины.
Вторая церковь Бельчицкого монастыря именуется Пятницкой. Небольшой бесстолпный храм слагался из трех частей, более высокая занимала центральное положение. Под зданием находилась подземная часовня для погребений. Пятницкая церковь имела богатую фресковую роспись. По сторонам центрального входа в алтарь находилась фреска, изображавшая во весь рост князей Бориса и Глеба, сыновей Владимира Святославича, которых убил их брат Святополк, прозванный Окаянным. Память о Борисе и Глебе особенно почиталась в среде княжеских дружинников; князей считали на Руси заступниками воинов. На стенах располагались большие многофигурные композиции на евангельские темы.
Третья постройка Бельчицкого архитектурного комплекса - Борисоглебский шестистолпный храм. Он имел узкие боковые нефы. Древние арочные окна размещались в два яруса. В разных частях его интерьера находились фрески, изображавшие фигуры святых. Места, свободные от композиций, были покрыты орнаментальной росписью. Интересны фрески откосов окон. Они представляли сложный плетеный орнамент. Колористическая гамма бельчицких фресок слагалась из красно-коричневых, оранжевых, зеленых, белых цветов. Бесспорна связь описанных трех построек Бельчицкого монастыря с южной киевской архитектурной традицией.
Четвертый храм Бельчицкого монастыря стоит особняком среди сооружений церковной архитектуры Полоцка. Храм сильно вытянут, в восточной части - одна апсида. Посередине северной и южной стен размещены открытые внутрь конхи - «певницы», по форме полукруглые. В центральной части церкви четыре квадратных столба. Такие здания говорят о культурных связях Полоцка с балканскими странами или с Грецией, где применялся подобный тип сооружений. Другой монастырь находился на левом берегу Полоты. Возле Спасо-Евфросиниевского собора археологами были раскопаны остатки трехнефного храма, к которому примыкали широкие галереи, служившие небольшими часовнями с апсидами. Стены храма и его галереи украшены фресками, пол майоликовыми плитками и мозаикой. Храм являлся усыпальницей полоцких епископов; сгорел во время большого пожара.
История архитектуры древнего Полоцка, в результате упорных поисков и труда археологов, в последние годы пополнилась данными о двух храмах, существовавших в ХІІ в. на территории Великого Посада. На мысе Нижнего замка на левом берегу Полоты удалось обнаружить фундамент церкви, сложенный из булыжника без применения раствора. Частично сохранились ряды кирпичной кладки стен. Церковь имела плоские наружные лопатки, являлась четырехстолпной, с одной апсидой. Найдены плитки, покрывавшие пол, фрагменты фресок, обломки резного каменного саркофага. Храм служил княжеской усыпальницей и относился к первой половине ХІІ в. Общий план сооружений был близок плану храма-усыпальницы Спасо-Евфросиниевского монастыря.
Остатки второго храма выявлены на небольшом возвышении с восточной стороны Верхнего замка. Храм имел сильно выступающую наружу апсиду. Ориентировочная его датировка - третья четверть ХІІ в.
На Верхнем замке, в его северной части у обрыва Полоты, археологами открыты остатки княжеского терема ХІІ в. Частично сохранившиеся фундаменты рухнувших кирпичных стен устроены из булыжника на известковом растворе. Внутри здания располагался подвал. Позднее, в ХІV в., к терему пристроено деревянное здание с подклетом, срубленное из толстых брусьев. В нем имелась большая печь, украшенная горшкообразными изразцами…»
Источник: Храмы России / [Авт.-сост. С. Минаков]. – М.: Эксмо, 2010, стр. 406-407