Совешая паломничество по православным святыням республики Беларусь, нельзя не посетить древний Полоцк! Некогда могущественный и именитый, Полоцк занимал одно из первых мест в иерархии древнерусских городов и был славен своими храмами, обителями, самобытной школой зодчества, ремёслами. Уже в 992 году, всего через четыре года после Крещения Руси, на земле Полоцкой была учреждена епископская кафедра. А спустя несколько десятилетий, во время правления князя Всеслава Брячиславича, на высоком холме Полоцкого детинца был возведён величественный собор Святой Софии "о семи верхах" - символ духовной мощи и политической независимости молодого княжества.
12 столетие стало для Полотчины золотой порой расцвета иноческой жизни. В это Богом благословенное время здесь просияла великая угодница Божия, преподобная Ефросиния, прославившая Полоцк в веках. Эта женщина - основательница женской обители, родилась в начале ХII века в семье полоцкого князя Георгия Всеславича и княгини Софии (точная дата рождения святой не установлена. Большинство современных исследователей относят её рождение к 1101-1108 годам). Она являлась праправнучкой святого равноапостольного князя Владимира. До принятия иноческого пострига княжна носила имя Предслава. С ранних лет она полюбила молитву, чтение духовных книг и учения древних богословов и мыслителей. Когда Предславе исполнилось 12 лет (этот возраст считался возрастом совершеннолетия), родители решили выдать её замуж. Но отроковица, чувствуя в душе горячее желание посвятить себя служению Господу, тайно покинула родительский дом и пришла в монастырь, где в то время игуменией была её тётя, вдова князя Романа. Увидев красоту в юной племяннице и опасаясь гнева её отца в случае пострижения, игумения стала уговаривать Предславу от своего намерения. Но княжна не устрашилась трудностям монашеским и осталась непреклонной в своём решении - уйти в монастырь. Удивилась игумения и разуму юной девы и решением в таком возрасте идти вслед за Христом. После этой беседы игумения повелела исполнить волю её: Предслава приняла постриг с именем Ефросиния, в честь преподобной Ефросинии Александрийской, подвизавшейся в V веке в Египте. Некоторое время она пребывала в этом монастыре, выполняя обязанности и устав обители.
Спустя время, по благословению Полоцкого епископа Илии, Ефросиния поселилась в келии-голубце Полоцкого Софийского собора. Кроме молитвы и духовного чтения полоцкая княжна занималась переписыванием Божественных книг. Плату, получаемую от продажи этих книг, она отдавала нуждающимся. Однажды ночью в сонном видении преподобной явился Ангел Божий, который указал ей на место, называвшееся в народе Сельцо. Там находилась церковь-усыпальница полоцких епископов (остатки этого сооружения были обнаружены археологом М. Каргером при раскопках в 1961-65 гг. в 100 метрах к востоку от существующего Спасского храма) и уже стояла деревянная Спасская церковь. Ангел сказал ей: "Ефросиния, здесь тебе подобает быть". В ту же ночь Ангел Господень явился епископу Илии и сказал: "Введи рабу Божию Ефросинию в церковку святого Спаса, что на Сельце, ибо место то святое, а она достойна Царства Небесного...". Епископ Илия благословил деву Евфросинию идти в Сельцо, которая поспешила туда сразу же отправиться, взяв с собой только три хлеба и книги. С ней туда отправилась ещё одна инокиня. Произошло это событие около 1125 года. По прошествии некоторого времени стали приходить на Сельцо девицы, желавшие посвятить свою жизнь Богу. Так образовалась иноческая обитель. В Спасском монастыре приняли постриг четыре родственницы прп. Ефросинии: родная сестра княжна Градислава, двоюродная - княжна Звенислава, племянницы - княжны Кирианна и Ольга.
Преподобная Ефросиния, заботясь о благоустройстве обители, пожелала возвести на месте ветхого деревянного Спасского храма каменный. Построить каменную церковь согласился знаменитый зодчий Иоанн. Спасский храм был построен всего лишь за 30 недель. Когда постройка церкви была уже почти закончена, строители обнаружили, что на завершение её не хватает кирпича (плинфы). Настоятельница тогда с горячей молитвой обратилась к Богу, после чего утром в печи были найдены недостающие плинфы. В тот же день было завершено строительство Спасской церкви, часть стен которой сохранилась до наших дней. Стены храма расписали лучшие мастера того времени. В 1161 году в Спасский храм был перенесён на "вечное хранение" т. н.
