ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Полоцк. Собор Софии, Премудрости Божией.

Софийский собор


Полоцк. Собор Софии, Премудрости Божией
Собор. Действует.  
Престолы:Софии, Премудрости Божией
Архитектурный стиль:Виленское барокко
Год постройки:Между 1044 и 1066. 1738-1750 в формах барокко.
Архитектор:Я. Глаубиц
Адрес:
Беларусь, Витебская область, Полоцк, пр. Ленина

Координаты: 55.486298, 28.75875
Входит в коллекцию:Домонгольские храмы Древней Руси



Сортировка:

Собор Софии, Премудрости Божией, , Полоцк, Полоцкий район и г. Полоцк, Беларусь, Витебская область
Иван Бай
19 сентября 2011
Собор Софии, Премудрости Божией, , Полоцк, Полоцкий район и г. Полоцк, Беларусь, Витебская область
Алексей Кротов
2 октября 2021
Собор Софии, Премудрости Божией, , Полоцк, Полоцкий район и г. Полоцк, Беларусь, Витебская область
Сергей Сол
14 сентября 2018
Собор Софии, Премудрости Божией, Южный фасад - фото с Кургана бессмертия телеобъективом<br>, Полоцк, Полоцкий район и г. Полоцк, Беларусь, Витебская область
Южный фасад - фото с Кургана бессмертия телеобъективом
Тимофей Черепанов
31 июля 2016
Собор Софии, Премудрости Божией, , Полоцк, Полоцкий район и г. Полоцк, Беларусь, Витебская область
Илья Смирнов
15 мая 2015
Собор Софии, Премудрости Божией, , Полоцк, Полоцкий район и г. Полоцк, Беларусь, Витебская область
Илья Смирнов
15 мая 2015
Собор Софии, Премудрости Божией, , Полоцк, Полоцкий район и г. Полоцк, Беларусь, Витебская область
Илья Смирнов
15 мая 2015
Собор Софии, Премудрости Божией, , Полоцк, Полоцкий район и г. Полоцк, Беларусь, Витебская область
Илья Смирнов
15 мая 2015
Собор Софии, Премудрости Божией, Вид с юга. На склоне горы расположен источник.<br>, Полоцк, Полоцкий район и г. Полоцк, Беларусь, Витебская область
Вид с юга. На склоне горы расположен источник.
Наталия
8 сентября 2014
Собор Софии, Премудрости Божией, Вид с востока, апсиды первоначального храма XI века<br>, Полоцк, Полоцкий район и г. Полоцк, Беларусь, Витебская область
Вид с востока, апсиды первоначального храма XI века
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
19 сентября 2009
Собор Софии, Премудрости Божией, Вид с запада<br>, Полоцк, Полоцкий район и г. Полоцк, Беларусь, Витебская область
Вид с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
19 сентября 2009
Собор Софии, Премудрости Божией, , Полоцк, Полоцкий район и г. Полоцк, Беларусь, Витебская область
Алексей Кротов
2 октября 2021
Собор Софии, Премудрости Божией, , Полоцк, Полоцкий район и г. Полоцк, Беларусь, Витебская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
12 июня 2018
Собор Софии, Премудрости Божией, Вид вдоль южного фасада<br>, Полоцк, Полоцкий район и г. Полоцк, Беларусь, Витебская область
Вид вдоль южного фасада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
12 июня 2018
Собор Софии, Премудрости Божией, Стена с фрагментами открытой кладки на западном фасаде<br>, Полоцк, Полоцкий район и г. Полоцк, Беларусь, Витебская область
Стена с фрагментами открытой кладки на западном фасаде
Наталия
8 сентября 2014
Собор Софии, Премудрости Божией, Вход в храм с южной стороны<br>, Полоцк, Полоцкий район и г. Полоцк, Беларусь, Витебская область
Вход в храм с южной стороны
Наталия
8 сентября 2014
Собор Софии, Премудрости Божией, , Полоцк, Полоцкий район и г. Полоцк, Беларусь, Витебская область
Георгий Маслик
9 сентября 2018
Собор Софии, Премудрости Божией, , Полоцк, Полоцкий район и г. Полоцк, Беларусь, Витебская область
Георгий Маслик
9 сентября 2018
Собор Софии, Премудрости Божией, , Полоцк, Полоцкий район и г. Полоцк, Беларусь, Витебская область
oldboy
15 апреля 2017
Собор Софии, Премудрости Божией, , Полоцк, Полоцкий район и г. Полоцк, Беларусь, Витебская область
oldboy
15 апреля 2017
Собор Софии, Премудрости Божией, Оригинальная кладка апсид и остатки фресок<br>, Полоцк, Полоцкий район и г. Полоцк, Беларусь, Витебская область
