Преображенский монастырь, мужская обитель в честь Преображения Господня Великотырновской епархии Болгарской Православной Церкви. Находится в 6,5 км от Велико-Тырново, в Дервентском ущелье, на северной стороне каньона р. Янтра, напротив Патриаршеского монастыря.
Согласно преданиям, монастырь был основан в ХI в. как метох афонской обители Ватопед либо во время Второго Болгарского царства. Расцвет П. м. пережил в правление болгарского царя Иоанна Александра (1331-1371) и его сына Иоанна Шишмана. Иногда обитель называлась «Монастырь Сары», в честь супруги Иоанна Александра Сарры (в крещении Феодоры), считавшейся ее ктитором. Во время османского нашествия П. м. подвергся разорению.
Изначально обитель находилась в другом месте, которое было обнаружено в 1952 г. в 1,5 км южнее от современного местоположения. Исходя из археологических данных, основание П. м. датируют либо 2-й половиной ХIII - 1-й половиной ХIV в. либо 1360 г. Храм находился в центре комплекса и делил его на 2 части - северную, для монахов, и южную, хозяйственную и гостевую. В нижней части южной и западной стен храма видны фрагменты фигур святых, расположенных в удлиненных арках с колоннами, украшенных орнаментом. Предполагается, что здесь представлены раннехристианские монахи-пустынники, вероятно преподобные Онуфрий, Макарий, Арсений, Евфимий Великий, Павел Фивейский и другие. На основании стилистических особенностей эти фрески датируются 40-60-ми гг. ХIV в. В 1990 г. при раскопках в южной части комплекса были обнаружены руины небольшого удлиненного прямоугольного храма с фрагментами фресок и украшений фасадов в виде чашек, окрашенных зеленой и желто-коричневой глазурью и характерных для ХIV в. Здание поддерживали мощные контрфорсы, позже для его укрепления возвели 6 пилонов.
Время восстановления П. м. неизвестно, под 1763 г. в Тырновском церковном кодексе представлена опись ценных церковных книг и утвари, находившихся в собственности обители. Во время кырджалийских восстаний П. м. пережил разграбление и несколько лет оставался пустым. Согласно сообщению писателя П. Р. Славейкова, в 1821 г. иеромонах Зотик из Рильского монастыря нашел «Святое Преображение» разрушенным и безлюдным. К 1825 г., когда митрополит Тырновский Иларион (1821-1827, 1831-1838) поставил иеромонаха Зотика игуменом П. м., братия уже проживала на территории средневекового скита, переселение, вероятно, было вызвано частыми горными обвалами, угрожавшими строениям.
Время возведения скита неизвестно. В его храме имелись фрески, в том числе ктиторский портрет болгарского царя Иоанна Александра, царицы Сарры (Феодоры) и Иоанна Шишмана с подписью «Ктиторы храма сего Св. Преображение Господне». Но вскоре храм разобрали, а на его фундаменте болгарский мастер Димитр Софиянлия начал возводить новый храм тех же размеров (7,4×24,25 м). Фирман с разрешением на строительство султан Махмуд II издал в 1834 г. Однако в начале апреля 1835 г. турецкие власти казнили Димитра Софиянлию за участие в болгарском восстании (так называемой Велчовой завере), поэтому возведение храма завершил в 1837 г. болгарский архитектор Никола Фичев. Согласно монастырской летописи, на строительство церкви было потрачено 64 600 грошей, а на ее освящение - 2200 грошей. Это однонефное строение с 3 конхами, афонского типа, низкий купол опирается на 5-гранные пандантивы. Широкая апсида занимает почти весь восточный фасад. В алтаре устроены 2 ниши для жертвенника и диаконника. В 1849 г. к храму был пристроен притвор с запада. Ктиторская надпись на западной стене притвора упоминает иеромонаха Зотика и митрополита Илариона, сообщает о возобновлении в 1835 г. монастыря как общежительного и перечисляет имена 38 «потрудившихся» насельников.
29 сентября 1849 г., согласно сообщению ктиторской надписи, роспись внутреннего помещения и фасадов Преображенского храма, при игумене Серафиме, завершил Захарий Зограф: над западным входом в женское отделение он оставил автограф: «рукой Захарии изографа Христовича, болгарина из македонского Самокова», на западной стене того же помещения разместил автопортрет. Фрески храма весьма близки по стилю к росписи церкви Троянского монастыря, которую мастер завершил чуть ранее. За роспись храма в П. м., согласно сохранившемуся в архиве договору, Захарий получил 24 тыс. грошей. В 1851 г. он же в Самокове создал большую часть образов для иконостаса храма, в том числе престольную икону. Образ святителя Николая Чудотворца, который находится у северных дверей, в 1823 г. написал Симеон Цонюв из рода Витановых. Мастера из Трявны написали 15 икон праздничного ряда, а в 1848-1850 гг. выполнили и позолотили иконостас.
В 1860-1861 гг. Фичев построил г-образный 2-этажный монашеский корпус с проездными воротами, 3-ярусную колокольню и 3-нефную зимнюю церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в нижнем этаже которой были устроены костница и параклис во имя апостола Андрея Первозванного. Иконы для этой церкви написал Станислав Доспевский.
В 1906 г. в П. м. был проведен ремонт, художник из Трявны Иван Йонков обновил часть фресок. Но в 1913 г. при землетрясении все строения получили серьезные повреждения. В 1915 г. Апостол Христов из с. Галичник (Сев. Македония) восстановил украшения фасадов храма и обновил фрески. В 1920 г. были написаны 5 сцен на северном фасаде храма. В середине 60-х гг. ХХ в. и в 1991 г. строения обители пострадали при горных обвалах. Неоднократно (в 1943, 1962-1964, 1971-1972, 1982, в конце 90-х гг. ХХ в., 2004, 2017) в П. м. проводились реставрационные работы.
Обитель в 1927 г. получила статус памятника народной древности, в 1957 г. - памятника архитектуры и культуры, в 1979 г. - памятника культуры национального значения. С 1950 по 1957 г. П. м. имел статус ставропигии.
По материалам сайта «Православная энциклопедия»