Крест-ковчег, изготовленный по заказу самой игумении, полоцким мастером-ювелиром Лазарем Богшей в древневизантийской технике перегородчатой эмали. Уникальное произведение старобелорусского эмальерного и декоративно-прикладного искусства - шестиконечный (высота около 52 см) крест имел кипарисовое основание, которое было обито 22 золотыми и 20 серебряными с позолотой пластинами, украшенными изысканным орнаментом, драгоценными камнями и жемчугом, а также 20 эмальевыми иконками. Крест является ковчегом дляя хранения христианских реликвий: частиц дерева Креста Господня с кровью Иисуса, частиц мощей святого Пантелеймона и великомученика Димитрия Солунского. На кресте размещались надписи, содержащие имя его автора, а так же предостережение тем, кто попытается вынести крест из монастыря. Но, несмотря на заклятие, уже на рубеже ХII-ХIII вв. крест был вывезен князьями-смолянами в Смоленск, а в 1514 году после взятия города великим князем Василием III крест попадает в Москву. В 1563 году Иоанн Грозный, желая завоевать Полоцк, дал обет вернуть святыню в Спасский монастырь, если город будет захвачен. Нужно признать, что русский царь, отличавшийся жестокостью и вероломством, в этом случае сдержал своё слово.
Почти четыре последующих столетия полочане как зеницу ока сберегали драгоценную реликвию, но драматический ХХ век лишил Белоруссию одной из главнейших святынь. В 1941 году, в самом начале войны, крест Ефросинии бесследно исчезает... Ныне в Крестовоздвиженском соборе (1893-97 гг.) Спасской обители хранится точная копия креста, воссозданная мастером Н. Кузьмичом и так же, как оригинал, содержащая хрстианские реликвии.
Наибольшего расцвета монастырь достиг к концу ХIХ - нач. ХХ века, а после того как в 1910 году из Киево-Печёрской лавры были торжественно перевезены мощи святой Ефросинии в Полоцкий Спасский монастырь, обитель становится местом массового паломничества верующих. После 1917 года, в ходе государственной антирелигиозной кампании все церковные ценности монастыря были реквизированы, а сам он в 1925 году закрыт. Все здания, до этого принадлежавшие обители, переданы военному ведомству и различным государственным структурам. На момент закрытия в обители проживало 146 сестёр. Изгнанным из монастыря монахиням пришлось поселиться в Полоцке в домах родственников и прихожан. Некоторые насельницы Спасской обители переехали на отведённый им участок из-под вырубленого леса, называвшейся Пеньки. Здесь была организована сельскохозяйственная артель, которая жила по монастырскому уставу. После закрытия артели (1928 г.) сёстры продолжали нести монашеский подвиг в миру.
В 1943 году, во время немецко-фашистской оккупации, монастырь вновь начинает действовать, в него возвращаются некоторые монахини. Несмотря на действующий монастырь, в одном из корпусов Спасо-Ефимиевского монастыря размещалось немецкое командование, а в Кресто-Воздвиженском соборе содержались военнопленные. 23 октября 1943 года, с разрешения немецких властей мощи преподобной Ефросинии были вновь перевезены из Витебска в Полоцкую обитель. Первые послевоенные годы даже пользуются поддержкой местных властей. Однако стремительно растущая популярность монастыря среди населения (в 1954-57 гг. количество прихожан выросло более чем в два раза) воспринималась советским и партийным руководством как идеологическая угроза основам коммунизма.
В 1960 году обитель была закрыта ещё раз, насельниц переместили в Жировичский Свято-Успенский монастырь. Спасо-Преображенская церковь была передана приходской общине и являлась единственным действующим храмом в Полоцке. Только в 1989 году, 6 июля, последовало решение Священного Синода РПЦ о возрождении Полоцкой Спасо-Ефросиньевской обители. В 1990 году Спасский монастырь возобновил свою деятельность, сюда вернулись сёстры из Жировиц. В храмах и корпусах открывшейся обители начались ремонтно-восстановительные работы. Менее чем за два года монастырь преобразился.
Святые мощи прп. Ефросинии с 1943 по 2007 год почивали в Спасском храме (сейчас они находятся в Кресто-Воздвиженском соборе). Дважды, в 1998 и 2006 годах, совершалось их переоблачение и освидетельствование. В результате медицинской экспертизы был установлен факт сохранения священных останков в нетленном виде без всяких средств консервации, несмотря на то, что мощи неоднократно переносились с места на место и пребывали в самых различных климатических условиях. Сохранились не только кости, но и мягкие ткани, и кожа. Ежегодно 5 июня, в день памяти святой Ефросинии, в монастырь со всех уголков Беларуси и из-за её пределов стекаются тысячи паломников, чтобы поклониться мощам полоцкой княжны, которая по праву считается небесной заступницей Белорусской земли.
С сайта: Spas-monastery.by/history/ и из путеводителя: "Полоцк". - Минск; "РИФТУР", 2008