Оригинальная кладка апсид и остатки фресок
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
19 сентября 2009
Собор Софии, Премудрости Божией, Пол центральной апсиды<br>, Полоцк, Полоцкий район и г. Полоцк, Беларусь, Витебская область
Пол центральной апсиды
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
19 сентября 2009
Собор Софии, Премудрости Божией, Макет-реконструкция Софийского собора<br>, Полоцк, Полоцкий район и г. Полоцк, Беларусь, Витебская область
Макет-реконструкция Софийского собора
Сергей Самусенко
1 июля 2004
Собор Софии, Премудрости Божией, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Полоцк, Полоцкий район и г. Полоцк, Беларусь, Витебская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
4 декабря 1941
Собор Софии, Премудрости Божией, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Полоцк, Полоцкий район и г. Полоцк, Беларусь, Витебская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
30 сентября 1941
Собор Софии, Премудрости Божией, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Полоцк, Полоцкий район и г. Полоцк, Беларусь, Витебская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
2 сентября 1941
Собор Софии, Премудрости Божией, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Полоцк, Полоцкий район и г. Полоцк, Беларусь, Витебская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
1 сентября 1941
Собор Софии, Премудрости Божией, Фотоснимок с дореволюционной карточки.<br>, Полоцк, Полоцкий район и г. Полоцк, Беларусь, Витебская область
Фотоснимок с дореволюционной карточки.
Алексей Кротов
1 июня 1912
Собор Софии, Премудрости Божией, Фотоснимок с дореволюционной карточки<br>, Полоцк, Полоцкий район и г. Полоцк, Беларусь, Витебская область
Фотоснимок с дореволюционной карточки
Алексей Кротов
1 мая 1912
Собор Софии, Премудрости Божией, Фотоснимок с дореволюционной карточки.<br>, Полоцк, Полоцкий район и г. Полоцк, Беларусь, Витебская область
Фотоснимок с дореволюционной карточки.
Алексей Кротов
1 мая 1912
Собор Софии, Премудрости Божией, Фото с сайта http://and110.ucoz.ru/UR/17/sam08.html<br>, Полоцк, Полоцкий район и г. Полоцк, Беларусь, Витебская область
Фото с сайта http://and110.ucoz.ru/UR/17/sam08.html
Андрей Агафонов
1900
Собор Софии, Премудрости Божией, http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003938595/viewer/?page=13&positionpart=1<br>, Полоцк, Полоцкий район и г. Полоцк, Беларусь, Витебская область
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003938595/viewer/?page=13&positionpart=1
Андрей Агафонов
1895
Собор Софии, Премудрости Божией, http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003938595/viewer/?page=13&positionpart=1<br>, Полоцк, Полоцкий район и г. Полоцк, Беларусь, Витебская область
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003938595/viewer/?page=13&positionpart=1
Андрей Агафонов
1895
Собор Софии, Премудрости Божией, Фото из журнала "Нива"<br>, Полоцк, Полоцкий район и г. Полоцк, Беларусь, Витебская область
Фото из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
Собор Софии, Премудрости Божией, Фото В.В. Лелецкого<br>, Полоцк, Полоцкий район и г. Полоцк, Беларусь, Витебская область
Фото В.В. Лелецкого
Андрей Агафонов
1 апреля 1991
Собор Софии, Премудрости Божией, Фото Дениса Белецкого<br>, Полоцк, Полоцкий район и г. Полоцк, Беларусь, Витебская область
Фото Дениса Белецкого
Андрей Агафонов
1 апреля 1991
Собор Софии, Премудрости Божией, Вид с северо-запада в ночной подсветке<br>, Полоцк, Полоцкий район и г. Полоцк, Беларусь, Витебская область
Вид с северо-запада в ночной подсветке
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
24 февраля 2024
Собор Софии, Премудрости Божией, Западный фасад в ночной подсветке<br>, Полоцк, Полоцкий район и г. Полоцк, Беларусь, Витебская область
Западный фасад в ночной подсветке
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
24 февраля 2024



