Этот каменный однокупольный храм был построен в 1856 году в центре монастырской территории. Освятил его 20 августа 1857 года епископ Тамбовский Макарий (Булгаков) - в будущем митрополит Московский, знаменитый историк Церкви и богослов. Первоначально храм простирался в длину на 25 метров, в ширину на 9 метров, имел один престол в честь Милостивой иконы Божией Матери. Купол его позолотили по особой технологии, "через огонь". При входе, с северной и южной сторон, были пристроены по одной келье. В конце ХIХ века храм подвергся реконструкции по проекту известного архитектора А. С. Четверикова. Свой проект он выполнил в византийском стиле, размеры храма при этом существенно увеличились: длина - до 37 метров, ширина - до 29 метров. В западной его части появилась колокольня высотой 40 метров. Кроме главного престола, освящённого в честь иконы Божией Матери "Милостивая", с южной стороны был устроен придел в честь Преображения Господня, а северной стороны - во имя преподобного Сергия Радонежского. Стены храма покрыли росписями - они подверглись уничтожению в советскую эпоху. Сейчас росписи восстановлены только в алтарной части храма.
Церковь получила широкую известность в России - в частности, своей иконой Божией Матери "Неувядаемый Цвет". Эту икону особенно почитал преподобный Серафим Саровский, который говорил, что она чудотворная, и неоднократно присылал для неё свечи и масла. Размером примерно метр на метр, образ был написан старинным византийским письмом на полотне, наклеенном на доску. Матерь Божия на нём представала с символами царской власти - скипетром в правой руке и державной в левой. Богородица и младенец Иисус - в коронах, над Христом был изображён пророк Иоанн Предтеча. Чудотворная икона досталась обители вместе с домом госпожи Богдановой, отец которой долгое время нёс воинскую службу на Кавказе. Благотворительница рассказывала, как однажды он, спасаясь от горцев, вплавь преодолевал бурные воды Терека и едва не утонул, но взмолившись: "Царица Небесная! Ради Своей иконы, которая теперь со мной, спаси меня!" - был чудесным образом перенесён на берег. А надо заметить, что офицер всегда возил этот образ с собой. Следы иконы Божией Матери "Неувядаемый Цвет" затерялся в богоборческие годы. До постройки храма эта икона находилась в трапезной, перед ней постоянно горела лампада. В какой-то момент сёстры, желая сэкономить, перестали зажигать лампады перед образом. И вот однажды, когда насельницы обедали, юродивая послушница Пелагея Алексеевна, увидела, как огонь голубоватой лентой сошёл откуда-то сверху на лампаду, находящуюся перед "Неувядаемым Цветом". Лампада зажглась, и это так ужаснуло Пелагею, что она громко закричала: "Горит!" Крик заставил всех обратить внимание на лампаду, которая светилась ярким пламенем. Сестёр обуял панический страх, они прервали обед, припав к образу с молитвами. С той поры и до закрытия монастыря в 1920-х годах, около полувека, перед иконой Божией Матери "Неувядаемый Цвет" никогда не гасла лампада. В 1872 году над образом установили балдахин, украшенный позолоченной резьбой. Эта икона особо почиталась преподобным Серафимом Саровским, духовным отцом Кадомской женской обители.
Из журнала: "Православные Монастыри. Путешествие по святым местам". Выпуск №100, ООО "Де Агостини", 2010