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Павел
 
ПавелАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  15 января 2003

После реставрации Софийского собора в 80-х годах в нем был обустроен концертный органный зал и музей. Собор являлся главным объектом туристического интереса в Полоцке, центром культурной жизни. Тут ежегодно проводились международные музыкальные фестивали, на которых выступали известные органисты и музыкальные коллективы со всего мира. Храм имел в объёме форму куба с ребром 26,4 м, венчали его семь шлемовидных куполов. Снаружи он был неоштукатуренным. Хорошо была видна кладка с утопленным рядом, когда каждый второй ряд кирпичей, или по гречески - плинфы, был утоплен или сдвинут вглубь кладки и закрыт цемяночным раствором, сосотоявшим из гашёной извести и толчёного кирпича. В кладке присутствовали и бутовые камни. Внутренний объём храма был разделён 16-ю колоннами на 5 нефов (продольных рядов). Фрагменты древней кладки Софийского собора открыты в зондажах западной и восточной стен, которые сохранились с середины ХI в. на высоту 8 и 12 м. Софийский собор был поставлен на мощный фундамент, который сохранился до наших дней. Фундамент, алтарные апсиды и фрагменты фресок ХI в. можно увидеть сегодня в Музее, который рассказывает об истории архитектуры Софийского собора.

Вместе с городом храм пережил много драматических событий, разрушений и пожаров. На рубеже ХV-ХVI вв. собор был перестроен в храм оборонного типа. Об этом свидетельствует первый известный план Полоцка 1579 г. С 1596 г. православная София перешла к униатам и оставлась униатской до 1839 г. В 1710 г. в Софийском соборе произошёл взрыв порохового склада. Через 28 лет униатский архиепископ Флориан Гребницкий (Кстати, этот известный религиозный деятель был похоронен в стене храма возле алтаря. Останки человека, вернувшего Полоцку его легендарный храм, были выброшены в 80-х гг.) пригласил из Вильно архитектора Яна Криштофа Глаубица для воостановления Софии. Из соображений идеологии или экономии, древний фундамент и остатки стен и апсид были включены в новую композицию храма, постройка которого была завершена в 1750 г.

После перестройки собор стал представлять собой трёхнефную одноапсидную базилику, ориентированную на север. С южной стороны на высоту 50 м. поднялись две симметричные башни. Перестроенный в стиле позднебелорусского или виленского барокко собор получил и новое решение интерьера. Кроме барочных колонн появилось много лепных украшений, фигурные карнизы и несколько непривычная цветовая гамма. Алтарная часть храма была отделена от центрального нефа высокой трёхярусной преградой, к которой на своде примыкало барельефное изображение Троицы Новозаветной. Второй и первый и первый ярусы были расписаны и украшены деревянной скульптурой. От росписей на алтарной преграде сохранились: копия известной фрески Леонардо да Винчи "Тайная вечеря" и Спас Нерукотворный.

Теперешний храм Святой Софии совершенно не похож на православную церковь.

Материалы сайтов: www.polotsk.net и www.polisp.vitebsk.by


Вадим кр
 
Вадим кр  30 января 2017

Софийский Собор в Полоцке был построен в средине 11 века. Но в 1710 году был разрушен. К 1750 году его восстановили почти из руин. При этом постройка была выдержана в стиле виленского барокко. Предположительно, строительством собора занималась приглашенная из Константинополя артель.

Храм имел 7 глав. По бокам располагались 4 купола. В центральном помещении княжеские хоры открывались двойными арками. Расписан собор был только фресками. Такая постройка должна была продемонстрировать мощь и могущество княжеской власти. Собор несколько раз переходил от православных к униатам и наоборот. Униатские монахи славились строптивым нравом. В историю даже вошла их стычка с царем Петром 1.

Пережив всевозможные катаклизмы истории, в 1911 году храм в очередной раз был возвращен православным, капитально отремонтирован. Но в 1924 году его закрыли и разместили краеведческий музей. Но в период немецкой оккупации храм был действующим. Потом вновь был закрыт. В 1985 году в отреставрированном соборе был установлен орган. 

Полоцкий Софийский собор - один из самых роскошных памятников культовой архитектуры, известен далеко за пределами Полоцка.

http://www.guidebook.by/architecture/


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  15 сентября 2017

В эпоху княжения Всеслава Брячиславича (Чародея) Полоцк достигает высококой степени благосостояния. Пора было строить каменный собор - и, конечно, Софийский. Это посвящение на фоне непрекращающейся борьбы полоцкого князя со своими родичами кажется актом, не лишённым известной соревновательности, но можно увидеть в нём и символическое отнесение полочан к Вселенской Церкви, напоминание о Софии Константинопольской. Собственных зодчих, способных работать с камнем, в Полоцке ещё не было, и к строительству собора Всеслав привлёк чужеземных мастеров. Среди них могли быть и греки, и русские - уже успевшие поучаствовать в строительстве аналогичных соборов в Киеве и Новгороде. Исследователи предполагают, что это их имена - Давыд, Микула, Пётр, Тума, Копесь и Воришко - выцарапаны на большом камне, положенном в фундамент рядом со входом. Что характерно, выцарапаны кириллическими буквами.

Собор возводился на высоком берегу Западной Двины, на территории детинца, имевшего деревянные и земляные укрепления. Насколько можно судить по результатам археологических исследований, древний Софийский собор был пятинефным крестово-купольным храмом с тремя (а не пятью, как в Киеве) алтарными апсидами. В интерьере деление на нефы обеспечивали шестнадцать крестчатых столпов, а снаружи это деление было отражено в прямоугольных лопатках (по шесть на южном, северном и западном фасадах). Предполагается, что собор мог иметь семь глав - пять над основным объёмом и две над пристройками, каковыми являлись крещальня и лестничная башня. Подобную дополнительную главу над лестничной башней мы видим, например, в новгородской Софии. Подтверждением "семиглавости" Софии может служить упоминание в Новгородской первой летописи: "Полтеск на Двине и на Полоте древян. А святая София каменна о семи версех". В кладке собора использовались плинфа и булыжники, скреплённые цемяночным раствором. При этом кирпичная кладка была выполнена особым образом и представляла собой чередование скрытых и выступающих рядов кирпичей. "Утопленный" ряд замазывался цемянкой, и получались разноцветные полосы - тёмно-красные плинфяные и нежно-розовые цемяночные. Такая система кладки, придающая стенам особую живописность, полюбилась полочанам, они активно применяли её в ХII веке.

Внутренность Софийского собора была богато украшена. Правда, мозаик, как в киевской Софии, мы здесь не найдём, за исключением фресок. Их следы есть на всех древних частях храма, и по ним можно судить, что в интерьере преобладали зеленоватые, жёлтые и синие тона. Полы покрывали поливные разноцветные плитки. Свет, падавший через узкие окна в стенах и барабанах глав, дирижировал этой многокрасочной симфонией. Довершали убранство Софийского собора новгородские "трофеи", привезённые в 1067 году Всеславом Чародеем. Среди трофеев были колокола соборного храма. Так новгородская София невольно "поделилась" с Софией полоцкой. Софийский собор долгое время являлся центром не только собственно церковной, но и культурной жизни Полоцка. Известно, что при нём существовала библиотека, в составлении которой поучаствовала, в частности, внучка князя Всеслава, преподобная Евфросинья Полоцкая. Прежде чем основать за городом свой монастырь, она некоторое время жила - с дозволения полоцкого епископа Илии - "в голубници" собора, переписывая богослужебные книги. С Софийским собором также связано посещение Петром I этого храма.

Летом 1705 года, в разгар Северной войны, в Полоцк прибыл сам император. С его двухнедельным пребыванием здесь связан эпизод, который имел быть и связан с празднованием памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Накануне русский император пришёл в Софийский собор. По привычке монарха он собирался зайти в алтарь, но монахи-базилиане не пустили его, так как для них он являлся "неверным". Сдерживая гнев, царь принялся осматривать храм. А дальше показания источников расходятся. В российских говорится, что Пётр приказал бывшим при нём солдатам арестовать "предерзких" монахов, но последние подняли шум, на который сбежались вооружённые послушники. Началась схватка, в ходе которой четверо униатских монахов были убиты, а несколько человек из свиты Петра получили ранения. Униаты же говорят о том, что монахов в приступе гнева убил лично император, да ещё потом и ограбил собор. Известно, однако, что после этого происшествия царь хотел вернуть Софию православным, но те отказались принять её, справедливо опасаясь новых репресий со стороны польских властей. А завершилась история взаимоотношения Петра и Софийского собора печально. Царь разместил в соборе, откуда он таки выгнал базилиан, пороховой склад. И в 1710 году он взорвался. От древней святыни остались лишь руины, которые в 1738 году сделались основой нового униатского храма, выстроенного в формах виленского барокко. В 1752-1768 годах рядом с ним выросли корпуса базилианского монастыря (не дошедшие до наших дней). Все эти здания составили вместе замечательный ансамбль, но о Софии ХI века в нём уже ничто не напоминало.

В 1839 году Софийский собор послужил декорацией для исторического действа - Полоцкого Собора, на котором состоялось воссоединение униатов с Православной Церковью. Понятно, что здесь не обошлось без "административного ресурса" и это воссоединение отличалось от спонтанных возвращений униатских приходов в лоно Русской Православной Церкви, прокатившихся по бывшим польским землям при Екатерине II. Воссоединение проводилось "сверху", под пристальным доглядом Николая I. Однако и сопротивления "снизу" оно не встретило. Белое духовенство и миряне в массе своей восприняли его благожелательно и даже с энтузиазмом. Софийский собор вновь стал православным - правда, уже не кафедральным, а приписным к кафедральному Никольскому собору, расположенному в центре города.

В начале ХХ века в Софийском соборе произвели капитальный ремонт, а в 1924 году он пал жертвой гонений на Церковь. Его обратили в краеведческий музей. Во время немецкой оккупации он вновь был освящён и действовал, а после войны - как храм - закрылся. И уже навсегда.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №58, 2013 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  29 сентября 2021

Несмотря на современное внеконфессиональное предназначение храма, его уникальность и культурная значимость заставляют нас более подробно остановиться на нём. Древняя София, построенная в середине ХI века при помощи византийских зодчих, была пятинефным крестово-купольным храмом. История не сохранила для нас имён строителей, но как предполагают учёные, ими могли быть Микула, Таума, Вориш и Копес, чьи имена нацарапаны на огромном камне, лежавшем в фундаменте храма рядом со входом.

В отличие от довольно сложных планов киевского и новгородского соборов, план полоцкого храма выразительно прост. основным в пространстве собора было место под центральным куполом, символизировавшим небесный свод. Здесь размещался амвон, вокруг которого располагались верующие. Алтарь был заглублен в центральную апсиду и отделён от основного пространства алтарной преградой. В апсиде до настоящего времени сохранился синтрон - каменная скамья для церковнослужителей. Узорный пол в храме был выложен майоликовыми плитками различных цветов и оттенков, а стены и колонны во всю свою высоту были расписаны фресками. Своеобразной была техника кладки стен древнего храма - из природных валунов и тонкого кирпича-плинфы. Каждый второй ряд плинфы как бы утапливался вглубь стены, а образовавшаяся при этом "пазуха" затиралась цемяночным раствором. Поскольку в древности храмы не штукатурились, то получившиеся красно-розовые полоски на стенах придавали Софии неповторимую красоту при восходе и закате солнца. Фрагменты этой кладки можно и сейчас увидеть в раскрытиях на западной и восточной стенах, сохранившихся с ХI века.

В середине ХVI столетия при реконструкции оборонительных сооружений Верхнего замка Софийский собор подвергся частичной перестройке, в результате которой он приобрёл черты храма оборонного типа. С 1596 по 1839 гг. Софийский собор принадлежал униатам и ими же был восстановлен в облике великолепного барочного храма, после взрыва порохового склада, размещённого в главной святыне города по варварскому указанию Петра I. Талантливый архитектор Ян Глаубиц, руководивший строительством в 1738-1750 гг., сознательно включил в композицию нового собора оставшиеся фрагменты стен апсид древнего храма, чем подчёркивалась преемственность религиозных конфессий и единство веры.

В 1839 году в Софийском храме состоялся церковный Полоцкий Собор, где иерархи униатской церкви Беларуси и Украины подписали Соборный акт, по которому униаты присоединялись к православию. И пусть сам акт, принятый под жёстким давлением царских властей, был далеко неоднозначно воспринят рядовыми священниками и простыми верующими, тот факт, что местом его подписания стал Софийский собор, лишний раз свидетельствует о его высочайшем символическом статусе. И в наше время изумительный храм, воплотивший лучшие традиции белорусского (Виленского) барокко ХVII-ХVIII веков, является непреходящим символом тысячелетней истории и богатейших культурных традиций Полоцкой земли.

Из путеводителя: "Полоцк". - Минск: "РИФТУР", 2008


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  17 августа 2024

«…Самым древним монументальным сооружением в Белоруссии является Софийский собор в Полоцке. Вероятнее всего, он построен Всеславом Брячиславичем в середине XI в. на месте сгоревшего деревянного собора. Такое имя, в честь Премудрости, носили и кафедральные соборы в Киеве и Новгороде. Этот факт отражает глубокие корни связей, единую историческую судьбу трех городов и их культуры, а также то, что Полоцк стремился стать вровень с двумя крупнейшими центрами Руси.

Возведение Софийского собора связано с ростом политической роли города. В этом памятнике отражена сила и значение полоцких князей. Как и Киевская, София Полоцкая служила главным общественным зданием города, где происходил прием послов, объявлялось о войне и мире. По тем временам это был грандиозный собор. Его общие размеры: ширина - 26,4 м, длина (с учетом апсид) - 31,5 м. Посередине здания возвышался барабан и купол центральной главы. По сторонам располагались четыре меньших купола. Всего Полоцкая София насчитывала семь «верхов», т. е. куполов.

Фасады были украшены декоративными нишами, два ряда которых чередовались с рядами оконных проемов с полуциркульным верхом. Поверхность стен снаружи отличалась тщательной отделкой. Кладка была смешанной, похожей на византийскую. Наряду с применением тонкого кирпича, плинфы употреблялся булыжный камень. Ряды камней чередовались с кирпичной кладкой. Стены скреплялись цемянкой - известковым раствором, в который добавлялся толченый кирпич, придавая раствору розовый оттенок. В свою очередь, кирпичная кладка представляла собой чередование выступающего и скрытого ряда кирпичей с заполнением розовым цемяночным раствором полосы между выступающими рядами. Такая система кладки широко применялась в Полоцке в ХІІ в., когда она вышла из употребления в Киеве.

Интерьер Полоцкой Софии разделялся 16 столбами на пять продольных частей, или нефов. Главный неф по ширине превышал 5 м. Три средних нефа заканчивались выступамии - апсидами, где находился алтарь. Деление внутреннего пространства на нефы отмечалось на трех фасадах прямоугольными лопатками, которых было по шесть на каждом фасаде. Внутри собор имел обширные хоры с двойными аркадами.

Хоры предназначались для князя, его семьи и придворных. Под ними внизу находился простой народ, их подданные.

На стенах полоцкого собора сохранились фрагменты монументальной живописи. Орнаментальный мотив фресок выполнен в стиле византийской настенной живописи и напоминает киевские росписи.

Новые данные о Полоцкой Софии получены при раскопках в 1975-1980 гг. Перед южным входом были открыты остатки древнего притвора. Возле северо-западного угла выявлены признаки еще одного помещения (вероятно, башни), через которое осуществлялся доступ на хоры.

Вдоль всего восточного фасада к Софии в ХІІ-ХІІІ вв. были сделаны другие пристройки. Здесь находилась княжеская усыпальница. Раскопано 16 саркофагов, сложенных из плинфы. В середине ХІ в. Киев был единственным художественным центром Руси, местных архитектурных школ еще не существовало.

Полоцкая София была построена, по-видимому, киевскими мастерами при участии местных ремесленников. Необходимым условием для возведения каменных сооружений являлось наличие высокого уровня ремесла и развитой городской жизни. Монументальное зодчество XII в. в отдельных землях Руси отмечено своеобразием: размеры зданий уменьшались, строились трехнефные сооружения с шестью или четырьмя опорными столбами.

Влияние киевских традиций продолжало ощущаться в архитектуре всех земель Руси в период феодальной раздробленности. Киев по-прежнему оставался наиболее крупным культурным центром в Восточной Европе. Вместе с тем в XII в. возникло несколько других центров монументального строительства. Одним из них был Полоцк. Значительная политическая самостоятельность Полоцкого княжества содействовала тому, что зодчие, включая приезжих, могли более свободно проявить свои творческие возможности.

Без малого семь веков простояла здесь третья на Руси по дате рождения София, разрушенная Во времена Северной войны. Позже был воздвигнут храм на фундаменте и остатках ее стен. После 1668 г. собор был отдан базилианам; в ХVІІІ ст. находился в развалинах; униатский архиепископ Гребницкий построил на его месте новую каменную церковь, обновленную в 1851 г…»

Источник: Храмы России / [Авт.-сост. С. Минаков]. – М.: Эксмо, 2010, стр. 405-406


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  29 ноября 2024

«…Теперь разсмотрим наибольший из храмов в г. Полоцке Софийский собор. Первоначально он был деревянный, но по словам Стрыйковскаго, писавшаго в ХVІ веке, князь Борис Гинвилович на месте деревянной церкви основал новый каменный храм в греческом стиле. В каком году основан этот храм, - неизвестно; гг. Сапунов и Батюшков говорят, что хотя Литовская летопись и Стрыйковский величают князя Бориса Гинвиловичем, но вернее он был Всеславич, сын князя Всеслава († 1128 г.), так как князя Бориса Гинвиловича в г. Полоцке никогда не было. Если Софийский [рам построен этим князем, то время его основания надо приурочить к концу XI или началу XII века. В ХІІ веке он существовал несомненно, так как в это время у него в голубце жила преподобная Евфросиния, которая позднее выстроила церковь Спаса близ Полоцка.

В Воскресенской летописи под 1506 г. (7014) сказано: ,,Полтекст на Двине и Полоте Древлян; св. София о седьми верхах. При Иоанне Грозном и Сигизмунде Августе во время взятия Полоцка в Софии совершалась служба, но со вступлением на престол Стефана Батория в 1579 г. Полоцк взят поляками. Герберштейн, бывший очевидцем взятия Полоцка, говорит, что в храме в замке, т.е. в св. Софии, была библиотека, которая в глазах ученых имела большую ценность. Там, кроме летописей, оказалось много сочинений ученых отцов греческой церкви и все на славянском языке. Многия из этих книг будто бы были переведены с греческаго Мефодием и Константином.

Пожаром 1607 г. храм был сильно поврежден. Тогда в его развалины были помещены городской и земский суды Полоцкаго воеводства; но через несколько лет Полоцкий униатский архиепископ Иосафат Кунцевич († 1623 г.) исправил храм хотя с изменениями. Полагают, что этот исправленный храм тоже пострадал от пожара в 1642 г., когда все строения, стены и вышки верхняго замка, где он стоит, были обращены в пепел. При царе Алексее Михайловиче в 1654 г. вновь исправлен, так что в сметной книге г. Полоцка, составленной во врем занятия этого города русскими, говорится "Соборная церковь Софии Премудрости Божией, строения прежних государей, царей и великих князей московских (?), каменная, а в ней местные образы, деисусы и царские двери греческаго письма на золоте". Тогда же в присутствии самого царя Алексея Михайловича соборная церковь св. Софии освящена.

Дальнейшая судьба храма Софии весьма печальна половины XVIII века: храм приходит в такую ветхость, что от него остаются одне развалины. Тогда униатский Полоцкий архиепископ Флориан Гребниц (1762 г.) в 1750 году перестроил храм в западном стиле, при чем совершенно изменил его план и фасад. Этот храм теперь, обращен в кафедральный Полоцкий собор.

Храм этот в настоящее время весьма значительных размеров, как видно по плану, но совершенно изменен против прежняго. Древняя часть первоначальнаго храма сохранилась только с востока, т.е. алтарь, где и теперь находится предел; главный же алтарь храма расположен на север. Таким образом храм этот представляется как бы в виде креста. Внутренность его тоже как и наружность отделана в западном стиле лепной работой. Храм вообще - обширный и светлый, сложен весь из кирпича, за исключением восточнаго выступа, несомненно представляющаго остаток древняго первоначальнаго храма св. Софии ХІ-ХІІ века. Кладка этой части состоит из чередующихся рядов булыжных камней кругляков неправильной формы на известковом растворе и нескольких тонких рядов кирпичей, толщиною в 1 дюйм, с толстыми швами, иногда толще дюйма. Таким образом кладка эта напоминает кладку киевских и вообще наших южных церквей, имевших полосатые фасады. Размеры кирпича весьма похожи на новгородские. Детали наружной отделки храма очень похожи, можно сказать, тождественны по стилю с церковью Благовещения в Витебске, св. Софией в Киеве, Черниговским собором, св. Софией в Новгороде, Мирожским монастырем, Ивановским в Пскове и друг.

Алтарный выступ Полоцкой св. Софии снаружи представляется в виде трех граненых призм. В настоящее время верхняя часть средняго алтарнаго полукружия представляется надстроенной; первоначально же такой надстройки не было, и средний полукруг, вероятно, незначительно превышал боковые выступы. Если всмотримся в план древней части Софии, то, зная устройство древних храмов XI и XII веков, можем приблизительно представить себе план древняго первоначальнаго Софийскаго собора.

План алтаря и значительная высота фасадов боковых полукружий показывают, что храм был кубический (не крестовый). По аналогии смотря на план, можно определит, места вторых столбов, на которые были переброшены подпружныя арки, если в средине сделаем квадрат; западная стена тоже определится, если северозападныя и югозападныя угловыя части тоже сделаем квадратными. Главная масса храма, вероятно, была пятиглавая, но если верить вышеприведенному указанию Воскресенской летописи, что храм в 1156 году был о семи верхах, то надо предположить, что возле него были другия пристройки с главами, например; с запада стояли башни или по бокам приделы.

По материалам книги: Павлинов, Андрей Михайлович (1852-1898). История русской архитектуры / / Соч. акад. А.М. Павлинова. — Москва : типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1894, стр. 38-46.

История русской архитектуры (1894) — Павлинов А.М. — читать книгу онлайн, скачать бесплатно PDF | НЭБ [000199_000009_003668409] (rusneb.ru)



Комментарии и обсуждение


Интересный факт - в 2012 году в Беларуси был выпущен почтовый блок с изображением Софийского собора ХI в. в Полоцке и Храма-Памятника в честь Всех Святых нач. ХХІ в. в Минске.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.